Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Причины трудностей в учебной деятельности обучающихся рассматривались многими педагогами и психоло...полностью>>
'Документ'
12. Предложения, заявления, жалобы Постоянно 28а граждан, содержащие предложения о существенных изменениях в рабо- те объединения, шахт или об устра- ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Философия: Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. О.Ф.Гаврилов; Кузбас. ин-т экон. и права. - Кемерово, 2005. - 42...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 ноября 2009 г. в 12-00 на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университете экономи...полностью>>

Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 080110(0601) «Экономика и бухгалтерский учет» г. Пермь 2010 г

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 080110(0601) «Экономика и бухгалтерский учет»

г. Пермь 2010 г.

Составители: Н.А. Вараксина

Утверждено на заседании ЦК «Экономика и бухгалтерский учет»

протокол № 3/1 от 10.11.2010 г.

Методические указания по выполнению курсовой работы : [для студ. сред. проф. образоват. учреждений] / Составители: Н.А. Вараксина, – Пермь: НОУ СПО «Финансово-экономический колледж»

2010. – 32 с.

Методические рекомендации составлены в помощь студентам всех форм обучения НОУ СПО «Финансово-экономический колледж» специальности 080110(0601) «Экономика и бухгалтерский учет» и являются обязательными при написании курсовой работы.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Методические рекомендации содержат сведения о содержании, оформлении, порядке аттестации курсовой работы.

© НОУ СПО «Финансово-экономический колледж», 2010

Содержание

Содержание 4

Введение 5

1. Требования к курсовой работе 6

2. Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала 8

3. Содержание курсовой работы 10

4. Оформление курсовой работы 14

4.1. Нумерация страниц, глав, параграфов курсовой работы 14

4.2. Оформление иллюстраций 14

4.3. Оформление таблиц 14

4.4. Формулы и уравнения 15

4.5. Оформление ссылок 15

4.6. Оформление списка использованных источников. 17

Библиографическое описание 17

4.7. Оформление приложений 20

5. Порядок аттестации по курсовым работам и оформления ее результатов 21

6. Тематика курсовых работ 23

Приложения 26

Введение

Курсовая работа – один из основных видов учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов, предусмотренных учебным планом специальности в Негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Финансово-экономический колледж»

Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем, соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;

- выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;

- приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;

- развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- приобщение к работе со справочной, специальной и нормативной литературой;

- применение современных методов организационного, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;

- развитие интереса к научно-исследовательской работе.

К курсовым работам предъявляются следующие требования:

  1. Изложение темы должно быть подкреплено фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

  2. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных и др.).

В процессе обучения по специальности 080110(0601) «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования) студент выполняет курсовые работы по дисциплинам «Экономика организации», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Курсовая работа выполняется студентами по одной из тем, которая выбирается самостоятельно из соответствующего списка.

1. Требования к курсовой работе

1.1. Курсовая работа должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги.

Для написания курсовой работы следует использовать бумагу формата А4 (210*297 мм, такими форматами также считаются все форматы, находящиеся в пределах от 203х288 мм до 210х297 мм). Допускается предоставлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3.

1.2. Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие требования:

  • поля: левое - 20 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

  • шрифт размером 14 Times New Roman;

  • межстрочный интервал – полуторный;

  • отступ красной строки – 1,25;

  • выравнивание основного текста по ширине.

1.3. «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов курсовой работы, пишутся заглавными буквами по центру страницы. Перенос слов не допустим.

1.4. Название глав, параграфов не должны совпадать ни друг с другом, ни с названием темы курсовой работы.

1.5. Каждая глава основной части текста курсовой работы, а также введение, заключение, список использованной литературы, приложения следует начинать с новой страницы.

Заголовки структурных элементов курсовой работы следует располагать в середине строки без точки в конце.

Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Расстояние между заголовками структурных элементов курсовой работы и разделов основной части и текстом должно быть 2 интервала (междустрочный интервал 1,5).

Заголовки и нумерация структурных элементов курсовой работы в «СОДЕРЖАНИИ» и в основной части текста должны полностью совпадать.

Слова «Глава», знак параграфа (§) перед заголовками не указываются.

1.6. В тексте нельзя употреблять математические знаки, а также знаки № (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами «меньше или равно» вместо (≤) «не равно» вместо «≠» и т.п.

1.7. Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами (Ctrl + Shift +пробел). Не допускается расположение фамилии на другой от инициалов строке.

Неразрывными пробелами отделяются буквы «г.» и «в.» при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).

1.8. Вписывать в отпечатанный текст курсовой работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только чернилами или шариковой ручкой черного цвета.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами или шариковой ручкой черного цвета.

1.9. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в курсовой работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

1.10. В тексте курсовой работы не должно быть непереведенных иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в сносках, обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).

