Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Потенциальная емкость рынка – представляет собой максимально высокий объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные потребители приобретаю...полностью>>
'Диплом'
Национально-культурная специфика проектирования и проведения кампании в сфере связей с общественностью. Концепция социально-этического маркетинга и ф...полностью>>
'Викторина'
Расширить представления учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева, в игровой форме повторить и применить свои знания ...полностью>>
'Методические рекомендации'
нежесткая дорожная одежда: Дорожная одежда со слоями, состоящими из асфальтобетонов, укрепленных органическими вяжущими материалов и грунтов, а также...полностью>>

Планирование аудита денежных средств 7 > Аудиторские процедуры 15

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Оглавление

1. Теоретические основы организации аудита денежных средств 5

1.1.Цель, задачи и источники аудиторских доказательств 5

1.2. Планирование аудита денежных средств 7

1.3. Аудиторские процедуры 15

2. Аудит денежных средств на ОАО «Стройкомплект» 19

2.1. Характеристика деятельности ОАО «Стройкомплект» 19

2.3. Методика учета и аудита денежных средств 21

в ОАО «Стройкомплект» 21

2.3.2. Аудит учета денежных документов 23

2.3.3. Виды нарушений при ведении операций по кассе 24

2.3.4. Ответственность предприятий в случае несоблюдения
условий работы с денежной наличностью и нарушения
порядка ведения кассовых операций 25

2.3.5. Аудит операций по расчетным счетам 26

2.3.6. Аудит операций по валютным счетам 28

2.3.7. Аудит операций по прочим счетам в банках 30

2.3.8. Аудит учета средств в пути 30

2.4. Отчет по результатам проверки 32

Заключение 37

Приложение: Аудиторская программа тестов средств контроля кассовых операций и аудиторских процедур 38

Введение

Любое предприятие, независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности и вида деятельности, в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью использовать в своей работе наличные денежные средства. Также зачастую возникает необходимость приобретать, либо получать каким-либо иным способом различные денежные документы, такие, как оплаченные путевки в дома отдыха, почтовые и вексельные марки, авиа- и железнодорожные билеты. В связи с этим возникает необходимость учета таких активов, и, как следствие – аудиторская проверка правильности этого учета.

Тот факт, что работникам бухгалтерии при учете денежных средств и денежных документов в кассе предприятия приходится сталкиваться непосредственно с наличными денежными средствами, создает дополнительную почву и соблазн для возможных злоупотреблений, несмотря на многочисленные правила и инструкции по учету наличных денежных средств и денежных документов. Кроме того, это создает повышенный интерес как работников органов налогового контроля, так и непосредственно работников самого предприятия.

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране по-полнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является по-нятие аудита.

В Российской Федерации аудит – новое направление контроля за хозяйст-венной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлы -нул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продук-ции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и до-полнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налого-плательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соб-людении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, которой бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с це-лью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит - дея-тельность направленная на снижение предпринимательского риска.

В соответствии с федеральным законом №119-ФЗ от 07.08.2001 г., ауди-торская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независи-мой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является вы-ражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди-руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодате-льству РФ.

В связи с вышесказанным аудитору при проверке правильности учета наличных денежных средств и денежных документов, т.е. правильности их оприходования, хранения и списания, следует проявлять повышенное внимание и ответственность.

Освоение методики аудита кассовых операций является важным по нескольким причинам:

• денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия;

• денежные операции носят массовый и распространенный характер;

• подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности экономического субъекта наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

Цель курсовой работы – заключается в изучении и раскрытии порядка ау-дита денежных средств и расчетов и разработки мероприятий по совершенство-ванию методик аудита и учета денежных средств.

Основными задачами данной работы являются:

- ознакомление с основной нормативной, методической и учебной литера-турой по теме работы;

- рассмотреть порядок ведения аудита денежных средств;

- выработка конкретных мер и предложений по совершенствованию ауди-та учета денежных операций на предприятии.

Объектом исследования выбрано ОАО «Стройкомплект».

Методологической и теоретической основой при написании работы пос-лужили Федеральные законы РФ, Приказы Минфина РФ, и другие норматив-ные акты по изучаемым вопросам, учебная литература.

