Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Чортківська районна асоціація підприємств малого та середнього бізнесу провела збори з питань обговорення запропонованих законопроектів про внесення ...полностью>>
'Документ'
Признать не действующими с 1 сентября 2003 г. на территорииРоссийской Федерации СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» (приказ Минст-роя России от 4 июня 19...полностью>>
'Документ'
Правила безопасности при строительстве подземных сооружений разработаны Тоннельной ассоциацией России при участии Госгортехнадзора России с привлечен...полностью>>
'Программа'
1 февраля в Институте Финляндии откроется выставка, посвященная эпосу «Калевала» и приуроченная к празднику «День Калевалы», который ежегодно праздну...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ДОКЛАД

о состоянии конкуренции

в Российской Федерации

МОСКВА

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. Конкурентная среда и защита конкуренции в Российской Федерации 6

1.1. Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 6

1.2. Региональные аспекты конкурентной политики 22

1.3. Практика контроля за иностранными инвестициями в стратегические хозяйственные общества 33

1.4. Международное сотрудничество как фактор повышения эффективности реализуемой конкурентной политики 35

1.5. Оценки состояния конкуренции в Российской Федерации 42

1.5.1. Структурные признаки конкуренции 42

1.5.2. Характеристика конкурентной среды по результатам опроса хозяйствующих субъектов 45

1.5.3. Оценки состояния конкуренции в Российской Федерации, полученные с использованием мировых рейтингов 51

2. Анализ состояния конкуренции в отдельных секторах экономики и на отдельных товарных рынках 53

2.1. Обзор состояния конкуренции на рынке продовольственных товаров 53

2.1.1. Результаты мониторинга рынков социально значимых продовольственных товаров 53

2.1.2. Рынок карамели 54

2.1.3. Рынок хлебопекарных дрожжей 56

2.1.4. Анализ структуры цены на импортные вина в Российской Федерации 57

2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58

2.2. Обзор состояния конкуренции в сфере транспорта и связи 59

2.2.1. Обзор рынка услуг по предоставлению универсальных контейнеров и полувагонов при осуществлении внутренних перевозок железнодорожным транспортом общего пользования 59

2.2.2. Обзор рынка услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на внутренних воздушных линиях 63

2.2.3. Обзор рынка услуг по перевозке пассажиров автобусами на межсубъектных маршрутах 77

2.2.4. Рынок услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи 82

2.2.5. Особенности функционирования трубопроводных транспортных систем сжиженных углеводородов (на примере этилена) 86

2.3. Обзор состояния конкуренции на рынках электроэнергетики 90

2.3.1. Обзор розничного рынка электрической энергии (мощности) 90

2.3.2. Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии (мощности) 98

2.3.3. Манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) 107

2.3.4. Рынок электрической мощности: конкурентные отборы мощности 109

2.4. Состояние конкуренции в сфере здравоохранения 113

2.4.1. Обзор субъектов рынка оптовой торговли лекарственными средствами 113

2.4.2. Обзор состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах муниципальных районов и городских округов 117

2.4.3. Развитие аптечных сетей 121

2.4.4. Обзор состояния конкуренции на рынках медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа 124

2.5. Обзор состояния конкуренции в сфере промышленности 131

2.5.1. Обзор состояния конкуренции на рынке машиностроительного крепежа 131

2.5.2. Обзор состояния конкуренции на рынке никельсодержащего нержавеющего проката 134

2.5.3. Обзор состояния конкуренции на рынке листов из алюминиевого сплава АМг6М 138

2.5.4. Обзор состояния конкуренции на рынках алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками 140

2.5.5. Обзор состояния конкуренции на рынке ванадийсодержащего железорудного сырья (агломерата и окатышей) 144

2.6. Обзор состояния конкуренции на рынке активированного угля 146

2.7. Обзор состояния конкуренции рынках услуг по обращению с отходами производства и потребления на территории города Москвы и Московской области 153

2.8. Обзор состояния конкуренции на рынке услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты 160

2.9. Состояние конкуренции на отдельных региональных рынках 162

2.9.1. Региональные рынки услуг, по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового газового оборудования 162

2.9.2. Региональные рынки медицинских услуг в части медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие наркологического заболевания и в части медицинского освидетельствования врачом-психиатром о состоянии психического здоровья в гг. Омске и Петрозаводске 165

