Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Взаимоотношение полов и любовь издавна привлекали самое пристальное внимание многих авторов, рассматривающих разнообразные их аспекты в художественны...полностью>>
'Программа курса'
Авторы-составители: Витченко Александр Николаевич, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой геоэкологии географического факультета ...полностью>>
'Документ'
Сгоэ Сяньтянъ, Луанъ Цзинхэ. История и действительностькитайско-российских отношений — от трех союзов к Договору одобрососедстве, дружбе и сотрудниче...полностью>>
'Конспект'
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображ...полностью>>

Творческий отчет воспитателя логопедической группы ма доу центра развития ребенка детского сада №137 Мощанецкой В. В

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Творческий отчет

воспитателя логопедической группы МА ДОУ центра развития ребенка – детского сада №137

Мощанецкой В.В.

Развитие речи дошкольников с ОНР через формирование мелкой моторики.

2010 – 2011 г.г.

г.Хабаровск

Сведения о носителе опыта

ФИО: Мощанецкая Вера Владимировна

Дата рождения: 18мая 1960 г

Образование: высшее. Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист дошкольного воспитания

Место работы: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение центр развития ребенка – детский сад №137, воспитатель

Педагогический стаж: общий 25 лет, в должности воспитателя -25лет

Период формирования и функционирования опыта к работе: 4 года

Квалификационная категория: первая с 2006 г.

Список используемой литературы 24

ВВЕДЕНИЕ

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

Человек становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта, когда осуществляется обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Задача взрослых – помочь ему овладеть устной и письменной речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих нарушения развития речи.

Педагогами и психологами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости, недостаточной готовности к школьному обучению.

Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров, логопунктов и консультаций.

В ходе специальных исследований (логопедических, дефектологических, нейропсихологических) часто обнаруживаются признаки той или иной степени общего недоразвития речи (Лебединский В.В., 2003г.; Лубовский В.И., 1989г.; Матвеева Н.Н., 2004г.; Менделевич В.Д., 2001г.).

Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение, ограничивает процессы восприятия речевых образцов. Тяжелые речевые нарушения замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению кругозора и адаптивного потенциала.

Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций (Дудьев В.П., 1999г.). Несовершенство развития наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи (Фомина Л.В.).

Данная проблема заинтересовала меня давно. Работая воспитателем в дошкольном учреждении больше 25 лет (последние 8 из них в логопедической группе), мне часто приходилось сталкиваться с тем, какие трудности испытывают дети с нарушениями в развитии речи. Общение в детском коллективе, общение со взрослыми у них значительно затруднено, ведь порой окружающие просто не понимают, что говорит ребенок. А это приводит к переживаниям, у ребенка возникает ощущение дискомфорта. Родители часто жаловались, как трудно им в общении с таким ребенком (не у всех мам и пап хватало такта и терпения). Специализированной литературы в свободной продаже в то время было очень мало, возможности интернета не были доступны. Приходилось изучать проблему по крупицам: консультируясь с коллегами, обмениваясь литературой. Но понимание того, что это дети с особыми потребностями, появилось практически сразу. Возникло огромное желание помочь таким детям, вооружить знаниями себя, поделиться знаниями с коллегами и родителями.

Цель данного исследования: раскрыть взаимосвязь развития речи и мелкой моторики.

Задачи исследования:

  1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.

  2. Формирование и проверка гипотезы.

    1. Исследование формирования мелкой моторики различными диагностическими методами.

    2. Статическая обработка полученных результатов.

  3. Разработка рекомендаций по формированию мелкой моторики.

Гипотеза:

Предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет корректировать речевые нарушения у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: развитие речи у детей старшего школьного возраста с ОНР.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Данными исследования можно будет пользоваться при работе с детьми, имеющими ОНР. Рекомендации по формированию и коррекции мелкой моторики ориентированы на окружение ребенка. В этом заключается практическая значимость исследования.

Глава 1 Взаимосвязь процессов развития речи и мелкой моторики

    1. Историко-теоретическая изучение развития речи у детей с ОНР

Что такое ОНР?

ОНР – общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование. Своеобразие развития словарного запаса и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и др.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом ученых НИИ дефектологии Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И Жаренкова и др., которые, основываясь на методе системного анализа нарушений, разработали периодизацию общего недоразвития речи.

