Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Денис Гуцко (Ростов-на Дону). Четыре семьсот пятьдесят. Журнал «Дружба народов», 009, №9. Александр Дерюшев (г. Тара, Омской обл.). Рассказы из цикла...полностью>>
'Документ'
Формула специальности:Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физическ...полностью>>
'Документ'
Дать представления учащимся об основных видах пищевых продуктов, их составе. Способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, ум...полностью>>
'Документ'
Детские энциклопедии - Детская энциклопедия «What This» - Детская энциклопедия «What This» содержит много полезной информации, которая будет полезна н...полностью>>

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация воспитательной и внеурочной работы по истории

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Опыт реализации воспитательного потенциала исторического образования обсуждается в серии статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Преподавание истории в школе» (2008. № 9; 2009. № 4). Выделяется три наиболее актуальных направления воспитательной работы учителей истории.

Во-первых, воспитание гражданственности и патриотизма. Об этой задаче сегодня много говорят чиновники и педагоги, но вместе с тем у либерально мыслящих людей она вызывает отторжение и не лучшие воспоминания о советском времени. Это можно понять, но при этом мы должны учитывать, что любое государство в целях самосохранения заинтересовано в воспитании лояльных граждан, разделяющих его базовые ценности, и инструментом такого воспитания выступает, в том числе, и школьное преподавание истории. Важно только, чтобы ценности гражданственности и патриотизма в сознании юных россиян были увязаны не с лояльностью конкретным чиновникам, в данный момент оказавшимися у власти, а с любовью к Отечеству и полноценным восприятием себя как ответственного гражданина России, наделенного конституционными правами и обязанностями.

Учителям истории в воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о ее сегодняшнем дне. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие. В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет.

В октябре 2010 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как история России, всеобщая история, иностранный язык, обществознание, экономика, география, краеведение. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям истории рекомендуется использовать следующие издания:

  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

Учителя истории активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. В 2009 г. торжественно отмечается 300 лет со дня победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении. Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Министерством образования и науки Челябинской области, Главным управлением молодёжной политики Челябинской области, Челябинским региональным отделением всероссийской общественной организации ветеранов, Челябинским областным отделением Российского детского фонда в октябре-ноябре 2009 г. будет проводиться областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений.

Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В 2009/2010 учебном году учителям истории рекомендуется провести конкурс «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Н. В. Гришина) подготовлен сборник методических разработок «Дни воинской славы России».

В 2009 году торжественно отмечается 75-летний юбилей Челябинской области, исполняется 15 лет региональному парламенту – Законодательному Собранию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). В 2010 году исполняется 20 лет провозглашения Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины», посвященных Дню России (12 июня), Дню Конституции РФ (12 декабря), Дню образования Челябинской области (17 января) и Дню города Челябинска (13 сентября).

Второе направление воспитательной работы учителей истории – формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям истории и краеведения рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 4). В сентябре 2009 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

Вместе с тем, есть вопрос о границах толерантности, пределах терпимости. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 21.11.2005 г. № 60/7 определяет один из важнейших аспектов этой проблемы – вопрос о сохранении исторической памяти о Холокосте – геноциде еврейского народа в годы Второй мировой войны. Ежегодно проводится международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей «Память о Холокосте – путь к толерантности», в котором традиционно принимают успешное участие общеобразовательные учреждения Челябинской области. В серии пособий «Российская библиотека Холокоста», издаваемой издательством МИК, публикуются методические разработки, в которых представлен опыт воспитательной и внеурочной деятельности российских и зарубежных педагогов со школьниками.

В январе 2009 г. методическим объединением учителей истории и обществознания г.Челябинска, кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (Т. А. Плешанова, Е. В. Киприянова) при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области в Челябинском еврейском общинном доме был проведен научно-методический семинар для учителей и библиотекарей общеобразовательных учреждений по теме «Память о Холокосте – путь к толерантности». Участники семинара познакомились новыми формами работы с детьми по данной теме. Была представлена обширная выставка документальной, художественной и методической литературы, исторических документов. На семинаре состоялась презентация книги Б. Лифтон «Король детей» о выдающемся педагоге Я. Корчаке, погибшем в лагере смерти Треблинка вместе с детьми. Был проведен просмотр с обсуждением нового документально-художественного фильма Е. Терлецкого «Януш Корчак».

