Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Место проведения: г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 53, административно-гостиничный комплекс Межпарламентской Ассамблеи СНГ, зал совещаний № 1 «М...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский технологический институт пищевой про...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
З-62 «Изолью я чувства под перо»: Н. Н. Зимина: [Методическое пособие] / Сост. Г.Ф. Шарипова.- МУ «Централизованная библиотечная система» МР Белорецки...полностью>>
'Документ'
Федеральная служба государственной статистики представляет итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированн...полностью>>

Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧАСТНАЯ ПСИХО­ДИАГНОСТИКА



Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик.

Омар Хайям

1. Личность: феноменология, структура и динамика, социализация и развитие

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ

В обыденной речи мы очень часто употребляем понятие личность, подразумевая при этом некоторое своеобразие в пове­дении, мышлении, содержании внутреннего мира человека.

В психологии личность рассматривается как:

  1. некоторое психофизиологическое единство, включающее
    физический и социальный аспекты;

  2. множество (или система) относительно устойчивых черт,
    проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой,
    в поведении с другими и их отношении к нему;

  3. определенный тип (или сочетание типов) с характерными
    для него особенностями поведения;

  4. система конструктов. Конструкт — это своеобразная оце­
    ночная ось (добрый — злой, плохой — хороший), элементарная еди­
    ница нашего восприятия как синтеза объективных сведений и их
    субъективной интерпретации;

  5. система личностных смыслов, индивидуальных способов
    упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний
    с акцентом на содержание потребностно-мотивационной сферы
    человека;

Глава 1. Психодиагностика личности

  1. деятельное «Я» субъекта, т. е. планы, отношения, направ­
    ленность смысловых образований, корректирующих его поведение;

  2. субъект персонйлизации, т. е. потребности и способности
    личности вызывать значимые изменения в физическом и социаль­
    ном окружении ее и т. п.;

  3. «осуществление процесса жизни в свободном, социально ин­
    тегрированном индивидууме, наделенном духовным началом», т. е.
    по мере развития личности определяется не только ее отношение
    к тем или иным собственным поступкам, желаниям, эмоциям и т. д.,
    но и сопричастность к жизни в целом.

В структуре проявлений личности выделены глобальные со­ставляющие: 1) индивид, 2) персона, 3) индивидуальность. Инди­вид — это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Персона суть социально-типические образования личности, т. е. то, что, как правило, обуслов­лено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность — своеобразное сочетание особен­ностей, отличающее одного человека от другого.

Короче, личность это системное качество, которое приоб­ретает индивид во взаимодействии со средой, в форме общения, по­знания и совместного с другими труда.

Основными сферами личности являются:

  1. потребностно-мотивационная, связанная с удовлетворе­
    нием определенных потребностей к деятельности и направлен­
    ности;

  2. эмоционально-волевая — субъективно окрашенные реакции
    отношения к окружающему миру, волевые усилия, переживания;

  3. когнитивно-познавательная — получение, хранение, узна­
    вание, воспроизведение, забывание, творческое преобразование
    информации;

  4. морально-нравственная, включающая личностные репрезен­
    тации основных нормативных регуляций действий человека, закреп­
    ленных в привычках, обычаях, традициях социальной жизни людей;

  5. экзистенционалъно-бытийная, проявляющаяся в состоя­
    нии самоуглубления, переживании личностью своей самости,
    обусловленном мерой сопричастности бытию в этом мире;

  6. действенно-практическая сфера человека как деятеля, реа­
    лизующего свои способности, навыки, умения, достижения, т. е. праг­
    матические аспекты личности;

7) межличностно-социалъная — это обмен информацией,
взаимодействия, взаимоконтакты и т. п.

10

Раздел I. Частная психодиагностика

Глава 1. Психодиагностика личности

И

Основными элементами личности являются:

  1. темперамент — особенности нейродинамической органи­
    зации индивида;

  2. характер — совокупность устойчивых, преимущественно
    прижизненно формируемых свойств;

  3. способности — сочетание психических свойств, являющихся
    условием успешного выполнения какой-либо одной или несколь­
    ких видов деятельности;

  4. направленность — система устойчивых предпочтений и моти­
    вов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая тен­
    денции ее поведения, позволяющая прогнозировать будущее лично­
    сти, обусловливающая активность и целенаправленность поведения.

Ключевым системообразующими признаками личности выступают эмоциональность, активность, саморегуляция и побуж­дения. Эмоциональность — это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекраще­ния эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность — характеристика личности, определяю­щая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Само­регуляция — системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение ее проявляется в намеренной регу­ляции личностью параметров своего функционирования (состоя­ния, поведения, взаимодействия с окружением), которые оценива­ются субъектом как желаемые. Побуждение — это мотивационный компонент характера.

