Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Дан массив чисел (1,2,4,2,9,6,11,0). Если программа написана на языках Бейсик или Паскаль, то число обращений к массиву, чтобы увеличить все его элем...полностью>>
'Практикум'
– Технологическое образование» Год обучения, группа: 010-11 уч....полностью>>
'Документ'
С момента возникновения на филологическом факультете Театральной мастерской (фактически 1 , официально 2001), в работе над постановками совместно с п...полностью>>
'Документ'
Цель: ознакомить учащихся с этапами принятия решения в вопросе выбора профессии и подготовить их к участию в I этапе Республиканской комплексной прогр...полностью>>

Занятия по теме «профессия: выбираем вместе» Материалы для классного руководителя

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

З а н я т и е 6. НАДО. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути – не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего – его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей личности, нужно еще владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора – о рынке труда. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение работников – собственников своей рабочей силы – относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы на конкретных рабочих местах.

В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда, для выбора верной стратегии.

Кроме того, рынок труда на современном этапе предъявляет достаточно высокие требования к специалистам. В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:

  • необходимость постоянного обучения. Практически для всех профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется повышение квалификации, а в некоторых случаях – и смена профессии.

  • «постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (в наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям, найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.

  • увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современный специалист – профессиональный, активный и самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым качествам, соответственно, выше.

  • становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением.

  • противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к соискателям на вакансии одинаково распространены требования к возрасту (который не должен превышать определенный уровень) и к опыту работы (должен быть не очень маленьким).

Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью – в данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, темпераментальные характеристики, свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать.

В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:

  • Составьте перечень тех навыков, умений, личностных качеств, которые у вас есть уже сейчас и которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

  • Составьте следующий список: перечень того, что вам нужно приобрести (в личностном, психологическом, профессиональном смысле) для будущей успешной профессиональной деятельности.

З а н я т и е 7. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

П. Коэльо

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются в основном под воздействием родителей (иногда – учителей). Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Я ему (ей) сказала: главное – получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом – делай что хочешь!». Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом может никогда не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты построения карьеры:

школа учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) вуз.

При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить определенную специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».

  • Предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия – актер?!»).

  • Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

  • Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

  • Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек) является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем, что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом упускается из виду, что работа психолога – не только приятная (кстати, не всегда приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций, большой объем «бумажной», документальной работы.

  • Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. К тому же не известно, смогут ли юноша или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так, сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является юридический. Однако рабочих мест по этой специальности гораздо меньше, чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.

  • Влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих о профессии, то, насколько она является «модной». Опасность таится в незнании особенностей той или иной профессии. На деле она может оказаться не такой привлекательной и интересной. Так, старшеклассник говорит: «Я уже выбрал профессию. Хочу быть менеджером». На вопрос консультанта: «А чем ты будешь заниматься на своем рабочем месте?» не очень уверенно отвечает: «Ну… У меня будет свой офис, отдельный кабинет, люди в подчинении…». О содержании работы, как видите – ни слова. О том, что менеджеры бывают разные – по персоналу, по продажам и т. д., юноша тоже слышал впервые.

  • Несамостоятельность выбора профессии. Может случиться так, что мы, взрослые, руководствуясь благими намерениями, можем оказать выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за их выбор. Иногда нам кажется, что мы сделаем этот выбор лучше – у нас больше знаний, жизненного опыта. На консультацию пришла девушка-одиннадцатиклассница. Точнее, ее привела бабушка со словами: «Мы хотим поступать на экономику. Скажите, какой институт лучше выбрать». При разговоре с девушкой выяснилось, что экономика привлекает бабушку, а не ее. Сама она хорошо рисует и хотела бы получить профессию в сфере искусства. Более того, она уже позаботилась о месте работы, планируя совмещать работу с обучением. Нетрудно предположить, насколько девушка была бы «довольна» своей работой, если бы ей пришлось работать в сфере экономики, прямо противоположной ее интересам.

  • Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.

  • Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).

  • Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идет о случаях, когда старшеклассник находится в растерянности – не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет квалифицированную консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.

  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

  • Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.

Занятие 8. ЦЕННОСТИ. ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ?

Нельзя быть таким слишком практичным, чтобы судить по результатам, – человечнее судить по намерениям.

А. И. Солженицын

Можно использовать материалы классного часа на соответствующую тему.

Занятие 9. МОИ МЕЧТЫ. БУДУЩЕЕ. КАРЬЕРА. УСПЕХ.

