Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых отнесена к ...полностью>>
'Документ'
В соответствии со ст. 128 ГК РФ деньги признаются объектом гражданских прав и являются вещами. А поскольку деньги - это вещь, логично предположить, чт...полностью>>
'Документ'
Д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой финансового права Уральской государственной юридической академии, 620028 Екатеринбург, Виз-Бульвар,20-36,(3432)...полностью>>
'Документ'
З метою забезпечення реалізації державної політики у сфері європейської і євроатлантичної інтеграції, громадської підтримки цієї політики, створення ...полностью>>

Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Проблемы медиаобразования

В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования – так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).

Сооциокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого – приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложившимся.

Тенденции к появлению интегрированных курсов медиаобразования появляются в шестидесятые годы, однако это частичная интеграция – в учебный предмет вводятся специальные модули, посвященные изучению массовой коммуникации и формированию критического мышления. Вопрос об эффективности подобного подхода остается открытым до сих пор: далеко не каждая область знания может позволить себе органичное включение курса, ломающего рамки восприятия и заставляющего переосмыслить привычное. Это связано и с преобладающей парадигмой преподавания, и с тем, насколько непосредственные темы занятий далеки от материалов масс-медиа. Недаром использование массовой коммуникации как средства обучения издавна вызывало столько проблем, что было выделено в отдельную область – «использование ТСО на уроке»; однако традиции, сложившиеся в этой области, до сих пор не дают увидеть реальное положение дел. Проблема является общедидактической, она состоит не столько в «использовании техники», но прежде всего в принципах восприятия информации и коммуникативного взаимодействия в системе «ученик – учитель – средство обучения». Таким образом, на наш взгляд, пора переходить к рассмотрению этого поля проблем с точки зрения медиаобразования, что требует более широкого привлечения материалов информологии, теории коммуникации, воспитания.


Медиаобразование в структуре общеобразовательной школы

Чаще всего медиаобразование может быть реализовано только через самостоятельный учебный курс или небольшой автономный модуль в рамках общеобразовательного предмета (области образования). Тенденция к интеграции медиаобразовательных методик и технологий с учебно-методическим комплексом самого предмета до середины девяностых годов не получала серьезного развития в связи с отсутствием разработок теоретической базы для органичного соединения целей преподавания предмета и целей медиаобразования. Однако в связи с усилением межпредметной интеграции и интенсификацией педагогических технологий все острее становился вопрос о необходимости поиска принципов и подходов, позволяющих, с одной стороны, оптимизировать этот процесс, с другой, – сделать его более интенсивным.

Содержание медиаобразования

Посмотрим, каково же содержательное наполнение медиаобразования сегодня.
Нынешнему ученику приходится жить в совершенно иной информационно-коммуникативной среде; иными становятся и механизмы адаптации к ней и информационной защиты.
Напомним, что для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

- реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);

- свободы выбора информационного канала;

- равенства реципиентов перед информацией.

В этом случае возникает не просто полноценный диалог учителя и ученика, но реализуется новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик и СМИ вступают в трехстороннее общение. Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Формирование основ критического мышления в этом случае отталкивается от самостоятельности суждения и аргументации и характеризует движение к пониманию и интерпретации информации, освоению образного мышления (как эстетического, так и внеэстетического). В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме: от устных выступлений до самостоятельной работы над базами данных, сайтами, видеофильмами и другими вариантами групповых или индивидуальных творческих проектов.

Из опыта создания видеопрезентаций к урокам истории

На базе Пермской синематеки учителями истории г. Перми была предпринята попытка создания видеопрезентаций к урокам истории. Используя фрагменты фильма «Русь изначальная», была создана презентация к теме «Восточные славяне в древности», вопросы и творческие задания.

Л.М. Чорапина,

преподаватель английского языка

МОУ «СОШ № 63» г. Перми

Презентации как средства активизации мыслительной деятельности

учащихся на разных этапах урока английского языка

В течение двух лет, в связи с Концепцией модернизации образования, я активно внедряю ИКТ в обучении английскому языку. На уроках применяю компьютерные презентации, которые разрабатываю самостоятельно, используя дополнительную литературу, аутентичные источники и ресурсы Интернета. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет вводить новый лексический материал, грамматический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме. При этом реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Кроме того, в значительной степени экономится время урока. И что не менее важно, возможности компьютера позволяют использовать ИКТ на любом этапе уроке.

