Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с Законом Рязанской области от 06.12.2010 № 152-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских окру...полностью>>
'Документ'
развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правиль...полностью>>
'Сказка'
Действующие лица: Молодой человек, Сотрудница 1,Сотрудница 2, Сотрудник 1,Сотрудник 2, Сотрудник 3, Кассир 1,Кассир 2. В центре площадки ширма, из-за...полностью>>
'Документ'
Знакомство с топографией города в связи с изучением биографии и творчества того или иного автора позволяет сделать автора ближе, актуализировать его т...полностью>>

Методические материалы для проведения в образовательных учреждениях урока (классного часа) по теме «Толерантность. Терпимость к национальным, расовым и культурным различиям»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические материалы для проведения в образовательных учреждениях

урока (классного часа) по теме «Толерантность. Терпимость

к национальным, расовым и культурным различиям»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...с.3

ЧАСТЬ 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ…….с.5

1.1. Понятие толерантности…………………………………………………….с.5

1.2. Критерии толерантности и интолерантности…………………………….с.8

1.3. Компоненты толерантности………………………………………………с.12

ЧАСТЬ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УРОКА (КЛАССНОГО КЛАССА) ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ТЕРПИМОСТЬ К НАЦИОНАЛЬНЫМ, РАССОВЫМ И КУЛЬТУРНЫМ РАЗЛИЧИЯМ»…………………………...с.13

2.1. Тест толерантности………………………………………………………..с.13

2.2.Примерный перечень игр, упражнений по воспитанию толерантности.с.16

2.3. Урок толерантности……………………………………………………….с.22

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..с.33

ВВЕДЕНИЕ

С конца 80-х - начала 90-х годов 20 века в нашей стране начался процесс глубокой социальной и культурной трансформации. Кардинально менялись не только экономические основы общества, но и отношение к этническим ценностям. Социальные потрясения, массовые миграционные процессы населения, вызванные локальными военными конфликтами, экономической и политической нестабильностью, - способствовали смешению представителей различных национальностей.

С другой стороны, резко возросла социальная напряженность, в основе которой - враждебность по отношению к представителям другой национальности, неприятие ценностей и особенностей других этносов.

Многообразие различий: социальных, расовых, национальных. Возрастных, профессиональных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непримиримости, нетерпимости. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших современных проблем. Она отрицает и подавляет различия между культурами и отдельными людьми, являясь противником многообразия.

Прийти к принятию вариативности мира и людей, противостоять разобщенности людей, проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность (терпимость).

На сегодняшний день образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Поэтому потребность в формировании толерантности и толерантных отношений нельзя переоценить.

В настоящее время образовательные учреждения испытывают на себе множество отрицательных последствий социального расслоения общества. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

ЧАСТЬ 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

1.1. Понятие толерантности

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». (Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) 

В резолюции ЮНЕСКО суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и самого себя.

Общее содержание толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.

В русском языке существуют два слова со сходным значением - «толерантность» и «терпимость».

Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. В зависимости от контекста - эволюционно-биологического, этического, политического или психологического - толерантность, наполняется своим особым специфическим смыслом.

В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразия признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках Конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Толерантность, чтобы превратиться в эффективное средство регуляции межкультурного сосуществования, должна стать не просто универсальной ценностью и получить культурный смысл, но обязательно правилом общения с культурными ценностями вообще. Поэтому принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной цивилизации. Именно это изменяет как содержание, так и роль понятия толерантности в современном обществе. Быть другим - вполне естественно и вовсе не означает нести зло. Это сказалось на понимании толерантности как активного отношения к миру в отличие от пассивного страдания. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданин удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного и находит в этом подтверждение своей политической культуры.

Проблема толерантности возникает лишь тогда, когда члены общества начинают «видеть» свою универсальную сущность. В зависимости от доминирующего в государстве общественного сознания складываются и различные типы толерантности. Любое многонациональное общество, то есть общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности.

