Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа для студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, в соотв...полностью>>
'Документ'
1. Провести с 4 по 9 апреля 2012 года XLIII научную конференцию студентов университета, посвященную Дню науки. Финансирование конференции произвести ...полностью>>
'Документ'
В сборнике опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения», по теме «Проблемы сохранения этнического сам...полностью>>
'Документ'
См. также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производ...полностью>>

Задачи урока: развивать творческие способности учащихся, навыки работы со справочной литературой; развивать память, речь, мышление

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27

МО Северский район Краснодарского края

Литературное чтение

4 класс, УМК «Школа 2100»

Дата: 6.09.2011 г.

Тема: Фантастическая повесть Е.С.Велтистова « Приключения Электроника»

Тип урока: изучение новой темы.

Цель: ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»;

Задачи урока:

- развивать творческие способности учащихся, навыки работы со справочной литературой;

- развивать память , речь, мышление;

- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер; проектор; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; толковый словарь С.И.Ожегова, толковые словари для работы в парах, учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, тесты.

Учитель Г. В. Мальцева

2011 г.

Ход урока:

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира «Вчера, сегодня, завтра»

  3. Работа в тетради. Речевая разминка:

а) Чтение стихотворения.

В чудной стране,

В одной чудной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И.Токмакова

б) Словарная работа.

- Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (язычок, глазок, горлышко, стул)

- Найдите многозначное слово. (язычок)

- Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?

3. Изучение нового материала.

а)Чтение статьи в учебнике с.8

Вступительная беседа.

- Кто любит читать фантастику?

- Как вы понимаете слово «фантазия»?

б) Рассказ учителя о фантастике.

Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована «фантастика» (от греч. «искусство воображать») – термин для литературных произведений, изображающих невероятное и действительное как невероятное.

К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.

Дело в том, что фантастика – это, прежде всего, художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее.

- Так что же такое:
в) Работа с толковыми словарями (в парах, по рядам)

1 ряд. Фантазия –

1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

3.Прихоть, причуда.

2 ряд. Фантазёр –

  1. Человек, который любит фантазировать, мечтатель.

  2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

3 ряд. Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. (определения по толковому словарю).

  1. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова ( с показам мультимедийной презентации).

Рассказ учителя и подготовленных учеников о писателе.

1 уч. Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

2 уч. Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»

3 уч.Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашеву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

4 уч.Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум - гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси - неуловимый друг «( 1971 г),
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
«Новые приключения Электроника»(1988).

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

4.Физминутка

а) Работа по учебнику с. 9-16. Чтение учителем и учащимися отрывка из повести «Приключения Электроника». Первичное восприятие текста.

- Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович.

б) Работа со словарями( вставить закладки заранее).

-Как вы поняли значения слов КИБЕРНЕТИК? (специалист по кибернетике, КИБЕРНЕТИКА – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

в) Выборочное чтение по вопросам.

  1. Чем занимается профессор Громов?

  2. Что испугало профессора?

  3. Что значит для Сережи «говорить по-человечески»?

г) Тест по повести «Проверь себя». Подчеркни нужное.

1.Кто приехал к гостинице»Дубки» с большим чемоданом?

( Алиса, Карлсон, Громов).

2.Что находилось в чемодане?

( электроник, спящая красавица, кукла)

3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?

(Светловидов, Галустян, Куклачёв)

4.К какому экзамену в»Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник? ( к алгебре, физике, анатомии).

5.Куда спрятал Серёжа своего друга дав ему полную стопку книг?

( в шкаф, под кровать, в холодильник)

6.Что любил поесть Электроник?

(часы, обычная еда)

7. Как звали друга- собаку Электроника?

( Ресси, Чарли, Тошка)

8. На каких языках умел разговаривать Электроник?

( немецкий, звериный)

9.Какие черты характера присущи Электронику?

(злость и трусливость, доброта и внимание)

д)Взаимопроверка на местах. Работа в парах.

5. Итог урока. Выставление отметок.

- Кто считает, что знания пригодятся в жизни?

- Кто помогал работе в группе?

6. Домашнее задание. Дочитать главу с.17-25. Устно составить характеристику Серёжи и Электроника.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной деятельности  Принцип работы лицея

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей им.В.В.Карпова» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  2. Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «Васильчуковская сош» в 1995 году закон (1)

    Закон
    3. Ведущая идея опыта. Цель применения. За счёт чего (элементы, условия) получается высокий результат (условия эффективности). Как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
  3. Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «Васильчуковская сош» в 1995 году закон (2)

    Закон
    Ведущая идея опыта. Цель применения. За счёт чего (элементы, условия) получается высокий результат (условия эффективности). Как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
  4. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  5. Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

    Урок
    На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие,

Другие похожие документы..