Тема Холокоста традиционно освещается на занятиях по истории в 9 и 11 классах в рамках темы «Последствия и уроки Второй мировой войны». Для проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий используются видеоматериалы, например, фрагменты фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм», фотодокументы Музея Холокоста в Вашингтоне, ряд известных изданий – таких, как «Нюрнбергский эпилог» А. Полторака, «Бабий Яр» А. Кузнецова, «Сроку давности не подлежит» С. Кузьмина, сборник речей Р. Руденко и др.

Большую роль в воспитании детей и изучении темы Холокоста играют школьные музеи. Так, в МОУ СОШ №75 Ленинского района г. Челябинска открыт «Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей». В настоящее время музей насчитывает более 900 экспонатов, особую ценность представляют воспоминания бывших малолетних узников, фотоматериалы и документы челябинской городской организации Бывших малолетних узников. Несколько разделов экспозиции «Жертвы ненависти» посвящены жертвам Холокоста в годы войны. Экспозиция включает копии фотографий, документов Нюрнбергского процесса; перечень лагерей, тюрем, гетто, местам принудительного содержания гражданского населения на территории СССР; воспоминания бывших малолетних узников о содержании населения, прежде всего, еврейского, в концентрационных лагерях. Центральное место в экспозиции отведено макету концлагеря «Бухенвальд» и диораме «Лагерный барак». На базе музея проводятся учебные занятия, конференции, «уроки памяти», конкурсы стихов, рисунков, рефератов среди школьников, проходят встречи бывших малолетних узников с учащимися. За последние 5 лет в музее было проведено более 600 экскурсий для учащихся общеобразовательных учреждений города, воспитанников детских садов, ветеранов войны и труда, бывших малолетних узников, гостей школы.

Учителям истории рекомендуется использовать опыт МОУ СОШ № 59, МОУ СОШ № 75 и НОУ СОШ «Ор Авнер» г. Челябинска по организации воспитательных мероприятий, посвященных изучению истории Холокоста.

Третье направление воспитательной работы учителей истории – формирование нравственности. В августе 2008 г. ушел из жизни выдающийся русский мыслитель ХХ века, лауреат Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжал традицию русской литературы» (1970), академик Российской академии наук (1997) Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008). Жизнь и произведения А. И. Солженицына обладают колоссальным ресурсом гражданско-нравственного воспитания молодежи, могут и должны способствовать реализации главной цели общего исторического образования – содействовать становлению школьника как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, её социализации в демократическом обществе. В письме Департамента государственной политики в образовании от 04.09.2008 г. № 03-1905 предлагаются методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях. Методические подходы к изучению жизненного пути и историко-культурного наследия великого гражданина России в курсе отечественной истории ХХ – начала XXI вв. в IX и XI классах, во внеклассной и внешкольной работе определены Е. Е. Вяземским и О. Ю. Стреловой и опубликованы в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 5.).

Предметом особого внимания и заботы является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В журнале «Вестник образования» сообщается, что для обсуждения этих вопросов создана Рабочая группа Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России под председательством Президента РАО (2009. № 1). В результате совместной работы было принято решение предусмотреть в программах внеучебной деятельности, в программах воспитания и социализации школьников реализацию задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Участниками Рабочей группы было достигнуто согласие в том, что изучение курсов духовно-нравственного содержания, таких как «История религий», «Православная культура» и др., возможно в вариативной части учебного плана школ по выбору родителей и самих обучающихся. Методические аспекты изучения истории религии рассматриваются в тематическом выпуске журнала «Преподавание истории в школе» (2008. № 5). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с преподавателями, ведущими подготовку по специальности «Религиоведение» в ЧелГУ (А. И. Конюченко, Т. А. Чумаченко) был проведен семинар «Методика изучения религий в истории и искусстве». В программе семинара была предусмотрена автобусная экскурсия «Купола над городом» по культовым зданиям Челябинска (церкви, мечеть и синагога), а также тематическая лекция в областном краеведческом музее «Библейские образы в искусстве».

История предоставляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2009/2010 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий по истории для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской работы. Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя МОУ СОШ № 59 г. Челябинска М. С. Салминой по организации исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"».

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2009 г.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец». Пособие содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по истории с ответами и комментариями.

В 2009/2010 учебном году историческим факультетом ЮУрГУ будет продолжена благотворительная образовательная программа «Звёзды истории». Программа состоит из годового курса публичных лекций докторов наук и профессоров, получила информационную поддержку со стороны ведущих СМИ региона. Целью этого лекционного курса является знакомство старшеклассников города Челябинска и Челябинской области с результатами новейших научных исследований по истории, расширение их кругозора, привлечение выпускников общеобразовательных учреждений к углубленному изучению истории. Традиционно лекции проводятся один раз в месяц в актовом зале главного учебного корпуса университета. В 2008/2009 учебном году с особенно большим успехом прошли лекции «Номады: кочевники южноуральских степей» (С. Г. Боталов); «Свобода под градусом: винные погромы и представления о революции и свободе в уральской провинции осенью 1917 г. (И. В. Нарский); «Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев: политическое развитие послевоенного Советского Союза» (Р. Г. Пихоя).

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по истории

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по истории проводится государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов. Учителям истории необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки. В 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО был проведен семинар по теме «Система оценки качества подготовки учащихся по истории и обществознанию в общеобразовательном учреждении» с участием доцента кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО О. В. Кишенковой (г. Москва). Семинар по данной тематике для учителей из южных территорий Челябинской области панируется провести в ноябре 2009 г. в г. Магнитогорске.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень



Приложение 1

СПИСОК ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЬЮТОРОВ,

прошедших обучение на курсах повышения квалификации

«Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания» (АПКиППРО, г. Москва, август – сентябрь 2008 г.)

Челябинская область

п/п

Фамилия, и.о.

Территория

Место работы, должность

Абдулаева

Наталья Алексеевна

Уйский район

МОУ Октябрьская СОШ, учитель истории

Алпатиков

Дмитрий Анатольевич

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, преподаватель кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Баева

Татьяна Владимировна

г. Магнитогорск

ГМЦ, методист

Галимова

Дина Яновна

г. Челябинск

МОУ гимназия № 26, учитель истории и обществознания

Гришина

Наталья Владимировна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКО, доцент кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Зевакина

Марина Леонидовна

г. Верхний Уфалей

МОУ СОШ № 6, учитель истории и обществознания

Карчкова

Светлана Евгеньевна

г. Южноуральск

МОУ СОШ № 6, учитель истории и обществознания

Киприянова 

Елена Владимировна

г. Челябинск

МОУ лицей № 11, учитель истории и обществознания

Кочеткова

Лилия Фаритовна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 38, учитель истории и обществознания

Кузнецов

Вячеслав Михайлович

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, зав.кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин

Кузнецова

Елена Валерьевна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Лошкарева

Светлана Александровна

г. Чебаркуль

МОУ СОШ № 1, учитель истории и обществознания

Лукоянова 

Ольга Васильевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 75, учитель истории и обществознания

Милова

Светлана Вальтеровна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 19, учитель истории и обществознания

Обуткина

Надежда Львовна

г. Магнитогорск

МОУ СОШ №, учитель истории и обществознания

Петрушин 

Сергей Николаевич

г. Челябинск

МОУ СОШ № 59, учитель истории и обществознания

Плешанова 

Татьяна Аркадьевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 77, учитель истории и обществознания

Полякова

Ольга Николаевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 120, учитель истории и обществознания

Приданникова

Оксана Евгеньевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 77, учитель истории и обществознания

Ремпель

Янина Викторовна

г. Челябинск

МОУ лицей № 73, учитель истории и обществознания

Рыбакова

Татьяна Стефановна

г. Магнитогорск

МОУ СОШ № 48, учитель истории и обществознания

Рыбкина

Татьяна Александровна

г. Златоуст

МОУ СОШ № 25, учитель истории и обществознания

Салмина

Марина Сергеевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 59, учитель истории и обществознания

