Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Жануарлар дүниесін қорғау, өсімін молайту және пайдалану туралы» 2004 жылғы 9 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңы 8-бабының 18) тармақшасына сә...полностью>>
'Исследование'
Работа выполнена на кафедре Гидромеханики и гидравлических машин имени В.С. Квятковского Московского энергетического института (технического универси...полностью>>
'Пояснительная записка'
3. Система подпрограмм и мероприятий программы: мероприятия Организационного, научного и информационного обеспечения реализации ГЦП «Электронная Моск...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Окно Windows: структура и работа с ним. Обслуживание дисков и файлов средствами Windows: использование Проводника....полностью>>

Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Технология КРУ (компьютерная режиссура урока) на уроках экономики

Включение компьютера в урок возможно разными способами. В данной статье будет показан вариант, при котором компьютер является непосредственным и активным участником урока с его первых минут до звонка на перемену. Хочется обратить внимание на то, что при достаточно большой значимости компьютера при таком варианте его использования он гармонично включен в учебный процесс и является определенным катализатором мыслительной деятельности учащихся.

Основная задача учителя на уроке – управление интеллектуальной деятельностью учащихся. Чем выше профессионализм учителя, тем менее заметно его присутствие на уроке и тем выше интеллектуальный рост учащихся. Учитель-режиссер – это учитель-создатель действа под названием урок. Важно, чтобы урок этот не отставал от жизни и даже шел немного впереди, ведь на уроке мы формируем тех, от кого будет зависеть развитие нашего мира – мира высоких технологий.

Главным преимуществом КРУ является то, что она показывает: компьютер – это не только суперсовременная игрушка, но в первую очередь инструмент, позволяющий проводить аналитические операции, создавать синтезирующие модели, применять теоретические знания в практических ситуациях.

Применение КРУ на уроках разных типов имеет свои особенности. На уроке изучения нового материала используются все виды технических средств: аудио, визуальные, мультимедийные. Главная задача учителя на этапе подготовки к этому уроку – подобрать материал таким образом, чтобы ученик смог «увидеть» изучаемое явление целиком, как бы со стороны, понять его основные характеристики и уяснить его внутреннюю структуру. Так, например, при изучении темы «Теория поведения потребителя» ученикам можно предложить прочитать текст определения основных понятий в экономическом словаре (эту страничку Internet легко загрузить на компьютеры прямо на уроке), показать схему, раскрывающую основные положения теории, составленную в программе Power Point (динамическая модель), дать прослушать интервью с различными людьми об их предпочтениях и приоритетах при выборе тех или иных товаров и услуг (эту запись можно подготовить заранее, используя новостные программы телевидения, школьную видеокамеру). Таким образом, воздействуя на все каналы восприятия информации, мы можем в течение короткого времени сформировать у учащихся представление о таком явлении как «Теория поведения потребителя».

На уроке закрепления знаний на первое место выходит такое свойство компьютера как интерактивность, поскольку главная задача – отработка знаний, умений и навыков – требует постоянной обратной связи с каждым учащимся. Компьютерные технологии начинают решать задачу индивидуализации обучения: разнообразие программ позволит выстроить для учащегося максимально удобную для усвоения материала форму деятельности. Так, например, при отработке ЗУНов по теме «Теория поведения потребителя» учащимся был предложен вводный компьютерный тест, который позволил определить исходный уровень знаний и умений. Далее, учащимся с достаточно низким уровнем знаний были предложены дополнительные материалы, которые помогли им разобраться в сложных вопросах темы. Другая группа учащихся получила для отработки умений некоторые проблемные задания, ответы на которые можно было найти используя сеть Internet. Наиболее легко ориентирующиеся в данной теме учащиеся получили творческие задания, связанные с созданием при помощи компьютерных программ новых обучающих продуктов. Временная регламентация деятельности учащихся во время урока осуществлялась с помощью программы «Таймер».

Использование компьютерных технологий на уроке несет в себе серьезную опасность – перегруз информационных средств или их неправильный подбор не только не сможет создать благоприятную среду на уроке, но и приведет к значительному ухудшению ситуации. Именно поэтому огромное внимание и большие ресурсные затраты учителю нужно уделить на этапе подготовки такого урока.

