Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
УМК предназначен для оказания помощи обучающимся и преподавателям в изучении и систематизации теоретических знаний по курсу, формирования практически...полностью>>
'Документ'
Кінець XIX віку визначився з'явищами, що характеризують новий зворот в історії людськости. Ці з'явища свідчать за те, що п'ятий акт великої історично...полностью>>
'Документ'
На засіданні комітету з конкурсних торгів 05.07.2011р. було вирішено на підставі ч.2. ст.23 Закону України «Про здійснення державних закупівель»(нада...полностью>>
'Методическая разработка'
воспитательная: способствовать формированию таких качеств как внимательность, толерантность, уважение мнения других, формирование эмпатии, воспитание ...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Принятый 28 декабря 2010 Федеральный закон № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской года Федерации об административных правонарушениях» установил административную ответственность за:

- нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности;

- нарушение требований Закона о торговле по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности;

- нарушение установленных Законом о торговле требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности;

- невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа об отмене нормативных правовых актов либо о прекращении действий, противоречащих законодательству о государственном регулировании торговой деятельности, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Федеральная антимонопольная служба, считая, что из социально значимых рынков именно рынок продуктов питания - один из самых проблемных (наряду с рынками нефтепродуктов, лекарственных средств), проводит последовательную политику по предотвращению и пресечению ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов на данных рынках. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на рабочих встречах с руководителем ФАС России Игорем Артемьевым отмечал вклад антимонопольной службы в деятельность по контролю цен на продовольственном рынке. В частности, на одной из встреч, 13 января 2011 года отмечалось, что ФАС России играет важную роль в создании благоприятной рыночной среды и что цены на услуги и товары должны быть рыночно обоснованными. «…У службы задача непростая, но очень благородная, направленная… и на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их прежде всего на своём кармане».

В 2010 году антимонопольная служба, благодаря вступившим в силу изменениям в законодательство, смогла на качественно новом уровне проводить работу по выявлению и предотвращению ценовых сговоров недобросовестных участников рынков. Последствием таких сговоров является рост цен/тарифов. «…государство осуждает такую практику, общество осуждает и мириться с этим невозможно».

В 2010 году ФАС России раскрыла ценовой сговор на рынке страхования транспортных средств в отношение группы КРК, включающей в себя ЗАО «Компания розничного кредитования», ООО «КРК-Страхование» и ОАО Коммерческий банк «КРК», а также шести крупнейших страховых компаний: ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СГ МСК», ООО «Росгосстрах», ООО «СГ «Адмирал», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО «Русская Страховая Компания».

ФАС России установила, что между ЗАО «КРК» и страховщиками были заключены антиконкурентные соглашения, предусматривающие жесткую фиксацию страхового тарифа на уровне 9,99% по добровольному страхованию транспортных средств (КАСКО) на весь период действия кредитного договора и договора залога. При заключении договора КАСКО на последующие годы страховая премия не изменялась, поскольку не учитывались, в том числе, износ машины и безаварийность вождения. Это являлось невыгодным условием для клиентов ЗАО «КРК» и заемщикам КБ «КРК» (ОАО) и, как следствие, приводило к удорожанию страховой услуги. За отказ заемщика от продления полиса на таких условиях полагался штраф в размере 2 тыс. евро.

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные жалобы граждан на действия указанных финансовых организаций при осуществлении предоставления рассрочки, кредитования и страхования, а подтверждением картельному сговору на рынке страховых услуг послужила электронная переписка между страховщиками и банком, обнаруженная сотрудниками ФАС России в результате внеплановой проверки филиалов банка. Антимонопольная служба не только наказала участников сговора предписанием об устранении нарушений, но и наложила прецедентный крупномиллионный «оборотный штраф». В результате рассмотрения указанного дела антиконекурентные соглашения расторгнуты, договоры страхования заключаются клиентами ЗАО «КРК» и заемщиками КБ «КРК» (ОАО) в соответствии с правилами страхования и тарифными руководствами страховщиков.

Также в 2010 году ФАС России признала ЗАО «Управляющая компания «Тройка Диалог» нарушившей антимонопольное законодательство в части распространения недостоверной информации об оказании услуг по доверительному управлению ценными бумагами, вводившей в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества оказания таких услуг.

УК «Тройка Диалог» публично заявляла свои конкурентные преимущества при оказании услуг по доверительному управлению ценными бумагами в части возможности участия клиента в выборе стратегии управления, уровня риска и доходности, обеспечения клиентов уникальной безупречной и оперативной отчетностью, в том числе на еженедельной основе, участия в доверительном управлении только УК «Тройка Диалог», а также в адаптации портфелей клиентов к экономической ситуации на основе еженедельных решений инвестиционного комитета.

