Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лет десять назад, в период завершения «холодной войны», горизонты международного сотрудничества казались безоблачными. Главное на тот момент междунар...полностью>>
'Документ'
У другій половині ХХ ст. після другої світової війни мета майбутніх світових лідерів була різною: США однозначно прагнули досягти світового лідерства...полностью>>
'Документ'
Введение Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных п...полностью>>
'Документ'
В современном значении дистанционное образование (ДО) – это такой способ получения образования, когда студент географически удалён от своего учебного...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (3)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра экономической теории и экономической политики

О. В. Сидорова

взаимоотношения государственных предприятий

и кредитно-финансовых учреждений

учебно-методический комплекс

для студентов специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Уфа 2008

Рецензент: Давиденко Н.Б., кандидат экономических наук

Составитель: Сидорова О.В., кандидат экономических наук

Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений: Учебно-методический комплекс / сост. О.В. Сидорова. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. – С. 64.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений» подготовлен в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности 080504 – государственное и муниципальное управление.

В учебно-методическом комплексе раскрыто содержание основных тем курса, приведены методические рекомендации по изучению дисциплины, списки основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы студентов.

 Сидорова О.В., составление, 2008

Оглавление

1.

Пояснительная записка

4

2.

Рабочая программа

6

3.

Учебно-методические материалы лекционного курса

и семинарских/практических занятий

13

4.

Вопросы для подготовки к зачету

50

5.

Задания для самостоятельной работы и самоконтроля студентов

51

6.

Словарь основных терминов

58

6.

Методические рекомендации для преподавателей

63

пояснительная записка

В современных условиях, когда основной предпосылкой социально-экономического развития страны является обеспечение ее устойчивого роста, особую актуальность приобретает повышение эффективности функционирования всех участников народнохозяйственного комплекса. Поскольку их деятельность осуществляется не изолированно, а в рамках сложной структурированной хозяйственной системы, в настоящее время становится особо значимой результативность взаимодействия всех ее звеньев.

Российская финансово-кредитная система за последние годы претерпела огромные изменения. С декабря 1990 года в России начала формироваться двухуровневая банковская система, и появился ряд коммерческих банков различных форм собственности. Произошел переход от высокомонополизированной структуры и административно-бюрократических методов управления банковской сферы к динамичному и конкурентному банковскому сообществу, ориентирующемуся на рынок. В условиях быстрой смены приоритетов, изменения методов работы особый интерес представляют новые формы организации взаимоотношений кредитно-финансовых учреждений с другими секторами экономики.

Система взаимодействия государственных предприятий и финансово-кредитной системы в значительной степени определяет эффективность рыночных преобразований, происходящих в стране. Процесс взаимодействия госпредприятий и банков осуществляется в макроэкономической среде, формирующейся при реализации государственной политики – денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, промышленной. Наряду с этим сложились и развиваются определенные формы организационно-экономического взаимодействия названных структур, испытывающие воздействие комплекса факторов мезо- и микроэкономического уровней. Их изучение позволяет расширить теоретические представления об особенностях взаимодействия государственных предприятий и банков как субъектов хозяйственной деятельности.

В учебно-методическом комплексе (далее – УМК) рассматриваются вопросы функционирования финансово-кредитной системы России, принципы ее создания и функционирования, а также спектр основных банковских услуг и услуг небанковских кредитных организаций для государственных предприятий на финансовом рынке Российской Федерации.

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».

В УМК последовательно изложены: цели и задачи изучения курса, рабочая программа, методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, включающие рекомендации по планированию, организации, контролю и самоконтролю в процессе изучения дисциплины, рекомендации по работе с литературой, рекомендации по подготовке к зачету, приведены списки основной и дополнительной литературы, словарь основных терминов, необходимых для освоения курса.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия проводятся в виде семинаров и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов теоретического материала.

Особое место в овладении дисциплиной отводится самостоятельной работе студентов. Вопросы, определенные для самостоятельного изучения, дополняют основной материал.

Изучение данного курса дает студентам возможность:

  • сформировать представление об основных механизмах функционирования финансово-кредитной системы Российской Федерации;

  • изучить общие закономерности и тенденции развития кредитно-финансовых учреждений, проявление общих, специфических и частных экономических законов в практике деятельности финансовых институтов;

  • оценить эффективность работы банка, его подразделений и работников;

  • охарактеризовать тенденцию и возможности повышения эффективности взаимодействия предприятия и банка.

Данная дисциплина является самостоятельным учебным курсом со своим предметом исследования, структурой и логикой изложения изучаемого материала. Преподавание курса «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений» осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление».