Конструирование урока в системе компьютерной режиссуры (КРУ) начинается так же, как и создание обычного урока – с написания плана урока. Однако это должен быть подробный план, разбитый на мини- и даже микро- этапы. Для каждого этапа необходимо обязательно прописать цели, а также направление и характеристику интеллектуальной деятельности учащихся. Когда такая работа проведена, можно приступать к подбору технических средств и приемов, которые будут сопровождать интеллектуальную деятельность учащихся. Таким образом, создается таблица методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникативных средств на уроке:

Этап урока

Время

Сопровождающие материалы

Интеллектуальная деятельность ученика

Деятельность учителя

Комментарии

В завершении процесса подготовки создается единое программное обеспечение урока, которое может быть представлено в виде презентационного сопровождения, слайд-фильма, интерактивной презентации. В итоге УМК урока, созданного в системе КРУ содержит следующие компоненты:

  • план-конспект урока;

  • методические рекомендации применения информационно-коммуникативных средств;

  • слайд-фильм (презентация);

  • дидактические материалы;

  • аудио- и видео- материалы;

  • творческие домашние задания учащихся;

  • дополнительные программы, используемые на уроке.

Н.А. Медведева, Е.Н. Шелепаева,

преподаватели русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 8» г. Перми

ИКТ как средство расширения образовательного пространства учащихся

в курсе «Русская словесность» (под редакцией Р.И. Альбетковой)

Интеграция уроков всегда являлась одной из форм расширения образовательного пространства учащихся. Благодаря взаимопроникновению предметов в сознании гимназиста формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ученики начинают активно применять свои знания на практике, потому что они легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Специфика курса словесности уже предполагает высокий уровень интеграции предметов гуманитарного и эстетического цикла. Дидактическая база по данным предметам включает в себя множество репродукций и музыкальных произведений. ИКТ создают условия для развития навыков работы с большим объёмом информации, что развивает у учащихся и педагогов умение пользоваться видеофильмами на мультимедийной основе, презентациями и анимационными фрагментами. Использование ИКТ в курсе словесности позволяет расширить образовательное пространство учащихся, повысить мотивацию к предмету, способствует формированию эстетического вкуса.

Построение образовательного пространства гимназистов при изучении словесности, на наш взгляд, должно идти в 3-х направлениях:

  • через урочную деятельность;

  • через внеурочную деятельность;

  • через самостоятельное развитие.

К наиболее эффективным формам представления учебного материала в курсе «Русская словесность» во внеурочной деятельности следует отнести мультимедийные презентации при защите работ на НПК разного уровня в секциях «Культурология», «Фольклористика», «Краеведение»…

Интегрированные уроки и мероприятия (календарно-обрядовые праздники, виртуальные экскурсии, литературно- музыкальные гостиные, лингвистические игры) с применением НИТ являются важным механизмом для совершенствования процесса обучения словесности. Приведём перечень подобных мероприятий: «Приди, овсень!», «Что в имени тебе моём?» и другие.

Ученические проекты – одна из перспективных форм применения ИКТ в курсе «Русская словесность» («Пермский костюм», «Заимствования в современной русской речи», «Зимние Святки и Масленица»).

Опыт использования НИТ в курсе словесности позволяет сделать следующие выводы: ИКТ можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. ИКТ позволяют повысить эффективность обучения, способствуют интенсификации учебного процесса, расширяют образовательное пространство гимназистов. Интернет-ресурсы необходимо использовать в курсе «Русская словесность» с 5-го по 9-й класс.

Спору нет, ИКТ нельзя считать единственным средством расширения образовательного пространства учащихся. Однако умелое сочетание НИТ с другими современными образовательными технологиями становится важнейшим механизмом для совершенствования процесса обучения предметам гуманитарно-эстетического цикла.

М.Н. Нечипоренко,

преподаватель русского языка и литературы,

МОУ «Гимназия № 7» г. Перми

Апробация других форм организации урочной деятельности

при профильном обучении

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. (А. Тофлер)

Характер педагогической деятельности учителя профильной школы должен определяться новыми, уже закрепленными в концепции профильного обучения целями, – обеспечить функциональность школьных знаний, их применимость в жизни и будущей профессиональной деятельности учащихся, успешную адаптацию выпускников к жизни в обществе. Научить умению получать нужную информацию, критически ее воспринимать, анализировать – важнейшие задачи учителя.