1. Этап целеполагания.

Это этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. На этом этапе ИКТ используется мною как метод частично-поискового и проблемного обучения. Цели и задачи урока сообщаю в виде проблемного задания.

  1. Этап проверки домашнего задания.

Использование ИКТ даёт возможность применения контроля и самоконтроля, позволяет осуществить самооценку в интересной для учащихся форме. На своих уроках я использую разные формы контроля.

  1. Этап усвоения новых знаний.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием продуктивных методов и приёмов. Надо научить школьников добывать знания собственными усилиями. ИКТ на данном этапе урока я использовала как средство активизации мыслительной деятельности учащихся, включения их в поисковую работу

  1. Этап закрепления новых знаний.

Глубокое понимание учебного материала, приучение учащихся улавливать имеющиеся различия, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости является непременным условием прочности обучения. Использование ИКТ на этом этапе помогает будить воображение и эмоции. А чем глубже будет учеником осознан материал, тем прочнее он осядет в его памяти.

  1. ИКТ и домашнее задание.

Мы все прекрасно знаем, что современные компьютерные технологии на сегодняшний день используются во всех сферах деятельности человека. Поэтому важно научить ребёнка правильно использовать компьютер. Нужно показать учащимся, что он может использоваться не только для игры. ИКТ применялись моими учащимися при работе над проектной деятельностью. Ребятами были подготовлены электронные презентации своих проектов по темам: «Я – директор телевидения», «Страшные истории», «Показ мод», «Моя любимая музыкальная группа». Работы учащихся состоят из 3-4 слайдов. Учащиеся оценивают выступления друг друга с помощью специальных бланков, содержащих критерии оценки электронной презентации и устного выступления, что позволяет выбирать и поощрять самое интересное выступление. Грамотность и использование лексики я оцениваю сама. Использование такой формы проектной работы позволяет учащимся в большей мере проявить себя творчески – через иллюстрации, оформление, эффекты анимации и звуковое сопровождение. Ребята с удовольствием экспериментируют с фоном и эффектами перехода между слайдами. Такие домашние задания становятся по-настоящему личностными для учеников.

Компьютерные презентации использую и на различных внеклассных мероприятиях. Особую роль играет подбор фотографий, иллюстраций и использование эффектов анимации. Чем безупречнее презентация с этой точки зрения, тем увлекательнее пройдёт внеклассное мероприятие. Мною были разработаны компьютерные презентации к таким внеклассным мероприятиям как: «Хэллуин», «Рождество», интеллектуальная игра «Эрудитландия».

И.В. Трапезникова,

преподаватель иностранного языка

МОУ «СОШ № 71» г. Перми

Создание учебной презентации для уроков немецкого языка

на основе аутентичных материалов

Успешность изучения иностранного языка и поддержания интереса к нему на протяжении всего процесса обучения во многом зависит от умения учителя создавать и поддерживать «мотивы учения…». Учебная презентация (УП), созданная учителем к конкретному уроку и рассчитанная на определённый уровень обученности учащихся, на мой взгляд, содействует этому. Она даёт возможность быстро и в занимательной форме (при использовании эффектов анимации) повторить пройденный и необходимый для данного урока материал, обозначить проблемную ситуацию, сделать различные по уровню сложности тренировочные упражнения и проявить ученикам свои знания, умения и навыки в рамках элементарной или продвинутой коммуникативной компетенции.

Актуальность темы:

  • Страноведческий компонент учебника не может вместить в себя всю объёмную информацию о современной жизни страны изучаемого языка.

  • Отсутствие возможности у большинства учащихся виртуального контакта с носителями языка. Понятие Internet-Partner ещё не распространено в массовой школе.

  • Отсутствие у учащихся информации о прагматической стороне жизни в странах изучаемого языка.

