Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уважаемые участники!Оргкомитет и Программный комитет Ежегодной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О политических партиях», который б...полностью>>
'Документ'
О применении кодов бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ...полностью>>
'Документ'
История зарубежных славянских народов является неотъемлемой частью всемирной истории. На протяжении многих столетий эти народы играли важную роль в п...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 2011 году ФАС России намерена продолжить деятельность по устранению барьеров и реализации дополнительных мер по развитию конкуренции на рынке платежей. Как показывает правоприменительная практика антимонопольных органов, главными проблемами на данном рынке являются ограничение выбора потребителями кредитных организаций для уплаты и получения денежных средств. Кроме того будет продолжена работа, направленная на обеспечение добросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг путем введения минимальных стандартов оказания финансовых услуг, раскрывающих содержание и условия их предоставления.

Необходимо также разработать и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в целях установления рыночных конкурентных условий в этом секторе экономики.

В 2011 году ФАС России намерена подготовить предложения по развитию конкуренции на фармацевтическом рынке, в том числе на оптовом рынке лекарственных средств в части совершенствования законодательной базы фармацевтической отрасли. На данных рынках необходимо снижать административные барьеры и совершенствовать нормативные правовые акты, регулирующие порядок ценообразования на лекарственные средства, государственные закупки лекарственных средств.

В 2011 году также планируется реализовать следующие мероприятия:

  • подготовить предложения для включения в проект постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам практики применения Федерального закона «О рекламе».

  • завершить работу над третьим антимонопольным пакетом, проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации».

  • вывести ФАС России в число лидеров рейтинга федеральных органов исполнительной власти по результатам их оценки Общественной Палатой;

  • разработать Методику определения ущерба, нанесенного в результате нарушения антимонопольного законодательства органами власти;

  • сформировать единую правоприменительную практику антимонопольных органов при рассмотрении обращений хозяйствующих субъектов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

  • подготовить и подписать правовые акты о взаимодействии антимонопольных органов с органами внутренних дел и Следственным комитетом Российской Федерации;

  • обеспечить принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

  • ввести процедуры административного обжалования действий органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления указанными органами полномочий в области строительства и земельных отношений;

  • способствовать принятию Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». В составе законопроекта присутствует статья «Антимонопольные требования в сфере оборонного заказа», разработанная ФАС России. Антимонопольный орган должен получить необходимый инструмент для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

  • разработать документы, необходимые для реализации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в Таможенном Союзе;

  • обеспечить успешное прохождение первого раунда рассмотрения Обзора по антимонопольной политике в России и подготовку ко второму раунду в рамках процесса вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

  • способствовать принятию федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса».

Одной из важнейших причин низкой эффективности мер по предупреждению повторных нарушений антимонопольного законодательства является пассивная позиция ключевых министерств Правительства России по разработке комплексов мероприятий по развитию конкуренции в подведомственных секторах экономики страны.

Из предусмотренных в первоначальном варианте Программы развития конкуренции в Российской Федерации 19-ти докладов в Правительство России с предложением таких мероприятий в срок были подготовлены 9 докладов, в т.ч. по разработке мер по развитию конкуренции:

на рынках нефтепродуктов;

в сфере авиатопливообеспечения;

в сфере розничной торговли;

на агропродовольственных рынках;

на строительном рынке;

в сфере железнодорожного транспорта;

на рынке минеральных удобрений;

на рынке фармацевтической и медицинской продукции;

в сфере легкой промышленности.

В связи с тем, что отдельные доклады не содержали исчерпывающего перечня мер по развитию конкуренции, они были направлены на доработку в соответствующие профильные федеральные органы исполнительной власти.

Из докладов, предусмотренных исходной редакцией Программы развития конкуренции (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р), только по трем не были перенесены сроки их представления (на рынках нефтепродуктов; в сфере авиатопливообеспечения; в сфере розничной торговли).

По остальным докладам распоряжением Правительства России от 17 ноября 2010 года № 2295-р сроки представления перенесены на период 2011 – 2012 гг.

Задержка с разработкой и осуществлением отраслевых и секторальных программ демонополизации является одним из факторов, которые обусловливают высокий уровень рецидива в нарушении антимонопольного законодательства, а также прирост обращений хозяйствующих субъектов и физических лиц о нарушении их прав в результате злоупотребления доминирующим положением субъектами естественных монополий.

