Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ (СН 465-74) разработаны институтом Энергосетьпроект с участием института Сельэнерг...полностью>>
'Документ'
Восполнение недостающих частей бумаги бумажной массой уже давно привлекало внимание реставраторов. Еще в 1858 году Боннардо в своей статье «Опыт рест...полностью>>
'Документ'
Возьмемся за руки, сделаем большой круг. А теперь поднимем руки высоко-высоко и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина – Республика Казахстан...полностью>>
'Документ'
«Обозреватель» начинает новый цикл статей под общим заголовком «77 мифов украинской истории». Именно столько мы насчитали несуразностей и небылиц, ко...полностью>>

Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж. К. Гюисманса

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОМАРОВА Екатерина Александровна

Смыслообразующая функция хронотопа

в эволюции художественного творчества

Ж.-К. Гюисманса

Специальность 10.01.03 – литература народов

стран зарубежья (французская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Иваново – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор
Таганов Александр Николаевич
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Луков Владимир Андреевич

ННОУ ВПО «Московский гуманитарный

университет»

доктор филологических наук, профессор

Кирнозе Зоя Ивановна

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени

Н.А. Добролюбова»

доктор филологических наук, профессор

Трыков Валерий Павлович
ГОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Воронежский государственный
университет»

Защита состоится 29 сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39, ауд. 459.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан июня 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Е.М. Тюленева



Общая характеристика работы

Диссертация посвящена исследованию смыслообразующей функции хронотопа в эволюции художественного творчества французского писателя Жориса-Карла Гюисманса (1848 – 1907). Литературное наследие Гюисманса являет собой специфический художественный феномен, сконцентрировавший духовно-эстетические искания, которые пронизывают европейскую литературу конца ΧIX века, и во многом предвосхитивший формирование основных направлений развития литературы прошлого столетия. Уникальный творческий опыт писателя вмещает в себя и натуралистические традиции, и декадентское мироощущение, и мистические мотивы, и, наконец, обретение истины и веры на тернистом пути обращения к Богу.

Пространственно-временная организация художественной прозы Гюисманса концептуально отражает сущностные моменты идейно-эстетической системы писателя и своеобразие духовного контекста эпохи. Анализ специфики хронотопных образов в их эволюции, начиная с ранних литературных опытов (сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями») и заканчивая поздними романами («Собор», «Облат»), видится наиболее продуктивным основанием для выявления важнейших тенденций, определяющих динамику художественного универсума Гюисманса, и позволяет представить его творчество как гармоничное целое, характеризующееся внутренним единством и логикой развития.

Жизнь и литературная деятельность Гюисманса, активно изучавшиеся французскими учеными на протяжении ХХ века, до сих пор остаются объектами научных изысканий на родине писателя. Однако проблемам пространства и времени в его творчестве посвящен лишь ограниченный круг работ, имеющих частный характер (Ж.-П. Вилько, Ж. Монферье, Г. Демюр, Ж. Солал, Б. Кабироль, Н. Зюффи, М. Вьен, Д. Милле-Жерар, Ж. Пейле, П. Глод).

В России имя Гюисманса входит в литературный обиход в конце XX – начале XXI веков. К его творчеству проявляют интерес такие видные отечественные литературоведы, как В.М. Толмачев, С.Н. Зенкин, Вл.А. Луков.

Традиционные трактовки художественной концепции писателя в русле биографического, психоаналитического, историко-литературного методов не мешают ей гармонично вписываться в современные литературоведческие категории, базирующиеся на понятиях и положениях постструктурализма и постмодернизма («текст» как отражение самосознания, «код» как сверхтекстовая организация значений, действительность второго порядка, или «симулякр»). Думается, что данный факт может служить доказательством того, что творчество Гюисманса не утратило своей актуальности и научной значимости в начале третьего тысячелетия.

Актуальность темы исследования. Ж.-К. Гюисманс является одной из ключевых фигур литературного процесса конца XIX – начала XX веков. Его произведения появляются в кризисное время, когда происходит столкновение различных тенденций, рождение новых явлений, многие из которых стоят у истоков литературного процесса ушедшего столетия.

