Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
обязанность изучить язык их совершенно…» (Якимов О.Д., 2001, с.188). Эта инструкция была написана Иннокентием Вениаминовым и отредактирована митропол...полностью>>
'Документ'
Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Поэтому она изучается целым рядом наук...полностью>>
'Документ'
Як основна умова людського існування, праця людини може продовжуватись у певних часових межах. Враховуючи фізичні та психічні дані людини, економічні...полностью>>
'Документ'
Отодвинем в сторону, как назойливых мух, тех, кто по сей день пытается внушить Русскому народу, что вопрос о национальности Ленина и других диктаторо...полностью>>

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть I) вузовского компонента цикла опд по специальности 021700 филология

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

факультет филологии и журналистики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Литературы народов СНГ»

(часть I)

вузовского компонента цикла ОПД

по специальности 021700 ФИЛОЛОГИЯ

Ростов-на-Дону

2006

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры отечественной литературы ХХ века И. И. Цыценко.

Ответственный редактор канд. филол. наук Е. В. Белопольская

Компьютерный набор и верстка канд. филол. наук И. И. Цыценко

Печатается в соответствии с решением кафедры отечественной литературы ХХ века факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 6 от 27 марта 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка…………………………………………….....

4-5

2 Рабочая программа курса (часть 1)

2.1 Учебно-тематический план курса……………………………

5-10

2.2 Список художественных произведений……………………..

10-11

2.3 Учебно-научная и критическая литература по разделам…..

12-21

2.4 Контрольные вопросы………………………………………..

21-22

2.5 Учебно-тематический план семинарских занятий………….

22-28

2.6 Вопросы к зачету……………………………..……………….

28-31

2.7 Список тем для самостоятельной работы студентов

(рефераты и доклады)….………………….……………………………

31-34

3 Темы курсовых и дипломных работ………………..………………..

34-35

4 Глоссарий……………………………………………..……………….

35-36

5 Вопросы для контроля остаточных знаний по курсу…….………...

37-40

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературы народов СНГ», включенной в учебный план отделения «отечественная филология», состоит из двух частей и содержит рабочие программы; списки художественных произведений, обязательных для прочтения; перечень рекомендованной литературы по всем разделам; контрольные вопросы; учебно-тематический план семинарских занятий (с указанием тем, вопросов, рекомендованной литературы); перечни тем для самостоятельной работы студентов, осуществляемой в форме рефератов и докладов, перечень тем для написания курсовых и дипломных работ; список экзаменационных вопросов; глоссарий, содержащий ключевые понятия, необходимые для осмысления общих проблем курса.

Согласно учебному плану, первая часть учебного курса изучается студентами в шестом семестре 3 курса и включает в себя 18 лекционных часов, 28 часов семинарских занятий (по 14 часов в каждой из двух групп) и 14 часов контрольных работ. Форма отчетности – сессионный зачет. Вторая часть учебной дисциплины изучается студентами в седьмом семестре 4 курса. Она состоит из 18 лекционных часов, 36 часов семинарских занятий (по 18 часов в каждой группе) и 12 часов контрольных работ; форма отчетности – экзамен.

Целью данного курса является историческое и теоретическое осмысление литературного наследия народов, с которыми на протяжении веков соседствовала русская культура. Исследование зональных синтезов, региональных объединений как крупных компонентов всемирного литературного процесса, а также изучение внутринациональных закономерностей литературного развития – приоритетные задачи курса. В числе прочих задач: изучение взаимосвязанности и взаимозависимости литератур, входящих в отдельные литературные регионы, как постоянного плодотворного фактора становления и развития этих литератур; исследование историко-этнических основ литературных общностей, их неповторимого менталитета; рассмотрение проблемы национального своеобразия литературы; изучение периодизации истории литератур, основных литературно-художественных направлений в них; исследование актуальных проблем развития национальных литератур на современном этапе. Предполагается также возможность расширенного рассмотрения в отдельности аспекта какой-либо литературы, либо писателя, произведения, конкретной историко-теоретической или теоретико-методологической проблемы в связи с их особым значением для литературного развития региона.

Специфика данного курса состоит в многорегиональности, многоязычности, многонациональности и неравномерном развитии отдельных литератур и целых регионов. Объемность дисциплины, масштабность историко-литературных целей и теоретических задач делают невозможным полное глубокое освоение истории всех литератур, входящих в программу курса. Поэтому отбор изучаемых тем и текстов определяется применительно к каждой литературе индивидуально. Наибольшее внимание уделяется исследованию самых значительных эстетических достижений внутри отдельных литератур. Кроме того, списки художественных текстов, обязательных для прочтения, скорректированы в соответствии с возможностями фондов Зональной научной библиотеки.

