Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Азотная кислота. Чистая азотная кислота HNO—бесцвет­ная жидкость плотностью 1,51 г/см при - 42 °С застывающая в прозрачную кристаллическую массу. ...полностью>>
'Пояснительная записка'
,кривые » позволит углубить знания учащихся, заглянув в прошлое . Данный курс имеет большой развивающий потенциал, так как способствует формированию в...полностью>>
'Реферат'
В усадьбе дворяне рождались и росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учёбы и службы время. В усадьбе жили после ...полностью>>
'Программа'
Органы исполнительной власти Тульской области, в том числе: департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент сел...полностью>>

Учебно-методический комплекс Томск 2009

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Кафедра истории и документоведения

УТВЕРЖДАЮ

Декан ИФ, профессор _________В.П. Зиновьев

« » мая 2009 г.

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

Учебно-методический комплекс

Томск – 2009

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Общеобразовательные дисциплины. Федеральный компонент).

Составители:

Г.Н. Алишина Ю.В. Куперт

Е.А.Казакова В.В. Миркин

В.Н. Кудряшев В.А. Морев

Н.И. Наумова А.С. Шевляков

Редакционная коллегия:

профессора: Ю.В. Куперт, А.С. Шевляков, ст. преп. Е.А. Казакова

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории и документоведения исторического факультета ТГУ и рекомендован для реализации в учебном процессе

«27» апреля 2009 г., протокол № 6

Заведующий кафедрой

истории и документоведения

профессор Н.С. Ларьков

Одобрен методической комиссией исторического факультета Томского государственного университета «_____» ________ 2009 г.

Председатель методической комиссии ИФ,

доцент В.Ю. Соколов

Пояснительная записка

Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля.

Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.

Задачи курса:

– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

– определить факторы самобытности российской истории;

– проследить роль России во всемирной истории;

– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

– рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.

Изучив курс «Отечественная история», студенты должны:

– освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории и наиболее значимые группы опубликованных исторических источников;

– знать базовые термины и понятия исторической науки;

– усвоить конкретные научные знания по отечественной истории;

– представлять место и роль России в решении международных проблем;

– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны.

3

Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары.

Формы контроля знаний студентов: тестирование, защита рефератов, зачет, экзамен.

4

Содержание курса

Тема I. Введение в курс «Отечественная история»

История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопо­знание общества, его историческая память. Начало истории. Связь про­шлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения ис­тории.

Концепции исторического развития: мифологический подход; хри­стианская концепция; марксистское материалистическое понимание исто­рии; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, де­терминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, ин­формационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «фор­мация», «цивилизация», «культура».

Отечественная история – составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историо­графии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин,

С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация ис­тории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.

Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Основные цивилизационные регионы раннего средневековья. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные исто­ки древнерусской цивилизации (славянский, балтский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи.

5

Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древ­нерусской цивилизации.

Основные предпосылки и этапы становления госу­дарственности. Особенности социально-экономического развития и полити­ческого строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных сис­тем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христиани­зации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской циви­лизации.

Тема III. Социально-политические изменения

в русских землях в XIIIXV вв.

Экономические, социальные и политические факторы феодальной раздробленности. Формирование регионально-цивилизационной специфики русских земель: Южная Русь, Галицко-Волынское княжество, Hoвгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество. Цивилизационная альтернатива развития Руси в ХIII веке. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимодействия. Дискуссии о роли монголь­ского фактора в русской истории.

Тема IV. Становление и развитие национальных государств Европы, Азии и Северной Америки

VVIII вв.)

Характерные тенденции развития европейских государств в конце ХV – ХVI вв. Великие географические открытия и их последствия. Кризис средневековой культуры. Ренессанс и Реформация. Феодальная реакция и контрреформация. Нидерландская революция ХVI в. и начало капитали­стического развития Англии. Реформы в Европе и Северной Америке в ХVII-ХVIII вв. и их влияние на массовое сознание. Формирование элементов гражданского общества. Становление современной европейской циви­лизации. Особенности развития стран Востока.

6

Тема V. Формирование единого российского государства (ХVIXVII вв.)

Причины возвышения Москвы. Создание Московского государства. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства. Деспотический харак­тер власти московских князей. Реформы Ивана IV (Грозного) и «Избранной Рады». Политика опричнины. Роль Земских Соборов. Формирование со­словной системы организации общества. Кризис Московского государства. Причины и последствия смутного времени.

