Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Посредством телевидения и интернета, печатных изданий и видео мужчины постоянно подвергаются влиянию чувственных образов. Избежать этих искушений нево...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «17» ноября 2011г. в 10-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 505.001.02 при ФГОБУВПО «Фина...полностью>>
'Документ'
Данный документ предназначен для выбора наиболее эффективного способа продвижения в интернете вашей компании и от полноты его заполнения во многом зав...полностью>>
'Публичный отчет'
Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы (далее именуетс...полностью>>

Рекомендации. Литература. Приложения. Введение. Что такое стресс и откуда он берется?

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

МОУ «Цивильская СОШ № 1 им. М.В. Силантьева»

Центр детского и юношеского творчества

Влияние стресса на ученика и учителя в процессе учебной деятельности

Работу выполнили:

Фельдина Евгения
Федорова Анна

Руководитель:

Бардышев П.И.

Цивильск 2006

Оглавление

  1. Введение.

  2. Актуальность, цели и задачи исследования.

  3. Обзор литературных источников.

  4. Методика работы.

  5. Результаты исследования.

  6. Выводы.

  7. Рекомендации.

  8. Литература.

  9. Приложения.

Введение.

Что такое стресс и откуда он берется?

Стрессом может быть что угодно, что стимулирует наш организм и повышает уровень нашей активности. Жизнь без стимулов была бы невероятно скучной и неинтересной. А когда в жизни слишком много раздражителей, она становится неприятной и утомительной, и, в конечном счете, это может повредить нашему здоровью и благополучию. Слишком сильный стресс может серьезно сказаться на эффективности нашей работы. Искусство управления стрессом сводится к тому, чтобы поддерживать наш организм на таком уровне возбуждения, которое является полезным для здоровья и приятным.

Термин «стресс» впервые был употреблен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для характеристики не специфических, патологических изменений в системе «человеческий организм – внешняя среда». По Г. Селье, стресс – это «неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется». Другими словами, стресс – универсальная защитная реакция, характер которой не зависит от природы внешнего воздействия (стрессора).

Но определенный уровень стресса необходим для поддержания эмоционального жизненного тонуса, а его высокий уровень в течение длительного периода времени может отрицательно сказаться на нашем здоровье. Как понять, что на нас давит стресс?

Актуальность работы заключается в том, что эмоциональный стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Любое событие – и плохое, и очень хорошее – может вызвать стресс. В работе речь пойдет о стрессе, вызванном отрицательными эмоциями. Его самые частые источники – политическая нестабильность, разрушение идеалов, потеря работы, угроза увольнения, рост цен, болезнь близкого человека, семейные неурядицы и бесчисленное множество всяких других событий.

В школе причиной стресса у учащихся может стать повышение учебной нагрузки и уровня требований, неумение правильно организовать режим дня. Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением.

Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» - одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, поддержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки - все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности. Кроме того, любое деловое общение с людьми потенциально стрессогенно, особенно в наше время «конфликтов и страстей». Поэтому для поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья необходимо специально и грамотно заботиться как о своем здоровье.

В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством.

Если человек умеет справляться с такими стрессовыми ситуациями, то у него повышается бдительность к тем сторонам дела, от которых зависит его позитивный исход. Для него предстартовое состояние – это сигнал на мобилизацию резервов и подготовку к действию.

У психики неподготовленного человека другой тип реакции на предстоящее событие. У него может возникнуть высокий уровень тревожности (страха), которая проявляется в несобранности, не свойственной данному человеку суетливости. Появляется напряженность в отношениях с людьми, нарушается сон, нередко начинают давать себя знать ранее перенесенные болезни. Управлять своим состоянием, планомерно и продуктивно готовиться к предстоящему событию становится все труднее. Даже если это удается, продуктивность труда снижается. Человек хватается за десятки дел сразу, не доводя ни одно до конца. В худшем случае человек оказывается настолько деморализованным, что становится практически не способным к какой-либо продуктивной деятельности.

Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом; флегматики, люди с сильной волей и твердым характером, менее зависимы от состояния окружающих. В нашем динамичном мире более приспособленным к условиям жизни может быть тот человек, который может быстро и самостоятельно адаптироваться к изменениям.

Цель работы:

Изучение влияние стресса на участников школьного процесса, выявление факторов, вызывающих стресс в школе и разработка рекомендаций по снижению его влияния на жизнь и здоровье учителей и учеников.

Для решения цели работы, были поставлены следующие задачи:

  1. По литературным источникам выяснить, что такое стресс, его влияние на организм человека.

  2. Провести исследования для выявления уровня стрессогенности и влияния стресса на организм учеников 10- 11 классов и учителей школы № 2.

  3. Разработать рекомендации для учителей и старшеклассников – как снять стресс и методов управления стрессом.

  4. Предложить провести упражнения и тренинги для групп учащихся и учеников.

  5. Популяризировать информацию о влиянии стресса на организм человека и методах релаксации.