Методологическую основу исследования общего недоразвития речи составили фундаментальные положения о сложной структуре речевой деятельности, о взаимосвязи процессов развития речи и других психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), учение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др), учение о функциональных системах (П. Канохин), учение о динамической локализации высших психических функций (И.М. Сеченов, А.Р. Лурия и др.), концепция о единстве биологического и социального в процессе психичекого развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).

Л.С. Выготский в своей социокультурной концепции развития обосновывает необходимость различать культурный и биологический процессы, отмечая тесную взаимосвязь этих линий.

Многочисленными исследованиями доказано, что психика ребенка формируется прижизненно под влиянием условий окружающей среды, целенаправленного воспитания и обучения. Одновременно с этим процесс психического развития определяется состоянием биологических предпосылок , являющихся материальным субстратом высших психических функций. Биологической основой рассматриваемых речевых и неречевых психических процессов являются постепенно усложняющиеся в онтогенезе системы функций (Лурия А.Р., 2000, А.Н. Леонтьев, 2001).

Речевая и другие формы деятельности являются сложными иерархически организованными функциональными системами, деятельность которых основывается на работе многих структур головного мозга. Связь речи и других высших психических функций со структурами мозга основывается на современных представлениях о динамической локализации их в коре головного мозга (Лурия А.Р., 2000). Рассматриваемые процессы являются результатом единой работы мозга. Однако невозможно отрицать существенный и специфический вклад, вносимый в осуществление деятельности теми или иными специализированными участками мозга.

В раннем дошкольном возрасте границы функциональных зон коры головного мозга диффузны, и только в результате практической деятельности происходит постепенная концентрация функциональных зон в очерченные центры (Бадалян Л.О., 1984).

Подобная дифференциация мозговых структур не означает изолированного протекания психических процессов. Одним из основных положений, определяющим процесс нормального психического развития является взаимосвязь речевых и неречевых функций в онтогенезе. Л.С. Выготский (1960) в своих трудах отмечал опосредованное строение психических функций, в котором ведущая роль принадлежит речи. Речь переводит строение и осуществление высших психических процессов на более высокий уровень. Слово опосредует протекание всех основных психических процессов, становясь звеном их структуры. Речевые связи делают психические процессы сознательными, произвольными, обобщенными. Л.С. Выготский (2001) высказывался о единстве речи и мышления, физической и содержательной сторон слова, взаимозависимости двух основных функций речи – коммуникативной и обобщающей. Это положение разделял С.Л. Рубинштейн. Ученый подчеркивал, что взаимосвязь мышления и речи выступает в динамике мыслительного процесса. С.Л. Рубинштейн утверждал, что в онтогенезе каждая стадия развития речи находится в теснейшей связи с основными этапами развития мышления – ситуативного, опытно-рассудочного и теоретического. Формирование отвлеченного мышления невозможно без языка (Рубинштейн С.Л., 1940).

Взаимосвязь речевой системы и других компонентов психического развития осуществляется дифференцированно и специфично. Так, например, смысловая сторона речи имеет своей специфической предпосылкой обобщенное предметное восприятие и, следовательно, логические процессы. Усвоение лексико-грамматического строя речи происходит на основе овладения средствами чувственного и эмоционального познания. Формирование коммуникативной функции речи связано с созреванием аффективно-волевой сферы, произвольного внимания. От сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности мозга зависит правильность звукопроизношения, возможность сравнения произношения с эталоном.

Одним из типичных проявлений ОНР является резкое расхождение объема экспрессивного и импрессивного словаря. Несмотря на некоторые ограничения в понимании обращенной речи, импрессивная речь детей приближается к норме. Экспрессивная речь характеризуется ограничением словарного запаса, неточным употреблением слов, многочисленными вербальными парафазиями, трудностью актуализации слов. Важная особенность лексической стороны речи у дошкольников с ОНР заключается в качественном своеобразии и поздних сроках формирования лексической системности, в недостатках организации семантических полей (Р.Е. Левина, Н.И. Трауготт, В.К. Орфинская, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В, Чиркина, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спировой, Л.Г. Парамонова, Т., В. Туманова, Н.В. Серебрякова, Н.А. Чевелова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жуковой, Г.В. Гуровец, Л.Б. Есечко, О.Н. Усанова, И.А. Смирнова и др.). Одним из ведущих признаков, указывающих на системное недоразвитие речевой деятельности, является нарушение формирования грамматического строя речи. Вопросам аграмматизма при ОНР посвящены работы Р.Е. Левиной, Н.И, Трауготт, В.К. Орфинской, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, В.А. Ковшикова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.В. Лопатиной, О.Н. Усановой и др.

