Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Профессорско-преподавательский состав ВУЗов в рамках выполнения требований федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о...полностью>>
'Рассказ'
а чего миллион – рублей, юаней, евро или долларов? АЛЕКСАНДР КАБАКОВ: А в те времена – может, миллион лир Это на хороший ужин было....полностью>>
'Документ'
ФГУ Науки "Уфимский НИИ Медицины Труда и Экологии Человека" Федеральной Службы по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Че...полностью>>
'Документ'
#G0С 1 июля 1988 г. отменены в части монтажа конструкций (Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Феде...полностью>>

Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подходы к разработке и использованию цифровых

образовательных ресурсов в преподавании английского языка

Многие преподаватели уже успели оценить влияние ИКТ на процесс обучения. Как показывает практика, применение ИКТ на уроке иностранного языка не только создает новые возможности передачи и восприятия знаний, позволяет оценивать результаты объективно, помогает интенсифицировать, индивидуализировать деятельность учащихся, мотивирует учащихся к учению, к поиску знаний самостоятельно, но и позволяет приблизить процесс общения к реальному общению.

Сегодня каждый учитель применяет ИКТ по-своему. Некоторые используют технику только как средство для показа наглядных пособий (вместо реальных картинок или схем на доске). Другие работают, если не возникает технических проблем, в режиме on-line. Третьи пытаются использовать готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), среди которых есть действительно неплохие. Однако использование готовых ЦОР вызывает ряд проблем. Во-первых, содержание этих средств бывает сложно соотнести с учебно-методическим комплексом, с целями и задачами урока. Во-вторых, форма работы возможна в основном только коллективная, так как чаще всего ЦОР несетевые, и их установка на каждый компьютер требует покупки новых лицензионных дисков.

Microsoft Publisher. В настоящее время значительное место в учебной деятельности отводится учебному проекту. Работая в рамках проекта, можно использовать Publisher для создания информационного бюллетеня или буклета, который станет важной составляющей проекта. При помощи данной программы на уроке иностранного языка можно оформлять открытки, планы мероприятий, маршруты путешествий и т.д.

Другим средством создания ЦОР могут стать инструментальные программы. Для создания ЦОР можно использовать два типа инструментальных программ: «Hot potatoes» и «Word Based Games».

Hot Potatoes. Программа «Hot Potatoes» включает 5 видов упражнений:

  • JQuiz – тест на выбор альтернатив или коротких ответов;

  • JCloze – упражнение «Заполнить пробелы»;

  • JCross – программа позволяет создать кроссворд;

  • JMix – тест «перепутанные предложения»;

  • JMatch – тест «Поиск соответствий».

SpellMaster. Word Based Games (версия 1) – Переводные лексические упражнения.

С помощью программы Word Based Games создаются 3 вида переводных лексических упражнений на установление соответствий между словами или выражениями:

  • JigWord – выбор соответствия из списка (перемещение с помощью мыши);

  • MatchWord – ввод перевода данного слова (с помощью экранной клавиатуры);

  • SpeedWord – выбор соответствий на закрытых карточках («скрытые пары»).

Все три вида упражнений создаются на основе одного списка пар слов или выражений. Каждое задание можно выполнять многократно, последовательность слов при этом изменяется автоматически. Работа с карточками выполняется на время: «быстро», «быстрее», «очень быстро». Для выполнения упражнений необходима программа Macromedia Flash (версия 5).

Рассмотренные выше средства для создания ЦОР могут быть использованы учителем при обучении всем видам речевой деятельности, на каждом этапе изучения материала, для любой ступени обучения. Применение этих электронных средств не вызывает трудностей даже у начинающих осваивать компьютерную грамоту людей. Включение в урок материалов, созданных при помощи этих средств, позволит сделать урок привлекательным, интересным для учащихся и эффективным по усвоению материала за счет интенсификации учебной деятельности обучаемых.

