Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» (далее - Территориальный фонд) являе...полностью>>
'Документ'
Комплектация: 4,7 л бензин, 7 мест, 5-ступенчатая автоматическая КПП, система стабилизации кузова KDSS, система доступа в автомобиль и запуска двигат...полностью>>
'Документ'
Градостроительное зонирование территории города – это базовый юридический инструмент регулирования отношений по поводу использования и строительного ...полностью>>
'Закон'
В вестнике рассматриваются важнейшие проблемы совершенствования межпарламентского информационного взаимодействия государств-участников СНГ, обсуждавш...полностью>>

Национальный профиль

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПРОФИЛЬ

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЕМ
ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

Минск 2005

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПРОФИЛЬ

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЕМ
ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7

Резюме . 11

Глава 1.
Национальная базовая информация 22

1.1. Географические, демографические и социально-политические характеристики 22

1.2. Политико-административные и административно-географические характеристики 23

1.3. Промышленный и сельскохозяйственный сектор 27

1.4. Занятость в промышленности по основным секторам экономики 33

Глава 2:
Производство, импорт, экспорт химических веществ 35

2.1. Производство, импорт, экспорт отдельных видов химических веществ и минеральных удобрений 35

2.2. Наличие, образование и движение отходов 37

ГЛАВА 3:
Приоритеты в отношении производства продукции, импорта, экспорта и использования химических веществ 47

3.1 Приоритеты в отношении импорта, производства и использования химических веществ 47

Комментарии и анализ 51

Глава 4.
Законодательные инструменты и саморегулирующие механизмы управления обращением химических веществ 53

4.1. Обзор национальных правовых инструментов, в которых рассматриваются вопросы управления химическими веществами 53

4.2. Резюме описания ключевых правовых и нормативных инструментов, касающихся химических веществ 62

Оценка опасности 63

АКТ ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 63

4.3. Законодательство по категориям использования на различных этапах, начиная с производства/импорта химических веществ до их уничтожения 68

4.4 Запрещенные или строго ограниченные к применению химические вещества 69

4.5. Саморегулирующие механизмы управления обращением химических веществ 70

Комментарии и анализ 70

Глава 5.
Министерства, комитеты, ведомства и другие учреждения, осуществляющие управление обращением химических веществ 72

5.1. Полномочия и права министерств и ведомств по управлению обращением химических веществ 72

5.2. Ответственность различных министерств, ведомств, комитетов и других учреждений, подчиненных правительству Республики Беларусь 76

Комментарии и анализ 77

Глава 6.
Деятельность промышленности, заинтересованных общественных организаций и исследовательских центров по управлению обращением химических веществ 78

6.1. Промышленные объединения, научно-исследовательские и образовательные учреждения, неправительственные организации, участвующие в управлении обращением химических веществ 78

6.2.Описание экспертизы, доступной вне правительства 87

Комментарии и анализ 87

Глава 7.
Межотраслевые комиссии и координационные механизмы 89

Комментарии и анализ 95

Глава 8.
Доступ и использование информации 96

8.1. Наличие и доступность данных для управления обращением химических веществ на национальном уровне 96

8.2. Местонахождение национальных данных 97

8.3. Процедура сбора и распространения данных 98

8.4. Доступ к международной литературе 99

8.5. Наличие и доступность международных баз данных 100

Комментарии и анализ 101

Глава 9.
Техническая инфраструктура 103

9.1. Краткий обзор лабораторной инфраструктуры 103

9.2. Краткий обзор возможностей правительственных информационных систем/компьютерной оснащенности 109

1.3. Краткий обзор программ технического обучения и образования 109

Комментарий и анализ 110

Глава 10.
Международные связи 111

10.1. Сотрудничество и участие в международных организациях, органах и соглашениях 111

10.2. Участие в технических проектах содействия 121

Комментарии и анализ 125

Глава 11.
Осведомленность/понимание проблемы рабочими и общественностью 126

Комментарии и анализ 129

Глава 12.
Ресурсы, доступные и необходимые для управления химическими веществами 130

Глоссарий терминов 132

Использованная литература 135

Перечень нормативно-методических документов, регламентирующих оценку риска, классификацию и маркировку 138