Столкнувшись с необходимостью выбора новых форм обучения на старшей ступени, мы пришли к выводу, что наиболее оправданной и успешной будет система обучения «на поток», когда учитель читает обзорные, итоговые лекции для всех учащихся 10 или 11 класса, затем проводится ряд семинарских занятий и индивидуальных консультаций.

Такая система занятий позволяет сэкономить время учителя и учеников (так как наиболее успешные могут быть освобождены от ряда занятий); оптимизирует учебный процесс; способствует лучшему восприятию материала и пробуждает интерес к предмету.

Существует и ряд трудностей: во-первых, необходимо пересматривать тематическое планирование, во-вторых, выстраивать систему лекционных занятий и, в-третьих, находить новые формы подачи материала. Вот тут как нельзя кстати ИКТ.

Веяния века информационных технологий коснулись и образования.

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.

Я использую компьютер в процессе обучения с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

  • для оптимального закрепления изученного материала,

  • для улучшения контроля знаний учащихся.

Для реализации данных целей, это могут быть уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера и проводимые в кабинете информатики, и использование отдельного компьютера с мультимедийным проектором на различных этапах урока в кабинете литературы. С помощью программ типа Power Point можно создаю слайд-фильмы для объяснения новой темы. Считаю, что для учителя это одна из лучших и эффективных форм чтения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, учит детей делать выводы. Считаю, что компьютер на уроках русского языка и литературы – не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

На данный момент в моей методической копилке существует база презентаций по русской литературе 19 века.

При проведении уроков литературы в старших классах возникает проблема, связанная с отсутствием иллюстративного материала. Воздействие на душу и сознание ученика дает ощутимый результат тогда, когда оно осуществляется не только через слух, но и зрительно. Обращение к компьютерным технологиям помогает мне при изучении творчества различных авторов, приближает образы поэтов и писателей, повышает познавательный интерес учащихся, позволяет интегрировать знания из разных областей, воздействовать на чувства ребят, создавать эмоциональное настроение

В.Э. Новосёлова,

преподаватель английского языка

МОУ «Гимназия № 7» г. Пермь

О применении мобильного компьютерного комплекса (МКК)

Последние годы компьютерное обеспечение средних учебных заведений резко выросло – это несомненный плюс. Качество оборудования возросло – это тоже вызывает оптимизм. Расширились возможности использования компьютеров – это вселяет надежду на радикальные изменения в образовании в целом и, в частности, гуманитарном.

Действительно, насыщение учебного процесса компьютерами и радикальное увеличение информационных ресурсов нельзя воспринимать как внешние факторы учебного процесса. Это не помощь гуманитарному образованию техническими средствами обучения, то есть, это нельзя воспринимать как ТСО. Принципиально новый тип знания осваивается в новой информационной среде, в которой

  • стираются различия между исследовательскими, учебными, фундаментальными, прикладными знаниями и происходит синтез гуманитарных и естественно - научных знаний;

  • появляется возможность уйти от массовости, усреднённости, обезличивания знаний,

  • происходит погружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоение как индивидуального опыта.

МКК, с одной стороны, облегчает проведение учебного процесса и позволяет получить удовольствие от работы; с другой стороны, требует тщательной, огромной подготовки учителя.

Мобильный компьютерный комплекс состоит из портативных персональных компьютеров и оборудования для организации беспроводной сети, которые хранятся в мобильной тележке-сейфе. Мобильный компьютерный комплекс может также быть укомплектован многофункциональным устройством (МФУ) и проектором.

Организация учебного процесса

Тележка-сейф легко трансформируется в удобное рабочее место учителя с мобильным компьютером. Мобильные компьютеры учеников размещаются на партах и объединяются в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет. «Для полного развертывания мобильного класса нужно всего несколько минут», – указано в руководстве по эксплуатации. Это действительно так, если не нужно перемещать МКК в другой кабинет. Стол-тележка сделана из металла, используется как зарядная станция для ноутбуков, поэтому она очень тяжёлая. Транспортировка загруженной ноутбуками стола-тележки из одного класса в другой требует времени.