А.Л. Кашкина,

преподаватель истории

МОУ «СОШ № 87» г. Перми

Применение интерактивной доски на уроках истории

Сегодня, когда в школьной практике широко применяются альтернативные программы и методы преподавания, активно используется апробация учебной литературы, для каждого предметника становится актуальным вопрос выбора. Важно не совершить ошибку и суметь остановиться на той программе, которая поможет учителю задействовать огромный потенциал истории в процессе образования и воспитания, а ученикам даст возможность развить способности к сопереживанию, исследованию и обобщению изучаемого материала. К сожалению, дети не всегда хотят читать заданный материал, не запоминают прочитанное, путают даты, людей, события. В чем причина этого? Возможно в том, что устарели наши подходы и методы работы. На своих уроках (5-11 классы) я постоянно использую такие формы развивающего обучения как хронографические карты, опорные конспекты, анализ источников. Их я совершенствовала годами. Но сейчас следует учитывать интерес большинства учеников к информатизации процесса обучения. Поэтому я остановилась на новых технологиях (презентации уроков, работа с интерактивной доской).

В ресурсах интерактивной доски содержится большое количество материала, который можно использовать при подготовке уроков и при проведении уроков, например, географические карты, богатый набор символических картинок. Интерес у учеников вызывает работа с электронным маркером, работа с движущимися картинками, которые можно изменять в размере, передвигать по экрану, на электронной карте можно вносить свои обозначения, упрощать или усложнять ее, делать более наглядной.

Покажем это все на примере конкретного урока. Урок-обобщение по теме: «Древняя Греция» (5 класс; по учебнику Вигасина А.А.).

Цели урока:

  1. Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.

  2. Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

  3. На примере истории Древней Греции продолжить воспитание в детях чувства прекрасного; в ходе игры – воспитание чувства товарищества, долга, уважения к своим одноклассникам.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Сегодня нам с вами предстоит совершить интересное морское путешествие по стране Древняя Греция. Цель путешествия состоит в закреплении изученного материала. Мы с вами посетим такие острова, как «Древняя Греция», «Культура античности», «Жители Греции и их занятия», «Остров мореплавателей». Преодолеть опасности и трудности на пути нам помогут знания. Корабль называется «Арго». Давайте вспомним, с каким мифом связано это название и отправимся в путь.

На протяжении урока ученики работают с интерактивной доской. Учитель заранее готовит слайды с изображениями. На первом слайде изображен один из греческих кораблей. Ученикам предлагается вспомнить не только содержание мифа об аргонавтах, но и ответить на вопрос «Как строили греки корабли, и какие путешествия они на них совершали?» На втором слайде приводится карта. Ученики выполняют задание по теме «Троянская война». Нужно обозначить города, которые приняли участие в войне. Задание выполняется методом перетаскивания значков (воинов) по карте. Значки расположены под изображением карты. На третьем слайде приводится изображение, как греки применяли энергию воды. Ученики должны маркером нарисовать на нем стрелки, указывающие направление воды и объяснить при выполнении каких работ использовалась энергия воды. На четвертом слайде приведены предметы из раздела «Древняя Греция». Ученикам предстоит при помощи маркера указать на доске названия данных изображений. На пятом слайде ученикам предложено задание, при выполнении которого они должны не только объяснить значение указанных слов, но и показать свои знания по орфографии. При помощи маркера ученик пишет на доске пропущенные в словах буквы. На шестом слайде в качестве фона используется карта по истории Древней Греции. Ученикам предлагается выполнить следующие задания по карте: при помощи знаков, путем их перетаскивания по карте, указать, чем славились греческие города. Ученики должны подчеркнуть маркером крупные греческие полисы на карте. На седьмом слайде приводятся компоненты греческой архитектуры. Ученики должны указать маркером на доске названия этих компонентов и сравнить архитектурные стили между собой. На восьмом слайде приводится карта. Ученикам предлагается вспомнить материал, связанный с греческой колонизацией. Путем перетаскивания по карте значков (кораблей) следует указать портовые города Греции. На девятом слайде приводится образец выполненного задания по теме: «Греческая колонизация». На десятом слайде дан материал для повторения, содержание которого поможет при выполнении следующего задания. На одиннадцатом слайде дается подробное изображение древнегреческого корабля. Ученикам предлагается ответить на вопросы «Почему мореплавание было одним из самых распространенных занятий древних греков, несмотря на свой опасный характер? С какими трудностями сталкивались древние греки?». На двенадцатом слайде изображена схема вывода урока. Указаны четыре острова (основные разделы, по которым давались задания). Ученики указывают ответы на поставленные задачи, вписывая их в приведенную схему. На тринадцатом слайде указана готовая схема, отражающая итоги урока.

