Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Два последних элемента, теоретическое содержание которых я хотел бы показать, – история и ценность, – имеют несколько иную природу, чем те, о которых...полностью>>
'Программа'
В южной Баварии (недалеко от чешских границ) находится так называемая «romantische Strasse» - прославленная на весь мир романтическая дорога Баварии....полностью>>
'Календарно-тематический план'
ГРАФИК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПО КУРСУ «Международное частное право» ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ 3 «ЮС» КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 2011-2012 УЧЕБН...полностью>>
'Документ'
«Научное и социальное использование документов органов государственной безопасности в исторической ретроспективе: проблемы и перспективы. Материалы I...полностью>>

Социальная психология наркотизма в студенческой среде 19. 00. 05 Социальная психология (психологические науки)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретическая значимость работы

  1. Теоретическая значимость проведенного комплексного исследования состоит в формировании социально-психологического подхода к изучению наркотизма в студенческой среде, дополняющего социологическое и клиническое направления изучения наркотизма. Это имеет особое значение в настоящий исторический период, когда вопросы здоровья молодежи стоят наиболее остро в связи с неуклонным сокращением численности населения страны при наблюдающемся росте потребления психоактивных веществ, в том числе наркотиков, в обществе.

  2. Разработанная и представленная в исследовании авторская социально-психологическая модель наркотизма, позволяющая понять причины и истоки возникновения этого явления, может иметь значение для теории социальной психологии. Комплексно-системный подход, сопоставление полученных результатов с современными данными зарубежных исследований позволяют по-новому осмыслить концепции социально-психологического анализа девиантности.

  3. Предложенные в диссертации социально-психологическая модель наркотизма студенчества и система индикаторов наркопотребления в единстве их теоретических оснований и практических аспектов могут быть использованы для изучения различных социальных групп и вносят вклад в изучение проблемы девиантности.

  4. В работе представлена авторская теоретическая модель профилактического вмешательства на базе ВУЗа, которая может быть использована для разработки и создания комплексной системы профилактической работы в высших учебных заведениях.

Практическая значимость работы

  1. Разработанная и представленная в диссертации методология, система индикаторов наркопотребления в студенческой среде может быть использована в дальнейших исследованиях студенческого наркотизма.

  2. Предложенная в работе система индикаторов наркопотребления может послужить основой создания в России системы мониторинга наркопотребления.

  3. Авторская модель профилактического вмешательства и разработанные материалы (тематические лекции, плакаты и брошюры) могут использоваться для реализации профилактических кампаний в молодежной среде.

  4. Полученные в работе материалы и результаты исследований могут использоваться в учебном процессе при подготовке психологов, социологов, медицинских работников, специалистов в области общественного здоровья в системе высшего профессионального образования и повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту

  1. Социально-психологическая модель наркотизма в студенческой среде включает в себя как провоцирующие, так и протективные факторы. При этом среди провоцирующих факторов доминируют: социально-психологический феномен искажения восприятия распространенности и риска наркопотребления и особенности первичной социальной группы – наличие друзей, употребляющих наркотики. Среди протективных факторов доминирующими являются: сформированная установка отказа от наркопотребления и конвенциональность (нормативное поведение).

  2. Уровень употребления студентами ПАВ представляет собой результирующую переменную широкого спектра влияний: на уровне личности (ценностные ориентации), на уровне группы (характеристики родительской семьи, референтной группы, учебного или учебно-воспитательного учреждения первичной социализации, ВУЗа); на уровне общества (социальные проблемы переходного периода). Для каждой сравнительно небольшой формальной группы студентов в качестве как провоцирующих, так и протективных, выступает своеобразная конфигурация всех этих частных факторов.

  3. Существуют универсальные константы, характеризующие наркопотребление среди российских, европейских и американских студентов:

  • уровень актуального наркопотребления - 17–19% от числа когда-либо пробовавших наркотики;

  • возраст первой пробы наркотиков - 15–16 лет;

  • самый популярный вид наркотика – препараты конопли.

  1. Существует только одна общая характеристика, действующая во всех исследуемых молодежных группах – это пол (гендер). Употребление всех видов ПАВ более характерно для лиц мужского пола.

  2. Студенческое наркопотребление – это наркопотребление психически здоровых людей, которое является отражением общесоциальных проблем и культуральных особенностей общества.