1. Теоретические основы организации аудита денежных средств

    1. Цель, задачи и источники аудиторских доказательств

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) № 1 «Цель и основные принципы аудита финан-совой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности ауди-руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодате-льству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отче-тов с целью:

Задачи учета денежных средств:

  1. Проверка денежных средств в кассе

  2. Проверка средств на счетах в банке

  3. Проверка денежных средств в пути

  4. Проверка денежных документов.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность.

Первичные документы включают: договор на расчетно-кассовое обслуживание с банком, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, мемориальные ордера, платежные требования-поручения, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера.

Регистры бухгалтерского учета включают: Главную книгу, Журналы-ордера N 2, 3, Ведомость N 2.

Отчетность включает:

  • сведения о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации.

  • Отчет о движении денежных средств (форма N 4).

При аудите операций с денежными средствами аудитор самостоятельно определяет методы и процедуры, которые он будет использовать при проверке.

По охвату документации аудитор применяет сплошной метод, при котором тщательной проверке подлежат все документы по движению денежных средств.

По сбору доказательств аудитор может применить:

1. Метод фактической проверки, т. е. проведение инвентаризации;

2. Метод документальной проверки, при котором документы подвергаются:

а) формальной проверке, т. е. все документы проверяются с точки зрения правильности их оформления, применения унифицированных стандартных форм, заполнение всех реквизитов;

б) логическая — предполагает проверку с точки зрения законности и целесообразности данной операции;

в) проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей;

3. Метод опроса может применяться на всех стадиях проведения аудита денежных средств в письменной или устной форме.

4. Метод подтверждения применяется для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств. Аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны;

5. Использование документов предыдущей проверки;

а) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

б) оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

6. Метод прослеживания - это процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухучете;

7. Метод наблюдения.

Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку производят несколько специалистов1.

1.2. Планирование аудита денежных средств

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита""аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу" (Приложение). Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:

расчетов с юридическими лицами;

расчетов с физическими лицами;

поступления денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;

сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути"*(2)).

Статья бухгалтерского баланса "Денежные средства" должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации";

50-2 "Операционная касса";

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 "Операционная касса" открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Вопросам аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) посвящено несколько правил (стандартов) аудиторской деятельности. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машиноориентируемых или ручных процедур. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Если аудитор оказывает субъекту сопутствующую аудиту услугу, то он может рекомендовать применять ту или иную систему КОД. Аудитор должен проверить надежность средств внутреннего контроля в системе КОД.

В разделе 4 правила (стандарта) "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" перечислены вопросы, которые аудитор должен отразить в рабочих документах, в частности: организационная форма обработки данных, форма бухгалтерского учета, участки учета, функционирующие в системе КОД, как передаются данные, как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей), как обеспечивается хранение данных и архивирование. Рекомендуется обращать внимание на частоту обновления программного обеспечения, возможность реагирования компьютерной системы на изменения законодательства, расширения ее функций, формирования бухгалтерского учета.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному заключению руководителя и при условии заключения с ним договора.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (п.4.8). Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей.

Одним из источников получения аудиторских доказательств являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Недостача средств списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", с которого затем списывается в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Указанный выше Порядок предусматривает обязанности руководителей организаций:

оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

обеспечить ведение одной кассовой книги;

производить прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий на свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней) включая день получения денег в банке (п.9 разд.1 Порядка).

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрен штраф с организации в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности, а с ее руководителя - в 50-кратном размере МРОТ.

Приведем пример. Организации установлен лимит остатка кассовых средств в размере 20 000 руб. Остаток на конец дня составил 23 486 руб.

Будут применены штрафные санкции:

к организации: 3486 х 3 = 10 458 руб.;

к руководителю: 100 х 50 = 5000 руб.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККМ несколько операционных. Для каждого ККМ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную ККМ. Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе в размерах и на сроки, определяемые руководителями.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п.9 разд.1 Порядка). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п.6 Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Банком России 29 сентября 1994 г.).

Согласно п.11 разд.I Порядка выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу. Как показывает практика, в организациях допускается нарушение данного положения.

Приведем пример. Задолженность за гражданином на 1 августа составила 7000 руб. Авансовый отчет представлен 6 августа на сумму 3520 руб., остаток задолженности составил 3480 руб. 7 августа ему выдано еще 5000 руб. 9 августа представлен авансовый отчет на сумму 7180 руб., остаток задолженности - 1300 руб. В данном случае к организации могут быть применены штрафные санкции за неправильное ведение бухгалтерского учета (при условии, что не нарушены еще и сроки отчета по подотчетным суммам).