Список лиц и учреждений 139

Введение

Использование химических веществ в разных сферах деятельности человека, в экономике и быту, является неотъемлемой частью устойчивого развития, повышения благосостояния, улучшения качества жизни в целом. Неуклонное развитие химической индустрии, отраслей промышленности и сельского хозяйства, связанных с применением химических веществ, в том числе токсичных и потенциально опасных, актуализирует проблемы достижения баланса между расширением применения химикатов и снижением риска их неблагоприятного влияния на человека и окружающую среду. Минимизация риска химических веществ для здоровья и окружающей среды лежит в плоскости формирования системы их рационального использования, оптимизации обращения химикатов на международном, региональном и национальном уровнях.

Международная политика по безопасному управлению химическими веществами

В 1992 году Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию приняла «Повестку дня 21», Глава 19 которой «Экологически безопасное управление токсичными химическими веществами, включая предотвращение незаконных международных перевозок токсичной и опасной продукции» обозначила основные цели и приоритетные области реализующих действий в сфере оптимизации обращения и использования химических веществ.

В 1994 году Международная конференция по химической безопасности (Стокгольм) учредила Межправительственный Форум по Химической Безопасности (IFCS), основной задачей которого определено установление приоритетов действий, разработка комплексной и согласованной стратегии в обеспечении безопасного управления использованием химических веществ. Принятые Стокгольмской Конференцией «Приоритеты для действий» по выполнению рекомендаций Главы 19 «Повестки дня 21» включали рекомендации по 40 направлениям.

В 1995 году Организация по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО/FAO), Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Международная организация труда (МОТ/MOT), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО/UNIDO), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП/UNEP) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ/WHO) создали Межорганизационную Программу безопасного управления химическими веществами (IOMC) для координации действий в области управления химикатами.

В 2000 году IFCS на своем III Форуме принял Байскую декларацию и «Приоритеты для действий после 2000 года» с учетом прогресса, достигнутого после Стокгольмской Конференции, которые включают конкретные направления работы, касающиеся расширения и активизации деятельности по оценке риска, связанного с химическими веществами, гармонизации классификации и маркировки химических веществ, обмена информацией о токсичных химических веществах и связанных с ними факторах риска, разработки программ уменьшения риска, укрепления национального потенциала и потенциала рационального использования химических веществ, предотвращения незаконного оборота токсичных и опасных продуктов.

В 2002 году Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию «Рио+10» в Йоханнесбурге подтвердила свою приверженность принципам «Повестки дня 21», провозгласив целью до 2020 года в области обеспечения безопасности использования химических веществ «предотвратить негативное воздействие химических веществ на окружающую среду и человека». Для практической реализации целей, определенных саммитом в Йоханнесбурге, в настоящее время под эгидой IOMC, UNDP, IFSC, UNEP, WHO, FAO, UNIDO разрабатываются стратегические подходы к международному регулированию обращения химических веществ (SAICM).

Институт обучения и исследований ООН (ЮНИТАР) для достижения целей в области обеспечения химической безопасности осуществляет программы и проекты, направленные на оказание странам всесторонней помощи в создании и усилении национального потенциала по рациональному использованию химикатов. В ответ на рекомендацию, принятую Межправительственным Форумом по химической безопасности в отношении Национальных Профилей, в 1995 году ЮНИТАР начал осуществление программы, направленной на помощь странам в подготовке Национальных Профилей с целью оценки их инфраструктуры для выявления пробелов в системе управления обращением химических веществ и определения приоритетных направлений действий. В рамках программы ЮНИТАР осуществлялась подготовка Профиля в Республике Беларусь.

Национальный Профиль инфраструктуры управления обращением химических веществ: цели и ожидаемый эффект

Поступательное развитие промышленного, в том числе химического, и сельскохозяйственного производства, обострение проблем охраны здоровья населения и окружающей среды в связи с воздействием химических веществ обуславливают необходимость совершенствования системы обеспечения химической безопасности населения. В последние годы в Республике Беларусь были реализованы меры, создающие благоприятную основу для решения вышеозначенных проблем: внедрена система государственной регистрации и паспортизации химических веществ и пестицидов, законодательно закреплены требования по обеспечению безопасности перевозок опасных веществ и функционирования опасных производственных объектов, завершено лицензирование опасных химических предприятий, постоянно совершенствуется система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Республикой приняты международные обязательства по Монреальскому Протоколу, Базельской, Стокгольмской и другим конвенциям по контролю за обращением опасных химических веществ и отходов. В то же время отмечаются случаи острых отравлений на производстве и в быту, рост числа заболеваний, обусловленных влиянием химических веществ. Действующая законодательная и нормативная база не полностью отвечает современным требованиям обеспечения управления обращением химических веществ. Недостаточно развита система информационного обеспечения и обмена информацией по вопросам рационального использования химикатов.