  3. В современном обществе происходит «нормализация» наркопотребления, а именно: снижение актуальности проблемы наркопотребления в сознании студентов и либерализация установок в семье воспитания по отношению к наркопотреблению.

  4. Превентивная программа должна разрабатываться на основе эмпирического исследования, охватывать наиболее существенные для рассматриваемой общности факторы и включать оценку эффективности. Эффективность программы обеспечивается полнотой охвата всех воздействующих на наркопотребление факторов, учетом социально-экономической и культурной неоднородности России, нейтрализацией провоцирующих и активизацией протективных факторов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, были представлены и обсуждались в ходе ряда всероссийских и международных конференций: «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2002 – 2010 гг.); 11-й Европейский психологический конгресс (Осло, 2009 г.); VI Всероссийский Форум «Здоровье нации – основа процветания в России» (Москва, 2008 – 2010 гг.); 12-й Европейский психологический Конгресс (Стамбул, 2011 г.). Результаты исследований также обсуждались на научно-практических семинарах: Пятый семинар Всероссийской школы «Профилактика наркомании среди молодежи: роль учреждений образования, общественных организаций и бизнес-сообщества» (СПб., 2007 г.); «Мониторинг наркоситуации в образовательном учреждении» (СПб., 2010 г.); «Профилактика наркозависимости в образовательных учреждениях» (СПб., 2010 г.); круглый стол «Система здравоохранения и профилактика злоупотребления алкоголем у женщин и фетального алкогольного синдрома» (Москва, 2011 г.); Международный семинар «Проблема злоупотребления алкоголем женщинами» (Санкт-Петербург, 2011 г.).

Разработанные на базе диссертационного исследования учебные курсы преподаются студентам Санкт-Петербургского государственного университета: «Основы социологии и психологии здоровья (Ч.1)» - в рамках инновационной междисциплинарной магистерской программы «Общественное здоровье» (с 2005 г.); «Современные превентивные технологии в области здоровья» - бакалаврам факультета психологии СПбГУ (с 2011 г.); в циклах программ повышения квалификации для специалистов (СПб., 2007 – 2010 гг.). Результаты исследования использовались при разработке программы по формированию здорового образа жизни и профилактике различных видов рискованного поведения, в том числе наркозависимости, у студентов дневных отделений различных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов, заключения, списка литературы (601 источников, в том числе 458 – на иностранных языках) и приложений. Основной текст диссертации изложен на 469 страницах, содержит 6 таблиц и 5 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении представлены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотезы и методы исследования; дана характеристика выборки; раскрыты теоретико-методологические основания диссертационного исследования; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Теоретические модели наркотизма» состоит из двух разделов. В разделе 1.1. вводятся и определяются понятия, используемые в работе. К ним относятся: психоактивные вещества (ПАВ), социально-психологический подход к изучению наркотизма.

ПАВ - это вещества, способные при однократном приеме вызвать изменение психофизиологического состояния потребителя. В настоящее время к ним относят: кофеин, никотин, алкоголь, наркотические (наркотики) и токсические вещества.

Социально-психологический подход к изучению наркотизма (наркопотребления, наркотизации) исходит из понимания того, что предметом социальной психологии являются психологические феномены, возникающие в результате общения людей (Е.С. Кузьмин,1979). На этой основе происходит включение личности в разного рода малые и большие группы, регулирующие конкретное индивидуальное поведение, а так же формирование социально-психологических характеристик в структуре самой личности (социализация), благодаря которому воспринимается такое регулирующее влияние и благодаря которому оно является действенным.

Однако наркотизм до сих пор традиционно рассматривался с двух позиций: социологической и клинической.

В социологическом понимании, наркотизм – это социальное явление, выражающееся в относительно распространенном, статистически устойчивом употреблении частью населения наркотических средств (или психотропных веществ), влекущем определенные медицинские (заболевания) и социальные последствия (исходы).

В клиническом понимании, наркотизация – это вид индивидуального поведения, направленного на достижение состояния опьянения посредством употребления наркотиков и других ПАВ. На клиническом уровне анализа наркотизация может быть проявлением как социально-ситуационного поведения, так и зависимости. Как проявление зависимости наркотизация выступает осевым симптомом заболевания «наркомания». Таким образом, наркомания является психическим заболеванием, вызванным систематическим употреблением наркотиков. Диагноз «наркомания» может быть установлен только клиническим методом. В данной работе не рассматриваются случаи наркомании у студентов, которые подразумевают клиническую диагностику. Речь идет исключительно о наркопотреблении студентов. Таким образом, с точки зрения социальной психологии здоровья, наркотизация, пока она клинически не квалифицирована как зависимость, определяется как социальное поведение «риска».