Сидельникова

Галина Николаевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 73, учитель истории и обществознания

Симонова

Татьяна Анатольевна

г. Магниторгорск

МОУ СОШ № 47, учитель истории и обществознания

Сонина

Мария Николаевна

г. Челябинск

МОУ гимназия № 23, учитель обществознания и экономики

Трофимова

Татьяна Вениаминовна

г. Копейск

МОУ СОШ № 48, учитель истории и обществознания

Трошина

Елена Викторовна

г. Кыштым

МОУ СОШ № 3, учитель истории и обществознания

Трубникова

Татьяна Григорьевна

г. Озерск

МОУ лицей № 39, учитель истории и обществознания

Фурен

Лина Ефимовна

г. Челябинск

ГОУ ВПО ЧГПУ, ст.преподаватель кафедры отечественной истории и методики преподавания истории

Якубовская

Татьяна Владимировна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, старший преподаватель кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Приложение 2

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы основного общего образования

Образовательная область «Обществознание»

Введение в историю. УМК издательства «Вентана-Граф»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

5

Майков А.Н.

История: введение в изучение истории: 5 класс (10 ч.) // История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5 – 11 классы / Под общей ред. П. А. Баранова, О. Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – С. 10 – 11.

Майков А.Н.

История: введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

Майков А.Н.

История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.

Майков А.Н.

История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 64 с.

Уланова Л.С.

Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины (Тесты). – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

История родного края – Южного Урала. Комбинированный УМК

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

8-9

Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История родного края – Южного Урала (35 ч.): национально-региональный компонент ко всем учебным программам по истории России. 8-9 класс (на правах рукописи)

Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М.

Историческое краеведение. Справочное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: АБРИС, 2009.

Салмина М.С.

История Южного Урала. ХХ – начало XXI века: Учеб. пособие для 9-го кл. осн. общеобразов. шк. – Челябинск: Взгляд, 2004. – 254 с.: ил.

Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История родного края – Южного Урала. 8-9 класс: Поурочные разработки (на правах рукописи)

Гладких С.В.

История Южного Урала. ХХ век: Рабочая тетрадь для 9 и 11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2002. – 80 с.

Гитис М.С.

Исторический атлас Южного Урала с контурными картами. – Челябинск: Абрис, 2009. (в печати)

Кузнецов В.М., Алпатиков Д.А.

Главные праздники Современной России и Малой Родины. Методические материалы. – Челябинск, 2008. – 104 с. – (Гражданско-правовое и патриотическое образование).

Новейшая история России. 1945 – 2008 гг. УМК издательства «Просвещение»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

11

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.

Новейшая история России. 1945 – 2007 гг.: 11 класс / Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

Опубликована также

Уткин А.И., Филиппов А.В., Алексеев С.В. и др.

История России / под ред. А.А.Дани-лова, А.А.Уткина, А.В.Филиппова. Учебник (с вкладышем): 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.

Электронное приложение к учебнику: История России / под ред. А.А.Данилова, А.А.Уткина, А.В.Филиппова: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008.

Данилов А.А.

История России. 1945 – 2008 гг. Методическое пособие. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Филиппов А.В., ред.

История России. 1945 – 2008 гг. Книга для учителя. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Т.М.Жиркова, сост.

История России. 1945 – 2008 гг. Комплект карт. – М.: Просвещение, 2008.

Проверочные тестовые задания // Электронное приложение к учебнику: История России / под ред. А. А. Данилова, А. А. Уткина, А. В. Филиппова: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008.

Данилов А.А.

Пособие для подготовки к ЕГЭ и устному экзамену по истории. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.

Приложение 3

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ 1

Источники знаний о прошлом. Историческое летосчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ 2 (не менее 10 ч.)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н. э.» и «н. э»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История Отечества – часть Всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ (10 ч.) 3

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. Архивы и библиотеки в Челябинске. Челябинский областной краеведческий музей. Музей школы. 4 Деятельность археологов, этнографов.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц. Происхождение названия города Челябинска. Названия улиц Челябинска. Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Моё имя.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Официальные символы – герб, флаг и гимн Челябинской области. Герб и флаг Челябинска. Эмблема Тракторозаводского района. Эмблема и гимн школы.