Для освоения дисциплины необходимы знания, приобретенные в процессе изучения следующих учебных курсов:

  1. Экономическая теория

  2. Экономика.

  3. Переходная экономика.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, изучение которых обеспечивает основу подготовки специалистов по организации управленческой деятельности в различных отраслях экономики.

Цель изучения дисциплины «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений» состоит в том, чтобы познакомить студентов с теоретическими основами работы государственного предприятия с кредитно-финансовыми учреждениями, в результате чего обучаемые должны научиться:

- понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере, их взаимосвязь,

- уметь их систематизировать и моделировать,

- выявлять резервы повышения эффективности взаимодействия предприятия и финансовых организаций, осуществлять диагностику деятельности кредитно-финансовых учреждений.

Основная задача курса состоит в том, чтобы приобретенные студентами знания и умения способствовали достижению задачи повышения эффективности взаимодействия государственных предприятий с учреждениями финансовой сферы.

Рабочая программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности 080504 «государственное и муниципальное управление».

Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы

по дисциплине «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений»

Специальность,

Программа

Итоговая аттестация

Аудиторные занятия

Лекции

Практичес-кие занятия

Самостоя-тельная работа

Всего

1

ГМУ, 6 лет

зачет

10

8

2

90

100

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для студентов, обучающихся на базе полного среднего образования специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление»)

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Л

ПЗ

СРС

1.

Принципы построения кредитно-финансовой системы в современных экономических условиях

22

2

-

20

2.

Коммерческий банк как основной институт финансовой системы

32

2

30

3.

Система денежных расчетов

22

2

20

4.

Действующие формы безналичных расчетов

26

4

2

20

ИТОГО:

100

8

2

90

В рамках тематического плана дисциплины на самостоятельную работу студентов отводится 90 часов, в том числе 60 часов для изучения основной и дополнительной литературы по темам лекционных и практических занятий и 30 часов на выполнение самостоятельных аналитических заданий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Принципы построения кредитно-финансовой системы в современных экономических условиях

Сущность денежной системы и финансового рынка страны. Финансовый рынок как форма организации движения денежных средств. Основные товары и участники финансового рынка. Понятие банковской системы государства.

Сущность и функции Центрального банка России. Основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России. Денежно-кредитная политика государства в узком и широком смысле слова. Основные инструменты кредитно-денежного регулирования экономики. Методы регулирования банковской деятельности. Специфика современного денежного-кредитного регулирования в Российской Федерации.

Коммерческий банк как основной институт финансовой системы

Банковская и парабанковская системы Российской Федерации. Эволюция банковской системы Российской Федерации. Понятие двухуровневой и трехуровневой структура банковской системы. Долевой способ образования уставного фонда коммерческого банка, степень участия его учредителей в деятельности банка. Состав учредителей коммерческого банка.

Система управления и организационная структура коммерческого банка. Основной (высший) орган управления коммерческим банком, его функции и задачи. Правление банка как орган осуществления руководства оперативной деятельностью банка. Центральные звенья в осуществлении пассивных и активных операций коммерческого банка.

Сущность и функции кредита. Формы банковского кредитования предприятий. Кредитные операции как доходообразующая статья в деятельности российских банков. Общеэкономические принципы, банковского кредита (целенаправленность, дифференцированность) и принципы, отражающие сущность и функции кредита (срочность, обеспеченность и платность). Многообразие методов и форм кредитования. Понятие платежной дисциплины.

Ссудные операции, носящие кредитный характер: учет векселей, лизинг, факторинг, форфейтинг.

Система денежных расчетов

Общие основы организации безналичных расчетов. Понятие и сущность денежных расчетов с использованием безналичных средств. Эволюция системы безналичных расчетов в Российской Федерации.

Принципы организации безналичного денежного оборота. Срочность и обеспеченность платежа. Понятие досрочных, отсроченных и просроченных платежей. Оперативная и перспективная обеспеченность платежей.

Понятие расчетно-кассового обслуживания. Расчетные и текущие счета. Порядок их открытия. Комплексность расчетно-кассового обслуживания в соответствии с действующими нормативными документами: права и обязанности сторон.

Действующие формы безналичных расчетов

Стандартизированные требования к расчетным документам, используемым при действующих формах безналичных расчетов.

Возможности применения в расчетах платежных поручений. Случаи использования платежных поручений при расчетах за товары и услуги. Использование платежных поручений в расчетах по нетоварным операциям. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты плановыми платежами. Преимущества расчетов платежными поручениями по сравнению с другими формами расчетов.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Понятие инкассо. Сущность акцептования. Формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями.

