Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебная программа курса'
Утверждена и рекомендована к изданию на заседании научно-методического совета учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Фра...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Критерии сегментации потребительских и промышленных товаров. Методы сегментации рынка. Построение товарно-рыночной матрицы . Позиционирование товара ...полностью>>
'Закон'
1. Инструкция по делопроизводству1 в Федеральном государственном учреждении «Земельная кадастровая палата» по Костромской области2 устанавливает един...полностью>>
'Документ'
Вчителями основ здоров’я району напрацьовані досить ефективні методики, технології, підходи до розбудови здоров`я зберігаючої та здоров`я формуючої о...полностью>>

А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цель: Повесть «Капитанская дочка» как волшебная сказка

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Мифопоэтический анализ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: Повесть «Капитанская дочка» как волшебная сказка.

Задача: Показать, что реалистическая историческая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очень напоминает волшебную сказку.

I. Слово учителя:

- Я просила вас дома перечитать волшебные сказки , чтобы вспомнить основные составляющие сказки: сюжет, композицию, художественные особенности. (ответы учащихся)

1 ряд – «Гуси – лебеди»

2 ряд – «Царевна – лягушка»

3 ряд – «Иван царевич и Серый волк»

II. Слово учителя:

- А сейчас давайте с ребятами второго ряда составим общую сюжетную схему сказки «Царевна – лягушка». Иван Царевич отправился за невестой, по дороге он делает добрые дела (спасает зайца, утку, медведя, щуку) потом эти дела возвращаются ему сторицей. Иван Царевич отвоевывает невесту у кощея. Заканчивается все свадьбой.

- А теперь попробуем эту схему наложить на повесть «Капитанская дочка».

1. Куда отправился Петр Гринев? Зачем? ( отправился в Белогорскую крепость за невестой)

2. Какое доброе дело совершил по дороге Петруша? (По дороге туда благородно возвращает долг Зурину, дарит заячий тулуп Пугачеву)

3. Как это потом отобразиться на его жизни? (Пугачев дарит ему жизнь, помогает вызволить Машу)

4. Легко ли достается Маша Гриневу? (отвоёвывает у Швабрина)

5. Чем заканчиваются их отношения? ( Свадьбой)

6. Что же получается? (Тот же сказочный сюжет)

Все дела героя направлены на то , что всё должно завершиться свадьбой.

Вспомним, что говорил Савельич при отъезде « Куда спешить, добро бы на свадьбу».

III. Вернёмся к доброму делу Гринева.

- Вспомни и найди, как Пугачев относиться к подарку Гринева?

(Он ему мал, не особенно нужен, но Пугачев не отказывается от подарка, он ему рад)

- Давайте вместе с ребятами 1 ряда вспомним сказку «Гуси - лебеди».

когда девочка ищет братца, о чем ее просят печка, речка, яблоня (собрать яблоки, выпечь пироги). Они проверяют девочку на знание правил поведения. А заячий тулуп? Это проверка Гринева на знание правил поведения (благодарность вожатому за вывод из метели).

IV. С сюжетом и композицией мы разобрались, давайте поговорим о главном герое. А для этого ещё раз вспомним сказку «Царевна – лягушка», «Конёк – горбунок» или любую другую.

- Сколько было сынов в семье?

- Кто обычно претендует на главного героя?

(«Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»)

В «Царевне – лягушке» старшие везде удачливые, у младшего стрела в болото, т.е. в сказках 3 – й сын Иван – дурак.

- Кем был Гринёв в начале повести?

(Недоросль, не очень хорошо относился к учению, гонял голубей)

- Хорошо. О сказках мы с вами волшебных говорим. А сам герой наделён чудесными силами? Сам может что – то ? Вспомним сказку «Конёк – горбунок» и «Иван Царевич и Серый волк». (Нет сами герои волшебными силами не обладают. Помогает конёк – горбунок он всё делает за Ивана. За Ивана Царевича все делает Серый волк)

- Кому обязан Гринёв - жизнью, встречей с Машей, её спасением?

(Савельичу и Пугачеву не будь их, сам бы он ничего не смог.)

VI. И последнее: при чтении мы отмечали и выписывали пословицы и поговорки, в повести их очень много. Давайте их зачитаем и сделаем вывод самостоятельно.

«Береги платье снову, а честь смолоду»

«Куда торопиться, добро бы на свадьбу»

«Брань на вороту не виснет»

«Худой мир лучше доброй ссоры»

«Хоть о четырёх ногах да спотыкается» и др.

Это как постоянные выражения в сказках «утро вечера мудренее», или постоянные эпитеты. Такое обилие поговорок и пословиц тоже роднит повесть со сказкой.

VII. Подводим итог. Вспомним цель урока.

Историческая реалистическая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очень напоминает волшебную сказку. Великий поэт может быть несознательно все действия и поступки своих героев связывал с мифологией, устным народным творчеством. Персонажи ведут себя согласно особенностям сказочного жанра, ему же подчиняются композиция и сюжет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сказка ложь. Но, как всякая сказка, эта сказка тоже бывает местами правдивой

    Сказка
    Сказка – ложь. Но, как всякая сказка, эта сказка тоже бывает местами правдивой. Да, это сказка, – несмотря на обилие подробностей, деталей, примет времени, настроений эпохи.
  2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  3. Семантическое пересечение как смысловой взрыв (1)

    Документ
    Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) 504
  4. Семантическое пересечение как смысловой взрыв (2)

    Документ
    Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) 504
  5. Ожения о проведении VIII областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина», а также в целях привлечения учащихся к изучению биографии и творческого наследия А

    Документ
    На основании положения о проведении VIII областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина», а также в целях привлечения учащихся к изучению биографии и творческого наследия А.

Другие похожие документы..