Воцарение династии Романовых. Предпосылки и особенности скла­дывания российского абсолютизма. Окончательное закрепощение кресть­янства. Соборное Уложение 1649 г. Специфика социально-политических конфликтов в России в ХVII веке. Церковная реформа. Воссоединение Украины с Россией.

Тема VI. Начало модернизации России в XVIII в.

Задачи внутренней и внешней политики. Реформы Петра I: сущность, методы и последствия. Особенности петровской модернизации.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина II: личность и политика. Просвещенный абсолютизм в России и его специфика. Духовный переворот в России в ХVIII. Русское просветительство и его роль в пробуждении гражданского сознания. Внешнеполитические цели России. Политика царизма на окраинах.

Тема VII. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале XIX в.

Российская империя к началу столетия: территория и население. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство: новые явле­ния и пережитки. Промышленность. Начало промышленного переворота. Рост частного предпринимательства.

7

Техническая революция на транспорте: железнодорожное строительство, паровое судоходство. Проблема «кризиса феодально-крепостнической системы».

Тема VIII. Реформы и контрреформы XIX в.

и их последствия

Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ: замыслы и ре­альность. Реакционный курс Николая I.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. и загранич­ный поход русской армии. Новая система международных отношений в Европе. Расши­рение территории Российской империи.

«Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX в. Развитие капитализма. Форми­рование буржуазии и пролетариата. Новые тенденции в экономике (появле­ние монополий, зарождение финансового капитала и т.д.). Итоги социально-экономического развития страны к концу столетия. Общее и особенное в становлении индустриального общества в России.

Поворот к консерватизму. Контрреформы Александрa III. Внешняя политика России.

Тема IX. Культура, общественная мысль

и особенности общественного движения России

в XIX в.

Начало общественно-политического движения. Декабристы. Русское национальное самосознание в 30 – 50-е годы. Западничество и славянофильство. Общественная мысль и общественное движение в пореформенный период: консервативное, либеральное и революционное направления.

Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Образование. Создание Томского императорского университета. Наука и техника. Литература. Искусство.

8

Тема Х. ХХ столетие в мировой истории

Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Тема XI. Россия в начале ХХ в.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российское общество и самодержавие. Нарастание социальных и экономи­ческих противоречий в условиях модернизации России и переход общества в оппозицию к самодержавию. Формирование политических партий в Рос­сии: их классификация, программы, тактика.

Революция 1905 – 1907 гг. как поиск путей общественного развития. Стратегия и тактика основных политических сил в революции.

Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Государственные думы и первый опыт российского парламентаризма. Политическая борьба в Государственной думе и ее влияние на общество. Ре­формы П.А. Столыпина и их результаты.

Тема XII. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1922 гг.)

Первая мировая война: причины, характер, основные этапы. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Двоевластие: Советы, Временное правительство. Альтернативы общественного развития России в 1917 г. Обострение политической ситуации в стране. Большевизация Советов.

Октябрьская революция. II съезд Советов. Формирование советской политической системы. Экономическая и социальная политика большеви­стского правительства. Брестский мир. «Военный коммунизм» и его последствия.

9

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, ос­новные этапы, противоборствующие силы, итоги и последствия войны.

Тема XIII. Основные тенденции развития страны в 1920-е годы

Экономический, социальный и политический кризис в стране.

Выступления крестьян. Кронштадтский мятеж. Переход к нэпу. Многоукладность экономики. Итоги и противоречия нэпа. Образование СССР и государственно-национальное строительство. Политическая борьба в руководстве страны.

Становление советской системы народного образования, формирова­ние новой интеллигенции, развитие науки, просвещения, художественной культуры. Противоречия культурной политики государства.

Принципы внешней политики Советской России. Генуэзская конференция. Международное признание СССР. Курс советского правительства на развитие связей с внешним миром, его специфика.

Тема XIV. СССР в условиях форсированного строительства социализма

Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Первые довоенные пятилетки. Деревня накануне «великого перелома». Чрезвычайные меры 1928-1929 гг. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Раскулачивание. Формирование ГУЛАГа и его роль в социально-экономической жизни советского общества. Итоги и последствия форсированного экономического развития. Формирование советской тоталитарной системы. Конституция СССР 1936 г.

Тема XV. Вторая мировая война.

Великая Отечественная война

Изменения в международной ситуации в 1930-е годы. Мюнхенский сговор и позиция СССР. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Совет­ско-германские договоры 1939 г. Начало Второй мировой войны. Поход Красной Армии в Западную Украи­ну и Западную Белоруссию.