В связи с тем, что до сих пор наркотизм традиционно рассматривался в рамках социологического или клинического направления, мы в своей работе ставим задачу разработки социально-психологической модели наркотизма.

Далее в первой части представлена используемая в работе классификация ПАВ И.С. Болотовского.

В исследовании выделены и использованы следующие индикаторы наркопотребления:

Жизненный преваленс – употребление ПАВ в течение жизни - отражает инициальные пробы с ПАВ, экспериментирование.

Годовой преваленс – употребление ПАВ в течение предшествующих опросу 12-ти месяцев.

Месячный преваленс - употребление ПАВ в течение предшествующих опросу 30-ти дней - отражает долю актуальных потребителей ПАВ.

В разделе 1.2. представлен обзор социально-психологических подходов к изучению наркотизма. Предваряет обзор анализ социологических подходов. В концепции Р. Мертона (Мертон Р., 1966) наркотизм рассматривается как форма адаптации, проявляющаяся в бегстве от действительности, когда человек отрицает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Таких представителей субкультуры «ухода» Р. Мертон называет «неудачниками вдвойне». Эту концепцию использовали в своих работах и другие ученые, описывая особенности девиантной субкультуры (Клауорд Р.А., Оулин Л.Е., 1966; Лаккофф Р., 1976). Сегодня молодежная субкультура крупных городов переплетена с наркотической, однако нельзя говорить об их тождественности, излишняя драматизация наркотизма лишь усугубляет существующую ситуацию. Рост наркотизма в современном обществе можно объяснить и с точки зрения концепции солидарности Э. Дюркгейма (1991). Э. Росс (1904) рассматривает возможность использования социального контроля для превенции девиантных форм поведения через такой социальный институт, как семья. Большинство профилактических программ включают в себя работу с семьей. Проблема наркотизма может быть рассмотрена и с позиций теорий дифференцирования (теория дифференциальных связей Э. Сазерленда [конец 1930-х гг.] и понятие дифференциальной идентификации Д. Глейзера [1956]). Если в социальном окружении подростка потребление наркотиков не порицается, то это будет способствовать его вовлечению в наркотизацию (Sutherland E., Cressey D., 1992). В рамках конфликтологического подхода Л. Козера наркотизм рассматривается как свойство инородной культуры, которая может дестабилизировать жизнь общества (Козер Л., 2000).

Следует подчеркнуть, что проблематика наркопотребления подростков и молодежи рассматривается и сторонниками всех основных теоретических направлений в психологии:

  • психоанализа и неопсихоанализа (Meninger K., 1938; Kaplan E.H., 1969; Krystal H., Raskin H.A., 1970; Yorke C.A., 1970; Khantzian E.J., 1978; 1980; Калмыкова Е.С., Гагарина М.А., Падун М.А., 2006; 2007). С точки зрения психоанализа человека побуждает прибегать к употреблению ПАВ их зачастую выраженное анксиолитическое действие (свойство снижать тревогу). Вкладом психоанализа является признание отрицания ведущим механизмом психологической защиты при алкоголизме и наркомании, и связанных с ними нарушений здоровья и социального статуса;

  • трансактного анализа (см., например: Jessor R., Jessor S.L. 1977; Elliot D.S., Huizinga D., Ageton S.S., 1985; Hawkins J.D., Weis J.G., 1985; Oetting E.R., Beauvais F., 1986; Elliot D.S., Huizinga D., Menard S., 1989; Kumpfer K.L., Turner C.W., 1990-1991; Petraitis J., Flay B.R., Miller T.Q., 1995; Pentz M.A., 1999). В рамках данного подхода потребление наркотиков рассматривается как стратегия поведения, позволяющая наркопотребителю манипулировать чувствами и действиями окружающих. Манипулятивное поведение может являться следствием низкой самооценки и страха доверительных отношений с людьми. Предпринимается попытка анализа социально-психологических механизмов, участвующих в становлении патологических стереотипов межличностного поведения и изменений личности;