Большое количество рекомендуемой научной и критической литературы обусловлено отсутствием соответствующего современным научным критериям учебника по данной дисциплине, а также недостаточным количеством фундаментальных работ по некоторым темам. Кроме того, значительный перечень учебно-научной литературы обеспечивает возможность плодотворной самостоятельной работы студентов по проблемам курса.

2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ СНГ» (часть I)

2.1 Учебно-методический план курса

2.1.1 Введение. Основные проблемы курса

«Литературы народов СНГ» как историко-литературная дисциплина, изучающая словесное художественное богатство народов содружества. Специфика курса: многонациональность, многоязычность, многорегиональность и неравномерное развитие отдельных литератур. Значение сравнительного изучения литератур для выявления их типологического сходства на уровне художественного освоения мира. Неповторимость художественных явлений, традиций, историко-культурных эстетических миров. Понятие системы – временной (эпоха, этап, период), художественной (направления, стадии), национально-литературной, региональной. Характеристика основных литературных регионов, входящих в литературы народов СНГ.

Проблема национального своеобразия литературы. Вклад Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Г. Гачева, В. Жирмунского, Е. Бертельса и других ученых в изучение сложных проблем развития национальных литератур.

2.1.2 Древняя и средневековая таджикско-персидская литература

Древние очаги цивилизации, культуры и письменности на территории Средней Азии и Ирана. Священная «Авеста» – древнейший памятник религиозной литературы и письменности на древнеиранском языке. Значение «Авесты» для изучения истории, культуры, религиозных верований, фольклора и литературных традиций в этом регионе. Религиозная, мифологическая и философская, поэтическая стороны «Авесты». Дидактический, поучительный, этический характер ее поэзии. Художественные особенности и язык авестийских рукописей. Влияние «Авесты» на становление и развитие таджикско-персидской литературы.

Возникновение фарсиязычной литературы. Полурелигиозный, полусветский характер литературы на «книжном пехлеви». Арабское завоевание и коренное изменение культурной жизни народов Средней Азии и Ирана. Распространение арабского языка, системы стихосложения и жанров арабской литературы в регионе. Формирование нового литературного языка – фарси. Развитие новоперсидской литературы, опирающейся на доисламские художественные традиции, но вобравшей в себя многое из арабской литературы.

Классическая таджикско-персидская литература IX–XV вв. Своеобразие метрики фарсиязычной поэзии, ее форм и жанров. Внутренняя поэтическая форма, совершенная художественная отделка стиха. Основные мотивы лирики, образная система. Формирование риторического литературного стиля. Зарождение оппозиционно-гуманистического направления в культуре, связанного с религиозными ересями, философским вольномыслием и гуманистическими исканиями. Суфизм и его влияние на литературу. Отражение суфийской концепции мистической любви в поэзии. Использование суфийского символического языка в фарсиязычной литературе.

Рудаки – основоположник классической таджикско-персидской поэзии, определивший ее ведущие проблемно-тематические мотивы и заложивший основы всей жанровой системы.

Творчество О. Хайяма – выражение крайнего свободомыслия. Своеобразие мировидения Хайяма, отраженного в его трактатах и рубаи. Основные мотивы философской лирики Хайяма.

Саади и философско-дидактическое направление в таджикско-персидской поэзии XIII–XIV вв. Внутренняя противоречивость мотивов лирики Саади.

Хафиз – величайший лирик классической поэзии Востока. Хафиз и суфизм. Философская глубина, иносказательность и ассоциативность лирики Хафиза.

2.1.3 Литературы Средней Азии и Казахстана

А. Навои и его влияние на развитие тюркоязычной литературы. Отражение нового мировидения в «Пятерице» Навои.

Присоединение Казахстана и Средней Азии к России, приобщение их к русской культуре. Просветительская литература в этом регионе, появление прессы и театра.

Литературы Средней Азии и Казахстана в советский период. Творческие поиски современных писателей. Творческий путь Ч. Айтматова. Проблематика и поэтика его ранних повестей. Мифологическое начало в творчестве Ч. Айтматова. Идейно-художественное своеобразие романов «И дольше века длится день» и «Плаха».

2.1.4 Литературы народов Закавказья

Общие закономерности развития закавказских литератур.