10

Договоры СССР с прибалтийскими странами. Советско-финляндская война. Военный и экономический потенциал СССР накануне Отечественной войны. Подготовка Германии к войне против СССР.

Начальный этап Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад. Битва за Москву.

Союзнические отношения и создание антигитлеровской коалиции. Военные действия весной-летом 1942 г.

Коренной перелом (ноябрь 1942 – декабрь 1943 гг.). Разгром немцев под Сталинградом. Советский тыл. Курская битва. Роспуск Коминтерна, Тегеранская конференция.

Завершающий период Отечественной войны. Помощь СССР по ленд-лизу. Крымская конференция. Депортация отдельных народов СССР. За­ключительные операции Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Пот­сдамская конференция. Разгром Квантунской армии. Источники и цена по­беды. Дискуссии о причинах и характере второй мировой и Великой Оте­чественной войн.

Тема XVI. СССР в послевоенные годы

(1946 – 1953 гг.)

Геополитические последствия Второй мировой войны. «Холодная война». Складывание биполярного конфронтационного мира. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Участие СССР в корейской войне. СССР и страны народной демократии. Образование мировой социалистической системы.

Послевоенная пятилетка. Итоги промышленного развития. Деревня в послевоенные годы. Идеология и духовная жизнь советского общества.

Тема XVII. Попытки осуществления экономических и политических реформ в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов

Поиск путей дальнейшего развития страны. XX съезд КПСС. Попытки реформирования политической системы. По­литика в области сельского хозяйства, социальные программы и их реализация.

11

Внешняя политика СССР. Проблемы мирового сообщества.

Духовная жизнь общества. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Тема XVIII. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений

Отставка Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев. Усиление партийно-государственной номенклатуры.

Экономические реформы 1960-х гг. и их результаты. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и идеологической сфере. Подавление инакомыслия. Диссидентство и правозащитное движение.

Основные направления внешней политики СССР.

Тема XIX. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.

Начало «перестройки». М.С. Горбачев. XIX Всесоюзная конференция КПСС о демократизации советского общества и реформе политической системы.

Раскрепощение духовной жизни. Гласность.

Народные движения и общественные формирования. Политизация рабочего движения. Самоорганизация политических сил. Возрождение многопартийности.

Кризис аппаратного реформирования страны. Нарастание социальной напряженности в обществе. Радикализация демократических процессов. Обострение межнациональных отношений, усиление центробежных тен­денций в многонациональном государстве.

Радикальные преобразования в Вос­точной Европе на рубеже 1980 – 1990-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ее провал. Судьба КПСС. Процесс суверенизации. Распад СССР. Образование СНГ.

12

Тема XX. Проблемы политического и социально-экономического развития РФ в 1990 – 2000-е годы

Попытки реформирования политической системы России в советский период (1990 – 1993 гг.).

I съезд народных депутатов РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете России. Президентские выборы 1991 года. Общественно-политические движения, партии, союзы и блоки.

Радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Свобода торговли. Приватизация.

Конфронтация законодательной и исполнительной власти. Политический кризис осенью 1993 г. Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Выборы в Государственную Думу.

Становление новой российской государственности (1993 – 2000-е гг.). Институт Президента России. Выборы Президента 1996 – 2008 гг. Федеральное Собрание – парламент России. Парламентские выборы 1995 – 2007 гг. Политические партии в современной России.

Основные направления социально-экономического развития страны в 2000-е гг. Приоритетные национальные программы. Мировой финансово-экономический кризис и поиск путей выхода из него.

Внешняя политика России в 2000-е гг. Концепция многополярного мира. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ.

Культура в современной России.

Заключение

Изменение геополитической ситуации в мире и глобальные мировые проблемы в конце ХХ – начале XXI столетия.

Информационное общество. Россия на путях суверенного развития. Перспективы цивилизационного развития Оте­чества.

13

Контрольные вопросы:
  1. Предмет и задачи исторической науки.

  2. Основные концепции исторического развития.

  3. Понятие и классификация исторических источников.

  4. Образование Древнерусского государства.

  5. Общественный и государственный строй Киевской Руси (IX – XI вв.).

  6. Историческое значение принятия христианства на Руси.

  7. Причины, характер и особенности феодальной раздробленности. Русские земли в XII – ХIV вв.

  8. Монгольское нашествие на Русь. Характер и особенности Ордынского господства (XIII – XV вв.).

  9. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (XIV – XV вв.).

  10. Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина.