Нередко встречаются случаи, когда организацией допускается выплата наличных сумм другим юридическим лицам в размерах, превышающих установленный лимит. Письмом Банка России от 7.10.98 г. N 375-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в суммах, не превышающих 10 000 руб. по одному платежу. Под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенные товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме не более 10 000 руб.

За расчеты наличными денежными средствами всех установленных лимитов в соответствии с Указом N 1006 предусмотрен штраф с предприятия в 2-кратном размере суммы произведенного платежа и с руководителя предприятия штраф в 50-кратном размере МРОТ. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 г. N 14-4/308).

Аудитор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичной учетной документации, разработанные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение документов штампом "Оплачено" с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году). Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность произведенных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерному отнесению производственных затрат на себестоимость. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации. Заметим, что наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами.

Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита".

Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономическим субъектом может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.

    1. Аудиторские процедуры

Методика проверки включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации денежных средств на расчетных и специальных счетах организации

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков.

Соответствие проверяемых первичных документов регистрам бухгалтерского учета

Выполняются следующие действия:

1. Проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала-ордера N 2 и ведомости N 2, журнала-ордера N 3.

2. Проверяется соответствие данных журнала-ордера N 2 и ведомости N 2, журнала-ордера N 3 за каждый месяц данным по Главной книге.

3. Сопоставляются обороты по кредиту счетов 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках") с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги.

4. Проверяется соответствие данных журнала-ордера N 2 и ведомости N 2, журнала-ордера N 3 данным отчета о движении денежных средств (форма N 4).

5. Сопоставляется сальдо по счету 51 ("Расчетный счет") в Главной книге на начало года и на конец соответствующего отчетного периода со строкой 262 граф 3 и 4 бухгалтерского баланса.

В случае, если организация ведет учет с применением средств вычислительной техники, приведенные выше данные первичных документов и отчетов сверяются с данными машинограмм по счетам 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках").

При проверке правильности документального оформления хозяйственных операций выполняются следующие действия:

1. Проверяется достоверность и полнота сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставленных проверяемой организацией в налоговый орган. Эти сведения позволяют аудитору определить, все ли открытые организацией счета отражены в отчетности.

2. Проверяется наличие необходимых первичных документов по счетам - выписок по расчетным счетам и приложенных к ним платежных документов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. В целях проверки полноты первичных документов проверяется соответствие исходящего и входящего сальдо по выпискам по расчетному счету организации в те дни, когда имелось движение по счету. Исходящее сальдо по выписке предыдущего дня должно соответствовать входящему сальдо по выписке следующего дня движения по счету. Несоответствие указанных сальдо означает отсутствие части первичных документов.

Подлинность платежных документов можно проверить по наличию отметки банка о том, что данный платежный документ был проведен банком.

В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части платежных документов или отсутствие соответствующей отметки банка, аудитор может предложить организации восстановить недостающие первичные документы.

3. Проверяется соответствие данных выписок по расчетным счетам организации и приложенных к ним платежных документов данным журналов-ордеров N 2, N 3 и ведомости N 2 или данным машинограмм по счетам 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках").

Виды нарушений

┌─────┬───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│N п/п│ Основные нарушения │ Какой нормативный │

│ │ │ документ нарушен │

├─────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1 │Допущены исправления в банковских документах │Закон N 129-ФЗ, п. 5 ст. 9 │

├─────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 2 │Отсутствуют оправдательные документы (платежные│Закон N 129-ФЗ, п. 1 ст. 9 │

│ │документы, выписки по расчетным счетам) │ │

├─────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 3 │Не соответствуют данные аналитического учета│Закон N 129-ФЗ, п. 4 ст. 8 │

│ │оборотам и остаткам по счетам синтетического│ │

│ │учета │ │

├─────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 4 │Не соответствуют данные бухгалтерской│Закон N 129-ФЗ, п. 1 ст. 10│

│ │отчетности данным синтетического учета │ │

└─────┴───────────────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘

Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

4. Проверка организации материальной ответственности.

5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

6. Документальное оформление движения наличности.

7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.

8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.

2. Аудит денежных средств на ОАО «Стройкомплект»

2.1. Характеристика деятельности ОАО «Стройкомплект»

ОАО «Стройкомплект» был создан в 2001 году с целью производства строительных материалов для нужд Одинцовского машиностроительного завода. Данным предприятием за время своей деятельности большое количество различных видов строительных материалов.