Основные этапы развития азербайджанской литературы. Средневековая азербайджанская литература и ее связи с таджикско-персидской литературой. XII в. – «золотой век» азербайджанской литературы. Хагани – величайший мастер лирики. Поэзия Низами – кульминационный момент развития ренессансной классики Востока. Усиление религиозно-мистических и пессимистических мотивов в литературе XII–XV вв. Появление первых произведений на тюркском языке. Насими – выразитель идей хуруфизма в литературе. Развитие литературы в XV–XVI вв. Творческая деятельность Физули: продолжение традиций Восточного Ренессанса и новаторство. Влияние фольклора и ашугской поэзии на развитие азербайджанской литературы XVIII в. Синтез традиций в творчестве Вагифа и Видади. Реализм в поэзии Вагифа.

Азербайджанская литература нового времени. Творческая деятельность А.Бакиханова. Лирическое наследие М. Ш. Вазеха. М. Ф. Ахундов – основоположник реалистической азербайджанской литературы. Эстетические взгляды М.Ф.Ахундова. Развитие азербайджанской литературы на рубеже XIX–XX вв. Д. Мамед-Кули-заде – журналист, прозаик, драматург, основатель журнала «Молла Насреддин». Поэтическое наследие А. Сабира.

Развитие азербайджанской литературы в XX в. Современная азербайджанская литература. Творческие поиски Р. Ибрагимбекова, М. Ибрагимбекова, Анара, А. Айлисли.

Становление и общие особенности развития грузинской литературы. Своеобразие древнегрузинской литературы. Основные жанры и поэтика сочинений грузинских авторов V–XII вв. «Мученичество святой царицы Шушаники» Я. Цуртавели – вершина грузинской литературы раннего феодализма. «Золотой век» грузинской литературы. Возрожденческая концепция человека в «Витязе в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Особенности развития в XIII–XVII вв. Борьба национал-патриотического и проиранского направлений в литературе.

Новые тенденции литературного развития в творчестве Д. Гурамишвили. Своеобразие грузинского романтизма в творчестве А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили. Грузинская литература во второй половине XIX в. Народническая литература. Утверждение реалистических тенденций в развитии литературы. Новое качество грузинской литературы в творчестве В. Пшавела и А. Казбеги.

Развитие грузинской литературы в XX в. Реализм и модернизм в литературе 1910–1920-х гг. Литературные группы. Творческие поиски Галактион Табидзе, Тициан Табидзе, С. Чиковани, Г. Леонидзе, П. Яшвили. Современная грузинская литература. Творческое своеобразие произведений Н. Думбадзе, О. Чиладзе, Ч. Амирэджиби.

Периодизация истории армянской литературы. Особенности ее развития в средневековый период. Основные жанры и литературные памятники. Столкновение двух систем мировидения – средневекового и предренессансного – в творчестве Г. Нарекаци. Усиление светского начала в армянской литературе XII–XIII вв. Лирика этого периода: Фрик, К. Ерзынкаци и др. Изменение литературной ситуации в XVI в. Культурная деятельность армянских колоний. Влияние фольклора и творчества ашугов на армянскую поэзию XVI–XVIII вв. Творческие поиски Саят-Новы.

Х. Абовян и новая армянская реалистическая литература. Идеи патриотизма и народности в романе «Раны Армении». Развитие прозы и драматургии в XIX в. Своеобразие творчества О. Туманяна. Изображение природы и патриархальной деревни в его поэзии. Философские мотивы в позднем творчестве.

Развитие армянской литературы в XX в. Своеобразие современной армянской литературы. Творческая индивидуальность Г. Матевосяна, В. Петросяна.

2.1.5 Литература Абхазии и Северного Кавказа

К. Хетагуров – основоположник осетинской литературы и литературного языка. Основные мотивы его поэзии, особенности поэтики, влияние фольклора.

Многоязычная литература народов Дагестана; роль русской литературы в ее формировании. Р. Гамзатов – самый яркий представитель дагестанской литературы XX в. Творческий путь Р. Гамзатова, мотивы лирики, книга лирической прозы «Мой Дагестан».

Ф. Искандер – крупнейший абхазский писатель. Своеобразие сатиры Ф. Искандера. Идейно-художественное своеобразие романа «Сандро из Чегема». Проблематика позднего творчества.

2.2 Список художественных произведений по курсу «Литературы народов СНГ» (часть 1)

  1. Рудаки. Избр. лирика.

  2. Саади. Избр. лирика.

  3. Хафиз. Избр. Лирика.

  4. О. Хайям. Рубаи.