- гештальтпсихологии (см., например: Дерюшева М.А., 2003; Prochaska J.O., DiClemente C.C., 1983; 1984; Maibach E.W., Cotton D., 1995; Alcalay R., Bell R.A., 2000). В гештальт-психологии жизнь и поведение рассматриваются как процессы, управляемые гомеостазом, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и здоровое состояние в изменяющихся условиях. В качестве фигуры в каждый момент времени выступает доминирующая на данный момент потребность, тогда как другие потребности представляют собой фон. В случае зависимого поведения – это опредмеченная потребность в объекте зависимости;

  • бихевиоризма и необихевиоризма (см., например: Гурвич И.Н., 1999; Кузнецова А.А., Корнильцева О.С., 2003; Akers R.L., 1977; Bandura A., 1977; Petraitis J., Flay B.R., Miller T.Q., 1995). Согласно теории социального научения временное разрешение имеющихся конфликтных ситуаций со снижением тревоги вследствие употребления ПАВ является побудительной причиной к дельнейшей наркотизации. Уменьшение тревожности при первых опытах употребления ПАВ, таким образом, является источником подкрепления при наркотизации. Основное внимание в рамках данного направления уделяется воздействию на формирование наркопотребления значимых представителей социального окружения;

  • когнитивной психологии (см., например: Кретова И.Г., 2003; Coghlan A.J. et al., 1973; Rosenstock I.M., 1974; Ajzen I., Fishbein M., 1980; Gold S.R., 1980; Maddux J.E., Rogers R.W., 1983; Schifter D.E., Ajzen I., 1985; Rosenstock I.M., 1990; 1991; Petraitis J., Flay B.R., Miller T.Q., 1995). Рассматривается влияние воспринимаемых человеком затрат и выгод, связанных с экспериментированием с наркотиками. В рамках данного подхода наиболее существенное влияние на принятие подростком решения употреблять наркотики оказывают его ожидания и установки относительно наркопотребления;

  • гуманистической психологии (см., например: Greaves G.B., 1980). В рамках данного направления рассматривается личностный смысл наркотизации, который заключается в доступе к психологическим ресурсам, облегчающим межличностную коммуникацию, самоактуализацию, высвобождение творческой энергии личности.

Кроме того, в психологии существует подход к наркотизации, связанный с поиском преморбидных особенностей личности или личностных аномалий (психопатий), предрасполагающих к злоупотреблению ПАВ. Таким образом, личностный подход к потреблению ПАВ заключается в определении предрасположенности к аддиктивному поведению на основе выделения определенных личностных черт (Корсаков С.С., Ганнушкин П.Б., Кречмер Э., Личко А.Е., Битенский В.С., 1991; Козлов А.А., Рохлина М.Л., 2000; Kaplan H.B., Martin S.S., Robbins C., 1982; 1984; Simons R.L., Conger R.D., Whitbeck L.B., 1988).

Далее в разделе 1.2. более подробно представлены теории, в которых рассматривается наркопотребление подростков, поскольку именно в подростковом возрасте формируются предпосылки наркопотребления.

Согласно теории группы сверстников (Oetting E.R., Beauvais F., 1986), основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на наркопотребление у подростков и молодежи, является воздействие референтной группы сверстников. Спровоцировать формирование у подростков и молодых людей привязанности к группе сверстников, в которой распространено употребление наркотиков, могут заниженная самооценка, высокий уровень тревоги, позитивные установки относительно девиантного поведения, слабая привязанность к семье, религиозным институтам, школе, а также развод родителей и низкий социально-экономический статус семьи.

Авторы теории проблемного поведения – Р. Джессор, С.Л. Джессор (1977) – выделяют два типа поведения: конвенциональное и проблемное (употребление алкоголя, наркотиков, раннее начало половой жизни и незащищенные сексуальные контакты).

Поведение, связанное с употреблением наркотиков, формируется под воздействием двух систем факторов: личностных и воспринимаемых факторов окружающей среды.