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебным материалом по истории.

Приложение 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пропедевтического курса-модуля «Введение в историю» (5 класс, I четверть)

п/п

Дата

Учебная тема

Материалы

учебника5

Введение в изучение истории (10 ч.)

Что изучает история.

Как работать с учебными материалами по истории

§ 1, 12

Источники знаний о прошлом.

§ 2

Измерение времени

§ 3

Археология – помощница историков

§ 4

Историческая карта

§ 5

Этнография – наука о народах

§ 6

Знать своих предков – знать историю

§ 7

Географические названия – свидетели прошлого

§ 8

О прошлом рассказывают гербы, флаги и гимны

§ 9-11

ПОУ. Викторина «Науки – помощницы истории»

Приложение 5

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ИСТОРИИ 6

История России

  1. 1С: Школа. История. 10 – 11 класс. Подготовка к ЕГЭ. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2005.

  2. Династия Романовых. Три века российской истории. [Электронный ресурс]. – М.: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», АО Коминфо, 2002.

  3. Единый государственный экзамен. История. [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение-Медиа, 2005.

  4. Золотое кольцо России. Интерактивные экскурсии. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 1997.

  5. История России XVII-XIX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  6. История России. [Электронный ресурс]. М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.

  7. История России. XVII – XIX вв. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2006.

  8. Московский Кремль. Путеводитель. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2005.

  9. От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр Минобразования РФ, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Московское городское объединение архивов, 2000 – 2005.

  10. Отечественная история до начала ХХ века [Электронный ресурс]. – М.: Институт новых технологий, 2004.

  11. Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2007.

  12. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

  13. Русский музей. Живопись [Электронный ресурс]. – СПб.: Гиперметод, РМГ Мультимедиа, 2003.

  14. Свердловский областной краеведческий музей: Презентационный диск [Электронный ресурс].- Екатеринбург: СОКМ, 2005.

  15. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

  16. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. XIX – XX вв. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

  17. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг. [Электронный ресурс]. – М.: АО Коминфо, 1998 – 2001.

Всеобщая история

  1. Атлас Древнего мира. [Электронный ресурс]. – М.: Марис Мультимедиа, 2003.

  2. Библейские образы. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 2005.

  3. Исторический лексикон. XIV – XVI вв. Энциклопедия. Часть первая. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», Академкнига - учебник, 2006.

  4. Исторический лексикон. XXVII вв. Энциклопедия. Часть вторая. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», Академкнига - учебник, 2006.

  5. Путешественники и мореплаватели. Географические и археологические открытия [Электронный ресурс]. – М.: ИД «Равновесие», 2004. – (Великое наследие).

  6. Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2007.

  7. Светские и духовные властители Европы. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2004.

  8. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний Мир. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

  9. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2005.

  10. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

  11. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.

1 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Утвержден Приказом МОРФ № 1089 от 05.03.2004 г.

2 Примерная программа основного общего образования по истории // История. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – С. 93.

3 История с древнейших времен до наших дней: программа. 5-11 классы / Под общ. ред. П.А.Баранова, О.Н.Журавлевой. М.: Вентана-Граф, 2007. – С. 10.

4 Подчеркнутым шрифтом выделен национально-региональный компонент (перенесен в интегрированный учебный предмет «Краеведение»). См.: Краеведение: программа учебной дисциплины для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / Под общей ред. ВМ. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2008. – 64 с. – (Гражданско-правовое и патриотическое образование).

5 Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

6 Аннотированный каталог областного государственного учреждения «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по истории 5-7,9-11 классы

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования и примерных программ для преподавания в общеобразовательных классах, а также авторских программ разработанных
  2. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
  3. Примерная программа Основного общего образования По истории (1)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  4. Примерная программа основного общего образования по Истории пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  5. Примерная программа Основного общего образования По истории (2)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом

Другие похожие документы..