Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
  С увеличением количества сделок с недвижимостью в нашей стране возросло и количество различных юридических ошибок и сознательного мошенничества в э...полностью>>
'Документ'
- учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…. для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений...полностью>>
'Документ'
С середины 80-х гг. XX в. в отечественной историографии начинается поиск новых концептуальных подходов, что привело к значительному расширению темати...полностью>>
'Документ'
Специалисты в этой области знаний понимают, что информационная культура (ИК) представляет собой явление планетарного и полидисциплинарного характера....полностью>>

Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психолого-физиологические закономерности восприятия учебных презентаций

Электронная презентация становится основным дидактическим средством обучения. Под электронной презентацией понимают логически связанную последовательность слайдов, объединённую одной тематикой и общими принципами оформления. Очень часто начинающий применять в своей педагогической деятельности ИКТ учитель в глубине души считает, что ему достаточно написать на слайдах презентации нужные тексты. И тогда ученики, затаив дыхание, начнут вчитываться в эти тексты. Ну, а самому учителю останется только стоять и ждать, пока ученики прочтут один слайд и нетерпеливо будут ждать следующий…

Создание логико-структурной схемы предъявления учебного знания процесс творческий, но особенностями человеческого восприятия информации нельзя пренебрегать. Вот некоторые наиболее простые и очевидные требования к слайду, на котором представлена информация:

1. Материал должен быть представлен таким образом, чтобы не было двойственного восприятия информации, как в картине Рубина. Передаваемая информация должна восприниматься как целостная фигура. Все остальное: другие фигуры, связывающие линии, выноски, дополнительные элементы, пустоты – только фон.

2. Каждое понятие, сколькими бы словами оно ни выражалось и как бы образующие его слова не были растворены в потоке других слов, должно быть заключено в замкнутую фигуру. Каждому понятию должна соответствовать одна рамка. Обычно понятий много – должно быть много рамок.

3. Величина букв на слайде играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра для комфортного зрения величина букв на слайде должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6-7 м буквы должны быть уже 5 см. чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине – на 4, а мужчине – на 3, то есть буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4-х женских или 3-х мужских шагов.

4. Текст в фигурах-понятиях должен быть достаточно кратким. Понятия должны быть только названы, не более 2-3 слов. Целесообразно применять понятные или поясненные в выносках сокращения.

5. Фигуры-понятия целесообразно так организовать в рабочем поле слайда, чтобы были высветлены логические соотношения понятий. То есть структура, состоящая из фигур-понятий, должна отражать логические связи.

28%

33%

16%

23%

6. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%).

7. Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

8. Комбинированное воздействие визуальной и аудиовизуальной информации дает наилучшие результаты. Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается» на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.

Н.Г. Горгадзе,

преподаватель физики

МОУ «Лицей №10» г. Перми

Использование средств телекоммуникаций на уроках физики

Современный процесс обучения не возможен без использования технических средств, одним из которых является персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Для поддержания и развития интереса учащихся к физике при двух часовой общеобразовательной программе мною используются разные средства телекоммуникаций на уроке в классе и при выполнении учащимися домашнего задания.

Телекоммуникации (Telecommunication) – процесс передачи и  получения информации на расстоянии с использованием электронных или электромагнитных технологий: электронная почта, служба ICQ, поисковые системы в сети Интернет, web-страницы, форум.

E-mail наиболее популярный и важный сервис Интернета. Посредством электронной почты учащиеся ежедневно общаются между собой. Это прекрасный способ обмениваться информацией в оффлайне, причем быстро, дешево и качественно. Для процесса обучения e-mail весьма эффективна для получения учителем отчетов о выполнении разного вида домашнего задания:

а) учащиеся высылают учителю выполненные в PowerPoint презентации по дополнительному материалу к теме урока, что дает возможность проверить качество их подготовки до начала урока и решить вопрос о необходимости их использования на данном уроке;

б) это могут быть отчеты о выполнении домашней лабораторной работы, например, «Изучение зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины» в 10 классе. Учащиеся представляют результаты в виде таблицы и графиков, которые хорошо передаются по электронной почте. При этом учитель имеет возможность после проверки отправить работу обратно для исправления ошибок или высказать своё мнение по оформлению, а ученик имеет возможность тут же исправить ошибки.

Во внеклассной работе E-mail можно использовать для поздравления учеников открыткой с днем рождения или достигнутыми успехами. Электронная почта является и средством общения учителя с родителями. Они могут задать вопрос и по предмету и как классному руководителю.