Личность человека можно охарактеризовать пятью потенциа­лами: познавательным, морально-нравственным, творческим, ком­муникативным и эстетическим. Это динамические доминанты, задающие направленность процессу развития личности.

Познавательный потенциал определяется объемом и качест­вом информации, которой располагает личность; включает психо­логические качества, обеспечивающие продуктивность ее позна­вательной деятельности.

Морально-нравственный потенциал обусловливается приоб­ретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремле­ниями, т. е. речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые выраба­тываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных

механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, ми-роустремлениях.

Творческий потенциал определяется репертуаром умений и на­выков, способностями к действию (созидательному и / или раз­рушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный потенциал зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых личностью с другими. Содержательно эта способность выражается в разнооб­разии социальных ролей, которые играет личность.

Эстетический потенциал обусловливается уровнем содержа­ния и интенсивностью потребностей в прекрасном, степенью их удовлетворения (в профессиональном или самодеятельном твор­честве, созерцанием произведений искусства других мастеров).

Короче, личность определяется тем, 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как созидает, 4) с кем и как общается, 5) како­вы ее эстетические потребности, 6) как она их удовлетворяет.

При этом существуют две фундаментальные, взаимосвязанные между собой потребности: в персонализации и самореализации. Первая обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем обусловлена последними. Как любая потреб­ность, она имеет многоуровневую выраженность и проявляется в стремлении субъекта быть идеально представленным в жизне­деятельности других. Потребность самореализации проявляется в стремлении человека реализовать свой личностный потенциал (жизненной энергии, задатков способностей), т. е. стать тем, кем он способен стать.

Важным регулятором поведения личности явпяетсяЯ-концеп-ция (совокупность представлений человека о самом себе, его само­оценка), которая

  1. способствует достижению внутреннего согласия личности;

  2. определяет характер и особенности интерпретации приоб­
    ретенного опыта;

  3. служит источником ожидания человека относительно са­
    мого себя, осуществляет регуляцию его социального поведения.

психологии в процессе характеристики личности исполь­зуются в основном:

1) теории черт, согласно которым люди различаются лишь степенью выраженности разных черт (например, теории личности по Г Олпорту, Г Айзенку, Е Кетеллу, модель «большой пятерки»);

12

Раздел I. Частная психодиагностика

Глава 1. Психодиагностика личности

13

  1. теории типов, в которых конкретный человек описывает­
    ся как принадлежащий к некоторому определенному типу или как
    взвешенный набор идеальных типов. Примерами наиболее извест­
    ных в психологии являются типологии Гиппократа, Кречмера, Юнга;

  2. теории инстанций, основывающиеся на выделении подсис­
    тем или отдельных областей {инстанций) в структуре личности,
    между которыми могут возникать конфликты и противостояния,
    так необходимые для структуризации динамических моделей
    личности. Примерами таковых выступают теории Фрейда, Юнга,
    Берна.

Как видим, черты личности это обобщенные ее характе­ристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психоло­гических признаков.

В психологии применяются различные типологии личности. По доминирующей пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы, как «мемуарист», «конъюнктурщик», «прогнозист». Потребностно-волевая сфера позволяет различать «пессимистов», «уравновешенных», «оптимистов». По содержатель­ной направленности просматриваются «деловой», «экстраверт» («коллективист»), «игрок», «интраверт». По уровню освоения дея­тельности — «ученик», «исполнитель», «любознательный», «тво­рец». По доминирующим формам реализации деятельности — «преобразователь», «созерцатель», «оратор», «мыслитель».

Эти типологии можно использовать при отборе в группах кор­рекции и развития личностных черт, особенно на первых этапах работы.

Подход к описанию личности, основанный на теории черт (факторная модель) и теории типов, в принципе носит статический характер. При этом используются и динамические модели, кото­рые исходят из представления о силах, во взаимодействии между которыми и средой формируется структура личности. Так, Фрейд выделяет три инстанции личности:

  1. «Оно» — совокупность бессознательных потребностей, моти­
    вов, стремлений, желаний, которые руководят поведением челове­
    ка зачастую помимо его сознания.

  2. «Эго» — сознательная субстанция личности, которая функ­
    ционирует в соответствии с принципом реальности.

3. «Сверх-Эго» — инстанция социальных запретов и норм,
неосознаваемые воздействия которых заставляют «Эго» избегать
инстинктивных влечений, исходящих от «Оно».

Е] Понятие об общей структуре личности дает схема 1. Ее можно считать основой для диагностики, психопрофилактики, коррекции, развития отдельных компонент и личности в целом. Та­кая интегральная модель включает дополнительные размерности функций, типичных ситуаций, механизмов функционирования личности.