  5. А. Навои. Избр. лирика. «Смятение праведных».

  6. Ч. Айтматов. «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день», «Плаха».

  7. Т.Пулатов. «Плавающая Евразия» («Дружба народов».- 1990.- № 3).

  8. Низами «Пятерица»

  9. Насими. Избр. лирика.

  10. Вагиф. Избр. лирика.

  11. М.Ф.Ахундов. «Обманутые звезды», несколько комедий (по выбору).

  12. Анар. «Круг».

  13. А. Айлисли. «Сказки тетушки Медины».

  14. М. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

  15. Р. Ибрагимбеков. «Похожий на льва», «Женщина за зеленой дверью», «Храни меня, мой талисман».

  16. Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

  17. Д. Гурамишвили «Беды Грузии»

  18. А.Чавчавадзе. Избр. лирика.

  19. Г.Орбелиани. Избр. лирика.

  20. Н. Бараташвили. Избр. лирика.

  21. В. Пшавела. Избр. лирика. Поэмы «Змееед», «Гость и хозяин».

  22. Г. Табидзе. Избр. лирика.

  23. Т. Табидзе. Избр. лирика.

  24. С.Чиковани. Избр. лирика.

  25. Г. Леонидзе. Избр. лирика.

  26. Н. Думбадзе. «Закон вечности», «Белые флаги», рассказы («Собака», «Неблагодарный» и др.).

  27. Ч. Амирэджиби. «Дата Туташхиа».

  28. О. Чиладзе. «И всякий, кто встретится со мной».

  29. Нарекаци. Избр. лирика.

  30. Саят-Нова. Избр. лирика.

  31. Х. Абовян. «Раны Армении».

  32. О. Туманян. Избр. лирика. «Ануш», «В беспредельность».

  33. Г. Матевосян. «Буйволица», «Твой род», «Медведь», «Хозяин».

  34. В. Петросян. «Пустые стулья на дне рождения».

  35. К. Хетагуров. Избр. лирика.

  36. Р. Гамзатов. Лирика (один из сборников по выбору). «Мой Дагестан».

  37. Ф. Искандер. «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Софичка» («Знамя».- 1995.- №11).

2.3 Учебно-научная и критическая литература

А) К разделу «Введение»

Бороздина П. Очерки истории литератур народов СССР. - Воронеж, 1991.

Гачев Г. Национальные образы мира.- М., 1988.

Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. - М., 1988.

Казбекова З. Пути интеграции и самосохранения национальных литератур // Вопросы литературы.- 1990.- №3.

Советская многонациональная литература. Очерк развития. - М., 1986.

Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М., 2001.

Шариф А. Литературы народов СССР: Методические указания. - М., 1981.

Юсуфов Р. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. - М., 1985.

Б) К разделу «Таджикско-персидская литература»

Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. - М., 1980.

Бертельс Е. Избранные труды: История персидско-таджикской литературы. - М.. 1960.

Бертельс Е. Суфизм и суфийская литература. - М., 1965.

Брагинский И. Двенадцать миниатюр: от Рудаки до Джами. - М., 1976.

Брагинский И. Из истории персидской и таджикской литератур. - М., 1972.

Брагинский И. Иранское литературное наследие. - М., 1984

Григорян С. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-ХII вв. - М., 1960.

Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад.- М., 1971.

Занд М. Шесть веков славы. - М., 1964.

Конрад Н. Запад и Восток. - М., 1972.

Конрад Н. Литература Востока в средние века. - М., 1970.

Рейснер М. Газель в системе категорий классической иранской поэтики (ХI–ХV вв.)// Вестник МГУ. Сер. Востоковедение. -1986. - №3.

Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. - М., 1970.

Из истории суфизма: источники и социальная практика. - Ташкент, 1991.

Из истории средневековой восточной философии. - Баку, 1989.

Брагинский И. Абу Абдаллах Джафар Рудаки.- М., 1989.

Мирзоев А. Рудаки. Жизнь и творчество. - М., 1968.

Тагирджанов А. Рудаки. Жизнь и творчество. История изучения. - Л., 1968.

Мирзо-заде Х. Рудаки – основоположник таджикской классической литературы. - М., 1958.

Алиев Р., Османов М. Омар Хайям. - М., 1959.

Ворожейкина З., Шахвердов А. Сотворение русского рубаи// Вопросы литературы.- 1992.- №3.

Хакимов А. Творцы созвучий: Мотивы восточной поэзии. - М., 1988.