В ФАС России и в её территориальные органы в 2010 году в сравнении с 2009 годом обратилось на 38% больше граждан и юридических лиц с заявлениями (жалобами) о нарушении антимонопольного законодательства. Тенденция к росту количества жалоб на нарушение антимонопольного законодательства характерна для всех сфер экономики и рынков, которые нуждаются в активной политике по развитию конкуренции, например:

электро- и теплоэнергетика (рост количества жалоб за год на 20%, всего 30 процентов от всех жалоб приходится на этот сектор экономики);

железнодорожный транспорт (рост количества жалоб за год на 56%);

связь (рост количества жалоб за год на 12%);

жилищно-коммунальное хозяйство (рост количества жалоб за год на 64%);

строительный комплекс (рост количества жалоб за год на 40%).

Недостаток структурных мер по развитию конкуренции, непоследовательность государственных усилий по снижению барьеров входа на важнейшие федеральные рынки, поощрению конкуренции в секторах экономики, находящихся под влиянием крупнейших субъектов естественных монополий, не позволяют ликвидировать причины нарушений антимонопольного законодательства.

Рост количества жалоб, числа выявленных нарушений, привлеченных к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов – нарушителей свидетельствуют о крайней необходимости активной государственной политики по развитию конкуренции в ключевых секторах российской экономики.

1.2. Региональные аспекты конкурентной политики

Учитывая значимость регионального аспекта конкурентной политики, одной из важнейших задач, поставленных в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, (далее – Программа), является разработка региональных программ развития конкуренции (далее – региональные программы).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2295-р (далее – Распоряжение) внесены изменения как в саму Программу, так и План мероприятий по ее реализации. В частности, продлен срок реализации Программы до 2015 года, определен четкий механизм контроля за ее исполнением.

В 2010 г. во всех субъектах Российской Федерации завершена при непосредственном участии территориальных органов ФАС России (далее – УФАС России) разработка региональных программ. Отраслевые разделы региональных программ подготовлены с использованием материалов исследованных УФАС России товарных рынков. Окончательный рейтинг утвержденных региональных программ (по данным Минэкономразвития России) представлен в таблице 1.1.

Как видно из таблицы 1.1, почти половина программ (46%) имеет высокое и хорошее качество, порядка 1/3 – удовлетворительное. Качество 16% программ оценено как неудовлетворительное и около 3% - крайне низкое.

Основными замечаниями Минэкономразвития России к утвержденным региональным программам являются: отсутствие конкретных мероприятий, решение которых способно оказать существенное влияние на конкуренцию на региональных рынках; сложность оценки эффективности реализации региональных программ и степени достижения заявленных в ней целей посредством предлагаемых в региональных программах показателей.

В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2295-р Минэкономразвития России проведен анализ информации, предоставленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ.

Анализ полученных от регионов отчетов свидетельствует о том, что в основном мероприятия, реализованные в 2010 году в рамках региональных программ, направлены на финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, создание и утверждение административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг, повышение информационной прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов власти, внедрение электронных торгов, развитие инфраструктуры.

При этом органы государственной власти субъектов зачастую не рассматривают в качестве перспективных для развития конкуренции ряд проблемных региональных рынков и сфер (рынок услуг здравоохранения, коммунальных услуг, услуг образования, строительный рынок и др.), где конкуренция могла бы существенно снизить стоимость товаров и услуг, а также повысить их качество и доступность.

В качестве положительных аспектов отмечаются:

  • в сфере агропромышленного комплекса - активность региональных и муниципальных органов власти в проведении ярмарок в целях создания условий и возможностей для реализации товара для большего количества предпринимателей малого и среднего бизнеса;

  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства - проведение обучающих семинаров и круглых столов для специалистов, отвечающих за управление и содержание многоквартирньтх домов и оказание коммунальных услуг, по обсуждению актуальных вопросов управления многоквартирными домами и др.; размещение на официальных сайтах информации о деятельности действующих в регионах управляющих компаний и ТСЖ в целях информирования граждан;

  • в сфере упрощения взаимодействия предпринимателей с органами власти - повышение количества многофункциональных центров в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации и расширение перечня услуг, оказываемых в рамках «одного окна»;

  • в сфере строительства - разработка и утверждение в муниципальных образованиях российских регионов схем территориального планирования и опубликование их на официальных сайтах.

