Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во все времена существования человеческого общества основой, определяющей вектор развития любого государства на далекие перспективы, является молодеж...полностью>>
'Документ'
Цены на новогодние заезды 2011г.Заезд в номера отелей - после 14.00, в коттеджи - после 16.00В стоимость номеров отеля Медвежка включён завтрак с 08.0...полностью>>
'Документ'
Книга ставит под вопрос сложившееся мнение о "голосах" как безусловном симптоме психического заболевания. В ней приведены сообщения людей, ...полностью>>
'Документ'
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между д...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (7)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО РФ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Юридического факультета

(магистров)

Специальность: юриспруденция

I семестр

Преподаватель: к.и.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права Кузьмина В. М.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

Телефон: (8 495) 433-60-00

Программа подготовлена при информационной

поддержке Консультант Плюс

Москва

2010

Составители:

Кузьмина В. М – доцент кафедры конституционного и муниципального права РУДН.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Учебно-методический комплекс подготовлен при

информационной поддержке

Правовой системы «Консультант – Плюс»

© Кузьмина В. М. (содержание), 2010

© Российский университет дружбы народов (верстка и оформление), 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …………….. ......4

ПРОГРАММА …………………………………………………………………………….. …6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………..…… 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ……………………...… ………………………… 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ

(ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ…………………………………………………….. … . 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………….. .10

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… ……………..11

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К АТТЕСТАЦИОННЫМ ИСПЫТАНИЯМ…………………………………………….. 28

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИИЙ ………………………………………………...29

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………….……………………………………………...40

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА (ДИСЦИПЛИНА) ПОДГОТОВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ..........................................................................................................................................40

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ И КУРСОВЫХ РАБОТ………………...41

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ…………………………………...41

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ………………………………………………………...42

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

«Ювенальное право РФ»

  1. Цели и задачи курса «Ювенальное право РФ».

  2. Структура курса «Ювенальное право РФ».

  3. Программа лекционных занятий.

  4. Программа семинарских занятий.

  5. Тематический план занятий.

  6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

  7. Список рекомендуемой литературы.

  8. Вопросы и тесты для подготовки к рубежным аттестациям.

  9. Описание системы контроля знаний.

  10. Академическая этика.

  11. Примерная тематика творческих, курсовых и дипломных работ.

  12. Сведения о преподавателе.

ВВЕДЕНИЕ (ОПИСАНИЕ КУРСА)

Эволюция человеческих цивилизаций нередко сравнивают с процессом развития человеческого организма. При этом «детскому» периоду этого развития отводится одно из наиболее важных мест: на данном этапе формируются основные характеристики нового общества и культуры. Тем самым подчеркивается особая значимость периода «детства».

Проблема защиты прав ребенка существовала в России во все-времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав ребенка.

Дети - не только будущее, но и настоящее, не только нацио­нальная, но и общечеловеческая ценность. Это особая, со своими интересами, социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались прежде всего на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода.

Защита прав ребенка, признанного ответственным законода­тельством самостоятельным участником правовых отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и, преж­де всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприме­нением отдельных положений законов в области прав детей и др. Принятые Гражданский, Семейный, Гражданский процессуальный кодекс РФ, другие федеральные законы закрепили ос­новные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нор­мативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система право­вых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не разработаны стандарты качества жизни детей, не выра­ботана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка и ис­ключали разнонаправленность правового регулирования, а так­же свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми. Многие положения семейного законодательства не по­лучили научное обоснование. Правоприменительная деятель­ность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно обоснованных рекомендациях.

Оригинальность и комплексность задач создания ювенально-правовой системы требует не просто совершенствования, но качественного изменения организации юридической подготовки специалистов, работающих с несовершеннолетними в различных сферах правоотношений.

Специалист, работающий с несовершеннолетними, должен обладать знаниями в области права, социологии, медицины, педагогики, психологии. Эффективность его деятельности зависит от высокого уровня знаний международных, государственных, региональных, ведомственных нормативных правовых документов, касающихся прав несовершеннолетних и их защиты.

Основная цель настоящего учебного курса - сформировать у сту­дентов знание и понимание принципов, характерных черт и наиболее важных особенностей ювенальной юстиции, а также умение использовать полученные знания и сформированные навыки в конкретной деятельно­сти практикующего юриста.

Достижение заявленной цели предусматривает комплексное реше­ние следующих основных задач:

  • сформировать у студентов целостное представление об основных составляющих правового статуса несовершеннолетнего (ребенка), как субъекта ювенальной юстиции;

  • раскрыть особенности формирования правового статуса ребенка в России в сопоставлении с историческим опытом стран Запада и Востока, международными стандартами в данной сфере;

  • обеспечить углубленное изучение комплекса международно-правовых
    актов, нормативных актов федерального характера, актов субъектов федерации и органов местного самоуправления, регламентирующих права, за­ конные интересы и обязанности несовершеннолетнего (ребенка) и составляющих в своей совокупности источниковую базу ювенальной юстиции;

  • выявить важнейшие формы и направления современного правового
    регулирования статуса ребенка в основных действующих отраслях российского права;

  • привить студентам уважение к правам и законным интересам ребенка как важной составной части общего комплекса прав и свобод человека;

  • сформировать понимание студентами основных принципов и специфики профессиональной деятельности юриста-ювеналиста.

Определяя положение данного учебного курса в системе высшего юридического образования, следует учесть, что качественное усвоение информации, составляющей содержание данного курса, предполагает предварительное изучение следующих базовых дисциплин: теории го­сударства и права, истории государства и права, международного права, конституционного права, административного права, гражданского и гражданско-процессуального права, семейного права, трудового права, уголовного и уголовно-процессуального права.