1.2. Критерии толерантности и интолерантности

Толерантность нельзя измерить, это абстрактное понятие, но все же можно выделить критерии толерантности:

  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

  • равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);

  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем (6; 15).

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни, группа к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Нетерпимость достаточно консервативна. Она стремиться подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей, геноцид, войны, концентрационные лагеря, терроризм. Проявление нетерпимости наблюдается в случаях:

- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

- игнорирование (отказ в признании, беседе);

- негативных стереотипов, предубеждения, предрассудков (составления обобщенного мнения о человеке, принадлежащему к иной культуре, полу, расе и т.п., как правило, на основе отрицательных характеристик);

- этноцентризма (понимания и оценки жизненных явлений через ценности и традиции собственной группы как лучшей по сравнению с другими группами, использование своей группы в качестве эталона);

- поиска врага (переноса вины за неблагополучие и социальные проблемы на другие группы);

- преследования, запугивания, угрозы;

- дискриминации по различным признакам;

- расизма (дискриминации представителей определенной расы на основе превосходства одной расы над другой);

- национализма (убеждения превосходства своей нации над другими, что своя нация имеет больше прав);

- эксплуатации (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

- осквернения религиозных и культурных символов;

- религиозного преследования;

- изгнания, репрессии, уничтожения и геноцида;

- фашизма, империализма (6; 16).

Знания критериев толерантности и интолерантности позволяют определить основные направления формирования толерантности учащихся в образовательном процессе. Обратимся к Новозеландской модели, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах. Представленные характеристики относятся также к учебным группам и коллективам.

Таблица №1

Толерантный класс

Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться. расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение, упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование, проповедь

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

Из таблицы видно, что интолерантный класс (группа) характеризуется холодным, деспотичным, отношением к индивиду, не признающим ценность и самобытность другого. В толерантном классе наблюдается сердечное, теплое общение, основанное на взаимоуважении и эпатиии. Следовательно, в каждом классе необходимо создавать благоприятную атмосферу для формирования толерантных установок (6;17).

Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или нетолерантно может стать устойчивой чертой личности. С целью выявления различий между толерантной или интолерантной личностями на базе их основных характеристик, Солдатовой Г.У. была составлена таблица, в которой представлены критерии различий поведенческих реакций личности по двум направлениям: толерантное и интолерантное. Первое направление характеризуется доброжелательным отношением к миру, знанием себя и признанием других. Второе направление определяет об исключительности своей личности, предпочитающей сильную власть (см. таблицу №2) (6; 18).

Характеристики различий между толерантной и интолерантной личностями

Таблица №2

Критерии различий

Толерантная личность

Интолерантная личность

1.

Знание самого себя

Лучше знает саму себя. Знает свои достоинства и недостатки

Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков

2.

Критичность по отношению к себе

Критичен к себе, не стремиться во всем обвинять окружающих

Менее критичен к себе. Во всех проблемах чае всего обвиняет окружающих

3.

Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального»

Существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным»

«Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают»

4.

Способность к эмпатии

Выражена в достаточной степени

Не ярко выражена

5.

Защищенность

Чувствует себя в безопасности

Опасается не только своего социального окружения. Но даже себя

6.

Ответственность

За происходящее берет ответственность на себя

Стремиться снять с себя ответственность за происходящее

7.

Потребность в определенности

Признание многообразие мира, позиций и мнений

Мир видит с двух сторон: черное и белое. Людей делит на хороших и плохих

8.

Приверженность к порядку

Порядок не представляет большой ценности и отходит на второй план

Порядок важен во всем и особенно любит социальный порядок

9.

Ориентация на себя/других

Ориентирован на себя стремление к личной независимости

Стремление принадлежать к общественным институтам

10.

Чувство юмора

Способна посмеяться над собой. Обладает чувством юмора

Чувство юмора выражено не ярко

11.

Авторитаризм

Предпочитает жить в свободном демократическом обществе

Устраивает авторитарное общество с сильной властью

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и поощрение стремления к защите прав других. Сегодня важно формировать у школьников такие демократические, ценности, как выбор, право на собственное мнение, свободу совести, - то есть все, что позволяет сохранить разнообразие общества и мира в целом.