За отчётный период планирования своей деятельности предприятие осуществляло связи с управлением завода и заключёнными договорами. К началу 2002 года данная схема планирования перестала работать т. к. машиностроительный завод в силу финансово-экономических трудностей был вынужден приобретать часть видов материалов у сторонних производителей.

Произошло сокращение хозяйственных связей. По этой причине встала проблема самостоятельного планирования своей деятельности. Возможно, что в будущем предприятию придётся переориентировать свою производственно-хозяйственную деятельность. Необходимо искать новые рынки сбыта предлагаемых услуг, т. е. активно действовать в поисках новых контрактов.

Высший орган предприятия – общее собрание акционеров; в период между ними управление осуществляется советом директоров и исполнительной дирекцией.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 187 тыс руб.

Уставный капитал Общества состоит из 93 500 акций номинальной стоимостью 2 рубля каждая. Все акции Общества являются именными и на момент регистрации Устава размещены между акционерами Общества и полностью оплачены (из них 88 000 акций – обыкновенные и 5 500 – привилегированные). Все акции Общества выпущены в без документарной форме.

Ежемесячный товарооборот составляет 3 450 тыс. руб.

Предприятие ежегодно наращивает объемы производства на величину до
70 %.

Основными видами выпускаемой продукции являются: автоматные детали, штамповочные детали, расходомеры, мелкие (винты, клеммы) и среднегабаритные детали (до 2,5 м в диаметре),сигнализаторы, регуляторы, и другие. Среднесписочная численность работников составляет 264 человека.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель предприятия. Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за соблюдение учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное и достоверное представление бухгалтерской отчетности, обеспечивает контроль за правильным, экономным и целевым использованием средств, своевременность и полноту расчетов по налогам и сборам.

2.3. Методика учета и аудита денежных средств

в ОАО «Стройкомплект»

2.3.1. Учет и аудит кассовых операций

Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осущес-твлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Поряд-ком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным реше-нием совета директоров Банка России от 22.09.93 г. №40.

Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного счета ст-рого на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживаю-щим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной пла-ты, пособий, но не более 3-х рабочих дней.

Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.

Кассовые операции носят массовый характер, поэтому этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы их проверки достаточно просты. Вследствие этого при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать помощников.

Перечислим аудиторские процедуры, которые используются при проверке кассовых операций: инвентаризация кассы, обследование помещения кассы, опрос, проверка соблюдения установленных на предприятии правил совершения некоторых операций, проверка, сравнение документов.

При проведении сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами.

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, для оплаты мелких хозяйственных расходов и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы сотрудникам предприятия, премий и пособий по временной нетрудоспособности.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и определяет остаток денег в кассе на следующий день.

Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают вместе со всеми приходными и расходными документами в конце рабочего дня в качестве отчета по кассовым операциям.

По желанию аудитора или директора предприятия можно провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет.

При инвентаризации кассы необходимо проверить:

- имеется ли приказ о назначении кассира;

- заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы;

- соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

После инвентаризации кассы аудитору необходимо проверить:

- созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

- полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам;

- правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- имеются ли подписи в получении денег (для этого надо выборочно проверить на соответствие подписи в расходных ордерах и ведомостях);

- правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней;

- наличие или отсутствие штампов на кассовых документах ("Получено", "Оплачено");

- соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

- соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе;

- правильность выдачи денег по доверенностям;

- соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

- наличие в организации действующей системы проведения ревизии кассы.

2.3.2. Аудит учета денежных документов

В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы.

Как уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 "Денежные документы", при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов.

Аудитору необходимо проверить:

- правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 "Денежные документы" и записей в книге по учету и движению денежных документов.

2.3.3. Виды нарушений при ведении операций по кассе

При ведении операций по кассе возможны следующие нарушения:

1. Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.

2. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям, присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.

3. Излишнее списание денег по кассе (неоднократное использование одних и тех же документов, списание сумм без оснований или по подложным документам, неправильный арифметический подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).

4. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Неоприходование денег по кассе связано с сокрытием приходных операций или со списанием полученных сумм непосредственно на расходы.

Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денежных средств, полученных с расчетного счета. Присвоение денег в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Надо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными кассовыми ордерами.

5. Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с поступающими в кассу проверяемого предприятия суммами других юридических лиц и предпринимателей, действующих без образования юридического лица). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.

6. Расчеты наличными с населением за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги (без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах).

7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

2.3.4. Ответственность предприятий в случае несоблюдения
условий работы с денежной наличностью и нарушения
порядка ведения кассовых операций

В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусмотрена ответственность за следующие виды нарушений:

- за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

- если денежная наличность не оприходована в кассу, налагается штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

- если не соблюден действующий порядок хранения свободных денежных средств, сумма наличных денег в кассе превышает установленный лимит, налагается штраф в 3-кратном размере суммы, превышающей установленный лимит.

В случае нарушения требования Закона РФ от 18 июля 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" будут применены следующие штрафные санкции:

- если предприятие ведет расчеты с населением без применения ККМ - штраф в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если при расчетах используется неисправная контрольно-кассовая машина - штраф в 200-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если предприятие не вывесило ценник на продаваемый товар - штраф в 100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если покупателю не выдан чек или в чеке указана сумма менее уплаченной - штраф в 10-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов стоимости покупки (услуги).

2.3.5. Аудит операций по расчетным счетам

В соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и пре-дпринимательской деятельности" каждое предприятие вправе открывать в лю-бом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых опера-ций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридичес-кого лица и находящимся на самостоятельном балансе.

Аудитор прежде всего устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов проверяет, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:

- соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

- правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;

- правильность отражения конвертации рубля;

- наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречная проверка в банке);

- обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированные зарплаты, алименты и т.п.);

- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке;

- полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).

Если в выписке будут установлены факты подчистки и не оговоренных в письменном виде исправлений, нужно провести встречную проверку в учреждениях банка.

2.3.6. Аудит операций по валютным счетам

Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами.

В соответствии с действующим законодательством организации могут открывать к счету 52 "Валютные счета" следующие субсчета: "Транзитные валютные счета", "Текущие валютные счета" и "Валютные счета за рубежом".

При отражении операций на текущих и транзитных валютных счетах необходимо ознакомиться с инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7.

Следует обратить внимание на то, что транзитный валютный счет выполняет в основном функции счета, аккумулирующего поступающие в пользу организации средства в иностранной валюте и контролирующего эти поступления в части осуществления организацией обязательной продажи валютной выручки. Функции счета расчетов транзитный валютный счет выполняет очень ограниченно.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами РФ на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. Движение средств по этим счетам отражаются по счету 52, субсчет "Валютные счета за рубежом".

Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

- как зачислялась валютная выручка от реализации и других валютных операций при совершении внешнеэкономических операций;

- законность открытия валютных счетов;

- соответствие сумм по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;

- правильно ли применялись формы расчетов при внешнеэкономической деятельности;

- своевременно ли предоставляются платежные поручения на продажу выручки, если зачисление валютной выручки прошло по транзитному счету;

- правильно ли оплачено комиссионное вознаграждение за открытие валютных счетов;

- правильно ли отражены в учете операции по покупке и продаже валюты;

- правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы;

- правильно ли перечислены авансы за импортную продукцию.

2.3.7. Аудит операций по прочим счетам в банках

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам ведется на счете 55 "Специальные счета в банках". К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 "Аккредитивы", 55-2 "Чековые книжки", 55-3 "Депозитные счета" и др.

Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:

- правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;

- правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;

- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если были такие операции);

- полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.д.) от родителей и прочих источников;

- предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;

- правильность составления бухгалтерских проводок.

Соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 сверяется с главной книгой и журналом-ордером N 3.

2.3.8. Аудит учета средств в пути

К денежным средствам в пути относится выручка предприятия за реализованную продукцию, внесенная в кассы кредитных учреждений, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет. Для учета таких операций используется счет 57 "Переводы в пути", также на этом счете могут отражаться операции, связанные с продажей иностранной валюты.

Основанием для записей по счету 57 "Переводы в пути" являются копии квитанций банка или почты (например, при сдаче наличных денег), копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Аудитору необходимо проверить:

- наличие первичных документов;

- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям со средствами в пути;

- правильность ведения аналитического учета по счету 57 "Переводы в пути".