Обзор литературных источников

Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. На неблагоприятные воздействия разного рода организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим однотипным, комплексным процессом вне зависимости от того какой раздражитель действует на него.

Стресс включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели.

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда когда влияние стрессора превосходит обычные, приспособительные возможности человека. Стрессорами могут быть и физические, и психические раздражители.

Теория стресса Селье включает три фазы:

  • Первая – фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Однако, на первой фазе он справляется с нагрузкой без глубинных структурных перестроек (к концу первой фазы у людей наблюдается некоторое повышение работоспособности).

  • Вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма – фаза стабилизации. При этом все как будто налаживается, однако, если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает

  • Третья фаза истощения, влекущая структурные изменения.

Доказано, что стрессы являются причинами многих заболеваний: ревматического артрита, крапивницы, язвы желудка, гипертонии, хронические боли в спине, язву, астму, некоторые болезни сердца.

Принято считать, что причиной возникновения стресса являются болезненные переживания, которые сопровождают в нашей жизни любое неприятное событие, тяжелое переживание или утрату: семейные неурядицы, конфликты с начальством, болезни, травмы, потеря работы, развод, смерть любимого человека. Но, как это ни странно, причиной стресса могут быть события несущие радость: женитьба, желанная беременность, поступление или окончание учебного учреждения.

Стресс настигает нас, когда мы должны изменить режим или условия нашей работы, меняем планы.

Что происходит в организме во время стресса.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

Существует несколько основных типов стресса:

• Стресс выживания: он появляется в тех случаях, когда под угрозой стоит само выживание или здоровье человека, когда мы попадаем в тяжелое положение, или когда наш организм сталкивается с чем-то неприятным или сложным. В таких случаях в нашем организме начинают выделяться гормоны, и мы явственно ощущаем, что наш организм готовится к «борьбе не на жизнь, а на смерть».

• Внутренне создаваемый стресс: он появляется вследствие беспокойства в ситуациях, не поддающихся нашему контролю, в результате напряженной и слишком активной жизни или вследствие проблем с общением, виной чего является наше поведение. Он может появляться также вследствие нашей «зависимости» от стресса, от которого человек получает удовольствие.

• Экологический и рабочий стресс: здесь стресс вызывают условия нашей жизни или работы (школы). Его могут вызывать шум, теснота, неопрятность или беспорядок, грязь и другие возбуждающие отрицательные эмоции моменты. Стресс может появляться как реакция на то, что происходит в школе.

• Усталость и переутомление: здесь стресс постепенно накапливается в течение длительного времени. Он может появляться тогда, когда мы пытаемся сделать слишком много за короткий промежуток времени.

Методики проведения исследований

Для оценки влияния стресса и выявления факторов, вызывающих стресс (стрессоров) были выбраны группы учеников (из 10 и 11 класса) и учителей.

Учащиеся 10 класса были выбраны в качестве респондентов, так как учеба в 10 классе – это своеобразный «отдых» после напряженных экзаменов в 9 классе и подготовка к учебе в выпускном 11 классе. Одиннадцатиклассники с начала учебного года находятся под «прессом» предстоящих экзаменов (особенно в форме ЕГЭ) и дальнейшего поступления в средние и высшие учебные заведения. Для более точного сравнения стрессоров учеников и учителей, были выбраны учителя, работающие в 10 - 11 классах.

Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся 10 – 11 класса»

Цель: Выявить факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся.

Инструкция: Учителям и ученикам было предоставлено выбрать стрессоры, оказывающие влияние на их психологическое состояние и формирование стресса.

  1. Напряженность труда.

  2. Нехватка времени.

  3. Монотонность труда.

  4. Отсутствие творческого вдохновения.

  5. Вынужденная бездеятельность.

  6. Несогласованность планов.

  7. Неудовлетворенность правами, обязанностями.

  8. Неудовлетворенность трудом.

  9. Ощущение своей бесполезности.

  10. Бремя ответственности.

  11. Неблагоприятные ситуации на работе.

  12. Конфликты с сотрудниками.

  13. Напряженность в семейных отношениях.

  14. Неприятности с родственниками.

  15. Неудовлетворенность должностью.

  16. Трудности во взаимоотношениях с руководством.

  17. Плохое самочувствие.

  18. Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно.

  19. Всеобщая атмосфера напряженности.

  20. Ощущение постоянного недосыпания.

  21. Постоянное ощущение раздражительности.

  22. Плохое материальное положение.

  23. Отсутствие уважения со стороны окружающих.

  24. Замкнутость, зацикливание на своих проблемах.

  25. Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ.

Анкета «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения»

Цель: Выявить причины стресса у старшеклассников.

Инструкция: Старшеклассникам предложено проранжировать предложения по мере значимости для себя от 1 до 10.

1. Ужасно, если я не нравлюсь другим.

2. Если я ошибаюсь, значит, я - плохой.

3. Я должен всегда добиваться своей цели.

4. У меня все должно получаться легко.