Гипотеза:

Использование учебной презентации на основе подлинных лингвострановедческих материалов повысит мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, повысит их интеллектуальный уровень и предоставит возможность проявить свою страноведческую компетентность.

Источники для создания УП:

  1. Фотографии с цифровых носителей или отсканированные, сделанные в немецкоязычных странах.

  2. Публикации и снимки германской периодики, имеющиеся в зале немецкой литературы библиотеки имени Горького.

  3. Интернет-ресурсы.

  4. Аутентичные материалы.

Критерии отбора лингвострановедческого материала:

  • соответствие изучаемой теме учебника;

  • соответствие уровню компетенций учащихся (коммуникативной, лингвистической и грамматической);

  • наличие в материале новейшей и познавательной информации;

  • актуальность материала в подростковой среде.

Формы работы с УП:

  • Виртуальная экскурсия.

  • Контроль и коррекция лексико-грамматических компетентностей учащихся.

  • Практическая работа (с картой города, с театральной программкой, с рекламным проспектом или планом музея).

Планируемый результат урока:

  • Учащиеся овладеют в определённой мере языковой компетенцией применительно к данной конкретной ситуации;

  • Учащиеся увидят результат обучения, уровень своей успешности и возможность применения своих знаний на практике.

  • Учащиеся сумеют лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае её посещения.

Учебная презентация на основе аутентичных материалов способствует в целом более быстрому усвоению языковых и страноведческих знаний, навыков и умений. В УП интегрируются наглядность, занимательность, информативность.

Чугаева Е.И.,Чугаева В.В.,

преподаватели английского языка

МОУ «Гимназия № 7» г. Перми

Форма организации проектной деятельности учащихся

с использованием Интернет-ресурсов

Современная информационная среда настолько обширна, что требует определенных навыков поиска, отбора и анализа информации. Средством формирования таких навыков на уроках иностранного языка является Web-quest.

Web-quest – современная форма организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов. Как в любой проектной деятельности, ядром проекта является наличие проблемы (проблемной ситуации). Поиск способов решения проблемы определяет цели и задачи Web-questа.

Web-quest размещается на школьном сервере гимназии и доступен для всех компьютеров, подключенных к сети, а также для работы из дома. Реализуется возможность самостоятельной подготовки учащихся.

Web-quest имеет строгую структуру. Сайт состоит из следующих страниц:

Главная (Main Page);

Введение (Introduction);

Ход работы и роли (Process and Roles);

Oценивание (Evaluation);

Страница учителя (Teacher’s Page).

Сайт имеет дружественный пользовательский интерфейс и эргономичную систему управления.

Между страницами организована система навигации с помощью гиперссылок, что позволяет легко переходить с одной страницы на другую.

Особенности страниц.

Главная: вводит в проблему, мотивирует учащихся на ее решение.

Введение: вводит в ситуацию наиболее успешного решения проблемы.

Ход работы и роли: учитель пошагово планирует деятельность учащихся по достижению цели. С этой страницы с помощью гиперссылок можно перейти к определенной роли и обратно. В каждой роли прописаны вопросы, на которые нужно найти ответы, просмотрев информацию по указанным электронным адресам. Определен конечный продукт исследования (презентация, устное выступление, письменная работа, оформление постера и т.д.).

Оценивание: содержит критерии для само- и взаимооценки, с которыми ученики знакомятся до начала работы над проектом.

Страница учителя: содержит методические указания для учителя, цели и задачи проекта, план работы над прoектом.

Работа над Web-questом заканчивается защитой проектов, само- и взаимооценкой.

Материал для сайта подготовлен с помощью пакета приложений Microsoft Office XP, включающий в себя программы Word (работа с текстом), MS Front Рage.

Web-quest – форма работы, при которой учитель является направляющим в учебной деятельности учащихся, ведущих самостоятельный поиск.

Информационное обеспечение образовательного процесса приобретает все большее значение. От решения этого вопроса зависит качество образования. Чем объемнее, качественнее будет учебная информация, тем эффективнее будет процесс обучения.