К системе личностных факторов относятся восприятие подростком своего положения в обществе, мотивы и ценности, а также внутренние регуляторы поведения. Восприятие подростком или молодым человеком своего положения в обществе оказывает наиболее сильное влияние на наркопотребление. Риск вовлечения в наркопотребление высок в тех случаях, когда у подростков и молодых людей занижена самооценка, выражен внешний локус контроля, когда они убеждены, что их нормативное поведение не вознаграждается, а девиантное поведение остается безнаказанным. Мотивы и ценности, по мнению авторов теории, оказывают среднее по силе воздействие на наркопотребление. Внутренние регуляторы поведения оказывают на подростковое наркопотребление менее сильное влияние, чем другие личностные факторы. Считается, что в наибольшей степени склонны к употреблению наркотиков подростки и молодые люди, для которых референтная группа имеет большее значение, чем семья, среди друзей которых распространено употребление наркотиков, и которые считают, что их друзья и родители одобряют употребление наркотиков.

Значимость межличностных отношений в формировании наркопотребления подчеркивается еще в двух теориях: теории социальных сетей (Нидл Р.Х., Койл С., Троттер Р.Т., 1995) и теории социального влияния (Линг Дж.К., Франклин Б., Линдстадт Дж., Джирон С., 1992).

Далее в первой главе рассматриваются бихевиористские теории социального научения Р.Л. Акерса и А. Бандуры. Согласно теории Р.Л. Акерса (Akers R.L., 1977), основное воздействие на принятие подростками и молодыми людьми решения попробовать наркотики оказывают установки по отношению к наркотикам и степень распространенности наркопотребления среди значимых для них людей. С позиций теории А. Бандуры (Bandura A., 1977) поведение рассматривается в контексте окружающей среды (физической и социальной). Предполагается, что именно среда оказывает решающее воздействие на поведение людей в сфере здоровья, даже если это влияние не осознается.

В нескольких теориях в рамках когнитивного подхода рассматривается влияние воспринимаемых затрат и выгод, связанных с экспериментированием с наркотиками, на принятие подростками и молодыми людьми решения попробовать наркотики. К таким теориям относятся, например, теория убеждений о здоровье, теория протективной мотивации, теория разумного действия, теория планируемого поведения, теория когнитивно-аффективно-фармакогенетического контроля аддиктивного поведения (Petraitis J., Flay B.R., Miller T.Q., 1995; Gold S.R., Coghlan A.J., 1976).

В нескольких теориях центральное значение в детерминации наркопотребления у подростков и молодежи придается личностным особенностям. К таким теориям относятся, в частности, теория факторов наркопотребления А.Е. Личко и В.С. Битенского (1991) и теория стадий социального научения Р.Л. Симонс, Р.Д. Конгер и Л.Б. Вайтбек (Simons R.L., Conger R.D., Whitbeck L.B., 1988).

В последние годы осуществляются попытки разработки системного подхода к объяснению поведения человека. Системный подход к пониманию поведения человека в сфере здоровья представлен в работах ряда отечественных и зарубежных психологов (Гилинский Я. и др., 2001; Шабалина В.В., 2001; Куликов Л.В., 2000; Березовская Р.А., Никифоров Г.С., 2003; Бондин В.И., 2003; Шурманов Е.Г., 2003; Трофимова Г.А. и др., 2003; Huba G.J., Wingard J.A., Bentler P.M., 1980; Huba G.J., Bentler P.M., 1982; Petraitis J., Flay B.R., Miller T.Q., 1995).

Глава 2 «Организация и основные результаты исследования уровня и факторов молодежного наркопотребления» состоит из трех разделов. В разделе 2.1. приводится описание методик и процедур исследований, включенных в анализ: «студенческие» исследования, «школьные» исследования, популяционное исследование. Дается описание методов статистической обработки данных.

В разделе 2.2. представлен анализ результатов исследований уровня и характеристик молодежного наркопотребления в России в сопоставлении с зарубежными данными. Приведены результаты оценочных исследований наркоситуации в молодежной среде, 85% которых выполняются в США (Johnston L.D., 2008). Представлены результаты последнего среза 2007 года авторитетного американского исследования «Мониторинг Будущего» («Monitoring the Future», 2008), по результатам которого доля активных наркопотребителей в США от общего числа пробовавших когда-либо наркотики составляет 19%, наиболее распространенным наркотиком является марихуана, возраст первой пробы составляет 15 лет. Анализ динамики изменения уровня наркопотребления в целом за последние 30 лет позволяет констатировать снижение доли пробовавших когда-либо наркотики с 50% до 35%.

Анализ части результатов нашего исследования (двух срезов 2002 и 2006 гг.) позволяет сопоставить данные и констатировать схожие тенденции: снижение жизненного и месячного преваленса наркопотребления в студенческой среде. Однако, далее (срез 2010 г.) мы наблюдаем его продолжающийся рост до уровня 2002 г.