Отклонения в развитии грамматического строя у дошкольников с ОНР характеризуются стойкостью и вариативностью. Указанные отклонения обусловлены абстрактностью грамматических значений и трудностями овладения закономерностями языка, несформированностью языковых обобщений у дошкольников с ОНР.

Последовательность формирования грамматического строя детей с ОНР осуществляется по онтогенетическим законам. Своеобразие проявляется не только в более медленном темпе усвоения языковых единиц и правил их комбинирования, но и в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины языкового развития.

Типичными проявлениями дизонтогенетического формирования морфологического строя речи являются нарушения употребления системы склонений и спряжений, смешение видовых форм глагола, неумение согласовывать имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с числительными в роде, числе, падеже; затруднения в вычленении морфем, соотнесении значения морфем с их звуковым образом.

Расстройства овладения предикативностью, трудности организации семантической структуры высказывания обуславливают дефекты синтаксической структуры предложения.

Нарушение операций языкового оформления высказывания выражаются в затруднениях установления грамматических связей между словами фразы, что приводит к неправильной последовательности слов в предложении, ошибкам предложно-падежного оформления, ограничению средств синтаксической связи.

Неполноценность развития компонентов речевой системы приводит к тому, что преобладающими формами связной речи у детей с ОНР выступают ситуативная и вопросно-ответная формы. При составлении пересказов, рассказов у дошкольников с ОНР отмечаются нарушения логической последовательности событий, застревания на второстепенных деталях выражаемой неречевой ситуации , пропуски событий, повторы эпизодов. При выполнении указанных заданий детьми используются, как правило, простые малоинформативные предложения.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ОНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы (Л.С. Волкова, И.Т. Власенко, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.).

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития дошкольников с ОНР и в том числе для определения их компенсаторного фона.

У дошкольников с ОНР отмечаются расстройства дифференцированного восприятия ,снижение основных показателей внимания, логического запоминания и мышления. Причины этого, по мнению авторов, кроются в несформированности познавательных процессов и недостаточности процесса саморегуляции собственной деятельности. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (И.Т. Власенко, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова, Л.М. Шипицына). У дошкольников с патологией речи преобладает ригидный и истощающийся тип запоминания. Предположительно причина кроется в значительных изменениях функционального состояния левого полушария.

Ряд авторов (В.И. Балаева, И.Т. Власенко, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Е.М. Мастюкова, Т.И. Синякова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Ю.А, Элькин и др.) установили специфические особенности мышления данной категории дошкольников. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. В основе возникновения затруднений лежит недостаточность собственно речевого механизма приобретения знаний в вербальной форме.

Исследования В.П. Глухова (1985) выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации ,самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими (Шипицына Л.М., Волкова Л.С,, 1993).

Наряду с соматической ослабленностью детям с ОНР характерно и замедление формирования двигательной сферы (В.П. Дудьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). У детей с ОНР отмечаются различные расстройства регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у воспитанников возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

1.2 Изучение взаимосвязи развития речи и формирования мелкой моторики

Принцип изучения функций мозга человека как целостной системы (И.П. Павлов, 1953) является приоритетным и в настоящее время. Любой произвольный акт человека осуществляется сложной функциональной системой, представленной в виде многоэтажной и многонейронной взаимосвязи нервных центров (П.К. Анохин, 1968, 1973; Н.А. Берштейн, 1947; А.Р. Лурия, 1963). Касаясь функции речи, А.А. Ухтомский (1966) указывал, что нормальная речь человека – очень сложный процесс и представляет собой результат работы многих пространственно разграниченных образований мозга. В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы. Одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор (Н.И, Красногорский, 1951, 1957; И.М. Сеченов, 1952 и др.) структурные и функциональные особенности которого заключаются в том, что он «имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности» (М.М. Кольцова, 1973).

Учение о корковом отделе двигательного анализатора получило развитие в трудах А.Р. Лурия (1957, 1962, 1963). Была показана роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов.