Актуальность работы состоит в обращении к творчеству Гюисманса как к литературному феномену, субъективно соединившему в себе художественные принципы и традиции эпохи и во многом предопределившему специфику и направленность литературного развития ХХ века, что особенно важно сейчас, при подведении литературных итогов минувшего столетия.

Рассмотрение пространственно-временного континуума в литературном наследии Гюисманса определяется назревшей необходимостью в целостном исследовании хронотопа художественных произведений писателя как феномена, на который проецируется его художественное мировоззрение. Предпринятое под этим углом зрения исследование поэтики пространства и времени представляется чрезвычайно продуктивным, так как позволяет упорядочить смысловые центры и выявить ключевые проблемы романов, охарактеризовать творчество Гюисманса как единое целое, проследить эволюцию художественной концепции одного из ведущих французских писателей эпохи fin de siècle, выявить доминанты его эстетики, определить связи с французской и общеевропейской литературной традицией.

Эстетический и духовный поиск определяет художественную эволюцию Гюисманса. В художественном аспекте писатель следует своей собственной истории – тому, что он сознательно или бессознательно переживает в аспекте духовном. Его персонажи на протяжении всего творчества ведут экзистенциальный поиск единства и абсолюта, пытаясь укрыть внутренний индивидуальный мир от воздействия внешнего пространства и времени, при этом их убежище одновременно является и духовным, и материально определенным пространством. Изучение индивидуального закрытого пространства, выполняющего функцию убежища, в оппозиции к враждебному реальному миру позволяет уловить главный принцип, связующий воображаемый универсум Гюисманса.

Необходимо отметить, что целостное и исчерпывающее исследование хронотопа и его смыслообразующей функции в контексте художественного творчества Гюисманса отсутствует. Перечисленные аспекты не выделялись как самостоятельная задача в работах зарубежных авторов и совершенно не прослеживаются в отечественном литературоведении. Следовательно, в подобной постановке проблема впервые поднимается в изучении художественного наследия писателя, что определяет научную новизну диссертации. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, в котором предпринимается попытка хронологического и системного анализа бытования и развития художественного пространства и времени и устойчивых для эстетического универсума писателя хронотопов в целостном контексте литературного творчества Гюисманса, выявления на их примере важнейших структурных составляющих художественной системы писателя на жанровом, повествовательном, образном и языковом уровнях. Впервые разработанный принцип единого подхода к рассмотрению произведений Гюисманса как макротекста с точки зрения особенностей хронотопа позволяет определить логику развития идейно-эстетической концепции писателя и внутреннюю закономерность эволюции его творчества.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении внутреннего единства художественного творчества Ж.-К. Гюисманса в свете реализации смыслообразующей функции хронотопа. Для ее осуществления поставлены следующие задачи:

- вписать творчество Гюисманса в контекст культуры «конца века» и обозначить те факторы духовной жизни рубежа XIX – XX веков, которые определили специфику эстетической концепции писателя;

- выявить основные виды категорий пространства и времени в художественной системе Гюисманса;

- проследить эволюцию пространственно-временного континуума в литературном творчестве Гюисманса;

- описать особенности организации хронотопа в романах Гюисманса натуралистического, декадентского и мистического периодов творчества;

- доказать, что хронотоп Дома является приоритетным в художественном универсуме Гюисманса;

- проанализировать смыслообразующее и структурирующее значение категории хронотопа в формировании художественного творчества писателя как макротекста.

Материалом исследования, как явствует из избранной цели, является художественная проза Гюисманса. Преимущественно принятый в западном литературоведении биографический подход заключает творчество писателя в слишком узкие, на наш взгляд, рамки и не позволяет охватить его в полном масштабе. Поэтому в данном исследовании мы лишь весьма ограниченно будем прибегать к рассмотрению романного творчества Гюисманса с точки зрения биографической перспективы и, напротив, акцентируем внимание на исследовании собственно романов как самодостаточной целостности, как достигнутой цели, существующей через себя и в себе.

Предмет исследования составляет совокупность элементов пространственно-временной структуры романов Гюисманса, выявляемых и изучаемых на разных уровнях архитектоники художественного мира писателя.