На современном этапе развития образования появилась необходимость уделять особое внимание использованию новых образовательных технологий с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

1.3. Компоненты толерантности

Основными компонентами толерантности являются эмпатия и коммуникативная толерантность. Рассмотрим данные компоненты.

Обратимся к понятию «эмпатия». Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение, - вчувствование и переживание другого человека». Она является составляющей толерантности, аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, и выражает психологическое принятие последней этим человеком. Иными словами, эмпатия – это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам горестям радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей личности, без которых невозможна ее полная самореализация (6; 19).

В 1934 году в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатиии как «способности принять роль другого человека». Таким образом, акцент постепенно смешивается с эмоциональной реакцией на понимание другого через «воображаемое перевоплощение», «принятие точки отсчета другого». Процесс, понимаемы таким образом, уже не является только эмоциональным: к аффективному элементу добавляется когнитивный.

ЧАСТЬ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УРОКА (КЛАССНОГО КЛАССА) ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ТЕРПИМОСТЬ К НАЦИОНАЛЬНЫМ, РАССОВЫМ И КУЛЬТУРНЫМ РАЗЛИЧИЯМ»

2.1. Тест толерантности

Тест коммуникативной толерантности

Инструкция

«Проверьте себя на сколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить сколь верны они по отношению к вам: ) баллов – совсем не верно, 1 – верно в некоторой степени, 2 – верно в значительной степени, 3 – верно в высшей степени.

Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов, но будьте искренни»

1. Вы не умеете, либо не хотите принимать индивидуальность других людей

баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3.

Шумные детские игры переношу с трудом

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

Всего

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона себя

1.

Меня обычно выводят из равновесия несообразительный собеседник

2.

Меня раздражают любители поговорить

3.

Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявил инициативу

4.

Я бы тяготился разговором случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

5.

Мне трудно найти общий язык с партнером иного интеллектуального уровня, чем у меня

Всего

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей

1.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

2.

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

3.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне

4.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

5.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

Всего

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать. Неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров

1.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

2.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

3.

Меня раздражают люди

4.

Мне неприятны самоуверенные люди

5.

Обычно мне трудно удерживаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

Всего

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера

1.

Я имею привычку изучать окружающих

2.

Невоспитанные люди возмущают меня

3.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

4.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

5.

Я люблю командовать близкими

Всего

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его слабым

1.

Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или магазинах

2.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком – для меня просто пытка

3.

Когда партер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

4.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

5.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне хочется

Всего

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

1.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

2.

Меня часто упрекают в ворчливости

3.

Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю

4.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

5.

Если деловой партер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь

Всего

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер

1.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

2.

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

3.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

4.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

5.

Мне иногда нравиться позлить кого-нибудь из родных или друзей

Всего

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других

1.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

2.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

3.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

4.

Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколькими странными людьми

5.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

Всего



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (1)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической
  2. Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (1)

    Методические рекомендации
    Учебный год в школах Москвы традиционно начинается с Первого урока, который проходит в День Знаний и задает тон новому этапу работы образовательных учреждений города.
  3. Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (2)

    Методические рекомендации
    Учебный год в школах Москвы традиционно начинается с Первого урока, который проходит в День Знаний и задает тон новому этапу работы образовательных учреждений города.
  4. Методические материалы Вып. 1 Петрозаводск 2008 удк 02 ббк 78. 38

    Документ
    Т71 Толерантность: проблема или мышление нового века? : метод. материалы. Вып.1 Детско - юношеская библиотека Республики Карелия ; [сост. М. Я. Смольговская].
  5. Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (1)

    Методические рекомендации
    Методическая разработка представляет собой законченное авторское произведение, созданное с целью научно-методического обоснования цикла экскурсий, лекций и практических занятий по музейной просветительной программе «Познаем народы

Другие похожие документы..