2.4. Отчет по результатам проверки

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

3. Совершенствование аудита денежных средств и расчетов с использованием компьютера

Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учет-ной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления. Система субъекта хозяйствования существенно влияет на методи-ки ревизии и аудита. Аудитор на стадии подготовки к проверке хозяйствующе-го субъекта должен изучить организационно-техническое обеспечение контро-ля и определить необходимость привлечения для исследования его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма системати-зации информации, влекущие ее искажение.

Компьютерная обработка данных в организации имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значитель-ных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:

  • компьютер используется организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;

  • компьютер используется организацией для обработки экономической инфор-мации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным фактов хозяйствен-ной деятельности, отдельным участкам учета.

При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохра няются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютер ной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором сис-темы учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.

Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудито-ра необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в об-ласти информационных технологий. А также аудиторской организации целесо-образно иметь библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагать усилия к изучению особенностей их практичес-кого применения.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все су-щественные вопросы организации обработки учетных данных в системе ком-пьютерной обработки данных организации, отразив в нем следующие положе-ния:

  • организационная форма обработки данных, например: обработку данных осу-ществляет специальное подразделение или компьютеры установлены на рабо чих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется не -посредственно бухгалтерами; обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по заключенному с ней договору;

  • форма бухгалтерского учета;

  • разделы и участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработ-ки данных;

  • система компьютерной обработки данных размещена на одном или нескольк-их компьютерах;

  • обработка данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;

  • обеспечение архивирования и хранения данных;

  • передача данных производится: с использованием каналов связи, через внеш-ние носители или происходит ввод данных с клавиатуры.

В условиях компьютерной обработки данных большое значение необхо-димо придавать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уро-внем детализации. При исследовании компьютерной обработки данных особое внимание следует уделить установлению в ней рисковых зон. Этого можно дос-тичь при проведении процедур тестирования электронной системы учета.

На начальном этапе аудитор производит тестирование вводной информа-ции. Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст реальных результатов, ес-ли исходные данные не отражают по существу совершенные хозяйственные операции.

Аудитору необходимо также проверить полноту и правильность регист-рации исходных данных в компьютер­ной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных докумен-тах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе элект-ронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной дея-тельности и способе ее обработки.

Также аудитор должен оценить возможности системы компьютерной об-работки данных в части:

  • гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного за -конодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;

  • формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;

  • осуществления аналитических процедур;

  • расширения функций компьютерной системы.

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в об-ласти компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.

При проведении аудиторской проверки учета денежных средств и расче-тов в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляю-тся ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–факту-ры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материа -льно ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регис-трации и т.д.

Заключение

Аудит денежных средств и денежных документов в кассе предприятия являет собой важный раздел аудита всего предприятия в целом. Из сказанного выше становится ясно, что аудит этой области – сложный, трудоемкий и ответственный процесс, требующий от проверяющего аудитора собранности и внимания. Поэтому общая практика такова, что обычно аудит кассы и денежных документов проводит старший аудитор. При значительном объеме проверки допускается привлечение необходимого числа помощников из состава младших аудиторов.

Кроме того, следует помнить, что проверку правильности отражения в учете операций с наличными денежными средствами и денежными документами следует проводить не обособленно, а в комплексе с другими счетами бухгалтерского учета, с которыми корреспондирует счет 50 “Касса предприятия” (включая все субсчета), так например, целесообразно при проверке кассовых операций провести аудит расчетов с подотчетными лицами и аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.

Таким образом, правильно и грамотно проведенный аудит наличных денежных средств и денежных документов позволяет выявить возможные нарушения не только в области кассы, но и во многих других областях бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.

Приложение: Аудиторская программа тестов средств контроля кассовых операций и аудиторских процедур

┌───┬───────────────────────┬────────┬────────────────┬────────────┬────┐

│ N │ │Вариант │Информация или│Назначаемая │ │

│п/п│ Вопрос │ответа │документ, кото-│аудиторская │Вы- │

│ │ │ │рый следует зап-│процедура │вод │

│ │ │ │росить │(код) │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ 1 │Кому было предоставлено│Только │Образец подписи│Касса 1.2.1а│ │

│ │право подписи приходных│главно- │главного бухгал-│ │ │

│ │и расходных кассовых│му бух-│тера │ │ │

│ │ордеров в качестве│галтеру │ │ │ │

│ │главного бухгалтера ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Уполно- │ │ │ │

│ │ │моченно-│ │ │ │

│ │ │му лицу │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ 2 │Имеются ли письменные│Нет │ │ │ │