Служба ICQ обеспечивает индивидуальное общение учителя с учеником в режиме реального времени. Одновременно она выступает в роли Интеренет-пейджера и позволяет послать в Сеть персональное сообщение от ученика учителю. Если он сейчас сидит за компьютером, то получит сообщение с просьбой выйти на прямую связь и ответить на вопрос по домашнему заданию. Ничто другое так не способствует качеству обучения и установлению доверительных и уважительных отношений между учителем и учеником как быстрая и своевременная консультация или неформальное общение в Интернете. Классный руководитель может поговорить с ребенком индивидуально о том, о чем иногда и с глазу на глаз невозможно. Дети очень ценят такое общение. Аналогично можно установить общение с родителями.

Незаменимым подспорьем в работе учителя является личный сайт. Он состоит из одной и более страниц, содержащих информацию, объединенную общей темой. Каждая страничка сайта отвечает за представление конкретного раздела: основная страница или главная, тематические странички, страницы обратной связи, гостевые книги, форумы. Для размещения необходимой для уроков физики информации мною создан сайт . На основной странице присутствуют гиперссылки на другие странички. На страничках: «Физика. 9 класс», «Физика. 10 класс», «Физика. 11класс» располагается материал в виде презентаций по теории и применению физических явлений в быту, природе, технике, созданных и учителем и учащимися; Word-документы с тематическим планированием уроков, домашним заданием к каждому из них, отдельные задания для болеющих детей. На страничке «Классное руководство» помещается информация для учащихся 11 класса и их родителей о том, что делается в классе или планируется на ближайшее время. В «Гостевой книге» оставляют свои приветственные слова те, кто посещает сайт, ученики и их родители делятся мнением о системе преподавания физики, своими заботами и радостями.

На сайте расположен Web-форум, который позволяет проводить оффлайновые дискуссии, телеконференции в режиме обсуждения вопросов и ответов. Они сохраняются здесь сколь угодно долго, и можно проследить их динамику за большой промежуток времени. Это удобно для тех, кому нужно время, чтобы осмыслить и сформулировать свой ответ. Так была организована дискуссия после урока физики в 11 классе «Шаровая молния – живой разум?!». Каждый помещает свое сообщение в ряд других, оставленных посетителями форума. Содержание всех сообщений подчинено одной теме. Интересен в этой форме дистанционный классный час «Мир моих увлечений» или «Мысли мудрых в твоей жизни».

Новой формой организации учебного процесса с использованием средств телекоммуникаций является Интернет-урок. Материал урока учащиеся сами находят на поисковых серверах Интернета.

Поисковые сервера – это хранилища баз данных ссылок на сайты разной тематики, при помощи которых можно найти страницы, содержащие необходимую информацию. Примерами поисковых систем, с которыми знакомятся учащиеся, могут служить: http:; http://yandex.ru; http://google.ru; http://nigma.ru – интеллектуальная поисковая система. Такие уроки можно провести по темам: «Реактивное движение», «Агрегатные состояния вещества», «Звук вокруг нас» и многим другим.

Анкетирование учащихся по вопросам использования средств телекоммуникаций в процессе обучения физике показало возросший интерес к предмету, повышение информированности в области применения физической теории, закрепление навыков пользователя ПК, знакомство с новыми поисковыми системами.

С.А. Дорошенко,

преподаватель химии

МОУ «Гимназия № 33» г. Перми

Создание и использования дидактических материалов по химии

в приложениях MS Office

В последние годы неуклонно растет объем информации, которую должен усвоить ученик. Информационные технологии позволяют педагогу значительно расширить возможности предъявления ученику учебного материала. Знания, реализующиеся с помощью информационных технологий, способны формировать широкий взгляд на современный мир и место человека в этом мире.

Для полноценного применения современных компьютерных технологий на уроке учителя должны быть компетентны в данной области. Сюда следует отнести умение работать на ПК, знание операционной системы Windows и приложений MS Office на уровне пользователя. В офисных программах можно создавать нестандартные дидактические материалы, имея самые простые теоретические и прикладные знания. Мною разработаны такие материалы по теме «Неметаллы» (9 класс).

Чаще других в построении урока используются электронные презентации, которые дают возможность визуализировать учебную информацию при незначительных затратах времени. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе над информацией. Именно презентации в PowerPoint наиболее опробованы. Данная программа обладает более широкими возможностями, чем презентация, сопровождающая лекцию, это – организация тестового контроля в презентациях, возможность и реализация сопровождения игры («Сто к одному», «Лабиринт»), кроссворды.

В информатизации процесса обучения немаловажную роль играет табличный процессор Excel. Его средствами можно проследить динамику химических процессов, создать диаграммы, построить графики. Но и это не все возможности электронных таблиц Excel. В этой программе возможно создание кроссвордов и тестов с автоматической проверкой и подсчётом результатов.

Немаловажная роль в обучении принадлежит наглядно-образному мышлению и особенно эффективным является использование компьютерной графики. Велика роль в подготовке урока графических редакторов, в частности, Adobe Photoshop. С их помощью наполняются содержанием, как презентации, так и раздаточные материалы.

Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, наполняя его содержание знаниями из других предметных областей.

Е.Н. Екимова,

преподаватель химии

МОУ «СОШ № 83» г. Перми

Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности

В настоящее время информационно-компьютерные технологии пронизывают все сферы жизни, в том числе и образование. Сегодня множество учителей-предметников пришли к выводу, что современный урок может и должен быть построен с применением информационно-компьютерных ресурсов.

Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и методов познания окружающего мира: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, анализ, синтез, аналогия, абстракция, моделирование. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, на развитие их логического, образного, теоретического, эмпирического и других форм мышления. Одним из главных факторов в обучении является интерес к предмету – познавать то, что кажется новым, неизвестным, поражает воображение и заставляет удивляться. Таким средством являются новые информационные технологии.

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках химии и во внеурочное время дает возможность:

  • наглядно представить технологию производства веществ и исследовать те закономерности, которые при данных условиях невозможно воспроизвести;

  • использовать изобразительные возможности: видеофрагменты, анимация, фото, рисунки, звуковые эффекты, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать содержание учебного материала более доступным и увлекательным;

  • дополнить традиционный эксперимент, а также проиллюстрировать или показать опыты виртуально, так как в обычных условиях нельзя взять взрывчатые или ядовитые вещества, дорогостоящие реактивы;

  • организовать виртуальную лабораторию или лабораторную работу;

  • показать быстро или медленно протекающие процессы;

  • провести быстрое и эффективное тестирование;

  • организовать самостоятельную работу учащихся, давать справки или подсказки с минимальными затратами времени;

  • привлекать учащихся к составлению презентаций; снятию видеороликов при проведении экспериментальных опытов, а затем воспроизвести их работу на уроках;

  • получить дополнительную информацию через сеть Интернет;

  • использовать гиперссылки, позволяющие за несколько секунд «перелистать» множество страниц изучаемого текста;

  • проводить урок с использованием электронных учебников;

  • привлечь наиболее заинтересованных учащихся к участию в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах;

Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Мною ведется работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их апробации, коррекции и внедрению, а также оценке результативности их использования.

Применение ИТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся, как способ вовлечения школьника в учебную деятельность и развитие у него познавательного интереса к предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Использование новых информационных технологий обеспечивает реализацию дидактических принципов: научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. А их реализация осуществляется через словесные, наглядные и практические методы обучения.

При проведении уроков с использованием ИКТ я применяю уже готовые программные продукты – презентации учителей химии других школ, «Репетитор 1С», материалы, предоставленные городским Информационно методическим центром, а также самостоятельно или совместно с учениками и коллегами составленные презентации к урокам, видеоролики и информационно-методические пособия, имеющиеся в школьном медиаценре. Кроме этого, владение компьютером позволяет составлять множество дидактического материала (карточки-задания, тесты, проверочные и контрольные работы, инструкции для проведения практических работ и т.д.).

Зная все преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, не следует отказываться и от традиционных форм работы с учащимися – ведь именно грамотное чередование всех видов деятельности и методов преподавания может привести к наиболее эффективному результату.

О.Ю. Казанцева,

преподаватель начальных классов

МОУ «НОШ № 90» г. Перми

Возможности использования компьютерных тестов на уроках математики

Стремление максимально эффективно использовать возможности информационных технологий побудило меня заняться изучением возможностей компьютерного тестового контроля на уроках в школе первой ступени, а именно разработать систему компьютерных тестов для оценки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы по математике.

Совершенствование системы контроля и самоконтроля над деятельностью учащихся является одним из условий модернизации начального образования. Особенно остро стоит вопрос объективности диагностики уровня сформированности учебных достижений учащихся по той или иной учебной дисциплине. Для решения этой проблемы предполагается создать современные измерители соответствия реального уровня образования государственному стандарту. Такими измерителями являются тесты, используемые для промежуточного, итогового контроля, коррекции знаний.

Современный уровень развития информационных технологий позволяет при организации тестирования активно использовать компьютер. Однако налицо противоречие между социальной значимостью тестирования как в процессе обучения вообще, так и в процессе обучения математике в частности и непосредственным внедрением компьютерного тестирования в процесс обучения и контроля знаний, умений, навыков учащихся по математике в школе. У некоторых учителей сложились неверные представления о требованиях к организации работы с тестами, формах тестовых заданий, методике тестирования, и школьники порой оказываются неготовыми к самой процедуре тестирования, тем более с использованием компьютерных технологий. Причиной тому является отсутствие единых методических подходов к использованию тестовых технологий в начальной школе, отсутствие в научно-методической литературе и педагогической практике комплекса компьютерных тестов по различным предметам для начальной школы.