Поставленные задачи работы предполагают проведение исследования как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах, обусловливают как опору на общие основы теории литературы и обращение к традиционному историко-литературному подходу, так и использование элементов сравнительно новых методов, связанных с идеями М.М. Бахтина, а также с конструктивным опытом современных литературоведческих школ и направлений (структурализм, постструктурализм): системно-структурного, типологического, историко-теоретического.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет заполнить лакуны в существующих литературоведческих и эстетических представлениях как о творчестве Гюисманса, так и об общих тенденциях литературного процесса последних десятилетий XIX – начала XX веков, а также в возможности дальнейшей методологической разработки типологических разновидностей художественного пространства и времени.

Практическая ценность работы определяется опытом систематизированного описания хронотопа в его эволюции с выходом на художественное мировоззрение автора, а также возможностью использовать ее результаты при дальнейшем изучении творчества Гюисманса и французской литературы указанного периода, при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы, в научных исследованиях, посвященных развитию французской и мировой литературы XIX – XX веков.

Апробация. Основные положения исследования обсуждались на следующих конференциях: итоговые научные конференции ИвГУ (1998, 2002 – 2010), I Международная школа-семинар «Пути и средства формирования языковой и речевой культуры» (ИГХТУ, 1998), Всероссийская конференция «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Теория и история» (ИвГУ, 2001), IV Международная школа-семинар «Язык. Культура. Словари» (ИвГУ, 2001), XIV – XVII Пуришевские чтения (Москва, МПГУ, 2002 – 2005), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука в классическом университете» (ИвГУ, 2002), Фестиваль Гуманитарных Наук (ИвГУ, 2002), Всероссийская научная конференция «Молодые женщины в науке» (ИвГУ, 2004), VI Международная научно-практическая конференция «Перевод и межкультурная коммуникация» (Екатеринбург, ИМС, 2004), VI Международная школа-семинар «Лексика, лексикография, терминография в русской, американской и других культурах (ИвГУ, 2005), VI – VII Международные научные конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, ВГГУ, 2005, 2007), V Межвузовская научно-практическая конференция «Язык и межкультурная коммуникация (Санкт-Петербург, СПбГУП, 2008), а также в ходе стажировки в Обществе Жориса-Карла Гюисманса (Сорбонна, Париж, январь 2007). Содержание диссертации также раскрыто в монографии и 37 публикациях, в том числе в 28 статьях и материалах, из них 7 статей опубликовано в журналах, рецензируемых ВАК.

Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и краткого биографического приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организация художественного пространства и времени в произведениях Гюисманса является той эстетической составляющей, которая выражает авторское отношение к действительности.

2. В творчестве писателя художественная модель мира основывается на выстраивании в произведении внешних материальных реализаций образов внутреннего хронотопа сознания.

3. Внутренний хронотоп сознания характеризуется закрытостью и надвременностью и представлен обобщенной категорией Дома, призванного выполнять защитную функцию убежища и обеспечивать персонажу ощущение внутренней безопасности и покоя.

4. Внешний хронотоп сконструирован из конкретных архитектурных образов, также отличающихся замкнутостью, но находящихся под влиянием открытой социально-природной среды (актуализированного реального пространства), что порождает чувство незащищенности и тревоги и свидетельствует о разладе с эпохой.

5. Поиск защищенного пространства-убежища приводит к последовательному структурированию в романах различных архитектурных моделей Дома как приоритетного хронотопа творчества Гюисманса:

- собственно дом (квартира), в рамках которого персонаж ведет холостяцкую или супружескую жизнь (натуралистический период);

- дом-музей или произведение искусства (эстетический эрмитаж дез Эссента);

- замок как воплощение мира воображаемого, порожденного болезнью или творчеством («В гавани» и «Там, внизу»);

- собор или монастырь как символ идеального пристанища, в котором сливаются вера и искусство, образуя духовно-эстетическую фиваиду в конкретной материальной форме (католический период).

6. Исследование хронотопа в литературных произведениях Гюисманса позволяет определить его функцию как смыслообразующую, так как пространственно-временной континуум отражает экзистенциальный поиск абсолюта, связующий творчество писателя в единое духовное и художественное целое.