Методологическим основанием для построения данного курса стал комплексный подход к анализу норм международного и национального права, регулирующих статус несовершеннолетнего.

ПРОГРАММА

Тема 1. Государственная ювенальная политика в РФ.

  1. Понятие «ювенальная политика».

  2. Перспективы создания структуры семейного суда в РФ.

  3. Компетенция семейного суда

  4. Понятие и система ювенального права.

  5. Связь ювенальной политики и ювенального права.

Тема 2. История законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних в России.

  1. Специфика определения «несовершеннолетний»

  2. Правовой статус несовершеннолетних в РФ

  3. Информационные права ребенка.

Тема 3. Международно-правовые гарантии и защита прав несовершеннолетних.

  1. Международно-правовые акты в сфере ювенального права.

  2. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав ребенка.

  3. Зарубежный опыт ювенального права в странах.

Тема 4. Гарантии и защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

1. Конституционные гарантии прав несовершеннолетних;

2. Система органов РФ, управомоченных защищать и поддерживать права и законные интересы семьи и несовершеннолетних;

3. Правовые основы деятельности субъектов социальной работы с несовершеннолетними.

4. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних —

Тема 5. Несовершеннолетний – как субъект семейных правоотношений.

  1. Основные нормативные акты, регламентирующие статус несовершеннолетних в рамках семьи.

  2. Государственная семейная политика.

  3. Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

  4. Родительские права и обязанности.

  1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Право ребенка на алименты.

  3. Право ребенка на защиту

  4. Обязанности несовершеннолетних в рамках семейных правоотношений.

  5. Гражданская правоспособность несовершеннолетних.

Тема 6. Создание ювенальной юстиции в России.

1. Понятие «ювенальная юстиция».

2. Органы ювенальной юстиции

3. Ювенальная юстиция – это подоотрасль права для внедрения новых норм восстановительного правосудия.

4. Главная функция ювенального правосудия

5. Проблемы ювенальной юстиции.

Тема 7. Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

  1. Процессуальные нормы регулирующие судебную защиту.

  2. Возбуждение дел и их подготовка к судебному разбирательству.

3. Задачи подготовки дел к судебному разбирательству (ст. 148 ГПК РФ).

4. Процесс подготовки дела (ст. 149, 150 ГПК РФ).

5. Предварительное судебное заседание (ст. 152 ГПК РФ).

6. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса.

7.Участие органов опеки и попечительства в суде по делам несовершеннолетних.

8. Судебное разбирательство

Тема 8. Несовершеннолетние – как основная правовая база ювенальной юстиции.

      1. Понятие «гражданский ответчик».

      2. Охрана материнства и детства силами уголовного закона.

      3. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передачи его под

опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 154 УК).

4. Несовершеннолетний как субъект административной ответственности.

5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений.

Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

  1. Уголовно-процессуальные отношения с участием несовершеннолетних – это часть ювенальной юстиции.

  2. Правовой статус несовершеннолетнего, его права и обязанности (ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

  3. Особенности правового статуса подозреваемого.

  4. Проблемы уголовно-процессуального кодекса по несовершеннолетним.

Тема 10. Правовые основы защиты детей, как части гражданского населения во время вооруженного конфликта.

1. Принцип особой защиты детей.

2. Специальные положения о защите детей от последствий военных действий.

3.Дети, принимающие участие в военных действиях моложе 15 лет 4.Деятельность МККК (Международного Комитета Красного Креста)

5.Эвакуация детей.

6.Правовые проблемы применения законодательства о беженцах.

7.Основные гарантии детей.

8. Правовые основы регулирования мигрантов в России

9. Вынужденные переселенцы. Понятие вынужденные переселенцы

10.Проблемы гражданства и защиты несовершеннолетних от совершения преступления.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (в часах)

(по учебному плану)

Очная

Общая трудоемкость

108

Аудиторные занятия

32

Лекции

24

Семинары (практические занятия)

8

Самостоятельная работа (в часах)

36

НИРС

36

Рубежная аттестация

2 часа

Итоговая аттестация

2 часа


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий

Лекция

Семинар

1

Государственная ювенальная политика в РФ.

1

2

2

История законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних в России.

3

3

Международно-правовые гарантии и защита прав несовершеннолетних

3

4

Гарантии и защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

1

5

Несовершеннолетний – как субъект семейных правоотношений.

2

2

6

Создание ювенальной юстиции в России.

2

7

Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

2

8

Несовершеннолетние – как основная правовая база ювенальной юстиции.

2

2

9

Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

2

10

Правовые основы защиты детей, как части гражданского населения во время вооруженного конфликта.

2

ВСЕГО:

24

8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского (практического) занятия

Очная

Тема 1. Государственная ювенальная политика в РФ.

2

Тема 2. История законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних в России.

2

Тема 3. Международно-правовые гарантии и защита прав несовершеннолетних.

2

Тема 4. Гарантии и защита прав несовершеннолетних в РФ.

2

Тема 5. Несовершеннолетний – как субъект семейных правоотношений.

Тема 6. Создание ювенальной юстиции в России.

Тема 7. Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

Тема 8. Несовершеннолетние – как основная правовая база ювенальной юстиции.

Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

Тема 10. Правовые основы защиты детей, как части гражданского населения во время вооруженного конфликта. Правовые основы регулирования мигрантов и защита несовершеннолетних национальных меньшинств.

ВСЕГО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Рекомендации по работе с источниками и литературой

Студенту желательно освоить порядок работы с нормативно-правовыми базами. Необходим учет (отслеживание) студентом изменений в законодательстве, а также корректировка использования в освоении дисциплины учебной литературы и судебной практики в соответствии с изменениями в законодательстве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № 17 от 24 июня 2008 г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № от 2010 г.

Другие похожие документы..