Козмоян А. Рубаи в классической поэзии на фарси. - Ереван, 1981.

Султанов Ш., Султанов К. Омар Хайям. - М., 1987.

Розенфельд Б., Юшкевич А. Омар Хайям. - М., 1965.

Рейснер М. Самая летучая форма персидской поэзии. - М., 2001.

Рейснер М. Царь философов запада и востока. - М., 2001.

Шамсиддинов Д. Омар Хайям о природе общих понятий. - Душанбе, 1968.

Бабаев Д. Философские взгляды Омара Хайяма в его «Рубайят» // Философия. Сборник научных трудов -№ 508. -Ташкент, 1977.

Зайцев В. Божественная трагикомедия Омара Хайяма// Наука и религия.- 1987.- №5.

Котетишвили В. К вопросу о толковании лирики Хафиза. - Тбилиси, 1964.

Брагинский И. Раскрепощенные строки. Несколько штрихов к портрету Хафиза. - Сталинабад, 1955.

Кулматов Н. Этические взгляды Саади. - Душанбе, 1968.

В) К разделу «Литературы Средней Азии и Казахстана»

Арипов М. Восхождение к истине// Звезда Востока. - 1991.- №2.

Даврон Х. «Завоеватель не может быть героем»// Звезда Востока.- 1990.-№9.

История литератур народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1960.

Конрад Н. Средневосточное Возрождение и А. Навои// Конрад Н. И. Избр.труды. Литература и театр. - М., 1978.

Османова З. Встречи и преображения. - М., 1993.

Рзаев В. Слово об огне// Новый мир.- 1986.- №4.

Султан И. Книга признаний Навои. - Ташкент, 1979.

Ахматалиев А. Ч. Айтматов. Жизнь и творчество. - Бишкек, 1991.

Воронов В. Ч. Айтматов. - М.,1976.

Гачев Г. Ч. Айтматов. - Фрунзе, 1989.

Гачев Г. Неравнодушная природа, цивилизация и детская совесть// Литературная учеба. - 1980.- №6.

Косоруков А. «Плаха» – новый миф или новая реальность?// Наш современник.-1988.-№8.

Оскоцкий В. И день, и век…// Знамя.- 1988.- №12.

Рубцов Н. Ч. Айтматов. - М., 1988.

Садыков К. Фольклорные элементы в сюжетно-композиционной структуре романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». - Фрунзе, 1989.

Цурганова Е. Миф в романе Ч. Айтматова «Плаха» и проблемы нового мышления. - М.,1990.

Г) К разделу «Закавказские литературы»

1) «Азербайджанская литература»

Ариф М. История азербайджанской литературы. - Баку, 1971.

Братство народов и литератур: Азербайджанская литература в советской критике. - Баку, 1981.

Дадаш-заде М. Азербайджанская литература. - М., 1979.

Рифим М. Древняя азербайджанская литература. - Баку, 1991.

Ибрагимов М. Хагани Ширвани// Хагани. Лирика. -М., 1980.

Алиев Р. Низами Гянджеви// Низами. Стихотворения и поэмы. - Л.,1981.

Азаде Р. Низами Гянджеви. - Баку, 1981.

Арипов М. Восхождение к истине// Звезда Востока. - 1991.- №7.

Бертельс Е. Низами: Творческий путь поэта. - М., 1956.

Бертельс Е. Избранные труды: Низами и Физули. - М., 1962.

Выдающиеся русские ученые и писатели о Низами Гянджеви. - Баку, 1981.

Гаджиев А. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви. - Баку, 1980.

Кули-заде З. Теоретические проблемы истории культуры Востока и низамиведение. - Баку, 1981.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть II) вузовского компонента цикла опд по специальности 021700 филология

    Учебно-методический комплекс
    Печатается в соответствии с решением кафедры отечественной литературы ХХ века факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 6 от 27 марта 2006 г.
  2. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  3. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  4. Статьи Общественные науки Философия (1)

    Документ
    Багрийчук Е.П. Теоретические подходы в отечественной и зарубежной науке к изучению этнической толерантности Вестник Технического института (филиала) Якутского государственного университета: Выпуск 2.
  5. Конспект териофауны чеченской республики 6 Класс Млекопитающие Mammalia 6 рефлексия 22

    Конспект
    Наиболее высокоорганизованные животные среди позвоночных, занимающие господствующее положение среди других классов. Обладают рядом характерных для классов признаков: 1) живорождение и выкармливание детенышей молоком; 2) высокоразвитая

Другие похожие документы..