С целью всесторонней оценки инфраструктуры в отношении правовых, институциональных, административных и технических аспектов управления обращением химических веществ в республике для определения приоритетов дальнейших действий был разработан настоящий документ. Реализация проекта в Республике Беларусь осуществлялась при поддержке ЮНИТАР и с финансовой помощью Правительства Швейцарии.

Разработка Национального Профиля является необходимым этапом для обоснования решений по совершенствованию системы управления обращением химических веществ на государственном уровне и позволяет:

  • обобщить информацию относительно текущих программ и действий, связанных с безопасным управлением обращением химических веществ;

  • выявить приоритеты действий для достижения целей охраны здоровья и окружающей среды в связи с воздействием химических веществ;

  • способствовать обмену информацией между правительственными структурами, ответственными за обеспечение химической безопасности, населением и работающими;

  • обеспечить базу для более совершенной защиты работающих в контакте с химикатами, населения и окружающей среды;

  • способствовать торговле химическими веществами, продукцией сельскохозяйственного и промышленного производства, а также гарантировать, что произведенные, импортируемые и экспортируемые химические вещества содействуют достижению экономических целей и не создают дополнительных трудностей в плане охраны здоровья и окружающей среды, безопасности и качества жизни;

  • способствовать развитию международного сотрудничества в решении проблем обеспечения безопасности использования химических веществ.

Подготовка Национального Профиля

Разработка Национального Профиля в Республике Беларусь была начата по инициативе Министерства здравоохранения при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства иностранных дел.

Учреждением, ответственным за реализацию проекта, назначен Республиканский научно-практический центр гигиены Министерства здравоохранения РБ.

Решение о необходимости разработки Национального Профиля было принято на межведомственном совещании (июль, 2004), где были обсуждены задачи и ожидаемый положительный эффект разработки документа, определены заинтересованные министерства, ведомства, организации, утверждена кандидатура Национального Координатора по реализации проекта, сформирована рабочая группа, обозначены ее цели и задачи. В совещании приняли участие представители 24 министерств, ведомств, научных и общественных организаций.

Проект Национального Профиля рассмотрен национальными экспертами и одобрен заинтересованными министерствами, ведомствами, научными учреждениями, общественными объединениями.

Национальный Профиль, как официальный документ, отражающий инфраструктуру управления обращением химических веществ в Республике Беларусь, и рекомендованные на основе его анализа приоритеты действий по совершенствованию системы контроля за обращением химических веществ одобрены Национальной Комиссией Республики Беларусь по устойчивому развитию.

Участие министерств и организаций

На первом совещании представителей министерств и ведомств Национальным Координатором проекта избрана к.м.н. Застенская И.А., заместитель директора Республиканского научно-практического центра гигиены Министерства здравоохранения (г. Минск, ул. Академическая, 8; тел. +375 17 232 50 15; факс +375 17 284 03 45; Е-mail: rspch@rspch.by; zastenskaya@)

Координационная группа сформирована из представителей министерств, ведомств, общественных организаций:

Министерства здравоохранения - Мазик М.М., начальник отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики;

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды - Рачевский А.Н., начальник отдела международного сотрудничества; Уточкина С.П., к.х.н., начальник инспекции мониторинга и организации аналитического контроля, Свиридович Н.В. – главный специалист инспекции мониторинга и организации аналитического контроля;

Министерства иностранных дел – Райман А. Э., консультант управления гуманитарного сотрудничества и прав человека;

Министерства труда и социальной защиты – к.м.н. Голян С.Н., начальник управления государственной экспертизы условий труда, заместитель Главного государственного санитарного эксперта Республики Беларусь по условиям труда;