Представлены данные не столь масштабных европейских исследований, которые соответствуют американским: доля активных наркопотребителей составляет 19%; наиболее распространенный наркотик – марихуана (Webb E., Ashton C.H., 1996). Приводятся результаты разрозненных российских исследований уровня актуального наркопотребления среди студенческой молодежи, который составляет в среднем около 12% (Голенков А.В., 1996; Журавлева Л.А., 2000; Оглоблин К.А., 1999; Абаскалова Н.П., 2001; Ахметова Е.В. и др., 2003; Денисенко М., 2006; Мухаметова Г.Р., 2005; Гранская Ю.В., 2005).

Результаты нашего исследования несколько отличаются: доля активных наркопотребителей составляет 17% (от наркопотребителей). Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет единого мониторингового центра проведения подобных исследований, не разработана единая методика, которая позволила бы получать сопоставимые данные с целью реализации на их основе научно обоснованных профилактических мероприятий. Этот факт вступает в явное противоречие с заявленным приоритетным направлением сохранения и укрепления здоровья молодежи в РФ.

В разделе 2.2. представлены основные характеристики наркопотребления молодежи по результатам вторичного анализа данных, выполненного автором на материале 9-ти исследований различных социальных групп молодежи Санкт-Петербурга. Результаты исследования показывают, что опыт употребления наркотиков есть у 29% молодежи Санкт-Петербурга; возраст первой пробы соответствует 16 годам; девушки (p≤0,001) позже начинают пробовать наркотики; юноши (p≤0,001) чаще продолжают употреблять наркотики после первой пробы; в среднем 7% представителей молодежной популяции можно отнести к актуальным наркопотребителям; наиболее распространенным наркотиком являются препараты конопли.

Отдельно представлены результаты авторского исследования уровня наркопотребления студенческой молодежи. Общий «жизненный преваленс» употребления ПАВ в выборке 2010 г. оказался сопоставимым с данными 2002 г., примерно 1/3 студентов пробовали наркотики, однако, по сравнению с 2006 годом показатель вырос в 1,5 раза (с 21,8% до 29,2%; χ2=21,1, p≤0,001). Юноши чаще, чем девушки, употребляют наркотики (r=0,102; p≤0,001). Это единственная сквозная характеристика, выявленная в исследовании. Работающие студенты чаще употребляют наркотики (r=0,08; p≤0,001).

Доля активных наркопотребителей в ВУЗе остается неизменной в течение 8 лет; их число составляет 17% всех студентов, имеющих опыт употребления наркотиков, или около 5% от всех студентов.

С пробами наркотических веществ ассоциированы: большее количество сексуальных партнеров, абсентеизм в учебной деятельности (пропуски занятий без уважительной причины) (p≤0,001), т.е. вовлечение в один вид риска способствует вовлечению в другой. Таким образом, наши результаты подтверждают положения, сформулированные в теории проблемного поведения Джессоров (Jessor R., Jessor S.L., 1977).

Анализ структуры наркопотребления позволяет зафиксировать рост потребления снотворных препаратов с 2002 по 2010 г. в 2 раза (χ2=18,4, p≤0,001), что может косвенно свидетельствовать о нарастании общего уровня социальной тревоги у студентов.

В то же время, уменьшается опыт употребления токсических препаратов (χ2=7,9; p≤0,05) и опиатов (χ2=6,0; p≤0,05). Сравнительный анализ показал, что в период с 2002 по 2006 гг. употребление опиатов снизилось в 2 раза и в последние 4 года наблюдается тенденция к сокращению их употребления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно-просветительская деятельность центров досуга в профилактике асоциальных явлений в молодежной среде 13. 00. 05 теория, методика и организация социально-культурной деятельности

    Автореферат
    Защита состоится «30» марта 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина» по адресу: 392 , г.
  2. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  3. Е. А. Силина, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Пермского государственного педагогического университета

    Документ
    Будущее клинической психологии: материалы Всерос. науч.- практ. конф. (27 марта 2008 г.) / под ред. Е.В. Левченко,А.Ю.Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008.
  4. В отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г состоят 28 действительных членов рао и 29 членов-корреспондентов рао

    Документ
    В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
  5. Психология XXI столетия том 1 (2)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..