Схема 1

Структура личности
Инстанции (состояния) Черты (уровни)

7— практический

  • экзистенциальный

  • интуитивный

  • рациональный
    эмоциональный

Типы (субличности)

интраверт экстраверт

г Конй/ииыше вопросы и задания

  1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные подхо­
    ды к описанию личности.

  2. Каковы основные составляющие личности?

  3. Укажите ключевые сферы личности.

  4. Каковы основные элементы личности?

  5. Опишите системообразующие признаки личности.

  6. Укажите потенциалы личности.

Перечислите и охарактеризуйте специфику о

14

Раздел I. Частная психодиагностика

Глава 1. Психодиагностика личности

15



Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. СПб., 1999.

Келли А. Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов СПб, 2000.

Лейтц Г Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама ЯЛ. Морено. М, 1994.

Оллпорт Г. Личность в психологии. М.; СПб, 1998.

Холл К., Линдсей Г Теории личности. СПб, 1997

Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997

Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее тео­рия и практика. Киев, 1995.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М, 1999.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования М, 2000.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперимент, упраж­нения. СПб, 2001.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М, 2001.

Бутянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыс­лей. М, 2001.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, ис­тории и теории. СПб, 1999.

Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев М, 2002.

О КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД У. ШЕЛДОНА осно­ван на том, что для «человека с улицы» внешние параметры (кон­ституция) другого приоткрывают многие аспекты личности.

Один из основателей конституционной психологии, У Шелдон (ШШат ЗНеЫоп), считал, что она является «исследованием психо­логических аспектов человеческого поведения в их отношении к морфологии и физиологии тела». Он выделял ряд первичных ком­понент телосложения:

  1. Эндоморфностъ. Индивид, у которого показатели по этому
    компоненту высоки, а по двум другим — низки, характеризуется
    мягкостью и округлостью форм.

  2. Мезоморфностъ. Высокое развитие этого компонента и низкое
    двух других характеризует телосложение крепкое и прямоугольное,

с преобладанием костей и мускулов, обладает сопротивляемостью к повреждениям, приспособлено для напряженной, тяжелой работы.

3. Эктоморфность. Индивид с яркой выраженностью этого компонента тонок, высок, хрупок, плоскогруд, узкотел.

На основе указанных компонентов Шелдон разработал метод соматотипических оценок, который объективно учитывает три пе­ременные: соматотипический индекс веса (отношение роста к ку­бическому корню веса); индекс тела (отношение верхней части тела (груди) к нижней (животу), выводимый из фронтального изображе­ния на стандартной соматотипической фотографии; рост во взрос­лом возрасте.

Соматотип индивида — это сочетание первичных компонен­тов телосложения, которое выражается тремя числовыми показате­лями. Первый из них относится к эндоморфности, второй — к мезо-морфности, третий — к эктоморфности. Показатели изменяются от 1 до 7, где 1 — абсолютный минимум компонента, 7 — максимально возможная выраженность. Например, человек, получивший оценку 7—1 — 1, имеет максимально высокий показатель эндоморфности и очень низкие — мезоморфности и эктоморфности.

^ В результате корреляционного анализа были выявлены три основных группы (кластера) черт. Первую образовывали стремление к расслабленности, любовь к комфорту, удовольствие от пищи, зави­симость от социального одобрения, глубокий сон, потребность в людях в ситуациях беспокойства. Вторую — самоуверенность (поз), энер­гичность, потребность в упражнениях, прямота, громкий голос, способность казаться старше, потребность в действии в ситуациях беспокойства. Третью — сдержанность (поз), сверхбыстрые реакции, социофобия, запрет на обращение в социум, сопротивление научению, сдержанность в голосе, плохой сон, юношеская порывистость, во время беспокойства потребность в одиночестве. Для каждого из трех кластеров было отобрано по двадцать признаков (см. табл. 1).

|!] Первый компонент темперамента был обозначен как вис-церотония. Для человека с высокими ее показателями характерны любовь к комфорту, социабельность, ненасытность в еде, общении, привязанностях. У такого человека поза расслаблена, реакции мед­ленны; он уравновешен, толерантен в отношениях с другими, прост во взаимодействии. Шелдон отмечал: «Личность кажется цент­рированной на висцере. Пищеварительный тракт царствует, и его благополучие определяет жизненную цель» [Шелдон (1944). С. 543].