1.11. Принятые в курсовой работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка на отдельном листе перед структурным элементом «Введение».

Список сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.

Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в курсовой работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте курсовой работы при первом упоминании.

1.12. Изложение материала курсовой работы должно соответствовать требованиям грамматики и стилистики русского языка

2. Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и перио­дических изданий, которые рекомендованы Цикловой Комиссией к списку по изучаемой дис­циплине и которые близки к выбранной теме курсовой работы.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей по­следовательности:

- руководящие документы (вначале законы, затем законодатель­ные акты),

- научные издания (первоначально книги, затем периодические изда­ния),

- статистические данные.

При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать воз­можности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Га­рант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссерта­ции на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, не читая его целиком. В издании изучается: загла­вие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустивше­го книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой, то для Вас будет представлять инте­рес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализиру­ются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству ра­бот. Среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, ши­роко известны такие как «Финансы и статистика», «Инфра - М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудни­ками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интерес­ных и актуальных работ.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель под­готовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных Вы имеете возможность оценить, насколько близка книга к Вашим исследованиям.

Содержание раскрывает структуру издания, позволяет получить информа­цию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно опреде­лить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой ра­боты.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины ана­лиза исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованно­сти выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует про­смотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиогра­фические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить ин­формацию о проведенных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем сви­детельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет, при этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше Вы соберете научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с руководителем (преподавателем).

3. Содержание курсовой работы

По объему курсовая работа должна быть не более 20-25 страниц печатного текста. По содержанию курсовая работа носит практический характер.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  1. содержание;

  2. введение;

  3. наименование глав (глава 1, глава 2 с подразделами);

  4. заключение;

  5. список использованных источников;

  6. приложения.

Схематично структура курсовой работы представлена в приложении 1.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Курсовая работа должна начинаться титульным листом, набранным на компьютере (см. приложение 2).

Содержание должно помещаться на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию (см. приложение 3).

Введение. Объем введения в курсовой работе должен составлять не более 2-х страницы.

Во введении приводится краткое обоснование выбора темы курсовой работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента к их научным позициям.

В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав работы и сформулировать основные её результаты.

Введение должно состоять из следующих частей.

Актуальность1. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе. Для студента выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно этой темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1/4 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

Степень разработанности проблемы. В этой части работы необходимо указать всех наиболее значимых авторов, проводившие научные или научно-практические исследования по выбранной теме, показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, и иных условиях и т.д.

Объект и предмет исследования. Объект изучения - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. База исследования – это предприятие, на котором проводится исследование. Иными словами, если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему его курсовой работы. Для предмета исследования формулируются цель и задачи. Например, в курсовой работе на тему «Анализ движения денежных средств" на примере предприятия ООО «Магнион», объектом изучения является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, а предметом – движение денежных средств, а базой исследования – предприятие ООО «Магнион».

Цель и задачи исследования. Цель исследования - конечный итог работы, мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом. Исходя из развития цели работы, определяются задачи. Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели. Обычно задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо производить тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, метод — это совокупность приемов, а прием — это часть метода.

Например, при курсовом исследовании, возможно, использовать следующие методы:

•      изучение и анализ научной литературы;

•      изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

•      моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование;

•      аналитическая группировка данных, графическое изображение;

•      горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности,

•      методы абсолютных, относительный и средних величин;

•     методы корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.

Наименование глав курсовой работы

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть логически связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

Первая глава (теоретическая часть). В этой части необходимо представить основные теоретические положения по теме исследования, провести исследование вариантов решения задач, представленных в специальной литературе, дать оценку возможности применения этих вариантов к выбранному объекту исследования. На основании проведения анализа литературных источников (монографии, статьи, материалы конференций, нормативно-правовая документация и т.п.) требуется выявить научно-обоснованные, технические (технологические), организационные и экономические решения, использование которых может сыграть решающую роль в формировании оптимальной системы управления, повышении экономической эффективности функционирования предприятия (отрасли, комплекса). Кроме того, необходимо определить принципы и методы, используемые для решения исследуемой проблемы на практике, и осуществить выбор методик, наиболее приемлемых для реализации целей курсовой работы. Здесь можно показать историю вопроса, раскрыть степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

В этой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в курсовой работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на иссле­дования ученых и практиков. Кроме того, в теоретической части можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, например, формировании новых экономических и управленческих структур, особенностях развития экономических процессов.

Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенные аспекты и тем самым облегчить восприятие материала.

Теоретические проблемы должны быть представлены в сравнительно-аналитическом виде, автор курсовой работы должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта и предмета исследования. Безусловно, представляет определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы. Необходимо отметить, что по дискуссионным вопросам нужно обосновать собственную позицию. Все отраженные мнения и концепции должны сопровождаться соответствующими ссылками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..