Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится «28» февраля 2012 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университет...полностью>>
'Документ'
Приводится обзор результатов авторов по проблеме верификации динамических свойств систем взаимодействующих интеллектуальных агентов. Динамические сво...полностью>>
'Исследование'
После распада Бреттон – Вудской системы многие страны решили перейти к режиму плавающего валютного курса. Считалось, что потребность в валютных интерв...полностью>>
'Документ'
в начальной школе Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образовани...полностью>>

Рабочая программа учебная дисциплина Культура безопасности жизнедеятельности (наименование)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор

(название факультета/института

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

« » 200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Культура безопасности жизнедеятельности

(наименование)

Специальность 050104.65 Безопасность жизнедеятельности

(код и название в соответствии с лицензией)

Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

(название)

Курс 1, 2 семестр 2, 3 форма обучения очная

Лекции 36

Практические занятия 34

(кол-во часов)

Лабораторные занятия

(кол-во часов)

Самостоятельная работа 62

(кол-во часов)

Курсовая работа (проект)

(семестр)

Зачёт 2

(семестр)

Экзамен 3

(семестр)

Программа разработана доц. каф. МБД и БЖ Бахтиной В.В., канд. пед. наук

(должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание автора программы)

Йошкар-Ола

2009

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

___________________________________

(назв. факультета/института, специальности)

(название кафедры)

протокол заседания №____ от

протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.

«____»_____________200__г.

(подпись, Ф.И.О. председателя)

(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой _____________________________________

_________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от __________200__г____________________________________

(Ф.И.О. зав.кафедрой, подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» относится к числу дисциплин предметной подготовки специальности – 050104.65 – Безопасность жизнедеятельности. Программа разработана с учетом квалификационной характеристики специальности. Она предусматривает изучение разделов:

– теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

– воспитание культуры безопасности школьников;

– основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

– культура безопасности жизнедеятельности в современном мире.

Данная дисциплина призвана обобщить знания о способах и приёмах безопасного взаимодействия с окружающей средой, обществом, государством; сформировать у студентов личностные качества безопасного типа поведения и стать теоретической основой для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать необходимый объем знаний, навыков, умений в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и воспитания культуры безопасности у школьников.

Основные задачи:

- формирование у студентов необходимой теоретической базы в области культуры безопасности жизнедеятельности;

- ознакомление с методическими основами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности школьников;

- ознакомление с методическими основами в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях;

- расширение представлений у студентов о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны иметь представление:

- о взаимозависимости безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества;

- об исторических, философских, социологических и религиозных истоках культуры безопасности жизнедеятельности;

- о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом.

Студенты должны знать:

- государственную политику в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

- проблемы национальной безопасности России в условиях глобализации;

- цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников;

- формы и методы работы по формированию культуры безопасности у населения разных категорий.

Студенты должны уметь:

- оценивать проблемы безопасности в современном мире;

- грамотно применять практические навыки по диагностике культуры безопасности школьников в учебном процессе;

- формировать у подрастающего поколения культуру безопасности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Общая характеристика проблем безопасности в современном мире. Культура безопасности жизнедеятельности: ее сущность и содержание. Исторические, философские, социологические и религиозные истоки культуры безопасности жизнедеятельности.

2. Воспитание культуры безопасности школьников.

Культура безопасности в содержании среднего образования. Структура воспитания культуры безопасности школьников. Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников. Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе.

3. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения

Объекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности, критерии их классификации. Направления и принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном уровне. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на корпоративном уровне. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне. Оценка развития культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях.

4. Культура безопасности жизнедеятельности в современном мире.

Состояние развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. Социально-экономический эффект от развития культуры безопасности жизнедеятельности населения.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Тематический план изучения учебной дисциплины

Разделы ГОС по ДЕ

Наименование тем, разделов

Количество часов по учебному плану

Всего

В том числе

Лекции

Практ. занятия

Лабор. занятия

Сам. работа

1

2

3

4

5

6

7

1. Теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности

1. Общая характеристика проблем безопасности в современном мире.

2. Культура безопасности жизнедеятельности: ее сущность и содержание

3. Исторические, философские, социологические и религиозные истоки культуры безопасности жизнедеятельности.

29

8

6

15

2. Воспитание культуры безопасности школьников.

  1. Культура безопасности в содержании среднего образования.

  2. Структура воспитания культуры безопасности школьников.

  3. Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников.

  4. Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе.

36

8

12

16

3. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения

  1. Объекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности, критерии их классификации.

  2. Направления и принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

  3. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном уровне.

  4. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на корпоративном уровне.

  5. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне.

  6. Оценка развития культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях.

42

14

12

16

4. Культура безопасности жизнедеятельности в современном мире.

  1. Состояние развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом.

  2. Социально-экономический эффект от развития культуры безопасности жизнедеятельности населения.

25

6

4

15

ВСЕГО:

132

40

32

62

3.1. Методические рекомендации к выполнению практических и

семинарских занятий

Семинарские занятия призваны закрепить у студентов знания теоретической базы в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Студенты знакомятся с общей характеристикой глобальных, планетарных проблем современного мира, с понятием «устойчивого развития» общества и необходимостью формирования культуры безопасности как нового миропонимания в сознании личности и общества.

В процессе самостоятельной подготовки они изучают вопросы, расширяющие представление о целях, содержании и средствах формирования культуры безопасности школьников и других категорий населения.

Для полноценной подготовки к семинарским занятиям необходимо изучить теоретическую часть вопросов, указанных в учебной программе дисциплины по рекомендуемой литературе. В русле самостоятельной работы выполнить задания, соответствующие ДЕ дисциплины.