Министерства сельского хозяйства и продовольствия – Басалаева З.П., заведующая сектором сельхозрадиологии и охраны окружающей среды;

Министерства транспорта и коммуникаций – Новицкая Л. П., ведущий специалист научно-технического отдела;

Министерства промышленности – Воскобович О.В., главный инженер отдела вторичных ресурсов и экологии;

Белорусского научно-исследовательского центра «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды - к.т.н. Белый О.А., директор;

Проектного республиканского унитарного предприятия «Институт Белоргстанкинпром» Министерства промышленности – Скворода В.И., заведующий сектором охраны окружающей среды;

Белорусского государственного концерна по нефти и химии – Решко Г.Г., начальник управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; Сивенков В.П., заведующий сектором научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Республиканского Комитета Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности – Юркштович К.Н., заместитель председателя;

Республиканского Комитета Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса – Кондратович П.П., главный технический инспектор труда;

Белорусского отделения Международного объединения «Экосфера» - Иванова Э.Г., председатель.

Благодарности

Министерство здравоохранения РБ выражает признательность и благодарность ЮНИТАР за поддержку инициативы Республики Беларусь в выполнении проекта, неоценимое участие в его реализации лично главному координатору ЮНИТАР Акиму Халпаапу, ведущему специалисту Джонатану Крюгеру, консультанту проф. Хансу де Крафу, а также другим специалистам за постоянную консультативную, методическую и техническую помощь, поддержку, непосредственное участие в подготовке Национального Профиля РБ и реализации проекта в целом. Особую благодарность выражаем Правительству Швейцарии за финансовую поддержку проекта.

Выражаем искреннюю благодарность и признательность Министру здравоохранения РБ Постоялко Л.А., заместителю Министра - Главному государственному санитарному врачу РБ Римже М.И., специалистам Министерства здравоохранения РБ за всемерную поддержку в реализации проекта, а также руководителям и специалистам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерства иностранных дел РБ, Министерства труда и социальной защиты РБ, Министерства транспорта и коммуникаций РБ, Министерства промышленности РБ, Государственного таможенного комитета РБ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, Национальной Академии Наук Беларуси, Федерации профессиональных союзов Беларуси, другим общественным объединениям (Общество защиты прав потребителей, Экосфера, Фонд реализации идей и др.) за оказанную поддержку и активное участие в подготовке документа. Выражаем благодарность другим министерствам, ведомствам, организациям за предоставление информации, необходимой для подготовки Профиля.

Координационная группа по подготовке Национального Профиля выражает искреннюю благодарность экспертам за проведенную работу и ценные замечания, дополнения и предложения:

Богдановичу А.В. – кандидату экономических наук, первому заместителю директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики РБ;

Какареке С.В. – кандидату технических наук, ведущему научному сотруднику Института проблем использования природных ресурсов и охраны окружающей среды НАН Беларуси;

Рачевскому А.Н. – начальнику отдела международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ;

Римже Е.А. – доктору медицинских наук, руководителю патофизиологической группы Центральной научно-исследовательской лаборатории Белорусской медицинской Академии последипломного образования;

Сыкало А.И. – кандидату медицинских наук, руководителю НПО «Белорусская партия зеленых»;

Ящаку В.Ю. – лауреату Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники, начальнику отдела лицензирования Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ.

Координационная группа выражает благодарность директору Республиканского научно-практического центра гигиены проф. С.М. Соколову и сотрудникам Центра за техническое сопровождение реализации проекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития  республики беларусь  на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.
  2. Национальные системы управления и организационного поведения в условиях глобализации

    Документ
    Основополагающая идея эволюции современной управленческой парадигмы выражается в необходимости рассматривать управляемые системы (УС) как системы открытого типа, которые в целях своего выживания вынуждены постоянно адаптироваться к окружающей среде.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития республики беларусь на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.
  4. Профиль экология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Философия» относятся знания, умения и виды деятельности,
  5. Профиль теория и методика преподавания иностранных языков и культур аннотации к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Основные положения дисциплины используются при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Древние языки и культуры», а также других дисциплин вариативных частей гуманитарного, социального и экономического, а также профессионального циклов.

Другие похожие документы..