5. Я не должен показывать своих чувств.

6. Взрослые должны быть безупречны.

7. Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать.

8. Существует всегда только один правильный ответ.

9. Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше.

10. В том, что я несчастен, виноваты мои родители.

Анкета напряженности

Цели: 1. Определение уровня напряженности учащихся старших классов, как одного из свидетельств нарушения здоровья.

2. Изучить динамику напряженности в течение учебного года.

Инструкция: Возможны 3 варианта ответов на каждый вопрос «да», «нет», «не знаю».

1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.

2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.

5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.

6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.

7 Насмешки одноклассников не портят мое настроение.

8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.

9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что спланировал.

11. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.

12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.

13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.

15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».

16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

19. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.

20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.

21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.

22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом.

23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.

24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.

25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.

26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.

27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.

29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.

30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Анкета «Выявление своих симптомов стресса»

Цель: Выявить симптомы стресса у учителей.

Инструкция: проранжировать каждый из следующих пунктов с точки зрения их применимости к вам в последние три месяца.

  1. = никогда 1 = иногда 2 = достаточно часто 3 = часто 4 = почти постоянно

Как часто у вас появлялись следующие симптомы?

  1. Никакого желания выполнять свою работу (обязанности в школе и в других местах)

  2. Чувствую себя уставшим даже при достаточном сне

  3. Чувствую неудовлетворенность от выполнения своих обязанностей в школе и дома

  4. У меня часто меняется настроение, я раздражаюсь или проявляю нетерпение по пустякам

  5. Жаль, что у меня уходит масса времени и сил на выполнение своих обязанностей

  6. У меня присутствует негативное отношение, чувство бесполезности или подавленности по отношению к своим обязанностям

  7. Мои способности по принятию решений, кажется, ниже, чем обычно

  8. Мне кажется, моя производительность ниже, чем должна была бы быть

  9. Качество моей работы в школе ниже, чем следовало бы

  1. Я чувствую физическую, эмоциональную или духовную опустошенность

  2. Моя сопротивляемость болезням снизилась

  3. Я питаюсь вроде бы нормально, пью много кофе, чая или прохладительных напитков, выкуриваю много сигарет или потребляю много алкоголя или наркотиков, чтобы как-то справиться со своей жизнью

  4. Я безучастно отношусь к проблемам и потребностям других людей

  5. У меня натянутые отношения со своими учителями, друзьями и членами моей семьи

  6. Я стал забывчивым

  7. У меня трудности с концентрацией внимания

  8. Мне все быстро надоедает

  9. Я чувствую неудовлетворенность, как будто что-то не так или чего-то не хватает

  10. Когда я спрашиваю себя, зачем я встаю и иду в школу, единственное, что мне приходит на ум, так это то, что я обязан делать это.

Анкета «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»

Цель: Определить стрессоустойчивость и социальную адаптацию учителей.

Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте - среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4

Тюремное заключение.

63

5

Смерть близкого члена семьи»

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

Результаты анкетирования

Анализ результатов анкетирования

«Факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся 10 – 11 класса

Стрессоры

Учителя (%)

Учащиеся 11 класса (%)

Учащиеся 10 класса (%)

Напряженность труда

40

61

40

Нехватка времени

60

88

70

Монотонность труда

0

79

82

Отсутствие творческого вдохновения

20

45

56

Неудовлетворенность правами, обязанностями

80

76

70

Неудовлетворенность трудом

25

58

60

Ощущение своей бесполезности

20

40

35

Бремя ответственности

95

70

30

Конфликты с сотрудниками/одноклассниками

40

60

50

Напряженность в семейных отношениях

20

80

75

Плохое самочувствие

40

72

60

Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно

20

60

70

Всеобщая атмосфера напряженности

100

80

50

Постоянное ощущение раздражительности

40

60

35

Замкнутость, зацикливание на своих проблемах

20

42

15

Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ

65

89

40



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. А. Ура часть V обзор сми (Приложения минимальной теории цивилизации) Москва 2003 Ключевые слова

    Документ
    Цивилизация, кризис цивилизации, энергетический кризис, нравственный кризис, коллапс исторического процесса, минимальная теория цивилизации, инвариантность совести, нравственный критерий, этический материализм, теорема о ненарастании
  2. 1. Изучение поведения история и методы 13 Глава 1 Что такое поведение

    Документ
    Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
  3. Текст взят с психологического сайта (11)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  4. Тема Что такое астрология? Занятие 1 Александр Колесников

    Документ
    Сразу оговорюсь, что я не буду требовать от вас (как, впрочем, и от себя) окончательного и бесповоротного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок. Вопрос этот непростой.
  5. Уайт Джон – Что такое просветление?

    Документ
    В этой уникальной антологии Джон Уайт, известный исследователь в области сознания и духовного развития, собрал тексты пятнадцати наиболее известных и почитаемых в мире духовных учителей, каждый из которых предлагает свой ответ на

Другие похожие документы..