Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Агент изменений — человек, который анализирует дея­тельность компании и вносит предложения по конкретным действиям. Будучи специалистом, в менеджмент...полностью>>
'Диссертация'
Защита диссертации состоится «21» октября 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.09 при Энгельсском технологическом инстит...полностью>>
'Лекция'
Теория относительности – это физическая теория, рассматривающая пространственно-временные закономерности, справедливые не только для механических, но...полностью>>
'Биография'
Кафедра русской и зарубежной литературы Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и Институт восточнославянс...полностью>>

Рабочая программа дисциплины: «Информатика с методикой преподавания» Для специальности: 050709 «Преподавание в начальных классах»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Главное управление образования Курганской области

ГОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании Заместитель директора научно-методическим

цикловой (предметной) по УР ______________ советом техникума

комиссией_________________ ____________________

Протокол № _________ Протокол № _________ Протокол № _________

от «____» __________20___г. от «____» __________20___г. от «____» _______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: «Информатика с методикой преподавания»

Для специальности: 050709 – «Преподавание в начальных классах»

Составитель: Шацких А.В., преподаватель первой категории

Рецензент: Вихорева О.М., преподаватель первой категории

Куртамыш, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 12

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 27

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 37

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 42

Пояснительная записка

  1. Актуальность и причины введения данной дисциплины

Информатизация современного общества поставила перед средним педагогическим учреждением задачу подготовки студентов к преподаванию информатики в начальной школе. Курс «Информатика с методикой преподавания» вошел в учебные планы педагогических техникумов (училищ, колледжей) в 2003 году одновременно с введением в начальную школу предмета «Информатика». Учебная дисциплина «Информатика с методикой преподавания» предназначена для подготовки будущих учителей начальных классов к творческому преподаванию школьного предмета «Информатика и ИКТ» в различных условиях технического и программно-методического обеспечения.

  1. Роль и место курса в структуре учебного плана

Дисциплина «Информатика с методикой преподавания» относится к дисциплинам цикла ДПП (дисциплины предметной подготовки). При изучении данной дисциплины студентам будут необходимы знания, умения и навыки, полученные на уроках педагогики, информатики, методики преподавания различных дисциплин для данной специальности.

  1. Соответствие программы государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по курсу «Информатика с методикой преподавания» составлена на основе требовании государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования от 2002 года по курсу «Информатика с методикой преподавания» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 050709 – «Преподавание в начальных классах».

  1. Цель и задачи учебного курса

Основная цель и задачи курса «Информатика с методикой преподавания» заключаются в методической подготовке будущего учителя начальных классов средних учебных заведений, который должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

  1. Объем и сроки изучения

Курс «Информатика с методикой преподавания» общим объемом 44 аудиторных часа (теоретических – 21 ч., практических – 33 ч.) изучается в течение двух семестров: 6 семестр – 30 ч. (2 ч. в неделю), 7 семестр – 14 ч. (1 ч. в неделю). На внеаудиторную самостоятельную работу предусмотрено 13 час.

  1. Структура курса

Курс включает следующие разделы: введение в дисциплину; роль и место информатики в начальных классах; общее представление о программно – методических комплексах по информатике для начальных классов; особенности урока информатики в начальной школе; формирование базовых представлений и понятий информатики; развитие алгоритмического мышления младших школьников; методика проведения занятий в компьютерном классе; виды обучающих программ для начальной школы; компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников; применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе.

  1. Особенности изучаемого курса

В курсе «Информатика с методикой преподавания» изучаются основные принципы обучения информатике в младших классах. Студенты учатся сочетать традиционные методы обучения с новыми информационными технологиями. Рассматриваются различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе; психофизиологические особенности изучения информатики младшими школьниками; дается обзор педагогических программных средств. Предлагаемый курс позволит будущим учителям начальных классов не только грамотно преподавать свои основные предметы, широко применяя современные информационные технологии, но и качественно обучать детей информатике, учитывая психологические особенности детей этого возраста, а также сформировать устойчивые навыки эффективного применения компьютера как дидактического инструмента в своей профессиональной деятельности. Занятия по курсу методики преподавания информатики организуются таким образом, чтобы обеспечить достаточно полных и систематических знаний у будущего учителя для преподавания «стандартного» варианта курса информатики в начальной школе. На основе этой базы начинающий учитель сможет адаптировать свой курс в условиях конкретного учебного заведения.

  1. Формы организации учебного процесса

В систему методической подготовки студентов входят лекционный курс, практические и лабораторные занятия, выполнение контрольных работ (текущих и итоговых), а также курсовые и дипломные работы. Лекционный курс опирается на современные достижения дидактики, психологии, педагогики и создаёт основу для реализации всех видов учебной деятельности по предмету. Лабораторные работы предусматривают изучение функционального назначения школьного кабинета информатики и структуры программного обеспечения предмета. Практические занятия используются для тщательного изучения нормативных документов, программно-методических комплексов, обсуждения методики изучения отдельных тем, составления календарно-тематических и поурочных планов, создание компьютерных проектов.

  1. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении курса

По ряду тем необходимо активно использовать внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся. Для этого преподавателю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания, предложить обучающимся самостоятельно подробно изучить предложенную литературу по данному вопросу и предложить форму отчёта о проделанной работе.