3.2. Тематический план семинарских занятий

ДЕ

№ п/п

Темы семинарских занятий

Количество часов

2

3

1

1

Общая характеристика глобальных проблем современного мира

Глобальные проблемы современного мира и факторы, их порождающие. Понятие «устойчивое развитие» общества. Принципы устойчивого развития применительно к России. Необходимость формирования культуры безопасности как нового миропонимания в сознании личности и общества.

2

2

Содержание понятия культура безопасности жизнедеятельности

Характеристика различных подходов к определению понятия «культура». Определение культуры безопасности жизнедеятельности как процесс, как состояние, как основы мировоззрения. Уровни формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Подходы к проблемам безопасности в западной, восточной и русской культурах.

2

3

Исторические, философские, социологические и религиозные истоки культуры безопасности жизнедеятельности

Особенности катастрофического и энвайроментального созна­ния людей в различные исторические эпохи (в первобытном и древнем мире, в эпоху античности, средние века, в эпоху Возрождения, Нового времени). Философское и социологическое осмысление проблем безопасности в трудах русских мыслителей XIX – начала XX веков: славянофилов — И.В. Киреев­ского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова; западников — П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена; материалистов — М.А. Бакунина, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева; позитивистов — П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого, Н.М. Коркунова и других. Смещение вектора «катастрофического сознания» со страхов, обращенных вовне, к страхам человека и человечества перед самим собой Влияние религиозных концепций (джайнизма, буддизма, индуизма, даосизма, ислама, христианства) на понимание проблем безопасности.

2

2

1

Культура безопасности в содержании среднего образования. Соотношение понятий «культура безопасности» и «контркультура деструктивности». Интегрированное обучение основам безопасности.

2

2

Структура воспитания культуры безопасности школьников

Компоненты воспитания культуры безопасности (цели, содержание, результаты). Содержание функций управления в воспитании культуры безопасности (диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция). Особенности воспитания культуры безопасности в начальной, основной, средней школе.

2

3

Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников Цели воспитания культуры безопасности школьников (процессуальные и результатные; стратегические, тактические и оперативные). Необходимость соблюдения баланса интересов государства, общества, учителей и учащихся в постановке целей воспитания культуры безопасности. Содержание воспитания культуры безопасности школьников. Отражение культуры безопасности в содержании школьных учебных предметов. Средства и методы воспитания культуры безопасности школьников.

4

4.

Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе

Диагностика культуры безопасности школьников (диагностика, взаимодиагностика, самодиагностика). Функции диагностики, структура диагностики культуры безопасности (анализ, оценка, учет). Критерии диагностики культуры безопасности по параметру – компоненты деятельности (мотивация, знания, умения, творчество, самоконтроль). Педагогические средства диагностики. Средства анализа и средства оценки культуры безопасности школьников. Психолого-педагогические условия эффективной диагностики.

4

3

1

Направления и принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Направления формирования КБЖ. Общие принципы формирования КБЖ. Частные принципы формирования КБЖ

2

2

Основы формирования культуры безопасности на индивидуальном уровне

Формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности. Развитие качеств личности, влияющих на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасно­сти во всех сферах жизнедеятельности. Мотивирование безопасной жизнедеятельности.

2

3

Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на корпоративном уровне. Корпоративная культура и ее составляющие. Обучение в системе профессионального образования в целях формирования культуры безопасности. Подготовка персонала к умелым действиям в ЧС без отрыва от производства. Основные формы практической подготовки работников предприятий и спасательных служб к действиям в ЧС. Деятельность предприятий по охране труда. Основные мероприятия охраны труда. Методы обеспечения трудовой дисциплины. Декларация промышленной безопасности. Лицензирование деятельности опасных производственных объектов. Виды опасных производственных объектов.

2

4.

Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне. Особенности и принципы государственной политики в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Деятельность МЧС России по реализации государственной политики в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Общероссийская комплексная система информирования и опове­щения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

2

5.

Оценка развития культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях Показатели индивидуального уровня развития КБЖ Показатели корпоративного уровня развития КБЖ. Показатели общественно-государственного уровня развития КБЖ. Идеальные модели объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях..

4

4

1

Состояние развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. Европейский опыт воспитания безопасности жизнедеятельности как безопасности труда. Основные положения документа «Стратегия Европейских сообществ в области охраны труда на 2002–2006 гг.» Развитие образования и культуры в области безопасности жизнедеятельности в России. Деятельность МЧС России по обучению всех групп населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (Единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычай­ных ситуаций). Задачи обучения каждой категории населения в рамках этой системы.

2

2

Социально-экономический эффект от развития культуры безопасности жизнедеятельности населения. Экономический эффект от предотвращения гибели и травмирования (ранения) людей за счет повышения уров­ня культуры безопасности жизнедеятельности. Повышение уровня образованности людей не только в облас­ти безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных облас­тях знаний; усиление сплоченности общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями; стирание социальных различий между разными группами на­селения; повышение уровня духовно-нравственного и патриотическо­го воспитания молодежи; повышение имиджа государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

2

ВСЕГО:

34

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебная дисциплина Современные естественнонаучные теории (наименование)

    Рабочая программа
    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе;
  2. Рабочая программа учебная дисциплина Обеспечение безопасности образовательного учреждения (наименование)

    Рабочая программа
    Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Организация и технические средства охраны. Ресурсное обеспечение мероприятий по безопасности образовательного учреждения.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины материально-техническое обеспечение (наименование дисциплины по учебному плану) для специальности (направления)

    Рабочая программа
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 280103
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (20)

    Рабочая программа
    Дисциплина относится к учебному циклу Б. 4. Она непосредственно связана с дисциплиной профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (13)

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального образования

Другие похожие документы..