2.9.3. Региональные рынки муки 167

2.9.3.1. Оптовый рынок муки на территории Пензенской области 168

2.9.3.2. Рынок муки пшеничной на территории Тульской области 169

2.9.3.3. Оптовый рынок муки на территории Курганской области 170

2.9.3.4. Оптовый рынок пшеничной муки на территории Республики Карелия 173

2.9.3.5. Оптовый рынок муки на территории Курской области 173

2.9.4. Региональный рынок яйца куриного сорта С1 в Ульяновской области 176

2.9.5. Региональный рынок добычи и реализации каменного угля в Республике Тыва 179

2.9.6. Региональные рынки Дальнего Востока 181

2.9.6.1. Региональный рынок погрузо-разгрузочных работ по перевалке нефти и нефтепродуктов в морских портах на территории Приморского края 181

2.9.6.2. Региональный рынок услуг по доковому ремонту судов на территории Камчатского края 182

2.9.6.3. Региональный рынок добычи золота и серебра в Магаданской области 184

2.9.7. Региональные рынки асфальтобетонных смесей на территории Тверской области 186

3. Углубленный анализ отдельных сфер антимонопольного регулирования 192

3.1. Обзор состояния конкуренции в сфере нефтепродуктообеспечения 192

3.1.1. Анализ рынков моторного топлива 192

3.1.2. Рекомендации по развитию конкуренции на рынках моторных топлив 204

3.1.3. Дела о нарушении нефтяными компаниями антимонопольного законодательства 206

3.2. Международный роуминг 210

3.2.1. Взаимодействие конкурентных ведомств государств – участников СНГ в рамках расследования обоснованности ценообразования на услуги связи в роуминге 210

3.2.2. Исследование рынка услуг подвижной радиотелефонной связи в роуминге 213

3.2.3. Дело о нарушении антимонопольного законодательства на рынке подвижной радиотелефонной связи в роуминге операторами сотовой связи 216

4. Анализ практики применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации 220

4.1. Анализ сделок, в отношении которых осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией 220

4.2. Общие сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства 230

4.3. Результаты контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства 234

4.4. Практика предоставления государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам 236

4.5. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 238

4.6. Результаты контроля за соблюдением законодательства о торговле 240

4.7. Результаты противодействия недобросовестной конкуренции 245

4.8. Взаимодействие с правоохранительными органами 247

5. Предложения по развитию конкуренции в Российской Федерации 251

5.1.Проблемы функционирования отдельных товарных рынков с точки зрения развития конкурентных отношений 251

5.1.1. Товарные рынки в сфере транспорта и связи 251

5.1.2.Рынки электрической энергии и мощности 255

5.1.3. Финансовые рынки 258

5.1.4. Проблемы, связанные с правовым регулированием иностранных инвестиций в сфере средств массовой информации и полиграфии 270

5.2. Предложения по совершенствованию законодательного регулирования защиты конкуренции 271

5.2.1. Антимонопольное законодательство 271

5.2.2. Законодательство о контроле за иностранными инвестициями 275

5.2.3. Законодательное регулирование рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии 277

6. Приложение. Лучшие дела о нарушении антимонопольного законодательства, завершенные Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в 2010 году 291

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад, подготовленный в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержит комплексную характеристику важнейших аспектов российской политики по защите и развитию конкуренции и базируется:

на анализе объективных данных, которые доступны ФАС России и характеризуют состояние конкуренции в экономике страны и на отдельных товарных рынках;

на результатах комплекса мер, которые были осуществлены ФАС России по обеспечению соблюдения условий конкуренции на отдельных товарных рынках (при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, при рассмотрении ходатайств о даче согласия на сделки хозяйствующих субъектов, влияющие на состояние концентрации на отдельных товарных рынках, при выработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности);

предложениях, которые направлены на защиту и развитие конкуренции и были реализованы ФАС России в рамках разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки докладов и иных документов, в инициативном порядке представленных в Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

1. Конкурентная среда и защита конкуренции в Российской Федерации

1.1. Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации

Развитие новых технологий, внедрение эффективных способов производства, повышение конкурентоспособности товаров, утверждение России в качестве современной мировой державы, достижение успехов в инновационной сфере возможны только в условиях благоприятной конкурентной среды. На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев указал на такие важнейшие задачи государства, как создание честной конкурентной среды и обеспечение благоприятного делового климата, отметив: «…современную экономику невозможно построить сверху и по приказу. Сколько бы госкомпаний у нас ни было, модернизация будет проведена прежде всего силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции.».