На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной.

П. Коэльо

Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. Если некоторое время назад слово «карьерист» носило определенный негативный оттенок, то сейчас оно ассоциируется с успешным, активным человеком, который знает, чего хочет от жизни.

При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» – значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий может посчитать, что самое важное – быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, и именно это является целью построения карьеры. Наверное, прав каждый по-своему, прав в отношении именно своей карьеры. Карьера – понятие индивидуальное, невозможно дать универсальный рецепт профессиональной успешности. Совершенно точно, что построение карьеры тесно связано с такими понятиями, как рост, развитие, достижения, успех. А вот в каком направлении расти и чего достигать – каждый решает для себя сам.

Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх, постоянно повышая собственную планку. С изменением должности меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так, например, учитель химии, становясь заместителем директора (а возможно, и директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету, занимаясь в большей степени административной, организационной работой. В данном случае речь идет о карьере по вертикали.

Другой вариант развития – двигаться вглубь, все лучше и лучше осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек, – стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель химии не будет стремиться к должности заместителя директора, а будет постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая различные курсы, семинары и становясь учителем первой, второй, высшей категории, заслуженным учителем. Здесь мы говорим о карьере по горизонтали.

Нечасто, но встречаются случаи, когда удается эти направления совмещать. Но в начале карьеры, при выборе цели, важно лично для себя определить приоритеты, ответить на вопрос: чего я хочу достичь, что значит успех лично для меня?

Помимо наших желаний и стремлений существует еще и реальность, с которой нельзя не считаться. В карьерном плане такой реальностью является рынок труда, предъявляющий свои требования к специалистам. На сегодняшнем рынке труда больше шансов добиться успеха у людей гибких, мобильных, активных, обладающих большим количеством разнообразных умений и навыков. Высок спрос на универсальных специалистов, которые при необходимости могут справиться с самыми разными обязанностями. При этом очень важно постоянно доказывать свою ценность для организации, не ждать, пока перед вами поставят какие-либо задачи, а самому ставить их перед собой, предлагать новые идеи. Постепенно уходит время, когда на хорошие перспективные должности принимали людей исключительно «по блату». Работодатель становится все более и более заинтересованным в действительно квалифицированных, профессиональных работниках, умеющих к тому же доказать это.

После выбора сферы профессиональной деятельности необходимо подобрать организацию, в которой возможно достижение поставленных вами целей. Постарайтесь получить о компании максимум информации. Как долго она существует? Из каких отделов состоит? Предполагается ли обучение новых сотрудников? Способствует ли руководство повышению сотрудников в должности или повышению их квалификации, обучению в процессе работы? Насколько организация открыта для сотрудничества с другими компаниями? Источниками таких данных могут быть средства массовой информации, Интернет, сами сотрудники (если удастся с ними пообщаться). Как правило, чем солиднее и серьезнее компания, тем более она открыта, доступна, тем больше информации о себе готова предоставить. Если на собеседовании в выбранной организации работодатель задает вам вопрос о ваших карьерных планах, не стоит скрывать свое стремление к росту, развитию. В то же время не нужно делать это самоцелью. Где бы вы ни работали, достижение карьерных вершин невозможно без серьезного овладения профессией, без стремления выполнять свою работу качественно, «на совесть».

Если вы настроены на серьезное построение карьеры (независимо от сферы, от направления роста), настраивайтесь сразу и на необходимость постоянного обучения, повышения квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сейчас уже недостаточно однажды полученного высшего образования (или даже двух), знание одного иностранного языка становится обычным делом, а неумение работать на компьютере вообще осложняет работу по любой специальности. Полученного запаса знаний может хватить, если вас устраивает занимаемая должность, вы успешно справляетесь со своими обязанностями, и вас в этом плане все устраивает. Если же вам хочется не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше, то следует приложить немало усилий, чтобы «не выпасть из обоймы» востребованных специалистов. Это, конечно, не означает, что нужно впадать в крайности и, сломя голову, бросаться получать второе, третье образование, изучать сразу четыре языка одновременно. Вполне возможно, будет достаточно пройти какие-то курсы по вашей специальности, дополнив базовые знания какой-то новой информацией. Выбор курсов или любого другого обучения – задача серьезная. Не стоит тратить время, силы и деньги и обучаться просто ради лишней «корочки» – диплома, сертификата, свидетельства. Подумайте, как и для чего вы сможете применить полученные знания, насколько они необходимы для вашего дальнейшего продвижения и развития.

