Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос...полностью>>
'Документ'
ВЕДУЩИЙ: Этот день с особой торжественностью отмечают и в Калуге. Сегодня активисты партии "Единая Россия" провели в городе акцию, специальн...полностью>>
'Документ'
В целях внедрения новых механизмов совершенствования системы и оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Нене...полностью>>
'Документ'
Собственный капитал является источником формирования имущества организации. Составляющими собственного капитала являются уставный капитал, добавочный...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Совершенствование системы оценки финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций

При проведении государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями финансовых организаций установлено, что в целях выбора надежных страховых организаций органы власти и хозяйствующие субъекты практикуют установление к страховщикам требований, не установленных законодательством Российской Федерации. Отмечается установление дополнительных, как правило, носящих «отсекательный» характер требований к страховым организациям. Обоснованием такой практики также является стремление органов государственной власти отобрать для участия в государственных проектах надежных финансово устойчивых страховщиков.

Аналогичная ситуация складывается и на рынке кредитного страхования: кредитные организации при выдаче кредитов, фактически, навязывают заемщикам для страхования рисков страховые компании, которые должны соответствовать установленным банком требованиям к их финансовой устойчивости.

Ряд дополнительный требований к страховым организациям, например такие как определенный размер уставного капитала, собственных средств или чистых активов, наличие определенного рейтинга зарубежных или российских рейтинговых агентств, не свидетельствуют о финансовой устойчивости страховщика и не являются подтверждением способности его исполнить обязательства по договору страхования лучше страховщика, не удовлетворяющего этим требованиям. Таким образом, необоснованно ограничивается доступ значительного числа страховщиков на соответствующий рынок страховых услуг.

Однако, в отдельных случаях для оценки финансовой устойчивости страховщиков применяются иные показатели, базирующиеся на официальной отчетности страховых организаций, представляемой в органы страхового надзора. Аналогичные показатели финансового состояния страховщиков широко используются в международной практике при анализе деятельности страховых организаций надзорными органами, рейтинговыми агентствами, аналитиками, контрагентами страховщиков, а также частично согласуются с принципами Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН).

В международной практике устанавливаются также пруденциальные нормативы, соблюдение которых является для страховщика обязательным, в частности: минимальный размер уставного капитала страховщика, минимальный размер маржи платежеспособности, норматив достаточности высоколиквидных активов, нормативы диверсификации активов и др.

Практика деятельности страховщиков показывает, что установленные в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» требования к финансовой устойчивости страховщиков недостаточны для органов государственной власти, иных органов и организаций при выборе страховщиков для участия в различных проектах.

Для предотвращения создания необоснованного ограничения доступа на рынок страховых услуг и учитывая потребность участников рынка в проведении эффективного анализа положения страховщиков, ФАС России направила в Министерство финансов Российской Федерации предложения о необходимости введения пруденциальных норм надзора за страховыми организациями, а также внесения изменений в статью 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в части расширения перечня обязательных для страховщиков нормативов.

В настоящее время Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН), ведущие мировые регуляторы и надзорные органы в сфере страхования завершают работу по разработке новых подходов к оценке платежеспособности страховых организаций – проект Платежеспособности II (Solvency II), положения и рекомендации которого должны стать основными ориентирами при введении требований к финансовой устойчивости страховщиков. Внедрение этой системы оценки предполагается и в Российской Федерации.

7. Развитие конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Антимонопольный контроль в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выявил ряд проблем, оказывающих негативное влияние на развитие конкуренции:

Во-первых, действующее регулирование рынка ОСАГО предполагает отсутствие ценовой конкуренции между страховщиками. Антимонопольный контроль рынка ОСАГО показал, что некоторые страховщики, их агенты, действующие от имени страховщика и по его поручению, а также брокеры, действующие в интересах страховщика, предлагают страхователям компенсацию части страхового платежа в размере от 5% до 25% стоимости страхового полиса. Кроме того, при реализации функций контроля за размещением государственных и муниципальных заказов устанавливаются факты предложения страховыми организациями в борьбе за заключение государственного (муниципального) контракта на право заключения договора ОСАГО размеров тарифных ставок ниже, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 739.

Таким образом, осуществляющие ОСАГО страховщики, для привлечения страхователей ведут скрытую конкуренцию по цене, предлагая различные подарки и скидки. Такое поведение страховщиков на рынке услуг по ОСАГО является нарушением страхового законодательства, а также Закона о защите конкуренции в части ведения недобросовестной конкуренции.

