Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Основные методы при прогнозе МПИ. Составные части и этапы комплексирования. Факторы, определяющие выбор комплекса методов. Общие принципы комплексиро...полностью>>
'Темы рефератов'
Победители награждаются Дипломами межрегиональной Олимпиады I, II, III степени и получают право обучения в НОУ ВПО «МИГКУ» на льготных условиях со ск...полностью>>
'Программа'
Наибольший рост объемов перевозок грузов наблюдался по железнодорожному транспорту – на 21,6%. Автомобильным транспортом перевозка грузов сократилась...полностью>>
'Программа'
Место проведения Международной научно-практической конференции: ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» 457100, Россия, г...полностью>>

План урока: Коренные малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока: рассе­ление. Хозяйство и быт

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жогло Т.П.

Учитель краеведения

МОУ СОШ №9 г. Холмск

Сахалинская область

Урок № 6. Народы Сибири и Дальнего Востока в XVI - XVIII вв.

План урока:

  1. Коренные малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока: рассе­ление.

  2. Хозяйство и быт.

  3. Общественное устройство.

  4. Верования.

  5. Взаимоотношения с соседями.

Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний (возможен вариант комби­нированного урока, если будет организован опрос по предыдущему материалу).

Форма урока: лабораторная работа.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Цель урока: дать представления о народах, населяющих Сибирь и Дальний Восток. Познакомить с укладом жизни и взаимоотношениями с народами Сахалина и Курильских островов.

Задачи:

1. Продолжить формирование общеучебных умений: составлять план от­вета, выступления. Умения выделять главное, существенное и разнообразное из дополнительных источников, обобщать и логически излагать свои мысли.

    1. Формировать умения работать в команде и сотрудничать при решении

учебных задач.

    1. Содействовать в ходе урока толерантному отношению к культуре, обы­чаям, жизни других народов.

    2. Способствовать формированию приоритета общечеловеческих ценностей.

Оборудование: Карта «Рост территории России в 17 веке. Народы Сибири

и Дальнего Востока».

Булавинцева М.Г. «Коренные народы Сибири и Дальнего Востока», мето­дическое пособие, История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней: учебное пособие по истории для учителей, учащихся общеобра­зовательных школ, ПТУ, студентов средних специальных учебных заведений и вузов. Под редакцией к.и.н. М.С. Высокова.

Методы обучения: самостоятельная работа с источниками, частично- поисковые.

Этапы урока:

      1. этап - Организационный: разбивка учащихся на группы по направлениям:

        1. группа «Народы Восточной Сибири»;

        2. группа «Народы Северо-Восточной Сибири»;

3- группа « Народы Курильских островов и Сахалина».

      1. этап - Определение учебной задачи. Вводное слово учителя: знакомит класс с текстами, на основе которых будет организована лабораторное заня­тие; определяет формы самостоятельной работы - групповая, разъясняет ин­струкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.

      2. этап - Самостоятельная работа учащихся. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

      3. этап - Коллективное обсуждение результатов в одном из вариантов: твор­ческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальная обобщающая беседа.

5 этап - Подведение итогов лабораторной работы: формулирование об­щего вывода; оценивание школьников.

Итогом работы в группе может стать таблица, например:

Вопросы для сравнения

Народы Восточной Сибири

Народы Северо- Восточной Сибири, сев. Камчатки, Чукотки.

Народы Сахалина и Курильских островов

1. Расселение

2. Хозяйство и быт

3. Общественное устройство

4. Верования



Вывод: Расселение племен в основном шло по берегам рек или на побережье. Уровень социально-политической организации и экономического развития племен напрямую зависел от природно-климатических условий и понижался с юга на север и с запада на восток. Большинство племен находилось на разных стадиях первобытно-общинного строя и патриархально-родовых отношений. Межродовые и межплеменные раздоры, нападения правителей соседних государств и племен, превращение ряда племен в данников постоянно нарушали течение жизни обитателей Сибири и Дальнего Востока, поэтому они нередко сами стремились перейти под покровительство России, или итогом работы может стать карта -обозрение или карта памяти.

Текст для учителя.

Народы Сибири накануне присоединении к русскому государству в XIII - XVI вв.

«Второй новый мир для Европы, безлюдный и хладный, но привольный для жизни человеческой... ждет трудолюбивых обитателей, чтобы в течение веков представить новые успехи гражданской деятельности...»

Так пророчески, вдохновенно писал о Сибири во второй половине XVIII в. патриарх русской истории Н.М. Карамзин.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ:

  • расселение народов;

  • социально-экономическое развитие.