В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Программы приказом ФАС России от 31.01.2011 № 43 (далее – Приказ № 43) утвержден План мероприятий ФАС России на 2011-2012 годы по реализации Программы.

ФАС России на постоянной основе осуществляется мониторинг участия территориальных органов в реализации региональных программ. В соответствии с Приказом № 43 такая информация ежеквартально представляется территориальными органами в ФАС России.

Полученная информация в разрезе федеральных округов представлена с таблице 1.2.

Проведенный ФАС России анализ представленной территориальными органами информации об их участии в реализации региональных программ выявил следующее.

В общем количестве мероприятий, которыми предусмотрено участие территориальных органов ФАС России (в качестве ответственного исполнителя или соисполнителя) в реализации региональных программ, около 45% приходится на проведение анализа и мониторинга товарных рынков и выработку мер, направленных на развитие конкуренции; порядка 20% – на проведение контрольных мероприятий, направленных на снижение административных барьеров для ведения бизнеса; по 17-19%% - на согласование проектов актов и действующих нормативных актов на соответствие антимонопольному законодательству и адвокатирование конкуренции, менее 1% - на проведение оценки эффективности программных мероприятий.

Таблица 1.1.

Окончательный рейтинг региональных программ

Оценка

Субъект Российской Федерации

Высокое качество программного документа

(7 1 – 100 баллов)

Белгородская область

Вологодская область

Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Карачаево-Черкесская Республика
Кировская область
Липецкая область
Москва
Мурманская область
Орловская область
Пензенская область
Приморский край
Ростовская область
Ставропольский край
Томская область
Тюменская область
Ульяновская область
Хабаровский край

Хорошее качество программного документа

(51 – 70 баллов)

Брянская область
Волгоградская область
Воронежская область
Забайкальский край
Республика Карелия
Кемеровская область
Курская область
Ленинградская область
Магаданская область
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Омская область
Пермский край
Санкт-Петербург
Сахалинская область
Республика Северная Осетия-Алания
Челябинская область
Чувашская Республика
Ярославская область

Удовлетво-рительное качество программного документа

(35 – 50 баллов)

Республика Адыгея
Республика Алтай
Алтайский край
Амурская область
Астраханская область
Республика Бурятия
Еврейская автономная область
Ивановская область
Кабардино-Балкарская Республика
Камчатский край
Республика Коми
Краснодарский край
Красноярский край
Московская область
Нижегородская область
Новосибирская область
Оренбургская область
Псковская область
Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Рязанская область
Самарская область
Свердловская область

Тверская область
Тульская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Чеченская республика

Неудовлетво-рительное качество программного документа

(15 – 34 балов)

Архангельская область
Республика Башкортостан
Владимирская область
Республика Дагестан
Республика Калмыкия
Костромская область
Курганская область
Ненецкий автономный округ
Саратовская область
Смоленская область
Удмуртская Республика
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ

Крайне низкое качество программного документа

(0 – 14 баллов)

Республика Ингушетия

Новгородская область

Тамбовская область

Таблица 1.2.

Данные об участии УФАС России в реализации региональных программ развития конкуренции в 2010 году

Федеральный округ

Проведение анализа товарных рынков, разработка мер по развитию конкуренции

Проведение контрольных мероприятий

Проведение мониторинга товарных рынков

Согласование проектов и анализ действующих нормативных актов на

соответствие антимонопольному законодательству

Адвокатирование

конкуренции

Оценка эффективности программных мероприятий

Центральный федеральный округ

23,8%

16,7%

19%

16,7%

23,8%

Северо-Западный федеральный округ

20%

14,3%

17,1%

25,7%

22,9%

Южный федеральный округ

25%

19%

31%

19%

6%

Северо-Кавказский федеральный округ

20%

27%

20%

7%

27%

Приволжский федеральный округ

25,7%

22,9%

14,3%

14,3%

20%

2,8%

Уральский

федеральный округ

15,8%

26,3%

26,3%

15,8%

15,8%

Сибирский федеральный округ

20%

25%

22,5%

17,5%

15%

Дальневосточный федеральный округ

31,6%

15,8%

26,3%

15,8%

10,5%

Всего

по Российской Федерации

22,6%

20,4%

20,8%

17,2%

18,6%

0,4%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..