Под влиянием такой информации физические лица передали УК «Тройка Диалог» миллионы рублей в доверительное управление. Однако заявленные преимущества ЗАО УК не выполняла. Из-за сложившейся ситуации клиенты УК «Тройка Диалог» получили убытки во время кризиса, которые превысили уровень падения биржевых показателей.

Таким образом, информация, публично заявленная компанией о своих преимуществах, вводила в заблуждение граждан. Подобное поведение на финансовом рынке создает неконкурентное преимущественное положение по отношению к добросовестным участникам рынка.

В связи с этим решение, принятое ФАС России в результате рассмотрения дела на рынке ценных бумаг, направлено на обеспечение добросовестного поведения на рынке ценных бумаг, которое позволит повысить доверие к услугам профессиональных участников рынка и обеспечить приток капитала в инвестиционную сферу.»

Успешно завершено расследование в отношении сотовых операторов ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции: компании «большой тройки» признаны нарушившими требования антимонопольного закондательства в части установления, поддержания монопольно высоких цен на услуги связи в роуминге, в части навязывания абоненту невыгодного порядка расчетов (путем неинформирования надлежащим образом о фактическом изменении порядка). Предписание о снижении тарифов, об обязательном информировании абонентов исполнено, в результате чего тарифы на услуги связи в роуминге для российских абонентов на территории СНГ снижены на 150 - 400%, в среднем снижение составило: на голосовые услуги - в 1,5-2 раза, смс – в 2 раза, доступ к сети Интернет по GPRS – в 4 раза; по национальному роумингу на голосовые услуги – в 3-3,5 раза.);

введено информирование абонентов с целью предотвращения неплановых затрат абонентов;

сформированы такие условия обращения товара, в которых снижение тарифов может быть в кратчайшие сроки достигнуто для пользователей остальных государств – участников СНГ.

Дело о роуминге имеет значение для решения вопросов международной экономической интеграции, формирования роли ФАС России как инициатора процессов обеспечения справедливой конкуренции на международных рынках, а также практическом результате – реальном снижении тарифов для пользователей.

Необходимым инструментом рыночных взаимоотношений на страховом рынке являются соглашения страховщиков, которые могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании и обычаями делового оборота.

Так, страховые пулы - наиболее эффективная форма проведения страхования капиталоемких рисков на условиях сострахования или совместного перестрахования одновременно является и наиболее надежной формой совместного покрытия рисков, как для страховщиков, так и для страхователей. Страховые пулы являются неотъемлемой частью развитого страхового рынка. Однако, практика антимонопольного контроля показывает, что отдельные виды соглашений российских страховых организаций содержат признаки ограничения конкуренции. Кроме того, соглашения страховщиков о создании страхового (перестраховочного) пула на практике нередко используется для раздела страхового рынка и устранения конкурентов. Искажение целей создания пула, как соглашения по принятию крупных рисков на условиях долевой, солидарной либо субсидиарной ответственности участников, приводит к использованию этого инструмента страхового рынка как препятствия для входа конкурентов на рынок, в том числе при использовании в протекционистских целях органами государственной власти и органов местного самоуправления.

В целях установления конкурентных правил создания страховых пулов, создания возможности для дальнейшего развития страхового рынка, обеспечения потребителя услуг конкурентным продуктом, способным покрыть крупные риски и гарантировать выплаты при наступлении страхового случая, ФАС России при участии представителей страхового сообщества разработала проект постановления Правительства Российской Федерации «О случаях допустимости отдельных видов соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке». Принятое Правительством Российской Федерации постановление от 05.07.2010 г. № 504 определяет случаи допустимости соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, утверждает Общие исключения в отношении отдельных видов соглашений страховых организаций для получения покупателем преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам) полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 г. № 968 «О внесении изменений в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями» также разрабатывалось при участии ФАС России в целях распространения Общих исключений в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386), на взаимодействие банков и страховщиков при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования. Указанным постановлением исключена возможность признания допустимыми соглашений между банками и страховщиками, в результате которых заемщику предлагается застраховать предмет залога на весь период кредитования с выплатой страховой премии единовременно. Для предотвращения затягивания банками процедуры проверки документов, представленных страховыми организациями, установлено требование о том, что перечень сведений и документов банка должен быть «закрытым». Ограничены сроки проведения проверок (не более 60 рабочих дней) и сроки для направления ответа страховой компании о ее соответствии/не соответствии требованиям банка (не более 10 рабочих дней с момента принятия такого решения). К недопустимым условиям рассматриваемых соглашений отнесено установление банком для страховщика обязанности размещать денежные средства на депозитах и в ценные бумаги кредитной организации, поддерживать остатки средств на счетах и обороты средств по расчетным счетам в кредитной организации в определенном размере. Установлены единые правила взаимодействия и обеспечения соблюдения интересов всех сторон (банков, страховщиков, заемщиков) при предоставлении любых видов займов и кредитов, сопровождающихся страхованием тех или иных рисков. В результате применения положений рассматриваемого документа ожидаются качественные изменения в предлагаемых потребителю продуктах, в т.ч. по страхованию жизни. Это должно положительно отразиться на ценах страховых и банковских услуг.