Л.Р. Тимошенко,

преподаватель иностранного языка

МОУ «СОШ № 83» г. Перми

Компьютер на уроках немецкого языка

Современное образование трудно представить без его технологического аспекта. Компьютер и компьютерные коммуникации сегодня в значительной мере влияют на повседневную жизнь школы, реформируя всё учебно-воспитательное пространство образовательного учреждения.

Овладение информационно-компьютерными технологиями даёт учителю доступ к современным учебным и учебно-методическим материалам, информационным и справочным системам, электронным библиотекам и энциклопедиям, что помогает углубить содержание традиционных школьных курсов, является хорошим способом самообразования педагога и выводит на более высокий уровень исследовательскую деятельность как самого учителя, так и его учеников.

Компьютерные технологии открывают перед педагогом новые возможности в подготовке обновлённых конспектов, дидактических и раздаточных материалов, способов предъявления нового материала, делая процесс обучения интересным, активным и интенсивным.

Компьютер помогает отслеживать процесс продвижения ученика от незнания к знанию, динамику его индивидуального развития через проведение учебного мониторинга.

Дальнейшее развитие компьютеризации школы приведёт к повсеместной организации дистанционного обучения, активному участию школ в телекоммуникационных проектах. Развитие компьютерных технологий происходит ускоренными темпами. Но чтобы каждому учителю выйти на новый, более высокий уровень технической оснащённости урока, необходимо пересмотреть свою концепцию организации учебной и внеучебной деятельности.

В эпоху всеобщей компьютеризации трудно представить себе педагога, который бы не пользовался предоставленными компьютером возможностями в личных или профессиональных целях. Здесь важно, чтобы учитель продвигался по ступеням овладения навыками работы с компьютером и компьютерными технологиями.

Впервые компьютер на своих уроках я стала использовать для подготовки раздаточных материалов и тестов, при тематическом планировании уроков, составлении программ кружков и факультативов. Позже на моих уроках и во внеклассной работе появились электронные обучающие программы. Они оживили процесс обучения, приблизили его к реальным условиям, внесли развлекательный момент. А это способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Следующим шагом в постижении компьютерной грамотности для меня стали приобретённые на курсах знания и практические навыки по составлению электронных презентаций к урокам и работе в международной информационной сети Интернет. Интернет открыл для меня возможности доступа к образовательным ресурсам, сайту института им. Гёте и другим предметным сайтам, оказывая большую практическую помощь в методическом и информационном плане.

Уделяя на уроках большое внимание развитию у учащихся социокультурной компетенции, я создаю вместе с ними электронные презентации по страноведению, используя ресурсы сайтов-хранилищ картинок, фотографий, электронных справочников, книг и журналов в электронном формате, сайтов с готовыми презентациями. Это помогает нам выйти за рамки урока и совершать виртуальные экскурсии по стране изучаемого языка.

Компьютер оказывает мне большую помощь в осуществлении классного руководства. Это составление предметных рейтингов, учебный мониторинг достижений учащихся, отчёты о классных мероприятиях, экскурсиях, праздниках в форме электронных презентаций. В перспективе – работа над созданием собственного сайта и электронного дневника класса.

Г.С. Кошкина,

преподаватель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 129» г. Перми

Применение информационных технологий

на уроках русского языка и литературы

Внедрение информационных технологий в учебный процесс – это не модное увлечение, это один из путей повышения качества образования. Одним из важных результатов обучения является отношение учащихся к изучаемым предметам. Положительное отношение к учебному предмету не только значимо само по себе, но и положительно влияет на учебные достижения школьников. Как известно, учащиеся редко называют среди любимых предметов русский язык. Поэтому первая задача использования новых информационных технологий – конечно же, сформировать интерес к изучению родного языка и желание изучать его как с помощью компьютера и проектора, так и без них. Ведь русский язык для учащихся школ является не просто средством общения и передачи информации, но и средством получения новых знаний во всех областях человеческой деятельности.

С помощью ИКТ можно более детально и эффективно реализовать основные принципы преподавания русского языка.

Использование компьютерных дисков и программ при изучении русского языка.