Основное содержание работы

Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертационного сочинения, формулируются цель и задачи исследования, характеризуются методологические принципы, отмечается теоретическая и практическая значимость работы. Тематико-хронологический обзор критической литературы, посвященной литературному наследию Гюисманса, позволяет проследить рецепцию творчества писателя на протяжении конца XIX – начала XXI веков, выявить литературоведческую значимость и специфику интерпретации затронутых им проблем, а также уровень изученности заявленной темы в зарубежном и отечественном литературоведении.

Три главы основной части соответствуют трем периодам творчества Ж.-К. Гюисманса: натуралистическому, декадентскому и мистическому – и состоят каждая из трех параграфов.

Глава 1. Пространственно-временная организация раннего творчества Ж.-К. Гюисманса. Первый параграф «Проблема хронотопа в литературоведении и теоретическая концепция хронотопа в творчестве Ж.-К. Гюисманса» носит теоретический характер. В нем категории художественного пространства и времени применительно к творчеству Гюисманса осмысливаются как необходимые инструменты, при помощи которых выстраивается созданная писателем художественная картина мира, причем ведущую, смысло- и структурообразующую роль играет пространственная составляющая, а время выполняет преимущественно вспомогательную функцию. Хронотопные образования в произведениях Гюисманса перекликаются с пространственно-временными формами, специфически присущими различным художественным направлениям эпохи «fin de siècle»: натурализму, импрессионизму, декадансу, символизму, эстетизму.

С учетом проведенного анализа исследований по проблемам художественного пространства и времени и результатов комплексного изучения произведений писателя, предлагается следующая теоретическая интерпретация феномена хронотопа в художественном творчестве Гюисманса. Его концептуальная основа перекликается с биографическим хронотопом по классификации М. Бахтина. Речь идет о платоновском типе автобиографического самосознания человека или о жизненном пути человека в поисках истины, ведущем через стадии самоуверенного невежества, самокритичного скепсиса, через познание себя и кризисный момент к перерождению и истинному познанию. Эта схема получает различное наполнение на разных этапах творческого пути Гюисманса. В его произведениях выражено также понятие «чужого мира» как враждебной реальности, обусловливающей одиночество героя; есть хронотопные элементы семейного романа, когда герой движется из большого чужого мира к маленькому, теплому мирку уюта и взаимопонимания, но у Гюисманса он обретает его лишь в последнем романе и не в семье; присутствуют хронотоп замка как средоточия исторического времени и хронотоп дороги, но не как физического перемещения, а как духовного пути.

Начиная с ранних произведений и заканчивая зрелым художественным творчеством, названия произведений Гюисманса наводят на мысль о пути, о странствии: заплечный мешок – необходимый атрибут путешественника; адвербиальные, характеризующие действие «По течению», «Наоборот», «Там, внизу», «В пути» свидетельствуют о неопределенности, извилистости маршрута и символизируют движение удаления, вызванное разладом с повседневным существованием; «В гавани» и «Собор» – обозначения убежищ – отражают стремления человека в поисках надежного пристанища.

Автор неустанно и одержимо ведет поиск убежища, которое условно можно обозначить понятием «Дом»: персонажи натуралистических романов, обретающиеся в неустойчивом контексте городской социальной среды, ищут укромный уголок, чтобы спрятаться, и мечтают о маленькой квартире – воплощении их представлений о собственности и комфорте; роман «Наоборот» повествует о реализации проекта дома, специально разработанного для защиты владельца от активной недоброжелательности внешнего мира; цикл романов о Дюртале переносит проблему в область мистического, где церковь, врачующая душу в материнском тепле храмов, становится одновременно духовным и материальным убежищем, утешительным защитным пространством. Доминантный замкнутый хронотоп Дома как экзистенциальной и эстетической опоры в широких рамках окружающего мира реализуется то в реальном пространстве и «открытом» времени, то в пространстве воображаемом и «закрытом» времени.