Исследования Н.А. Бернштейна по физиологии движений и их активности показали многоуровневую систему организации двигательных функций, в том числе и речи, которую он отнес к высшему уровню организации движений – речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений.

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Бернштейн).

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе развития ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, его функциональное состояние.

Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997, А.В.Антакова-Фомина, Е.И.Исенина ) не вызывает разногласий в научной среде и тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л.А., 1994; Жукова Н.С., 1994; Колпаковская И.К., 1961; Узорова О.В. , 2002 и др.).

Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (Кольцова М.М., 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Исследования Дудьева В.П. (1999) показывают, что развитие речи ребенка начинаются и успешно идет вперед, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости и находятся в постоянном развитии.

Развитие пальцевой моторики подготавливает «почву» для последующего формирования и развития речи (Дудьев В.П., 1999).

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников с ОНР обедняет возможности освоения мира у таких детей (Крупенчук О.И., 2001). С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук и у детей с ОНР оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности (Филиппова С.О., 2001; Ткаченко Т.А., 1998). Все это обуславливает необходимость специально направленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук для дошкольников с ОНР на основе глубокого изучения особенностей их речевого развития. Вопрос о причинах возникновения общего недоразвития речи у дошкольников и на сегодняшний день является актуальным .

1.3 Уровни общего недоразвития речи

В соответствии с закономерностью перехода от низших к высшим ступеням онтогенеза, Р.Е. Левиной были описаны три уровня ОНР, каждый из которых характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от них речевых компонентов.

Первый уровень ОНР характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.

Второй уровень ОНР. Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У детей кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Появляется фразовая речь. Произносительные возможности значительно отстают от нормы. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень ОНР. Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня охотнее вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующее пояснение в их речь. На современном этапе развития логопедии был выделен четвертый уровень ОНР (Филичева Т.Б., 1999, 2000), характеризующийся остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

Основные направления логопедической работы:

* с детьми, имеющими первый уровень ОНР, важно развивать понимание речи, развивать активную подражательную деятельность в виде произношения звуковых сочетаний, развивать внимание и память;

* детей на втором уровне ОНР обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания;

* для детей третьего уровня ОНР - дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

1.4 Причины общего недоразвития речи

Среди факторов, способствующих возникновению ОНР у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном развитии, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде возможны токсикозы, интоксикации, нарушение обмена веществ матери во время беременности, действия алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствии резус-несовместимости крови матери и плода.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии наследственной предрасположенности к речевым нарушениям ОНР может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждения речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма.

К послеродовым факторам, вызывающим нарушения развития речевых систем, относятся перенесенные в детском возрасте заболевания, например: инфекционные болезни нервной системы – менингит, энцефалит, полиомиелит. ОНР может возникнуть на фоне отрицательного социально-психологического влияния: депривация в период интенсивного формирования речи, недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания, билингвизм и др. При сочетании этих факторов с органической патологией нервной системы нарушение речевого развития приобретает более стойкий характер.

Можно сделать вывод о сложности и многообразии различных причин, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Не смотря на различную природу дефектов у детей с ОНР, имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи;

  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

  • экспрессивная речь отстает от импрессивной, т.е. ребенок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

  • речь детей с ОНР малопонятна.

Правильное понимание причин и механизмов возникновения ОНР необходимо для отбора детей в специальные дошкольные учреждения, в специализированные логопедические группы и для выбора оптимальных приемов коррекционной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Теремок»

    Доклад
    Перечень дополнительных образовательных услуги. 7. Результаты работы МБДОУ по улучшению качества образования.Результаты диагностики освоения воспитанниками программного материала
  2. Отчет о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг за 2010 год. Городской округ город Агидель

    Публичный отчет
    По отчету «Информация о значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправле-ния МО в сфере культуры» , по пригласитель-ным билетам
  3. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  4. Комитет образования администрации городского округа «город чита» публичный доклад за 2009-2010 учебный год

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  5. Инструктивно-методический материал адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений при проведении самоанализа, органам управления образованием, экспертам при проведении процедуры аккредитации доу

    Документ
    Слепухина В.В., старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №33»; Топорова Н.В., методист ГМК; Файзуллина Л.А., старший воспитатель МДОУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального

Другие похожие документы..