Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В связи с непрерывным совершенствованием технологии очистки сточных вод и изготовления оборудования, производитель оставляет за собой право вносить и...полностью>>
'Документ'
"The Letters of Philosophy" by A. S. Akulov is a philosophical work which is not a monograph or a historically-philosophical study. The boo...полностью>>
'Публичный отчет'
1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 30 марта 2012 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 12.076.07 в Кабардино-Балкарском государственном университете ...полностью>>

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности преподавания истории в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Министерством образования и науки Челябинской области было проведено сравнительное исследование показателя «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса». Исследование проводилось в Чебаркульском городском округе, Ашинском, Нагайбакском, Октябрьском, Увельском и Уйском муниципальных районах Челябинской области. Исследование показало, что по 6 территориям Челябинской области доля школьников, обучающихся в современных условиях, составила лишь 5,1 %. Было выявлено лишь 2 общеобразовательных учреждения, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса: МОУ СОШ № 3 г.Аши (924 учащихся) и Барсучанская СОШ Октябрьского района (78 учащихся). Один из показателей, по которым проводилось исследование – наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории. Достигнутое значение по данному показателю в шести территориях Челябинской области составило лишь 59,3 %.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения исторического образования. Например, рекомендуется использовать видеохрестоматию «Ожившая история». Специально подобранные фрагменты художественных фильмов по истории России с вопросами и заданиями для использования на уроках представлены на четырех дисках (IX – XVI вв., XVII в., XVIII в., XIX в.). Так, для курса истории России XVIII в. предлагаются видеофрагменты, посвященные ключевым историческим деятелям этого периода: Петру Великому, Екатерине Первой, Александру Меншикову, Петру Второму, Екатерине Второй, княжне Таракановой, Емельяну Пугачеву, Александру Суворову, Павлу Первому.

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например зоогеографическая карта Челябинской области. Особенно необходимо отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа». Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». В предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования (два варианта), примерные программы. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей обществознания, опубликована аналитическая статья в журнале «Преподавание истории в школе» (Е. В. Киприянова). Особенности преподавания истории и обществознания в 2009/2010 учебном году будут рассмотрены на семинаре 4 сентября 2009 г. в ЧИППКРО.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 19.02.2008 г. № ИК-272/03, письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 02 апреля 2008 г. № 07-1698 в 2009/2010 учебном году продолжается обновление исторического образования на старшей ступени общего образования. Актуальность разработки нового учебного курса истории России обусловлена сменой общественного устройства страны, поверхностным освещением процесса становления суверенной России в большинстве действующих учебников. Цель данного курса – помочь молодым людям осознать ключевые события отечественной истории ХХ – начала XXI вв., сформировать представление о месте и роли России в современном мире, приоритетах внутренней и внешней политики РФ. В письме ФГОУ АПКиППРО от 06.02.2008 г. № 97 «Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования» справедливо подчеркивается, что подготовка к ЕГЭ не может являться целью базового курса истории, поскольку данный экзамен по выбору сдает не более 5 % выпускников.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. Издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект по Новейшей истории России (1900 – 2008 гг.). В 2007 – 2008 гг. была издана основная часть инновационного УМК по истории России (1945 – 2007 гг.), включающего программу, учебник с компакт-диском, книгу для учителя, методическое пособие, комплект карт. Все общеобразовательные учреждения Челябинской области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. С сентября 2009 г. начинается апробация учебника по Новейшей истории России (1900 – 1945 гг.). В комплекте с учебником также изданы методическое пособие и компакт-диск. Среди авторов УМК – известные российские ученые – историки и методисты А. А. Данилов, А. И. Уткин, О. В. Гаман-Голутвина, Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, руководитель авторского коллектива – А. В. Филиппов.

Преподавание Новейшей истории России организуется с обязательным использованием УМК издательства «Просвещение» (прежде всего, книги для учителя) вне зависимости от того, по каким учебникам изучался дореволюционный период. В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Ю. Морозов, О. Ю. Стрелова, Э. Н. Бельский) по реализации принципов проблемно-развивающего обучения в преподавании Новейшей истории России (2008. №№ 1 – 10; 2009. №№ 1 – 5). Концептуальный взгляд на ключевую проблему соотношения государственного интереса в политике и судьбы нашей страны во второй половине ХХ века представлен в статье А. Ю. Шаврина.

В соответствии с письмом АПКиППКРО от 03.06.2009 г. № 427, при планировании преподавания истории России в 10 – 11 классах учителям рекомендуется сократить время на рассмотрение дореволюционного периода отечественной истории, объединяя тематически близкие параграфы учебников и укрупняя проблемные блоки. Соответственно, увеличивается количество часов на изучение второй половины ХХ в. как логического продолжения предыдущего курса истории – за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами:

Количество часов

2004 г.

2009 г.