  11. “Смутное Время” в истории государства Российского.

  12. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI – середина XVII вв.).

  13. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России.

  14. Государственные преобразования в эпоху Петра Великого.

  15. Внешняя политика Петра I.

  16. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия.

  17. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в.

  18. Екатерина II. “Просвещенный абсолютизм” в России.

  19. Крестьянские войны XVII и XVIII вв.: причины, характер, последствия.

  20. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

  21. Сословия России в XVIII столетии: юридический статус, права и обязанности.

  22. Внутренняя политика Александра I. Реорганизация государственного управления.

  23. Отечественная война 1812 г. 14

  24. Восстание декабристов.

14

  1. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война 1853 – 1856 гг.

  2. Отмена крепостного права в России.

  3. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы в России.

  4. Судебная 1864 г. и военная 1874 г. реформы в России.

  5. Историческое значение “ Великих реформ” 60 – 70-х гг. XIX в.

  6. Контрреформы 1880-х гг. Правление императора Александра III.

  7. Общественно – политическая мысль России во второй половине XIX в.: консервативно - охранительное и либерально- буржуазное направления.

  8. Народничество в России: теория и практика. Тактика индивидуального террора.

  9. Проникновение и распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки и группы.

  10. Особенности социально – экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв.

  11. Первая Российская революция 1905 – 1907 гг.

  12. Политические партии России в начале XX в.: программы, стратегия и тактика.

  13. Государственный строй Российской империи в 1906 – 1917 гг.: монарх, Госсовет, Госдума.

  14. Реформы П.А. Столыпина.

  15. Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.

  16. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии.

  17. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.

  18. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти.

  19. Причины, характер, особенности и последствия Гражданской войны и интервенции в России.

  20. Советская Россия в годы Гражданской войны. Политика “военного коммунизма”.

  21. «Белое» движение на территории страны в годы Гражданской войны.

  22. Влияние Гражданской войны на развитие российского общества.

15

  1. Образование СССР.

  2. НЭП: советский метод восстановления народного хозяйства.

  3. Внутрипартийная борьба за власть в 1920-е гг. и ее влияние на ситуацию в стране.

  4. Советская политика в сфере образования и культуры в 1920-е гг.

  5. Интеллигенция и русская эмиграция в 1920-е годы.

  6. Внешняя политика и Коминтерн в 1920-е годы.

  7. Значение нэпа и исторические альтернативы развития страны в 1920-е гг.

  8. Сталинская форсированная индустриализация: методы, средства, источники.

  9. Создание ГУЛАГа и его роль в индустриализации страны.

  10. Раскулачивание и массовая коллективизация: методы, средства, итоги.

  11. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги.

  12. Причины и начало Второй мировой войны.

  13. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

  14. Основные этапы Великой Отечественной войны. Народ, армия и власть в годы войны.

  15. Образование антигитлеровской коалиции. Союзники во Второй мировой войне.

  16. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  17. Проблемы перехода страны к мирному развитию (1945 – 1950 гг.).

  18. Политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.

  19. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. “Холодная война”. Образование мировой социалистический системы.

  20. Начало десталинизации в СССР. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны.

  21. Социально-экономические реформы Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).

16

  1. Основные тенденции развития советского общества в 1965 -1985 гг. Кризис советской партийно-государственной системы.

  2. Особенности социально-экономического развития страны в 1960 – 1980 гг.

  3. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР.

  4. Межнациональные отношения в СССР в период “перестройки” 1985 – 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ.

  5. Декларация о государственном суверенитете России. Становление российской государственности. Выборы Президента России в 1991 г.

  6. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. “Черный октябрь” 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.

  7. Основы конституционного строя современной России.

  8. Органы государственной власти РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

  9. Федеративное устройство России.

  10. Политические партии в современной России.

  11. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России.

  12. Внешняя политика современной России.

  13. Россия в мировом сообществе в начале XXI в.

17



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  2. Учебно методический комплекс дисциплины «Социология культуры» \

    Документ
    федерального компонента цикла ОПД.Ф.18 составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности : 020300 «Социология».
  3. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом 0305001. 65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов 5-6 курсов юф пф тгу заочной формы обучения. Оглавление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом 0305001.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов 5-6 курсов ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.
  4. Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501. 65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов юф пф тгу заочной формы обучения. Оглавление (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.
  5. Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501. 65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов юф пф тгу заочной формы обучения. Оглавление (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.

Другие похожие документы..