Положение о введении ценовой конкуренции на рынке ОСАГО по инициативе ФАС России было включено в Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В целях развития конкуренции на рынке ОСАГО ФАС России подготовил предложения о законодательном закреплении предельных страховых тарифов, что позволит страховщикам самостоятельно снижать страховую премию по договорам страхования, исходя из финансового положения компании.

Вместе с тем, в целях предотвращения демпинга и недобросовестного завышения страховых тарифов целесообразно законодательно закрепить предельные страховые тарифы: минимальные страховые тарифы на уровне минимальных размеров нетто-ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации, а максимальные – на уровне трехкратного размера минимальных страховых тарифов.

Таким образом, страховые организации с учетом накопленной статистики самостоятельно смогут рассчитывать понижающие и повышающие коэффициенты и устанавливать страховые тарифы по ОСАГО.

Кроме того, ФАС Росси было предложено закрепить в Федеральном законе от 25.04.2003 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) норму, согласно которой при заключении по результатам торгов контракта на ОСАГО должны применяться страховые тарифы, предложенные победителем торгов в заявке на участие в торгах и не ниже установленных минимальных предельных тарифов.

Во-вторых, порядок формирования постоянно действующих коллегиальных органов управления, предусмотренный в Уставе Российского союза автостраховщиков (РСА), зависит от доли страховщика на данном страховом рынке, что создает преимущества страховщикам, занимающим лидирующие позиции на данном рынке страховых услуг. Подобная практика приводит к формированию условий профессиональной деятельности членов РСА в зависимости от решений, принятых страховщиками, имеющими значительные доли на рынке ОСАГО.

В целях создания равных условий деятельности членов профессионального объединения страховщиков ФАС России подготовлены изменения в Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым при голосовании по вопросу формирования органов управления объединения каждый действительный член объединения имеет один голос. Такой порядок формирования органов управления основывается на принципах равенства прав всех членов объединения на выдвижение кандидатур в названный орган управления, и обладания одним голосом при голосовании каждого действительного члена такого объединения, и учитывает интересы крупных, средних и мелких игроков (страховщиков), предоставляющих услуги на данном рынке.

8. Развитие конкуренции на рынке страховых посредников.

Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены два вида страховых посредников: страховой агент и страховой брокер.

Данные страховые посредники представляют услуги нескольких страховщиков и являются конкурентами, но действуют в разных конкурентных условиях. Так, страховому брокеру необходимо получить соответствующую лицензию, сдавать отчетность в органы страхового надзора. При этом страховой агент действует без лицензии и подотчетен только страховщику. Страховые брокеры также не вправе осуществлять деятельность в качестве страхового агента.

Вместе с тем, страховым законодательством не установлено четкое разграничение функций страхового брокера и страхового агента: оба могут получать вознаграждение от страховщика, представлять интересы нескольких страховщиков. Данные действия приводят к конфликту интересов.

В целях развития конкуренции и устранения конфликта интересов на рынке страховых посредников Управление сформировало рабочую группу по разработке предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о страховании, касающихся уточнения полномочий страховых посредников (обеспечение равных условий входа на рынок услуг страховых посредников, в том числе целесообразность разработки стандартов услуг страхового брокера, а также пути устранения конфликта интересов на рынке услуг страховых посредников).

По результатам деятельности Рабочей группы будет подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

9. Повышение качества предоставления страховых услуг и контроля за ними, введение стандарта услуги по страхованию транспортных средств (КАСКО).

В целях обеспечения добросовестной конкуренции страховых организаций на соответствующих рынках, а также защиты прав потребителей страховых услуг на получение полной и достоверной информации о потребительских свойствах и характеристиках страховых услуг необходимо введение минимальных стандартов оказания страховых услуг, раскрывающих содержание и условия предоставления таких услуг. ФАС России выявлены ситуации, в которых отсутствие подобных стандартов способствовало недобросовестным способам ведения конкуренции.

В частности, заключая договор страхования транспортного средства с навязанной банком страховой организацией, страхователь впоследствии может обнаружить, что страховыми случаями не являются события, на случай наступления которых в обычной практике проводят страхование иные страховые организации.

Кроме того, в результате совместных действий банка и страховщика заемщик лишен не только права выбора страховщика с иными условиями страхования, но и несет значительные денежные затраты, поскольку цена на страховой продукт в рамках заключенных соглашений устанавливается, как правило, выше, чем на открытом рынке.