Базовый уровень

16

26

Профильный уровень

32

70

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию истории через систему повышения квалификации. С этой целью в соответствии с договорами ЧИППКРО и ведущих российских издательств, кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин была организована серия семинаров с участием авторов УМК по Новейшей истории: д-ра ист. наук, профессора АПКиППРО Е. Е. Вяземского («Просвещение»); д-ра ист. наук, профессора ИМЭиМО Н. В. Загладина («Русское слово»); канд. ист. наук, редактора журнала «Преподавание истории в школе» А. Ю. Морозова («Мнемозина»); д-ра ист. наук, профессора МПГУ В. П. Попова («Дрофа»); канд ист. наук, доцента Северо-Западного университета (г. Санкт-Петербург) С. Н. Рудника («Вентана-Граф»). В августе 2008 г. на курсах повышения квалификации «Актуальные вопросы изучения Новейшей истории России и обществознания» в АППКиПРО (г. Москва) прошли подготовку 31 тьютор – преподаватели ЧИППКРО и учителя истории общеобразовательных учреждений Челябинской области (приложение 1).

Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомятся с новыми пособиями и современными педагогическими технологиями исторического образования в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59, лицея № 11, гимназии № 23 г. Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина, Е. В. Киприянова, М. И. Сонина, Л. И. Буторина). В ЧИППКРО разработаны дистанционные и очно-заочные курсы по теме «Активные и интерактивные стратегии преподавания Новейшей истории России» (В. М. Кузнецов, Н. В. Гришина, П. Ф. Назыров, Д. А. Алпатиков), с успехом апробированные в г. Златоусте, г. Троицке и Троицком районе. Опыт работы кафедры общественных и гуманитарных дисциплин по внедрению тьюторской модели повышения квалификации педагогов и организации апробации новых УМК по Новейшей истории России (Н. В. Гришина) представлен в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2009. № 1).

Теоретические вопросы обновления содержания исторического образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин ЧИППКРО. Материалы предыдущих конференций опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией канд. ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования историко-краеведческой направленности.

Рекомендации по составлению рабочих программ по истории

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по истории;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Примерных учебных программ по истории, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по истории для основной и средней полной школы, например:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  2. Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 88 с. – («Традиционная» программа)

  3. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 159 с. – («Академический школьный учебник»).

  4. История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

  5. Комплект программно-методических материалов издательства «Дрофа»:

  • Всеобщая история. 5 – 9 кл.: тематическое и поурочное планирование / Т. В. Коваль, Е. В. Саплина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа. 2007.

  • История России. IX – XX века: программы для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 64 с.

  • Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 – 11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009. – 77, (3) с.

  • Андреев И.Л. История России с древнейших времен до начала XXI века. Программы для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. Базовый уровень / И.Л. Андреев, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2009. – 47(1) с.

  1. Комплект учебных программ издательства «Русское слово»:

  • Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира». Для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 32 с.

  • Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков». Для 6-го класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 16 с.

  • Агафонов С.В., Дмитриева О.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику О.В.Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 32 с.

  • Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса «Новая история. XIX – начало XX века» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 32 с.

  • Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век» для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 40 с.

  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В.Загладин. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (10 кл.); Н.В.Загладин. «Всемирная история. ХХ век» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение. – 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 112 с.

  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10 – 11 классы. – 3-е изд., испр. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 112 с.

  • Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. История Отечества XX – начало XXI века: Программа курса и тематическое планирование для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 64 с.

Кроме того, имеется несколько вариативных (авторских) учебных программ по отдельным курсам всеобщей истории и истории России, например:

  1. Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Для 6 – 7 классов основной школы. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 40 с.

  2. История: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) образование (базовый уровень) / [А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Н.И. Девятайкина и др.]; под ред. А.В. Чудинова, А.В. Гладышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс

«Образовательная программа Челябинской области» по истории

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителями истории общеобразовательных учреждений №№ 35, 77 и 151 г. Челябинска (Е. И. Дьяченко, Ю. Ю. Баранова, Е. А. Жукович, Т. А. Плешанова) подготовлена электронная модель содержания образования по истории – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованная к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13.02.2008 г. № 01-80. Электронный ресурс содержит Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по истории; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного и социально-филологического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять разработку рабочих учебных программ по истории, включая цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, тематическое планирование, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерными программами по истории для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания исторического образования (История родного края – Южного Урала), практические работы с контурными картами, проведена корректировка по истории России ХХ века в 11 классе и определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по истории: «Реформы и реформаторы Российской империи» для основной школы (16 ч.) и «История России в лицах» для средней (полной) школы (16 ч.), разработанные канд. пед. наук Н. И. Чеботаревой (г. Волгоград).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по истории 5-7,9-11 классы

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования и примерных программ для преподавания в общеобразовательных классах, а также авторских программ разработанных
  2. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
  3. Примерная программа Основного общего образования По истории (1)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  4. Примерная программа основного общего образования по Истории пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  5. Примерная программа Основного общего образования По истории (2)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом

Другие похожие документы..