Тува

Буряты Якуты

Тунгусы

Юкагиры

Чукчи

Коряки

Эскимосы Камчадалы


На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока до появления рус­ских издревле проживали малочисленные народы - на территории Хабаровс­кого края восемь народностей : нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгей­цы, ульчи, эвенки, эвены; на территории Приамурья племена дауров, натков, гиляков, эвенки и другие, всего около 30 тысяч человек.

Земли дауров лежали по Шилке, верхнему и среднему Амуру и Зее. По нижнему Амуру и в Приморье - предки нанайцев, удэге; на Лене, Вилюе - якуты тюркоязычные. Далее на восток до устья Уссури обитали дючеры. Это были наиболее многочисленные народы Приамурья. Из 40 тысяч населения северного Приамурья дауры и дючеры составляли около половины.

К югу от даурских улусов, в гигантской излучине Амура и Аргуни, загро­можденной лесистыми кряжами Хингана, расселялись эвенки. Хинганские эвенки вели полуоседлый образ жизни. Их общественный строй напоминал собой социальный уклад дауров и дючеров. Владения южных эвенкийских князей уходили за реку Нонни. Они были независимы и, по словам князя Гантимура, позднее принявшего русское подданство, «в ясачном платеже ни под кем не бывали». Характерно, что до того, как обосноваться на Нонни, Гантимур жил «в Даурской земле, по великой реке Шилке», собирая ясак с дауров. В основе мировоззрения аборигенов Приамурья и Хабаровского края лежат древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ при­роды и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Яркий и наиболее традиционный пласт аборигенной культуры составляет высокоразвитое, богатое различными видами и формами декоративно-при­кладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядностью. Укра­шенная вышивкой праздничная и повседневная одежда из рыбьей и оленьей кожи, различные по функции изделия из бересты, тальника, дерева, кости, текстильные и меховые ковры, культовая скульптура - такова обширная об­ласть народного искусства Приамурья.

Северо-восток Сибири населяли юкагиры; северную Камчатку, побере­жье Берингова и Охотского морей - коряки, ительмены; Чукотку и низовья Колымы - чукчи; побережье Чукотки - эскимосы.

Они не входили в какое-либо государство, ясака и дани никому не платили. Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяют­ся географической средой и климатическими условиями. Основные традици­онные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. К началу XVII в. народы Приамурья находились на разных ступенях социально- экономического развития.

Одни из них — эвенки, натки, нивхи — не вышли за рамки патриархально- родового строя и занимались охотой или рыболовством; другие стояли на более высокой стадии. Дауры и дючеры, например, занимавшиеся земледе­лием и скотоводством, переживали распад родовых отношений. У них суще­ствовала племенная знать — князья, однако государство еще не возникло.

Эскимосы и ительмены считаются самыми древними народами Сибири, вытесненными «на край света» пришельцами с Юга.

У юкагиров, коряков, чукчей, эскимосов и ительменов русские застали еще каменный век.

По лингвистическому признаку нивхов условно относят к палеоазиатам, остальные народы - к тунгусо-маньчжурам.

НАНАЙЦЫ

Самоназвание «нани» - «здешний че­ловек».

Нанайцы, прежнее название - гольды, на­род, проживающий в основном на террито­рии Хабаровского края по нижнему тече­нию реки Амур. Численность 12017 чело­век. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

НИВХИ

Самоназвание — нивх — "человек". Нивхи, прежнее название — гиляки, народ, проживающий на территории Хабаровско­го края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 4673 чело­века. Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населе­ния Сахалина и Нижнего Амура.

ОРОЧИ

Самоназвание — орочили. Орочи — народ, проживающий в Примо­рье и Хабаровском крае по рекам Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этноге­незе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

УДЭГЕЙЦЫ

Самоназвание — удэхэ. Удэгейцы (в прошлом назывались "лесные люди") — народ, проживающий в Примо­рье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского эт­носа участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

УЛЬЧИ

Самоназвание — нани — "человек земли".

Ульчи (в прошлом назывались мангуны — "амурские люди") — народ, проживаю­щий на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур. Числен­ность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовало аборигенное население: на­найцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

ТУВА

В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи прошел через территорию Тувы во главе многочисленного войска на завоевание «лесных народов» - жителей таеж­ных и степных районов верхнего Енисея и Прибайкалья. Туматы - жители юго- восточной Тувы - дважды поднимали восстание против завоевателей, но были почти поголовно перебиты. Память отуматах поныне хранит название одного из хребтов в Туве - Тумат-тайга. Чтобы закрепиться, завоеватели уничтожали и вы­сылали непокорных местных жителей, с XIII в. стали насильственно колонизиро­вать захваченные территории. С этой целью создавались военно-пахотные посе­ления, в которых поселяли захваченных в плен и угнанных на север земледельцев. Ряд таких поселений был создан на территории современной Тувы.