Чековая форма расчетов. Понятие денежных и расчетных чеков. Случаи использования покрытых и непокрытых расчетных чеков. Особенности документооборота при расчетах чеками.

Использование аккредитивной формы расчетов. Отличие от других форм безналичных расчетов. Понятие покрытых (депонированных) и непокрытых (гарантированных) аккредитивов. Особенности применения отзывных и безотзывных аккредитивов. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов.

Вексельная форма расчетов. Простые и переводные векселя. Схема документооборота переводного векселя. Способы установления срока платежа по векселю. Операции по инкассированию векселей.

Понятие факторинга. Участники факторинговых сделок. Дисконтирование счетов-фактур. Открытый и закрытый факторинг. Конвенционный факторинг. Правовая основа взаимоотношений факторинговой компании с клиентом.

Требования к уровню освоения программы и формы текущего,

промежуточного и итогового контроля

В результате изучения дисциплины «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений»:

студент должен знать:

- основы построения финансово- кредитной системы Российской Федерации;

- общие закономерности и тенденции развития кредитно-финансовых учреждений, проявление общих, специфических и частных экономических законов в практике взаимоотнлшения государственных предприятий и финансовых институтов.

Студент должен уметь:

- оперировать терминологией дисциплины;

- решать типовые практические задания (задачи, тесты) по изучаемым темам;

- анализировать возможности повышения эффективности взаимодействия государственного предприятия и банка.

Форма итогового контроля знаний – зачет.

Форма текущего контроля знаний – проверка правильности выполнения студентами самостоятельных заданий.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации по подготовке к зачету.

В процессе подготовки к зачету рекомендуется:

а) повторить содержание лекционного материала и проблемных тем, рассмотренных в ходе семинарских/практических занятий;

б) изучить основные учебные издания и нормативно-законодательные документы, предложенные в списке литературы;

в) повторно прочитать те библиографические источники, которые показались Вам наиболее трудными в ходе изучения дисциплины;

г) проверить усвоение базовых терминологических категорий и понятий.

При оценивании знаний студентов преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:

  • правильность ответов на вопросы;

  • полнота и лаконичность ответа;

  • умение толковать и правильно использовать основную терминологическую базу предмета;

  • логика и аргументированность изложения;

  • культура ответа.

Таким образом, при проведении зачета преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

Рекомендации по планированию, организации, контролю и самоконтролю в процессе изучения дисциплины.

Планирование и организация времени на освоение дисциплины осуществляется в соответствии с приведенным в рабочей программе распределением часов на лекционные и практические занятия, а также на самостоятельную работу с указанием времени, отводимого на работу с литературой, освоение вопросов для самостоятельного изучения и выполнение тестов.

Рекомендации по работе с литературой.

Наиболее предпочтительна потемная последовательность в работе с литературой. В ходе изучения рекомендованных по каждой теме дисциплины библиографических источников полезно, хотя и не обязательно, делать краткие конспекты прочитанного, выделять неясные, сложные для восприятия вопросы. В целях прояснения последних нужно обращаться к преподавателю.

При работе с учебной и научной литературой принципиально важно Курс «Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений» постоянно развивается и совершенствуется в зависимости от изменения общеэкономических принципов развития Российской Федерации и возникновения новых идей, взглядов и теорий в данной области. В условиях ускоряющегося старения информации учебные и научные издания не всегда успевают за новыми явлениями и тенденциями, порождаемыми процессом инновационного развития общества. Поэтому необходимым условием освоения дисциплины является работа с Internet-источниками, приведенными в списке рекомендуемой литературы, содержащими необходимую современную аналитическую и статистическую информацию, необходимую для качественного освоения изучаемого материала.

Студент обязан знать не только литературу, приведенную в библиографическом списке, но и новые, существенно важные издания по дисциплине, рекомендуемые преподавателем на занятиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антимонопольное регулирование» подготовлен в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации специальности
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Р 17 Разработка управленческих решений : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» – Уфа : РИО БАГСУ, 2008.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (4)

    Учебно-методический комплекс
    З-35 Зарубежный опыт муниципального управления : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», специализации «Муниципальное управление» / сост.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Рекомендуемый студентам учебно-методический комплекс содержит необходимые учебные и методические материалы, позволяющие изучить теоретические основы системы национального счетоводства.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа-2008

    Учебно-методический комплекс
    З-35 Зарубежный опыт стратегического государственного управления: учеб.-метод. комплекс по специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост.

Другие похожие документы..