А.Р. Чудинова,

преподаватель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №33» г. Перми

Использование интерактивных технологий

для диагностики умения создавать авторский текст

На этапе внедрения любого технического новшества в образовательный процесс первый этап – это этап, когда применение, использование этого новшества является самоцелью. На этом этапе сам факт разработки учащимся презентации (пусть даже с большим количеством недочётов и даже ошибок!) или использование фото и видеоаппаратуры является несомненным прогрессом: необходимо раскрыть возможности малоизвестного предмета или, как говорят, распредметить его. Однако опасно задерживаться на этом этапе чересчур долго, необходимо выходить на новый уровень, когда технические средства займут полагающееся им место, т.е. станут всего-навсего средством для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В развивающем обучении существует мнение, что действительное присвоение того или иного способа действия может быть проверено только в ситуации, не имеющей прямого отношения к этому способу. Таким образом, освоение учащимися умений, связанных с построением авторского текста, может отрабатываться и диагностироваться с использованием интерактивных технологий. Ещё одним несомненным плюсом в выборе интерактивных технологий для решения этой непростой задачи является неослабевающий интерес школьников к ИКТ, фото и видеотворчеству.

МО словесников гимназии №33 в течение нескольких лет активно использует ИКТ, цифровую видео и фотоаппаратуру для создания творческой ситуации, в которой учащиеся могли бы отрабатывать умение выстраивать авторский текст. Одним из самых интересных направлений этой деятельности является создание авторских видеоработ. Начав с фильмов, рассказывающих о своем классе и гимназии, сегодня учащиеся пытаются делать уже фильмы учебной направленности. В ходе работы над фильмом учащиеся неизбежно создают авторские тексты: сценарий фильма, текст-представление (защита) своей творческой работы, учебный текст-обобщение материала, который будет звучать в учебном фильме. В качестве этих текстов заинтересованы, прежде всего, сами учащиеся. Таким образом, нам удаётся решить вопрос мотивации учащихся, так как совершенствование устной и письменной речи становится для них групповой ценностью.

Подобное творчество востребует целый комплекс умений, которые осваиваются в школе: умение выделять главное, коротко и грамотно формулировать свою мысль, ориентироваться в культурном контексте, эмоционально и выразительно воспроизводить уже созданный текст и т.д.

ИКТ в преподавании предметов естественнонаучного цикла

Гаряев А.В.,

преподаватель физики

МОУ «Гимназия № 7» г. Перми

Слово о физике или грамматика природы

Исходным пунктом естественнонаучного познания является природа. Но не как природа вообще, а природа в её конкретных проявлениях. Именно конкретное, как непосредственно воспринимаемое чувственное данное, познается человеком изначально. Мысленно человек выделяет в нем те или иные свойства и отношения, отбрасывая другие, несущественные с его точки зрения, для понимания сути происходящих явлений. В этом случае человек получает некую схему, модель реального, столь же бедную содержанием, как нищ содержанием скелет доисторического животного для понимания жизненных процессов, например, в мезозойскую эру.

Абстракции, сделанные ухом и глазом, формы непосредственного восприятия, – это наши самые примитивные орудия разума. Они являются подлинными символическими материалами, средством понимания, через функцию которых мы постигаем мир вещей и событий, являющихся историей этих вещей. Их первой миссией является наполнение наших представлений. Наши органы чувств делают свои привычные неосознаваемые абстракции ради той «овеществляющей» функции, которая подчеркивает обычное узнавание объектов, познание сигналов, слов, тонов, положений и увеличивает возможность классификации таких вещей во внешнем мире согласно родам. Мы узнаем элементы подобного чувственного анализа во всех сочетаниях; мы можем использовать их в воображении для того, чтобы постигать возможные изменения в знакомых обстоятельствах. Визуальные формы – линии, цвета, пропорции и т. д. – точно также способны к артикуляции, то есть к сложному сочетанию, как и слова.