Нужно признать, что компьютер обладает широкими возможностями для формирования правописных навыков. Причем эффективность работы будет зависеть от качества компьютерной программы.

Все учебные программы (УП) делятся на три группы:

  • контролирующие УП;

  • тренажёрные УП;

  • демонстрационные УП.

На уроках разных типов мы используем программы:

«1С: Репетитор. Тесты по орфографии»;

CD: «1С: Репетитор. Сдаем Единый Экзамен»;

CD: «Репетитор–тренажер. Курс русского языка»;

CD: «Орфографический тренажёр русского языка «Грамотей»;

«1C: Репетитор. Русский язык»;

электронные учебные пособия «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».

Анализируя опыт использования данных программ на уроках русского языка, мы можем сделать вывод, что работа с данными программами позволяет активизировать внимание учащихся и делает процесс обучения увлекательным. А также способствует формированию прочных орфографических навыков, так как обеспечивается непрерывный контроль за деятельностью каждого учащегося на всех этапах.

Выполнение работ на компьютере имеет очевидные преимущества: сочетает проверку знаний и умений с элементами занимательности – ученики сразу видят результат и отметку, объективно выставленную за работу.

Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка.

В последнее время большую популярность приобрели электронные презентации. Ведущей целью использования презентаций на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Сфера воздействия презентации – три канала восприятия.

Работа с графическими редакторами.

Согласно теории Франца Лезера уровень запоминания информации тем выше, чем большее число анализаторов участвует в процессе восприятия и запоминания. Исходя их этого, мы предлагаем использовать графический редактор для создания рисунка по определенной орфограмме или теме.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках русского языка, мы можем с уверенностью сказать, что компьютер – замечательный помощник учителю и ученику. Прежде всего, у ученика формируется положительное отношение и даже интерес к изучению русского языка. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалога; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

  • совершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Уроки, на которых используются информационные технологии, отличаются высокой организованностью, слаженностью. Использование мультимедийных возможностей компьютера может качественно изменить сам процесс обучения русскому языку.

Е.Н. Кузьменок,

преподаватель истории

МОУ «СОШ № 82 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла» г. Перми

Использование некоторых возможностей ИКТ

как средств обучения на уроках истории

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Особое внимание следует обратить на использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках изучения нового материала, при решении задач, при закреплении изученного материала и подготовке к сдаче ЕГЭ.

Программные средства, используемые в процессе обучения истории

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Windows Movie Maker и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Они могут применяться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Текстовый редактор Microsoft Word может служить примером простейшего использования офисных приложений.

Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления исторического прошлого.

Важным элементом работы учителя является контроль за степенью усвоения учениками изучаемого материала. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Реализация процесса тестирования разнообразна, от так называемых «тестов на листочках» (бланковое тестирование) до компьютерного тестирования (с помощью программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint или специально написанных программ на различных языках программирования).

Для создания видеоматериала на историческую тематику целесообразно использовать возможности программы Windows Movie Maker.

Энциклопедии. ППС (программно-педагогические средства) этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий.

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену).

Задачники. ППС это вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи.

Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету.

Использование возможностей Интернета на уроках истории. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Применение ИКТ в учебном процессе предоставляет учащимся и учителям следующие дополнительные возможности:

Ученику:

  • текущий контроль знаний по разделам изучаемых курсов по заранее установленному индивидуальному графику;

  • проверку вычислений по любым видам расчетных работ в соответствии с индивидуальными заданиями;

  • изучение темы в режиме теория – контроль – работа над ошибками;

Учителю:

  • создание индивидуальных графиков обучения;

  • просмотр результатов опросов и анализ успеваемости по предмету;

  • ведение информационной и обучающей баз данных;

  • использование готовых информационных ресурсов (например, баз данных различного профиля, банков данных и др.);

  • на основе имеющихся шаблонов наполнение заданий содержанием по выбранному самим учителем критерию;

  • компоновку и перекомпоновку (по желанию учителя) наглядных пособий путем соединения различных блоков на основе сканирования;

  • тиражирование учебных материалов (в традиционном виде – карточки, брошюры) в необходимом количестве и в нужные сроки при сравнительно низких затратах.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Н.С. Кутищева,

преподаватель экономики

МОУ «Лицей № 10» г. Перми



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..