В Туве уже в начале XIII в., по имеющимся сведениям, добывалось хоро­шее железо, сеялась пшеница, было много ремесленников, изготовлявших шелковые материи, цветные ткани. О высоком уровне развития народа до монгольского завоевания свидетельствуют и города. Они на территории воен­но-пахотных поселений не имели крепостных стен - монголы на завоеванных территориях не возводили стены.

Жилищем рядового поселенца служил прямоугольный дом с дере­вянными стенами, обмазанными с обеих сторон глиной и оштукатурен­ный алебастром. По трем стенам располагалась обогреваемая лежанка - кан, внутри которой проходили дымоходы из плит. Пол - глинобитный, потолок - перекрыт крышей из тростника и соломы или из желобчатой черепицы. Богатые здания имели 3-5 смежных комнат. В них имелись спальни и приемные залы. Кухни размещались в пристройках. В раско­панных жилищах обнаружен каменный уголь для отопления.

Административные здания состояли из парадного зала с колоннадой из де­ревянных столбов, опиравшихся на каменные квадратные базы. Как буддийс­кие храмы, они имели входные портики с южной стороны и крыши из богато украшенной черепицы. Коньки и углы крыш украшались скульптурными груп­пами из обожженной глины в виде больших драконов с разверстыми пастями, фениксов - «птиц счастья», изображений разнообразных животных. Стены та­ких зданий покрывались облицовочными плитами с изображениями драконов. Посреди центральных площадей стояли четырехгранные каменные стелы на изваянных из песчаника черепахах. На стелах вырезались тексты указов.

Почти во всех городах имелись буддийские храмы, часовни и пагоды, в которых жили буддийские монахи. Буддизм впервые проник в Туву в XIII - XIV вв. с поселенцами. Храмы имели квадратные залы (с колоннадами) для бого­служений. На городище Оймак найдены остатки статуи Будды, изваянной из серого гранита.

В городах располагались металлические, кузнечные, гончарные и другие мастерские. Развито было земледелие. Сеяли пшеницу, горох, просо. Пахали плугами с железными и бронзовыми лемехами и чугунными отвалами. Насе­ление городов и поселений занималось также животноводством, охотой и рыбной ловлей.

Всем этим пользовались монгольские завоеватели. В результате их нашествия утратились многие достижения культуры тувинцев домонгольского времени.

В конце XVI в. тувинцы оказались в зависимости от небольшого монголь­ского государства Алтын-ханов, возникшего в процессе феодального дробле­ния монголов. Тувинские племена вынуждены были кочевать. Некоторые из них появились в степях на территории неподалеку от современных Томска, Ленинск-Кузнецка, в правобережье Оби, на Алтае. Положение тувинцев в составе нового государства еще более ухудшилось.

БУРЯГЫ

Монголо-язычные предки бурят появились в Прибайкалье и Забайкалье задолго до образования монгольской империи. Значительную прослойку в составе бурятского народа составляют собственно монголы. Бурятские пле­мена делились на родовые группы, во главе с родоплеменной знатью, занима­ли обширную территорию по обе стороны Байкала, по долинам рек Ангары, Лены, Баргузина, Селенги. К моменту первоначального соприкосновения с русскими буряты представляли собой самую многочисленную и сильную в экономическом и военном отношении народность Восточной Сибири. В 1625 г. атаманы Поздей Фирсов и Василий Тюменец доставили в Енисейск известие о том, что у бурят более 20 тысяч человек «на конь садитца», и что «люди пашенные».

Основой хозяйства у бурят было скотоводство: у западных (в Прибайка­лье) - полуоседлого типа; у восточных (в Забайкалье) - кочевое, пастбищного типа. Разводили крупный и мелкий скот, лошадей и верблюдов. Скотоводство доставляло пищу, одежду и материал для устройства жилищ - войлочных юрт.

Существенную роль играла охота (на соболя, бобра, белку, козу, лису). Употреблялся сложный монгольский лук. Стрелы имели наконечники четы­рехугольной или плоской формы, иногда с костяной свистункой.

Охота, как у других монгольских племен, практиковалась двух видов: инди­видуальная и коллективная. В коллективной участвовало до 1 ООО человек, мужчин и женщин. Участники делились на два крыла и, двигаясь под руковод­ством предводителей до определенного места, замыкали круг, постепенно уменьшая его. Крупных зверей - медведя и других - убивали рогатинами, бо­лее мелких - стрелами.