16

Раздел I. Частная психодиагностика

Таблица 1 Шкалы темперамента

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

1

Расслабленность в по­зе и движениях

Уверенность в позе и движениях

Сдержанность в позе и движениях, скован­ность

2

Любовь к физическо­му комфорту

Любовь к физическо­му приключению

Физиологическая сверхактивность

3

Медленные реакции

Энергичность

Сверхбыстрые реак­ции

4

Любовь к еде

Потребность в упраж­нениях и радости от них

Любовь к уединению

5

Социализация еды

Любовь к доминирова­нию. Стремление к власти

Ментальное напряже­ние. Сверхвниматель­ность. Понятливость

6

Удовольствие от пище­варения

Любовь к риску

Скрытность в чувст­вах. Эмоциональная сдержанность

7

Любовь к благовоспи­танности

Смелая прямота манер

Застенчивость, отра­жающаяся в мимике и движениях глаз

8

Социофилия

Физическое мужество в сражении

Социофобия

9

Не делающее разли­чий дружелюбие

Соревнрвательная аг­рессивность

Запрет на социальное обращение

10

Стремление к привя­занности и одобрению

Психологическая гру­бость

Сопротивление навы­кам и рутине (привы­канию)

11

Ориентация на людей

Клаустрофобия

Агорафобия

12

Эмоциональная урав­новешенность

Безжалостность, сво­бода от щепетильности

Непредсказуемость отношения

13

Толерантность

Отсутствие голосовой сдержанности

Вокальная сдержан­ность, вообще шумо­вая сдержанность

14

Благодушие

Спартанское безраз­личие к боли

Гиперсензитивность к боли

15

Глубокий сон

Общая шумливость

Плохой сон, хрониче­ская усталость

Глава 1. Психодиагностика личности

17

Окончание табл. 1

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

16

Неумеренность

Сверхзрелость во внешности (в проявле­ниях)

Юношеская настой­чивость в манерах и внешних проявлениях

17

Мягкая, простая ком­муникация, экстравер­сия висцеротонии

Горизонтальное мен­тальное расслоение, экстраверсия сомато-тонии

Вертикальное мен­тальное расслоение, интраверсия

18

Релаксация и социо­филия под влиянием алкоголя

Самоуверенность и аг­рессия под влиянием алкоголя

Сопротивление алко­голю и другим де­прессантам

19

При расстройствах (проблемах) потреб­ность в людях

При проблемах — по­требность в действии

При проблемах — по­требность в одиноче­стве

20

Ориентация на детст­во и семейные отноше­ния

Ориентация на цели и активность юности

Ориентация на позд­ние периоды жизни

Второй компонент темперамента — соматотония. Высокие оценки здесь проявляются в любви к физическим приключениям, риску, потребности в энергичной мышечной активности. Такой индивид агрессивен, безразличен к чувствам других, внешне сверх­развит, шумен, отважен, подвержен клаустрофобии. Активность, сила, доминирование имеют для него первостепенное значение.

Третий компонент — церебротония. Высокие оценки здесь проявляются в сдержанности, запретах, стремлении спрятаться. Такой человек скрытен, застенчив, молодо выглядит, боится людей, лучше всего чувствует себя в небольших замкнутых пространствах, быстро реагирует, плохо спит, предпочитает одиночество, особен­но при беспокойстве, старается не привлекать к себе внимания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рубайят Омара Хайяма" Дословный перевод Роман: Георгий Гулиа "Сказание об Омаре Хайяме" Портрет: Азаргун, иранский художник, воссоздал портрет на основе исторических изысканий статья

    Статья
    [org-0166] [rum-0202],[ger- 6],[vel- 7],[gru- 6],[kas-0016],[sta-0037],[der-0137],[der-0165],[pen- 5],[pli-0381],[str-0083],[ily- 3],[str-0084],[ali- 2],
  2. Прудиус Елена Константиновна Уисточника Урд. Рунный круг в сказка

    Сказка
    Аннотация: Рунный круг - система древних символов в Северной Традиции. И еще это мифологема жизни и детства человека. Наше образное мышление продолжает оперировать древними архетипами, поэтому современному психологу пришлось заняться
  3. Омар Хайям (вся коллекция)

    Лекция
      Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.Но я, покуда жив, тревожиться не стануО дне, что отошел, и дне, что не рожден.
  4. Виктор Нигагосов – Жизнь оккультиста или Десять лет спустя Москва 2005 год

    Документ
    Когда в 1995 году, - уже почти десять лет назад, - я написал свою первую книжку по оккультной тематике, - «Как я дошёл до жизни такой», - то почти никаких положительных эмоций испытать тогда по этому поводу мне так и не пришлось.
  5. Анатолий Некрасов – Живые мысли

    Документ
    По роду своей деятельности я встречался с очень многими людьми в быту, в многочисленных путешествиях и поездках по России и по другим странам. Теперь, осознавая значительно глубже свою взаимосвязь с ними и причины многих явлений и

Другие похожие документы..