Но закономерный процесс познания частей целого не должен заслонить перед исследователем самого целого. От отдельных абстракций мысль человека должна постоянно возвращаться к восстановлению конкретности, но уже на новой, более высокой основе. Теперь конкретное выступает перед человеком не как комплекс чувственных данных, а как знание существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Это знание представлено в виде понятий, отражающих отдельные стороны и свойства конкретного объекта и которые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Таким образом, осуществляется движение мысли от абстрактного, бедного содержания понятия к конкретному, более богатому содержанием понятию.

Ни одно абстрактное знание не может так действовать на эмоции ученика так, как конкретный факт, свидетельство. Разве может тронуть ученика судьба «физического тела», «материальной точки»? Или, все-таки, ему интереснее и понятнее, чем закончится погоня между волком и зайцем? Ни в одном «макроскопическом теле» нет той бездны ощущения прикосновения к мировой тайне, как в обыкновенной тающей снежинке на его ладони. Понимание законов физики, в отличие от их знания, начинается с того момента, когда это знание не только воспринимается, но и переживается.

Сшив из разноцветных кусочков физического знания картину мира и вдохнув в каждый фрагмент жизнь в соответствии с теми законами, которые были открыты при их мысленном препарировании, ученик обретет способ проверки истинности обретаемого в процессе обучения знания путем сравнения теоретической и объективной реальности.

Но одно и тоже явление, одна и та же картина мира могут быть описаны на языке движений, на словесном языке, на языке жестов, на языке зрительных образов и на других более или менее распространенных языках. Для понимания того или иного языка необходимо знать скрывающуюся за ним систему значений.

Внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий требует усиления внимания к психолого-педагогическим основам визуального мышления, которое серьезно потеснило привычное для предыдущих поколений вербальное мышление. Каждый язык может быть красноречив и косноязычен – это определяется талантом педагога. Язык образов требует предъявления других граней педагогического таланта, и не все педагоги ими могут в равной степени обладать.

Не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса – ученике. Для того чтобы понимание произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения – осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. И этому ученика тоже надо учить.

Для этого восприятие должно стать настоящим органом схватывания вещей. Необходима интеллектуализация восприятия. На восприятие как бы накладывается сетка упорядочивающих логических и теоретических категорий и методов. Интеллектуализируются не только процессы восприятия или перцептивные действия, но и их результаты. Параллельно это приводит к интеллектуализации памяти, воображения, действия, эмоции.

Наиболее общие свойства зрительных образов:

1. Важнейшей функцией образа является регуляция исполнительных актов.

2. Информационная емкость зрительных образов огромна.

3. Образы субъективны и пристрастны.

4. Образы подвижны и пластичны.

5. Образы и процесс восприятия доступны рефлексивному анализу.

Важнейшую роль в восприятии играет формирование сенсорных эталонов, которые соответствуют не единичным свойствам окружающей действительности, а системам общественно выработанных качеств. К ним относятся общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм, цветовой спектр (7 цветов радуги) и другие. Если сенсорные эталоны представляют собой результат общественно-исторической деятельности человечества по выделению и созданию систем сенсорных качеств, необходимых для ориентировки в окружающем мире, то результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов называется оперативными единицами восприятия.

Оперативные единицы восприятия представляют собой компактные, семантические целостные образования, формирующиеся в результате перцептивного обучения и создающие возможность практически одномоментного (симультанного, одноактного), целостного восприятия объектов и ситуаций независимо от числа содержащихся в них признаков. Конкретно, оперативные единицы восприятия выступают как содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие связано со сменой оперативных единиц, которая выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков в структурные, целостные признаки. Параллельно происходит изменение и совершенствование самих перцептивных действий.

Развитие восприятия приводит к созданию емкого алфавита оперативных единиц восприятия, т. е. определенной совокупности схем, перцептивных моделей окружения. Если на фазе построения образа и его трансформации в оперативные единицы восприятия происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или исполнительного действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия характеристики и направленность процесса существенно изменяются. Эти изменения состоят в том, что субъект уже не только воссоздает с помощью перцептивных действий образ объекта, но и перекодирует, переводит получаемую информацию на язык оперативных единиц восприятия или перцептивных моделей, уже освоенных.

Т.П. Гаряева,

преподаватель биологии

МОУ «Гимназия № 7» г. Перми



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..