Буряты умели добывать металл и хорошо его обрабатывать. Кузнечное искусство считалось почетным и божественным даром. Изготовляли воору­жение, орудия охоты, топоры, ножи, котлы, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой и т.п. Знали ткачество. Существовала меновая торговля с народами Сибири (эвенками, тувинцами, киргизами) и более далекими стра­нами Средней Азии и Монголией.

Интерес представляют описания народов Сибири иностранцами - наблю­дения, так сказать, «со стороны». Они, будучи по разным причинам в Сибири в XVIII в., замечали исторически сложившиеся особенности народов, в том числе особенности быта.

В трактате западноевропейца Ренье «Описание бурят», изданном в Герма­нии в 1780 г., излагается легенда о происхождении бурят от двух братьев по имени Мунгала и Бурят, и что Бурят после разделения со своим братом взял с собой письменные известия и, заснув на лужайке, выронил это писание из своей сумки, и овца съела писание. Поэтому бурятские племена жили как- совершенно не связанные народы. Убежденные в этом, буряты, по мнению Ренье, и в XVIII в. Перед началом колдовства, сжигали клок овечьей шерсти.

Я в этом рассказе Ренье, кроме генеалогии, замечаю еще выражение на­родами Сибири исторической скорби по поводу отсутствия письменности.

Осознавая значимость письменности, народы Сибири отсутствие ее, а не­которые - историческую утрату (как это было у якутов, см. след. разд. текста) обличали в скорбную форму «потери» письменности. Ренье отмечает, что буряты, жившие в окрестностях Иркутска, Удинска, Балаганска, «начали уже сеять, огородничать и варить кашу».

Интересно описание Ренье военного быта бурят. Очень ловкие наездники и меткие стрелки. Они в состоянии попасть из лука в стрелу, воткнутую в землю, проносясь мимо нее верхом, на полном скаку, и сразу же всадить вторую стре­лу в цель, поставленную на расстоянии десяти шагов от первой. Забайкальские буряты, продолжает Ренье, помимо обычной кольчуги, имеют «панцирь» из по-особому заплатанной бумажной холстины, которую они не менее десяти раз обматывают вокруг тела и через которую не проникает никакая стрела.

В колчанах они носят стрелы двух видов: снабженные широким и ост­рым куском железа и продырявленным костяным набалдашником - против врагов и диких зверей; другой вид стрел - из крепкого и мягкого дерева - для охоты на зайца, соболя, белку (чтобы не повредить шкурку). Хотя среди этого народа, пишет Ренье, нет особенно сильных, но они очень смелы, отличаются пылкостью темперамента, закаленностью. Но все это - когда воин на коне. Наблюдательный Ренье отмечает отличие верховой езды бурят и тунгусов: «последние очень сильно раскачиваются и приводят в движение все тело». Этот народ, заключает Ренье, любит правду. Дружба и любовь к ближнему соблюдается у бурят не только среди тех, кто связан между собой узами родства или товарищества, но являются всеобщими и простираются на всех единоплеменников.

Западноевропейский дипломат Белл (находившийся на дипслужбе в Рос­сии в первой половине XVIII в.) в опубликованных в Европе своих наблюдени­ях о бурятах пишет: «Здесь мы обнаружили другое племя туземцев в Сибири, отличающееся от всех тех, которые я раньше описал. Русские называют их братскими, но сами они себя называют бурятами...

Буряты крепкие и деятельные люди... Несмотря на то, что перед ними при­мер русских, пашущих свои земли и превосходно живущих произведениями этих богатств и плодородных почв, они предпочитают оставаться в своих шат­рах и ухаживать за стадами, от которых зависит их существование» [9].

Явное расхождение Ренье и Белла по этому вопросу возможно потому, что Ренье, в отличие от Белла, был в России во второй половине XV111 в.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  2. Образ сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX начала ХХ в

    Диссертация
    Актуальность темы. Образ Сибири в общественном сознании россиян – тема, которая в большей степени обсуждается на уровне обыденного сознания, достаточно редко привлекая внимание исследователей-гуманитариев.
  3. План заговора 101 Глава 21 предостережения дизраэли 121 Глава 22 еврейское руководство 129 Глава 23

    Руководство
    Об авторе: Имя Дугласа Рида был широко известно во всей Европе непосредственно перед Второй мировой войной и в первые годы после нее. Его книги расходились во многих тысячах экземпляров, и во всех странах говоривших по-английски, он
  4. Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия»

    Книга
    Только спустя столетие после от- мены Константином Великим распятия как казни образ креста перестал ассо- циироваться с орудием палачей. Крест как осознанный знак нравственного спасения человечества через искупительную смерть Иисуса
  5. И. А. Муромов введение вэтой книге рассказ

    Рассказ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти

Другие похожие документы..