│ │распоряжения предприя-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │тия о назначении упол-│Да │Письменные рас-│Касса 1.2.1в│ │

│ │номоченного лица ста-│ │поряжения руко-│ │ │

│ │вить подписи на приход-│ │водителя │ │ │

│ │ных кассовых ордерах в│ │Сроки действия│ │ │

│ │качестве главного бух-│ │полномочий │ │ │

│ │галтера │ │Образцы подписей│ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│3 │Кому предоставлено пра-│Только │Образец подписи│Касса 1.2.2а│ │

│ │во подписи приходных и│руково- │руководителя ор-│Касса 1.2.2б│ │

│ │расходных кассовых ор-│дителю │ганизации │Касса 1.2.2в│ │

│ │деров в качестве руко-│органи- │ │ │ │

│ │водителя организации │заци │ │ │ │

│ │ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Уполно- │ │ │ │

│ │ │моченно-│ │ │ │

│ │ │му лицу │ │ │ │

│ │ │(лицам) │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│4 │Имеются ли письменные│Нет │ │ │ │

│ │распоряжения руководи-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │теля организации о наз-│Да │Письменные рас-│Касса 1.2.2г│ │

│ │начении уполномоченного│ │поряжения руко-│ │ │

│ │лица ставить подписи на│ │водителя │ │ │

│ │расходных кассовых ор-│ │Срок действия│ │ │

│ │дерах и оправдательных│ │полномочий │ │ │

│ │документах в качестве│ │Образцы подписей│ │ │

│ │руководителя организа-│ │уполномоченных │ │ │

│ │ции │ │лиц │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│5 │Ведется ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции журнал регистрации├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │приходных кассовых ор-│Да │Журнал регистра-│Касса 2.2.3 │ │

│ │деров │ │ции приходных│ │ │

│ │ │ │кассовых ордеров│ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│6 │Ведется ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции журнал регистрации├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │расходных кассовых ор-│Да │Журнал регистра-│Касса 3.3.1 │ │

│ │деров │ │ции расходных│ │ │

│ │ │ │кассовых ордеров│ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│7 │В каком размере банком│ │Лимит остатка│Касса 5.1.2 │ │

│ │установлен лимит денег│ │денег в кассе│ │ │

│ │в кассе │ │организации, ус-│ │ │

│ │ │ │тановленный бан-│ │ │

│ │ │ │ком │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│8 │Установлены ли руково-│Нет │ │ │ │

│ │дителем организации├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │сроки внезапной реви-│Да │Приказ об уста-│ │ │

│ │зии кассы приказом по│ │новлении сроков│ │ │

│ │организации │ │внезапной про-│ │ │

│ │ │ │верки │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│9 │Сменялись ли кассиры│Нет │ │ │ │

│ │в организации в прове-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ряемом периоде │Да │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│10 │Была ли проведена реви-│Нет │ │ │ │

│ │зия при смене кассира │ │ │ │ │

│ │ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Акт ревизии кас-│ │ │

│ │ │ │сы │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│11 │Назначена ли приказом│Нет │ │ │ │

│ │руководителя организа-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ции комиссия для произ-│Да │Приказ о назна-│ │ │

│ │водства ревизии кассы │ │чении комиссии│ │ │

│ │ │ │по ревизии кассы│ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│12 │Соблюдались ли устано-│Нет │ │ │ │

│ │вленные сроки внезап-│ │ │ │ │

│ │ной ревизии кассы ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Акты внезапных│ │ │

│ │ │ │ревизий кассы │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│13 │Заключен ли договор с│Нет │ │ │ │

│ │кассиром о полной мате-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │риальной ответственнос-│Да │Договоры о пол-│ │ │

│ │ти │ │ной материальной│ │ │

│ │ │ │ответственности │ │ │

│ │ │ │с кассирами │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│14 │Производит ли организа-│Нет │ │ │ │

│ │ция реализацию готовой├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │продукции, товаров, ра-│Да │ │ │ │

│ │бот, услуг населению за│ │ │ │ │

│ │наличные │ │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│15 │Имеются ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции ККМ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Договоры о пол-│Касса 3.1.3 │ │

│ │ │ │ной материальной│ │ │

│ │ │ │ответственности │ │ │

│ │ │ │с кассирами │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│16 │Зарегистрированы ли ККМ│Нет │ │ │ │