Художественное творчество Гюисманса в предельной степени развивает идею закрытого пространства, столь популярную во французской литературе второй половины XIX века. Его герои ищут свой Дом как убежище, как гармоничную среду, закрытую от враждебного воздействия мира. Изолированность в Доме для Гюисманса тождественна поиску комфорта и безопасности, защиты от вторжения внешней среды и свободы творчества. В этой связи нам представляется целесообразным ввести в качестве ключевых понятий анализа пространственно-временной организации художественных произведений Гюисманса термины «внутренний хронотоп» и «внешний хронотоп». Под внутренним хронотопом понимается хронотоп авторского сознания, реализующийся в конкретных материальных формах – примерах внешнего хронотопа. Внутренний хронотоп представлен обобщенной категорией Дома, призванного выполнять защитную функцию убежища и обеспечивать ощущение внутренней безопасности и покоя. Его внешние проявления суть архитектурные конструкции (собственно дом, дом-музей, замок, собор, монастырь), которые структурируют и каждый художественный текст Гюисманса в отдельности, и все творчество писателя в целом. Внешний хронотоп, как и внутренний, характеризуется замкнутостью, но он подвержен влиянию среды – открытого природного или социального пространства, порождающего чувство незащищенности и тревоги. Вектор пространственно-временной геометрии творчества Гюисманса ведет от выстраивания Дома в социальной среде через попытку отгородиться от ее воздействия за стенами автономного индивидуального существования к гармоничному слиянию идеального внутреннего образа и его материального воплощения. Изучение эволюции хронотопа в произведениях Гюисманса через анализ архитектурных образов позволяет выявить его смыслообразующую функцию и представить все художественное творчество писателя как макротекст, объединенный доминантой поиска Дома-убежища.

Второй параграф «Пространственно-временные особенности сборника «Ваза с пряностями» в контексте эпохи «fin de siècle» посвящен изучению истоков возникновения творчества Гюисманса в рамках литературного контекста эпохи через категории пространства и времени.

Формирование художественного мировоззрения Гюисманса приходится на «конец века» – переломную эпоху в истории европейской литературы, характеризующуюся разрушением антропоцентрической точки зрения на мир, утратой привычных ценностей и ощущением враждебности мира по отношению к человеку. В силу разнообразия школ и направлений, ситуация во французской литературе «fin de siècle» оказывается достаточно сложной и во многом противоречивой. Эстетическая концепция Гюисманса рождается на пересечении рационалистических и иррационалистических тенденций, субъективно и оригинально отражая особенности литературного процесса рубежа веков. Все идейные и художественные переплетения духовной жизни эпохи гармонично укладываются в единое целое – творчество Ж.-К. Гюисманса.

Литературный дебют Гюисманса – сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями» (Le Drageoir aux épices, 1874) – сочетает характерные черты натуралистической эстетики, импрессионистические тенденции, декадентские мотивы и предвещает особенности символистского мироощущения, являясь оригинальным свидетельством сложности и неоднозначности художественной ситуации «конца века». Само слово «drageoir», обозначающее коробочку, чашу или вазу, предназначенные для сладостей, драже или пряностей, предвосхищает пестроту и мозаичность вошедших в сборник произведений, отличающихся изысканной, «пряной» причудливостью (épices). Косвенно тематическая и стилистическая «рассыпчатость» сборника свидетельствует об отсутствии единой системы мировоззрения, единой художественной ориентации, свойственной современной писателю эпохе. Несформированность, расплывчатость конструкции внутреннего хронотопа, закономерная в силу отсутствия творческого опыта, обусловливает разнообразие проявлений внешней пространственно-временной геометрии.