Функции МКК

  • Функция «Наблюдение»

Позволяет с рабочего места учителя наблюдать за экраном каждого из учеников или за экранами всех учеников.

  • Функция «Дистанционное управление»

Позволяет с компьютера учителя руководить компьютером каждого ученика для того, чтобы помочь ему в решении задачи и/или продемонстрировать ее решение.

  • Функция «Виртуальный учитель»

Дает возможность временно превратить компьютер кого-либо из учеников в компьютер учителя, чтобы продемонстрировать всему классу изображение на экране ученического компьютера.

  • Функция «Передача изображения монитора»

Дает возможность передавать изображение экрана учителя на экран компьютера ученика, группы учеников или всего класса.

Существует также дополнительная функция дистанционного администрирования всех мобильных компьютеров.

На компьютере учителя находится также сетевой диск, с которого учащиеся могут копировать к себе на компьютер необходимые файлы. По завершению занятия компьютеры возвращаются в тележку-сейф и надёжно (но с большими усилиями) закрываются. В тележке предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения. Для обеспечения электрической безопасности тележка-сейф оборудована аварийным выключателем.

Работа с МКК с каждым днём совершенствуется не только в творческом, но и в технологическом плане. Использование МКК на уроках не является самоцелью. Применение МКК в образовательном процессе способствует повышению качества обучения за счёт увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, повышается степень усвоения учебного материала, развивается компетенция самообразования и саморазвития.

Е.А. Соловьева,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДТ «Юность», Дзержинский район г. Перми

Использование графических программ для адаптации тем

по образовательной программе дополнительного образования детей

«Краеведение» для детей младшего школьного возраста

Что такое компьютер, объяснять никому не надо. Мы активно используем его, чтобы играть, набирать, красиво оформлять и распечатывать любые тексты, бланки, договоры, рисовать картинки, записывать музыку, обмениваться письмами по электронной почте, разгуливать по Интернету.

А не обходимы ли информационные технологии в образовании? Педагоги, работающие с учащимися в среднем звене и в старших классах, давно ответили на этот вопрос: да необходимы! Не секрет, что современные ученики свободно общаются с ПК, для них естественнее отправить сообщение по электронной почте, чем написать письмо или послать телеграмму. Многие пользуются обучающими программами, мультимедиа-энциклопедиями, атласами, путеводителями, программами для подготовки к сдаче экзаменов. Преподаватели старшего звена, по мере технических возможностей, используют в своей педагогической деятельности современные информационные технологии. Того же нельзя сказать о педагогах, работающих в начальной школе. Как правило, они стараются пользоваться проверенным временем иллюстрационно-наглядным материалом, традиционными дидактическими комплексами.

Современный, окружающий ребёнка мир диктует свои условия. В школьной программе появляются новые предметы, которые невозможно объяснить и иллюстрировать «дедовскими методами». Возникает необходимость прибегать к помощи ПК. И тогда, чтобы упростить процесс, учитель использует информационные технологии в виде: ноутбук + проектор (для просмотра слайдов) и простейшие текстовые редакторы (для подготовки раздаточного материала). Наибольшее затруднение у педагогов начальной школы вызывают вводные курсы по истории и обществознанию такие как «Мое отечество», «Маленький пермяк». К учебникам, как правило, прилагается рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Пособия апробированы учителями начальных классов и, тем не менее, у детей эти курсы вызывают очень много вопросов, на которые в рамках школьного урока педагог не имеет возможности ответить. Темы очень широкие, освещены на двух-трёх страницах. В одной учебной четверти ребёнок должен освоить и понять материал о федеративном устройстве России, о людях, оставивших след в истории, о крепостном праве, о памятниках истории и культуры, о государственных праздниках. Для ребёнка десяти лет – это абсолютно абстрактная информация, не имеющая привязки к реальности. В этой ситуации на помощь педагогам приходит дополнительное образование. В коллективах МОУДОД рассматриваются те темы, которые остались за рамками школьной программы, но необходимы для понимания материалов, получаемых ребёнком в школе. Широкие временные рамки и меньшее количество учащихся, чем в классах школы, позволяют разнообразить методы обучения в дополнительном образовании, используя более интересные и современные, и дают возможность активно применять информационные технологии. На занятиях мы сталкиваемся с проблемами:

  • малая для своего возраста база конкретно-предметных образов и понятий, что затрудняет восприятие материала;

  • трудности в работе со словесной информацией и как следствие, искажение информации;

  • отсутствие способности к переработке и трансформации одного вида информации в другой. Это приводит к трудностям в развитии интеллекта и к проблемам в работе со знаковыми системами;

  • несформированность представлений о плоскости, рельефе и объеме, симметрии и ассиметрии, что затрудняет понимание законов живой и неживой природы и общественно социальных процессов;

  • недостаточное развитие способностей к синтезу и анализу, к классификации явлений окружающей действительности.

Используя современные информационные технологии, мы находим пути решения этих проблем. В частности для формирования представлений об объёме предметов, о размере зданий и сооружений, величине и масштабах территорий, о соотношении пропорций эффективно применять Зds max. Трёхмерные программы позволяют наглядно в реальном времени (используя проектор) показать размеры территорий субъектов федерации и сравнить их величины, масштабы современных построек и сооружений древности и.т.д.

Конспекты для работы на занятиях будут привлекательнее, если выполнены в Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3D Studio, CorelDraw. Графические редакторы необходимы, чтобы приблизить изучаемые события к миру ребёнка. Используя Photoshop, Paintshop можно обработать сканированные изображения или фотографии и сделать коллаж, поместив туда изображение ученика.

Например, при рассмотрении темы «Отмена крепостного права в России» мною используются слайды с репродукциями обыденной жизни российского крестьянства с использованием фрагмента фотографии самого ученика (предварительно отсканированной и обработанной). Таким образом, ребенок становится непосредственным участником событий. Это более наглядно и понятно, чем репродукции в учебнике. Ребенку легче осветить на вопрос: как ты относишься к зависимости крестьян от помещиков? Ответ на этот вопрос даётся развёрнутый и достаточно однозначный.


И.А. Сухинина,

преподаватель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 119» г. Перми

Медиаобразование в современной школе


В современном образовании все большее внимание уделяется содержательной составляющей информационных технологий. Информационные технологии включают в себя телевидение, прессу, кинематограф, компьютерные сети. Все это – составные части медиатехнологий. Сегодня в мире активно развивается медиаобразование, включающее в себя ИКТ. В своем докладе мне хочется остановиться на некоторых теоретических основах медиаобразования, а также поделиться опытом практического применения его в процесс обучения истории.

Дефиниции медиаобразования

История медиаобразования насчитывает уже не один десяток лет, но, несмотря на это, разные исследователи вкладывают разный смысл в этот термин. В некоторых случаях дефиниции оказываются близки, в других противоречат друг другу.

Первое определение медиаобразования было дано в 1973 г. Международным советом по кино и телевидению: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

Основная часть медиапедагогов берет за основу определение ЮНЕСКО, внося в него некоторые уточнения в соответствии с собственным концепциями, о которых речь пойдет ниже. Другими словами, для большинства исследователей в этой области педагогики медиаобразование является формированием у школьников знаний о современных средствах массовой информации и коммуникации и умений работать с ними.

Концепции и цели медиаобразования

Говоря о концепциях медиаобразования, следует принимать во внимание, прежде всего, практический аспект, т.е. формы реализации в условиях школы. Особенность этого предмета изучения, будь он самостоятельным или только вспомогательным инструментарием для изучения чего-либо, состоит в том, что он должен обеспечивать реальную свободу выбора информации для обучаемого. В рамках отдельного предмета (урока) это невозможно; подобные тенденции мышления уместны скорее на факультативе или в других неурочных формах работы.

Концепции медиаобразования можно классифицировать согласно тем ступеням развития восприятия информации, которые они предлагают осваивать:

- развитие аудиовизуального восприятия,

- формирование критического мышления,

- практическое освоение технологий массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, телевидения),

- формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатекстов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..