  1. Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника

В результате освоения курса обучающиеся должны:

иметь представление:

  • о роли и месте информатики в начальной школе и в школьном курсе;

  • о возможностях применения прикладных программ общего назначения в образовательном процессе;

знать:

  • особенности и требования к уроку информатики в начальной школе;

  • перечень программно-методических комплексов (ПМК) по информатике для начальных классов;

  • методику реализации основных содержательных линий предмета «Информатика»,

  • методику работы с бескомпьютерными курсами информатики;

уметь:

  • использовать материал предмета при формировании у младших школьников целостного представления об окружающем мире;

  • развивать интеллектуальные способности детей в процессе изучения предмета;

  • работать с компьютерными программами для начальной школы;

  • организовывать работу учеников за компьютерами;

  • планировать уроки информатики с опорой на методические рекомендации авторов ПМК.

  1. Виды контроля знаний обучающихся

Формы итогового контроля определяются учебным планом, а текущего контроля – преподавателем.

Текущие контрольные работы могут проводиться, как правило, по основным темам на любом виде занятий. О проведении контрольной работы, её форме и её содержании студенты оповещаются заранее.

Отчеты о практических и лабораторных работах сдаются преподавателю по мере их выполнения и, после собеседования, соответствующая практическая или лабораторная работа считается выполненной.

Студент, своевременно сдавший все предусмотренные программой практические и лабораторные работы, получает зачет по практическим и лабораторным работам автоматически.

Курс каждого семестра завершается контрольной работой. Обязательным условием допуска обучающегося к итоговому контролю является выполнение всех практических и лабораторных работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка студента (час)

Количество аудиторных часов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (час)

Всего

Теоретические

Практические и лабораторные

1

2

3

4

5

6

6 семестр

41

30

30

11

Введение в дисциплину. Правила ТБ.

1

1

1

Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах

4

3

3

1

Тема 1.1. Информатика как наука: предмет и понятие.

1

1

1

1

Тема 1.2. Информатика как учебный предмет в начальной школе.

3

2

2

Раздел 2. Общее представление о программно – методических комплексах по информатике для начальных классов.

4

3

3

1

Тема 2.1. Основные дидактические и методические требования, предъявляемые к программным средствам.

1

1

1

Тема 2.2. Виды учебно-методических комплексов по информатике для начальных классов.

3

2

2

1

Раздел 3. Особенности урока информатики в начальной школе.

8

4

4

4

Тема 3.1. Формы организации обучения информатике в начальной школе.

3

2

2

1

Тема 3.2. Урок информатики. Составление плана и конспекта урока информатики в начальной школе.

3

1

1

2

Тема 3.3. Составление и использование дидактических материалов по информатике.

2

1

1

1

Раздел 4. Формирование базовых представлений и понятий информатики.

7

6

6

1

Тема 4.1. Виды информации, человек и компьютер.

3

2

2

1

Тема 4.2. Кодирование информации.

2

2

2

Тема 4.3. Графический редактор.

2

2

2

Раздел 5. Развитие алгоритмического мышления младших школьников.

10

7

7

3

Тема 5.1. Алгоритмы. Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы.

4

3

3

1

Тема 5.2. Исполнители и команды.

3

2

2

1

Тема 5.3. Объекты, признаки объектов, действия.

3

2

2

1

Раздел 6. Методика проведения занятий в компьютерном классе.

6

5

5

1

Тема 6.1. Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе. Эргономика рабочего места.

2

1

1

1

Тема 6.2. Изучение информатики в рамках одного урока без деления на группы. Методика сотрудничества.

2

2

2

Тема 6.3. Изучение информатики в рамках одного урока с делением на группы.

2

2

2

Итоговая контрольная работа за семестр

1

1

1

7 семестр

16

14

14

2

Раздел 7. Виды обучающих программ для начальной школы.

4

3

3

1

Тема 7.1. Цифровые и электронные образовательные ресурсы в поддержку преподавания информатики в начальной школе.

2

1

1

1

Тема 7.2. Анализ программной поддержки для предметов начального обучения: русский язык, чтение, математика, информатика.

1

1

1

Тема 7.3. Анализ программной поддержки для предметов начального обучения: окружающий мир, ИЗО, технология.

1

1

1

Раздел 8. Компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников.

6

5

5

1

Тема 8.1. LOGO-миры, особенности использования, методика обучения.

2

2

2

Тема 8.2. Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на уроках информатики.

4

3

3

1

Раздел 9. Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе

5

5

5

Тема 9.1. Использование возможностей MS WORD и POWER POINT в образовательном процессе.

1

1

1

Тема 9.2. Применение компьютерных технологий в организации труда педагога (программы EXCEL и ACCESS).

2

2

2

Тема 9.3. Компьютерные тесты.

2

2

2

Итоговая контрольная работа за семестр

1

1

1

Всего

57

44

44

13



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  2. «Преподавание в начальных классах»

    Курсовая
    Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса.
  3. Отчёт о работе пцк музыкально-эстетического цикла за 2009 2010 учебный год

    Публичный отчет
    В состав ПЦК музыкально-эстетического цикла входит 10 преподавателей, из них 9 человек имеют высшее образование, 1 человек – среднее специальное; профильность образования соответствует проводимым дисциплинам; 80% (8 человек) имеют
  4. Информация для включения в Публичный доклад учреждений начального и среднего профессионального образования Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Доклад
    Инновационное учебное заведение, располагающее высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем воспитательно-образовательного процесса,
  5. Конкурс предыдущего года при поступлении Соотношение бюджетных и мест на контрактной основе (для учреждений спо)

    Конкурс
    Используемые технологии и процедуры оценки качества образования (достижений) учащихся, наличие практики дополнительной сертификации с участием работодателей

Другие похожие документы..