Для развития конкуренции на рынке добровольного страхования транспортных средств (КАСКО) ФАС России создана рабочая группа по разработке минимальных стандартных требований к данной услуге (перечень объектов страхования, перечень страховых рисков, объем ответственности страховщиков, перечень случаев отказа в страховой выплате, перечень оснований для прекращения договора, срок и порядок определения размера ущерба).

Одновременно ФАС России направил предложения в Минфин о необходимости внесения изменения в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в части нормативного установления минимальных стандартов страховой услуги в сфере добровольного страхования транспортных средств.

10. Рынок ценных бумаг.

Приказом ФСФР России от 30.07.2009 № 09-29/пз-н с 01 июля 2010 года были значительно увеличены (от 1,25 раза до 6 раз) нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – нормативы достаточности собственных средств). Кроме того, в соответствии с указанным приказом нормативы достаточности собственных средств должны быть дополнительно увеличены с 01.07.2011 года еще в 1,2-1,5 раза).

Такое существенное увеличение значений нормативов достаточности собственных средств приведет к сокращению количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, препятствованию входа на рынок ценных бумаг новых участников и ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках в связи с возникновением либо усилением доминирующего положения отдельных участников. Например, количество действующих на территории Российской Федерации профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов) к 01.10.2010 году может сократиться на 23%. Сокращение регистраторов, число которых к настоящему времени по данным ФСФР России составляет 48 организаций, может привести к монополизации рынка.

Следует отметить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг должны были увеличить размер собственных средств до нормативных значений в период нестабильной финансовой ситуации в стране, а также после изменения порядка расчета собственных средств.

По мнению ФАС России, сокращение присутствия профессиональных участников рынка ценных бумаг в регионах приведет к разрыву сложившихся к настоящему моменту связей между региональными, в том числе розничными, инвесторами и финансовыми центрами страны. Вместе с тем, Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 2043-р (далее – Стратегия развития финансового рынка) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке. Прекращение деятельности региональных компаний, оказывающих услуги профессионального участника рынка ценных бумаг, приведет к сокращению присутствия розничных инвесторов на российском финансовом рынке.

Однако действующие в Российской Федерации требования к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг не соответствуют аналогичным требованиям в США и Европе. Кроме того, приказом № 09-29/пз-н объединены требования к размеру собственных средств для брокеров, дилеров и управляющих ценными бумагами, хотя их деятельность и круг совершаемых операций имеет различную степень риска. Таким образом, нормативы достаточности собственных средств не учитывают фактор риска в операциях профессиональных участников рынка ценных бумаг и не являются дифференцированными.

По мнению ФАС России, требования, которые ограничивают деятельность хозяйствующих субъектов либо устанавливают барьеры входа на соответствующий товарный рынок, должны быть установлены федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ФАС России направила предложения по устранению дополнительных барьеров на рынке услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг Председателю Правительства Российской Федерации и в ФСФР России.

В настоящее время, ФСФР России разработала проект приказа об отмене с 01.07.2011 увеличения нормативов достаточности собственных средств и разместила его на своем официальном сайте в сети Интернет 13.05.2011.

11.Устранение барьеров на рынке услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг

В настоящее время на рынке услуг регистраторов усилился процесс слияний и поглощений. В ряде случаев, основной целью таких сделок является соблюдение регистраторами лицензионных требований ФСФР России.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФСФР России, на рынке услуг регистраторов по состоянию на 01.01.2008 осуществляли деятельность 60 организаций, по состоянию на 01.01.2009 количество имеющих соответствующую лицензию организаций составило 57. В конце 2009 года число регистраторов сократилось до 50. Процесс слияний и поглощений, а также сокращение количества регистраторов в связи с прекращением своей деятельности, оказывает негативное влияние на состояние конкурентной среды на рынке услуг регистраторов и приводит к возникновению или усилению доминирующего положения отдельных участников данного рынка.

По мнению Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), основной причиной данного процесса является усиление лицензионных требований ФСФР России к объему осуществляемой регистратором деятельности.

Требования ФСФР России о наличии у регистратора в течение 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 15 договоров с эмитентами, с числом владельцев ценных бумаг более 500, а по истечении 6 месяцев - не менее 50 таких договоров, является основной проблемой развития рынка услуг регистраторов. Указанный норматив возник еще в середине 90-х годов, в период массовой приватизации, когда количество акционеров у акционерных обществ было очень высоко. В настоящее время, вновь создаваемые акционерные общества насчитывают единицы акционеров, т.е. притока на рынок крупных акционерных обществ нет, в связи с чем актуальность указанного требования теряется.