Натуралистический хронотоп доминирует в сборнике «Ваза с пряностями». Пейзажные и урбанистические зарисовки, бытовые сцены из жизни парижских пригородов отличаются документальной реалистичностью деталей, достоверным описанием обыденных, нередко неприглядных сюжетов. Гюисманс стремится к объективной непредвзятости изображения, свободного от романтической идеологии. Синхронический аспект приземленно-бытового натуралистического пространства переплетается с его диахроническим противопоставлением идеализированному романтическому пространству грез («Экстаз», «Японское рококо», «Вариации на знакомый мотив»). Идея констатации факта действительности, правдивого изображения «куска жизни» как основной содержательный принцип натурализма воплощается в пространственных образах многих сюжетов сборника «Ваза с пряностями» («Королева Марго», «Левый берег», «Клодина»). В стихотворениях преобладает открытое социальное пространство, характеризующееся топографической и хронологической конкретностью. Предметом внимания автора становятся городские кабаре и деревенские трактиры, концерты и крестьянские праздники. Синхронический аспект социального хронотопа дополняется образами персонажей – крестьян, рабочих, проституток, пьяниц – и описанием современных нравов («Признание в любви»). Именно в натуралистических зарисовках «Вазы с пряностями» можно обнаружить первые признаки формирующегося внутреннего хронотопа как мечты об идеальном пространстве, находящей воплощение во внешней реальности. В стихотворении «Трусость» лирический герой, закрыв шторы и сидя в кресле с томиком любимого Вийона в руках, ожидает возлюбленную. Квартира жарко натоплена, сюда не проникают зимняя стужа и пронизывающий ветер с улицы, на столе накрыт ужин. Тем же материальным требованиям к Дому мечты отвечают характеристики пространства в стихотворении «Корнелиус Бега». Тихое наслаждение спокойной, обеспеченной семейной жизнью становится стимулом для творчества. Однако в границах реального мира внешний хронотоп Дома как релизация внутреннего пространственного образа оказывается хрупким и недолговечным и рушится под воздействием социально-природных факторов: персонажи умирают от чумы.

В то же время на объективную, документальную точность прозаических описаний Гюисманса накладывается субъективно-оценочное восприятие действительности («Левый берег»). Писатель старается прежде всего передать свое впечатление от увиденного, поэтому правомерно говорить о присутствии черт импрессионистического хронотопа в сборнике «Ваза с пряностями». Этот тип пространства, в отличие от натуралистического, диахронически полемизирующего с романтизмом, носит сугубо синхронический характер, создавая эффект живописного полотна. Образцовым примером импрессионистического хронотопа можно считать пространственно-временную целостность стихотворения «Красная камея». Пространство комнаты, освещенной закатным солнцем, задано комплексно, за счет гармоничного взаимодополнения сюжета, композиции, колористических оттенков и ассоциаций, средств словесной образности, стилистических приемов, в сочетании зрительного и слухового аспектов. Восприятие времени в стихотворении также импрессионистично: передавая мгновенность изменения облика предметов, Гюисманс создает ощущение постоянного движения, «текучести» мира. Использование живописной техники, позволяющее говорить об экфрасисности стиля Гюисманса («Королева Марго», «Пирушка» Рубенса», «Адриан Брауэр»), подтверждает значимость темы искусства и объясняет ее постоянное присутствие в пространственно-временном континууме произведений писателя. Интересно, что социальное пространство, описанное в живописном стиле фламандцев, в отличие от собственно натуралистических зарисовок, неприглядных и нередко внушающих отвращение, выглядит привлекательно и производит благоприятное впечатление. На наш взгляд, подобное различие уже в первом произведении писателя свидетельствует если не о неприятии, то, по меньшей мере, о дистанцировании Гюисманса от реальной жизни и о стремлении к гармоничному пространству, существующему, в его представлении, на полотнах фламандских художников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений за декабрь 2010 года (1)

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в декабре 2010 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.
  2. Личность и текст в культуре русского символизма 24. 00. 01 Теория и история культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 18 декабря 2009 г. в 11 час. на заседании совета Д 212.307.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.
  3. Исследование (3)

    Исследование
    И 89 Исследование славянских языков и литератур в выс­шей школе: достижения и перспективы: Инфор­ма­цион­ные мате­риалы и тезисы докладов международной научной конференции / Под ред.
  4. Парадигма философско-культурологический альманах

    Документ
    Редакционная коллегия номера: д-р филос. наук Н. В. Голик; д-р филос. наук Б. В. Марков; д-р филос. наук Е. Г. Соколов; д-р филос. наук Ю. Н. Солонин; канд.
  5. О творящей природе слова

    Документ
    О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф.М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление в обязанностях” стр.

Другие похожие документы..