Процессы модернизации экономики России, начавшиеся несколько лет назад, совпали с началом мирового финансового кризиса. Последствия экономического спада еще ощущались на протяжении всего 2010 года.

Рост цен на нефтепродукты, превышающий темпы инфляции, приводит к ограничению конкуренции и в ряде случаев препятствует предпринимательской деятельности. В 2010 году средние потребительские цены на дизельное топливо выросли на 34%, на бензин автомобильный марки А-76 - на 10%, марки Аи-92 – на 9 %, марки Аи-95 – на 8%. Основной причиной изменения цен в мелкооптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов является повышение цен в оптовом сегменте рынков нефтепродуктов. Отсутствие конкуренции на рынках нефтепродуктов требует реализации системных мер для стимулирования развития рынка моторных топлив, модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и направленных на совершенствование государственного регулирования отрасли.

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность и необходимость принятия мер «…по повышению прозрачности и предсказуемости ценообразования на топливном рынке», указывая: «…нам нужны механизмы, которые защитят потребителя… в том числе и развитие биржевой торговли, исключение необоснованных посредников… крупные бюджетные потребители тоже должны работать на бирже».

В целях реализации поручений Правительства Российской Федерации о повышении предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие указанных законов позволит:

- сформировать эффективную и стабильную систему ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанную с мерами по развитию конкуренции;

- стабильно, бесперебойно и экономически эффективно удовлетворять внутренний спрос на нефть и продукты ее переработки (путем создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли).

На состоявшемся 9 февраля 2011 г. совещании по вопросу «Об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год» Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин обратил внимание на необоснованный рост с конца 2010 года отпускных цен НПЗ на дизельное топливо (более 35%), положительно отозвался о принимаемых мерах по снижению цены и дал очередное поручение антимонопольной службе «…незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо». Владимир Путин поручил ФАС России вместе с Минэнерго России, при участии нефтяных компаний и ключевых потребителей нефтепродуктов рассмотреть целесообразность создания структуры для осуществления системного мониторинга ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и прогнозирования ситуации на данном рынке.

В 2010 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации полностью поддержал позицию ФАС России в спорах с крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, подтвердив законность решений антимонопольных органов по фактам установления и поддержания монопольных цен, дискриминации независимых трейдеров, изъятия товаров из обращения на рынках Российской Федерации.

Как показала практика, мер антимонопольного реагирования по фактам конкретных злоупотреблений доминирующим положением на монополизированных рынках автомобильного топлива явно недостаточно для предупреждения дальнейших нарушений. По мнению ФАС России, в 2011 году необходимо установить поведенческие и структурные ограничения для функционирования данных рынков и выявить закономерность влияния цен мирового рынка на внутренние цены («формулу цены» для крупнооптового рынка). Требуется также установить требования к биржевым торгам нефтепродуктами, провести углубленный комплексный анализ оптовых и розничных рынков газомоторного топлива и выработать рекомендации по обеспечению конкуренции на рассматриваемых рынках.

Так, проведение торгов, например, авиатопливом, на биржевой и электронной площадках в совокупности с другими мерами - значимый инструмент развития конкуренции на рынках авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению.

Расходы на авиатопливо являются ключевым фактором, влияющим на стоимость авиаперевозок. Даже сегодня при расширении парка современных экономичных воздушных судов доля затрат на авиаГСМ составляет в общих расходах 27- 30%. Обеспечение транспортной доступности, удовлетворение потребности граждан в качественных транспортных услугах – первостепенная задача в Российской Федерации, особенно в тех ее регионах, где авиация – часто единственное средство транспортной коммуникации. Кроме того, географические особенности страны определяют приоритетную роль воздушного транспорта в развитии конкурентных преимуществ путем реализации транзитного потенциала.

Топливозаправочные комплексы аэропортов (ТЗК), как правило, совмещают функции по реализации авиатоплива с функциями по оказанию услуг по хранению и заправке авиатопливом. Такое совмещение часто приводит к дискриминационному поведению ТЗК, препятствует доступу авиационным и нефтяным компаниям к топливозаправочной инфраструктуре. Отсутствие конкуренции и ценовой состязательности при реализации авиатоплива приводит к формированию «монопольной» составляющей в цене на авиакеросин и, как следствие, росту цен на перевозки.