Требование ФСФР России о наличии у регистратора в течение 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 15 договоров с эмитентами, с числом владельцев ценных бумаг более 500, а по истечении 6 месяцев - не менее 50 таких договоров, не установлено законодательно. По мнению ФАС России, требование о наличии у регистратора в течение 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 15 договоров с эмитентами, с числом владельцев ценных бумаг более 500, а по истечении 6 месяцев - не менее 50 таких договоров, не относится ни к одному из вышеперечисленных полномочий ФСФР России. Вместе с тем, указанные требования препятствуют осуществлению деятельности регистратора, что влечет сокращение числа участников рынка услуг регистратора и ограничение конкуренции на указанном рынке в связи с возникновением либо усилением доминирующего положения отдельных участников рассматриваемого рынка.

Вместе с тем ФСФР России разработала и 24.03.2011 разместила на своем официальном сайте в сети Интернет проект приказа об отмене количественных требований при осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

5.1.4. Проблемы, связанные с правовым регулированием иностранных инвестиций в сфере средств массовой информации и полиграфии

С вступлением в силу Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон об иностранных инвестициях) при рассмотрении сделок, требующих предварительного согласования определяется наличие или отсутствие прямого или косвенного контроля со стороны иностранного инвестора, а также устанавливает имеется ли общество, осуществляющее виды деятельности, указанные в пунктах 34, 35, 41 и 42 статьи 6 Закона об иностранных инвестициях, стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – СХО).

Практика применения Закона об иностранных инвестициях показывает, что нормы действующего законодательства в сфере средств массовой информации и полиграфии содержат пробелы правового регулирования и приводят к ситуациям возможного «ухода» от необходимости согласования иностранными инвесторами сделок в соответствии с Законом об иностранных инвестициях.

Так при согласовании сделок, в результате которых иностранный инвестор планирует установить контроль над обществом, осуществляющим издательскую деятельность, установлено, что:

  • отнесение общества к СХО основывается на данных о тираже, содержащихся в каждом экземпляре периодического печатного издания. Однако учет, контроль достоверности тиражей, указанных издателем, (обязательная сертификация, аудит тиражей, контроль за изменением тиражей на законодательном уровне), отсутствует. Данный факт может являться основанием для сознательного «занижения» тиражей в периодических печатных изданиях в целях «ухода» от необходимости согласования данных сделок в соответствии с Законом об иностранных инвестициях.

  • иностранный инвестор планирует установить контроль над обществом, которое осуществляет издательскую деятельность и при этом является учредителем и издателем ряда мелких периодических печатных изданий, объединенных единой тематической направленностью, единым названием (за исключением обозначения территории распространения). Тираж каждого отдельного номера таких периодических печатных изданий менее миллиона экземпляров, совокупный же тираж может превышает миллион экземпляров.

При согласовании сделок в отношении обществ, осуществляющих деятельность в сфере теле- и радиовещания, имеют место «временное» аннулирование лицензий или переоформление лицензий на других лиц, переоформление лицензий в целях расширения сферы вещания и получение новых лицензии в процессе согласования сделки. При таком изменении лицензионных условий общество не может быть признано СХО.

Ряд сложностей возникает также при расчете показателя отнесения общества, осуществляющего кабельное вещание, к СХО. При определении охвата населения кабельным вещанием можно использовать несколько методов, в зависимости от того на чем основывается данный расчет (количество абонентов или численность населения).

Также пробелом в законодательстве является тот факт, что сделки по получению в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта не подпадают под требования Закона об иностранных инвестициях. При этом иностранный инвестор может приобрести акции (доли) в уставном капитале хозяйственного общества, не являющегося на момент совершения сделки СХО, без согласования данной сделки в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. Вместе с тем, после совершения данной сделки, общество, над которым был установлен контроль иностранного инвестора, может приобрести основные производственные средства другого хозяйствующего субъекта, в том числе – станки для печати полиграфической продукции.

Для подготовки предложений по решению указанных проблем на заседании Межведомственной рабочей группы по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации при ФАС России в целях выработки согласованной позиции по вопросам нормативно-правового регулирования СМИ было принято решение о создании рабочей группы по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере кабельного телевидения, печатных СМИ и связи с участием представителей ФАС России, Минкомсвязи России и Роскомнадзора России.

5.2. Предложения по совершенствованию законодательного регулирования защиты конкуренции



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..