В 2010 году с переходом на электронные торги удалось разрешить также ряд ключевых проблем, возникавших в связи с несовершенством действовавшей системы размещения государственного и муниципального заказа. Минимизированы риски сговора участников торгов, давления на «неугодных» участников со стороны конкурентов и организаторов (заказчиков) электронных торгов, т.к. при их проведении исключена возможность идентификации поставщиков до подведения ценовых итогов. Кроме того, на электронных площадках внедряются новые технологии, позволяющие осуществлять контроль за ходом торгов.

В соответствии с Национальным планом по борьбе с коррупцией, Правительство Российской Федерации должно «…предусмотреть разработку и финансирование мероприятий: по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме онлайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;…»

Правительством Российской Федерации в 2009 г. принят ряд важнейших решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы на нескольких крупных общероссийских электронных площадках. ФАС России совместно с Минэкономразвития России разработана Глава 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов). Новые нормы регламентировали процедуры проведения электронных аукционов.

Для полномасштабного перехода государственных и муниципальных заказчиков на открытые аукционы в электронной форме в 2010 году в законодательство о размещении заказов внесены изменения о проведении электронных аукционов:

  • с 1 января 2010 г. федеральными заказчиками (по перечню, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1996-р);

  • с 1 июля 2010 г. федеральными заказчиками (по всему аукционному перечню, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р);

  • с 1 января 2011 г. региональными и муниципальными заказчиками (по всему аукционному перечню, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р);

  • с мая 2010 г. установлено право региональных и муниципальных заказчиков проводить электронные аукционы в соответствии с Главой 3.1 Закона о размещении заказов.

ФАС России совместно с Минэкономразвития России в конце 2009 года – начале 2010 года осуществили отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме. В мае с пятью операторами подписаны соглашения о функционировании электронных площадок для проведения электронных аукционов. В соглашения включены регламенты, определяющие ключевые моменты проведения электронных аукционов, работы с ЭЦП, а также положения, закрепляющие организацию контроля за площадками. В октябре проведен технический аудит операторов на соответствие требованиям указанных регламентов, которые разрабатывались при активном участии ФАС России.

Одно из значимых достижений законодательства о размещении заказов в 2010 году – создание развитого информационного обеспечения размещения заказов. Любой поставщик или иное заинтересованное лицо (общественный контроль) может отследить ход любой закупки с момента размещения объявления о предстоящих торгах и до завершения срока действия контракта. В свободном доступе находятся и сведения о процедурах обжалования действий заказчиков, о фактах недобросовестного исполнения обязательств поставщиками. Таким образом, Интернет-ресурсы стали главными источниками информации о государственных и муниципальных закупках в России.

До 1 января 2011 года в российском сегменте сети «Интерне»т функционировало 83 сайта о закупках субъектов Российской Федерации и около 1500 сайтов муниципальных образований. Региональные и муниципальные сайты, а также сайты с реестрами контрактов были абсолютно разрозненны. Форматы предоставления данных, сведений о промежуточных результатах торгов и о выборе победителя практически на каждом ресурсе имели свои особенности. На многих сайтах не предусматривалась возможность поиска заказов, практиковалась замена сведений «задним числом», предусматривалась возможность удаления информации о заказе после определения победителя.

В 2010 году проводились подготовительные мероприятия по введению в эксплуатацию с 1 января 2011 года единого общероссийского портала для размещения информации о размещении заказов (далее – Портал). ФАС России совместно с Минэкономразвития России разработали законопроект, предусматривающий внесение в Закон о размещении заказов необходимых изменений, а также регламенты работы Портала, спецификации его подсистем, технические требования (в т.ч. подсистемы электронной подачи жалоб). Перед разработчиками информационного ресурса ставились следующие цели:

  • уход от разрозненных и многочисленных региональных и муниципальных квази-сайтов;

  • повышение прозрачности торгов;

  • расширение возможностей для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов;

  • создание единого аналитического ресурса госзакупок (анализ цен, условий поставок);

  • определение единого формата поиска для всех предпринимателей;

  • обеспечение доступа к информации о закупках и создание рабочего места для каждого государственного и муниципального заказчика;

  • обеспечение достаточного контроля за размещаемой информацией со стороны контролирующих органов.

С 1 января 2011 на всей территории Российской Федерации заказчики обязаны размещать информацию о закупках на Портале, а о заключенных по итогам проведения торгов, запросом котировок контрактов – в объединенном с Порталом Едином реестре государственных и муниципальных контрактов.