Выделив для себя круг данных проблем, я определила цель работы: создать систему компьютерных тестов по математике для начальной школы и апробировать ее в качестве одной из форм контроля знаний учащихся.

Отсюда вытекает несколько задач исследования:

  • концептуальное обоснование необходимости использования компьютерных тестов по математике в начальной школе;

  • разработка комплекса компьютерных тестов для УМК «Математика» Л.Г. Петерсон;

  • апробация и описание результатов использования системы компьютерных тестов по математике в начальной школе.

Анализ результатов выполнения тестов по математике показал:

  • возросла мотивация к усвоению знаний;

  • снизился уровень тревожности перед проведением контрольных работ;

  • отмечается сформированность навыков самоконтроля;

  • 100 % учащихся справились с ЕМТ. Средний балл выполнения теста по классу составил 96,6, что значительно превышает средний балл по школе (82,42) и по городу (71,82). Доля учащихся, получивших сертификаты составила 92% (23 чел.), из них 56% золотых сертификатов (14 чел.) и 36% серебряных (9 чел.). 14 учащихся справились с ЕМТ на 100 баллов.

  • повысилось качество знаний учащихся по основным содержательным линиям курса: числа и вычисления (сформированы навыки устного счета, умение решать текстовые задачи, твердое знание табличного сложения и вычитания, умножения и деления, знание нумерации целых неотрицательных чисел и четырех арифметических действий с ними, приемы внетабличного умножения и деления и т.д.); уравнения (знание компонентов действий, умение находить по алгоритму неизвестный компонент); геометрические величины (знание величин и соотношений между единицами измерения);

  • школьники овладели первичными навыками работы на компьютере.

Таким образом, созданная система компьютерных тестов, использование их в практике контроля и оценки знаний учащихся позволили добиться достаточно высокого качества обучения школьников.

Т.А. Корепанова,

преподаватель физики

МОУ «СОШ № 111» г. Пермь

Нормативная база и учебно-методическое обеспечение изучения физики в школе

1. В течение нескольких лет успешно развивается технология компьютерной поддержки образовательного процесса.

Но я думаю, что в рамках новой образовательной концепции ИКТ надо не столько активно изучать, сколько активно применять.

Новые стратегические ориентиры, обусловленные изменением информационно-образовательной среды учения современного школьника, определяют необходимость соответствующих преобразований модели обучения в целом: его содержания, методов и организации форм. Эти изменения касаются процесса преподавания каждого учебного предмета.

2. Содержание курса физики для средних общеобразовательных школ

представлено образовательным стандартом. Для введения в действие федерального компонента образовательного стандарта учителям физики следует руководствоваться:

- базисным учебным планом,

- обязательным минимумом содержания основного общего и среднего общего образования по физике.

3. Действие федерального компонента образовательного стандарта поддерживается комплектом федеральных учебных программ, учебников.

Так в 2005 году в данном перечне появилось издание нового типа, отражающее своим содержанием процессы обновления информационно-образовательной среды учения современного школьника. Это учебные комплекты (учебник +CD) под редакцией С.В. Громова «Физика 9 класс».

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в содержании учебного процесса по физике.

  1. Содержание школьного курса физики (основное и полное среднее образование) может быть представлено в виртуальной информационной среде в различных формах. Это могут быть:

    • Электронные версии государственных документов;

    • Электронная библиотека учебных и учебно-методических изданий;

    • Учебные комплекты (учебник + CD);

    • Электронные учебники;

    • Электронные энциклопедии по физике;

    • Программно-методические комплексы;

    • Программно-технологические комплексы.

Из перечисленного для использования в учебном процессе по физике рекомендованы лишь два программных продукта – «Открытая физика» (ООО «Физикон») и «Живая физика» (Interactive Physics, MSC. Working Knowledge.ИНТ).

  1. Виртуальная информационная среда как носитель содержания обучения обладает целым рядом преимуществ. Ее отличает наличие принципиально новых способов представления концептуальной части содержания предметного знания:

  • Гипертекст (нелинейное архитектура изложения учебного материала);

  • Анимации (динамические рисунки, графики, таблицы, схемы, диаграммы);

  • Демонстрационные и манипулятивные динамические модели;

  • Аудиоинформация, видеосюжеты.

При этом в виртуальной среде сохранены и традиционные статичные способы представления содержания курса физики (тексты, символика, рисунки, фотоснимки и т.п.)

ИКТ и формы организации учебных занятий по физике.

  1. Теоретическое обучение.

  2. Практическое обучение.

  3. Учебные занятия на базе ЭВМ.

  4. Использование Интернет технологий.

  5. Использование банка презентаций по предмету.

Е.Ю. Королева,

преподаватель химии

МОУ «СОШ №12 с углубленным

изучением немецкого языка» г. Перми



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..