│ │в налоговых органах │ │ │ │ │

│ │ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Карточки регист-│ │ │

│ │ │ │рации КМ в нало-│ │ │

│ │ │ │говых органах │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│17 │Имеет ли организация│Нет │ │ │ │

│ │договор с каким-либо├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │центром технического│Да │Договор с цент-│ │ │

│ │обслуживания и ремонта│ │ром технического│ │ │

│ │ККМ │ │обслуживания и│ │ │

│ │ │ │ремонта │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│18 │Ведется ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции кассовая книга │ │ │ │ │

│ │ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Кассовая книга │Касса 3.2.1 │ │

│ │ │ │ │Касса 3.2.2 │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│19 │Получают ли сотрудники│Нет │ │ │ │

│ │организации деньги от├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │сторонних организаций│Да │ККМ │Касса 4.2.1 │ │

│ │по доверенности │ │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│20 │Ведется ли журнал вы-│Нет │ │ │ │

│ │данных доверенностей │ │ │ │ │

│ │ ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Журнал учета вы-│Касса 2.3.1 │ │

│ │ │ │данных доверен-│ │ │

│ │ │ │ностей │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│21 │Ведется ли журнал ре-│Нет │ │ │ │

│ │гистрации платежных ве-│ │ │ │ │

│ │домостей ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Журнал регистра-│Касса 3.4.1 │ │

│ │ │ │ции платежных│ │ │

│ │ │ │ведомостей │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│22 │Имеется ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции список лиц, кото-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │рым разрешено выдавать│Да │Список лиц, ко-│ │ │

│ │деньги на хозяйствен-│ │торым разрешено│ │ │

│ │ные нужды, утвержден-│ │выдавать деньги│ │ │

│ │ный приказом по орга-│ │на хознужды │ │ │

│ │низации │ │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│23 │При выдаче денег на хо-│Нет │ │ │ │

│ │зяйственные нужды уста-├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │навливается ли срок, на│Да │ │Касса 2.2.2 │ │

│ │который они выдаются │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│24 │Составляет ли кассир│Нет │ │ │ │

│ │реестр депонированных│ │ │ │ │

│ │сумм ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │ │Касса 4.1.1 │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│25 │Ведется ли в организа-│Нет │ │ │ │

│ │ции журнал учета депо-│ │ │ │ │

│ │нентов ├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │ │Да │Журнал учета де-│Касса 4.1.1 │ │

│ │ │ │понентов │ │ │

├───┼───────────────────────┼────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│26 │На кого возложена обя-│На кас- │ │ │ │

│ │занность ведения книги│сира │ │ │ │

│ │регистрации депонентов,├────────┼────────────────┼────────────┼────┤

│ │картотеки депонентов │На счет-│ │ │ │

│ │занность ведения книги│ного ра-│ │ │ │

│ │регистрации депонентов,│ботника │ │ │ │

│ │картотеки депонентов │ │ │ │ │

└───┴───────────────────────┴────────┴────────────────┴────────────┴────┘

1 Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. -М: Финансы и статистика, 1996. С.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методологические основы отражения в бухгалтерском учета операций с денежными средствами

    Документ
    Юбилейное всероссийское собрание бухгалтеров и аудиторов России 23 ноября 2006 года в резолюции отметило необходимость безусловного соблюдения требований Законодательства Российской Федерации, федеральных стандартов аудиторской деятельности
  2. Вопрос Сущность аудита, его экономическая обусловленность

    Закон
    Аудит - это лицензируемая предпринимательская деят-ть аттестованных независимых юр. и физ. лиц (ауд. компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономич.
  3. Разработка плана и программы аудита операций с денежными средствами в ООО «кас-аэро» 39 3 Основные аудиторские процедуры, связанные с аудитом операций с денежными средствами в ООО «кас-аэро» 40

    Документ
    Реализация большинства управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств. Управление денежными потоками нацелено на обеспечение поддержания необходимого объема оборотных ВЫРЕЗАНО
  4. Планирование аудита. Общий план аудита. Программа аудита Тема Взаимодействие руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки

    Программа
    В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об ауди­торской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2004) аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой про­верке бухгалтерского
  5. Настоящий стандарт подготовлен методологическим отделом для регламентации аудиторской деятельности

    Регламент
    Настоящий стандарт подготовлен методологическим отделом для регламентации аудиторской деятельности. Целью стандарта является установление единых требований и правил выборки данных из проверяемой генеральной совокупности и оценки результатов

Другие похожие документы..