Переход на электронные аукционы – это не только эффективный отбор контрагентов посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, но и качественно новый уровень организации всего закупочного процесса. Изменился весь порядок работы как заказчиков и поставщиков, так и контролирующих органов, судебных и других органов. Кроме того, переход на электронные аукционы способствует формированию единого экономического пространства и позволяет обеспечить предпринимателям равный доступ к госзаказу. Внедрение информационных технологий на всей территории страны ведет к снижению коррупционных проявлений и является эффективным методом борьбы со сговорами на торгах.

В развитие положений Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой издан приказ от 10.02.2010 № 67, которым установлен единый порядок проведения торгов на передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества. Приказ, вступивший в силу 7 марта 2010 года, устанавливает исчерпывающий перечень случаев проведения торгов в форме конкурса. В большинстве случаев торги проводятся в форме аукциона. Документом установлен запрет на предъявление заказчиками непредусмотренных законодательством требований к участникам торгов, определен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах, прописаны механизмы защиты организатора торгов от недобросовестных предпринимателей (финансовое обеспечение).

Произведены разработка и запуск в эксплуатацию официального сайта для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции , запущена круглосуточная служба поддержки сайта, обеспечено издание необходимых нормативных актов (приказ ФАС России от 14 июля 2010 года №400, Постановление Правительства от 28 сентября 2010 года №767).

С 01 января 2011 года размещение информации на едином сайте является обязательным для торгов на аренду как федерального имущество, так и имущества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внедрение единого сайта повышает прозрачность торгов, расширяет возможность для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов и обеспечивает контроль за размещаемой информацией со стороны контролирующих органов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2010 № 982-р утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в градостроительной деятельности.

Результаты, полученные при осуществлении мониторинга ФАС России за исполнением органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления полномочий по предоставлению земельных участков, выдаче разрешения на строительство и осуществления иных видов деятельности для целей реализации инвестиционных проектов, доложены Правительству Российской Федерации. По итогам их рассмотрения принято решение о введении системы административного обжалования в сфере строительства и земельных отношений на базе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) с возложением функции контроля на ФАС России. Подготовленный законопроект согласован с Минрегионом России и Минэкономразвития России без замечаний, ведется дальнейшая работа по реализации решения.

Государственное регулирование нередко приводит к созданию административных барьеров на товарных рынках и, как следствие, к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации принципов свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Основными задачами антимонопольных органов в Российской Федерации являются предупреждение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков и эффективная защита предпринимательства. Правовым инструментом в борьбе с административными барьерами в деятельности антимонопольных органов является Закон о защите конкуренции.

В 2010 году существенно возросло количество дел, возбужденных за нарушение антимонопольного законодательства. По сравнению, например, с 2008 г. число таких дел увеличилось в 1.7 раза и составило 11 438 дел, причем больше половины всех дел по-прежнему возбуждается по инициативе самих антимонопольных органов. Так дела в отношении органов власти возбуждались в 2 раза чаще, а количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке увеличилось более чем в полтора раза. Примерно половина всех дел о признаках нарушения антимонопольного законодательства в Российской Федерации традиционно приходится именно на долю органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15, 16, 17, 17.1, 18, 19-21 Закона о защите конкуренции).

Нарушение антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления считается одним из серьезных нарушений, поскольку зачастую сопряжено с ненадлежащим осуществлением контрольно-надзорных и разрешительных функций в отношении участников рынка и (или) потенциальных участников.

В соответствии с Планом мероприятий по реалитзации Программы развития конкуренции в Российмской Федерацйии на 2009-2015 годы, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р (в редакции от 17.12.2010 № 2295-р), ФАС России разработан в 2010 г. ряд Правил недискриминационного доступа к услугам и инфраструктуре субъектов естественных монополий:

Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 № 218);

  • Правила недискриминационного доступа к услугам общедоступной почтовой связи;

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

  • Правила недискриминационного доступа к услугам морских, речных портов и транспортных терминалов;

  • внесение изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Кроме того, ФАС России разработаны:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи;

  • Правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в Российской Федерации;

  • Правила недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации;

  • Правила недискриминационного доступа российских потребителей к апатитовому концентрату;

  • Положение о порядке и условиях реализации АК «АЛРОСА» (ЗАО) алмазного сырья (должно исключить дискриминационный подход к покупателям алмазного сырья и обеспечить им равные условия доступа к алмазному сырью).

Кроме того, требуют разрешения ситуации, когда грузополучатели не имеют возможности осуществить выгрузку инертных материалов собственными силами (что предусмотрено действующим законодательством) и вынуждены заключать договоры погрузки-выгрузки данных грузов с иными хозяйствующими субъектами



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..