Действия, принимаемые ФАС России на рынке авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению, направлены на обеспечение недискриминационного доступа участников рынка (авиакомпаний и независимых поставщиков авиаГСМ) к услугам по хранению и заправке воздушных судов в аэропортах, а также создание альтернативных ТЗК в тех аэропортах, где это экономически целесообразно. В частности, в 2009 – 2010 годах антимонопольными органами рассмотрено около 70 дел в отношении юридических лиц, осуществляющих услуги по авиатопливообеспечению в аэропортах.

В результате деятельности ФАС России изменился неконкурентный рынок авиатоплива. Если ранее для данного рынка были характерны стремление нефтяных вертикально-интегрированных компаний к территориальному разделу рынка, неоптимальная транспортная логистика, привязка к аэропортам, навязывание комплексной услуги, то в 2010 году он превратился в федеральный рынок авиатоплива с конкурентными механизмами ценообразования, правом недискриминационного доступа к услугам ТЗК, возможностью выбора альтернативного ТЗК. На рынке формируются условия для привлечения альтернативных топливно-заправочных компаний. Кроме того, авиакомпании получили право выбора маршрута, поставщиков авиатоплива и услуг авиатопливообеспечения, а в естественно-монопольных сегментах рынка гарантирован недискриминационный доступ к услугам аэропортов, включая ТЗК.

Федеральной антимонопольной службой были разработаны «Правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2009 № 599), обязывающие операторов аэропорта:

  • не допускать создания условий, ставящих в неравное положение одного потребителя по сравнению с другим;

  • проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику;

  • обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах.

В целом документ направлен на повышение прозрачности отношений аэропортов и авиакомпаний, защищает интересы участников рынка (операторов аэропортов, авиаперевозчиков, ТЗК) и потребителей услуг (в т.ч. пассажиров).

По поручению Правительства Российской Федерации ФАС России подготовлен и представлен на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи доклад по вопросу о механизмах обеспечения конкуренции в сфере воздушных перевозок.

В 2010 году сделан очередной серьезный шаг в обеспечении недискриминационного доступа потребителей и к услугам электросетевых организаций.

С вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 759 «О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» (далее - Постановление № 759) изменена процедура технологического присоединения к электрическим сетям:

  • упрощены требования к составу заявки на технологическое присоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • сетевая организация обязана направлять потребителю проект договора вместе с техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения и окончательной ценой технологического присоединения;

  • установлены единые сроки направления сетевой организацией проекта договора и технических условий независимо от категории заявителя;

  • на все категории заявителей распространены принципы об ответственности сетевых организаций за нарушение сроков исполнения договора, о распределении обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, введенные постановлением Правительства Российской Федерации № 334;

  • детализирована процедура технологического присоединения по индивидуальному проекту.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выразил общую озабоченность ростом цен на продовольствие, с сожалением признав, что это общемировая тенденция и отметив эффективность усилия по недопущению скачка инфляции.

В связи с засухой и неурожаем, вызванных в 2010 году аномальной жарой, в Российской Федерации на отдельные продовольственные товары отмечался резкий рост цен. На недопустимость спекулятивных проявлений указывали как Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, так и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, который подчеркивал, что никто, никакая власть не может требовать от производителя работать себе в убыток, «…но спекулировать, используя монопольное положение, и тем самым провоцировать повышение цен недопустимо.». Федеральная антимонопольная служба получила поручение «…наладить постоянный мониторинг ценообразования на основные продовольственные товары и незамедлительно принимать меры в случае выявления фактов неправомерного повышения цен». Одновременно Владимир Путин отмечал результативность работы ФАС России, указывая на уже имеющиеся прецеденты жёсткого реагирования службы на безответственное поведение некоторых производителей и торговых сетей.

Определенные предпосылки для стабилизации ситуации связываются с вступившим в силу 1 февраля 2010 года Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), в разработке которого ФАС России приняла активное участие. Закон содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. На XXII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России 2 марта 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин так обозначил основную цель законодателя: «…путь от производителя до потребителя должен быть максимально коротким. Мясо, молоко, овощи должны продаваться по доступным ценам, без накруток перекупщиков.».

Закон о торговле направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях:

  • создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности;

  • устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков;

  • устранения излишних административных барьеров в торговле;

  • поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Однако к моменту принятия и вступления в силу Закона о торговле не предусматривалась ответственность за нарушение его требований. ФАС России разработала и внесла в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Сотрудники ФАС России приняли активное участие при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..