Строить карьеру не поздно в любом возрасте. В этом отношении строгие ограничения найти сложно. Другое дело, что для людей разного возраста, с разным профессиональным опытом и уровнем образования этот путь будет иметь свои особенности.

С одной стороны, молодым специалистам в какой-то степени проще. Они энергичны, легки на подъем, без страха готовы браться за любые новые проекты и вообще смотрят на жизнь достаточно оптимистично. Но на первых порах сталкиваются с такой сложностью, как недостаток или полное отсутствие практического опыта. Это препятствие, однако, не является непреодолимым. Многие крупные компании принимают молодых специалистов, организуют для них обучение или стажерскую практику, а затем после испытательного срока принимают на постоянную работу. Подобную практику осуществляют и многие зарубежные компании, набирающие персонал из числа молодых россиян. Это объясняется тем, что научить человека «с нуля» порой проще, чем переучивать опытного специалиста специфике работы в конкретной организации. Выбрав такой путь – карьера в солидной организации – можно достичь определенных высот, но нужно быть готовым к тому, что первоначальный заработок будет не очень высок, а работа, которую придется выполнять на первых порах, не всегда будет соответствовать специальности, записанной в дипломе.

Успешность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от их собственной активности. Еще на этапе обучения необходимо получить информацию о рынке труда, о перспективности тех или иных компаний. Многие организации, заинтересованные в наборе молодых и перспективных кадров, предоставляют в учебные заведения информацию о презентациях, которые они проводят, о программах по набору персонала. Студентам и выпускникам остается только внимательно следить за информацией на досках объявлений, в Интернете, и вовремя прийти и заявить о себе. С этой же целью стоит посещать ярмарки вакансий для молодежи, дни карьеры, тематические выставки.

ПРИЛОЖЕНИЯ*

Игровое упражнение «Кто есть кто»

Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Процедура игры следующая:

1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10–15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».

3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Игровое упражнение «Человек – профессия»

Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.

Основные этапы:

1. Ведущий дает инструкцию участникам: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-един-ственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30–40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.

4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8–10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе. У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВАКАНСИИ»

Цель: научиться соотносить требования профессии и качества человека. Для игры необходимы доска и заранее заготовленные инструкции.

Ход игры

1. Объявляется название игры и выбираются 2 пары основных участников.

2. Ведущий знакомит всех с общей инструкцией: две группы «великих кинорежиссеров» (две выбранные пары) снимают фильмы. Фильмы разные, но в каждом из фильмов есть сценка из жизни предприятия (школы, автохозяйства и т. д. – в зависимости от разбираемой в игре профессии). «Режиссерам» срочно понадобились артисты для этих сценок. Весь облик артистов должен соответствовать типичному образу хорошего рабочего (учителя, водителя и т. д. – в зависимости от конкретной игры). Выбирать артистов «режиссеры» будут из своего класса, но, чтобы сделать удачный выбор, надо знать главные качества хорошего рабочего, иметь критерии выбора. (Возможна такая организация игры, при которой определяются не требуемые качества, а те, которые явно противопоказаны для данной профессии).

Далее группы «режиссеров» выйдут в коридор и продумают критерии выбора. Через 5–7 минут каждая группа выберет для своего фильма по 2 «артиста», после чего назовет 5 самых главных качеств (или противопоказаний) хорошего рабочего (критерии своего выбора). После чего мы определим, чей выбор был более удачным.

3. Перед отправкой «режиссеров» в коридор каждой группе дается вспомогательная (письменная) инструкция, с которой они знакомятся в коридоре. Инструкция включает в себя список качеств, необходимых для данной профессии, «режиссеры» в качестве критерия отбора должны выбрать 5 основных качеств или противопоказаний. Они берут с собой бумагу и ручки, чтобы не делать пометок в инструкции.

4. Пока «режиссеры» определяют критерии выбора, ведущий проделывают такую же работу с классом. Классу зачитывается такой же перечень качеств, что и в инструкции, и предлагается выбрать из них 5 наиболее важных (или крайне нежелательных) для разбираемой профессии. При этом ведущий записывает предложения учащихся на доске. Таким образом класс вырабатывает свои критерии, с тем чтобы лучше оценить критерии «режиссерских групп». Естественно, перед приходом «режиссеров» записи с доски стираются.

5. Группы «режиссеров» по очереди входят в класс и в течение 1 минуты называют выбранных «артистов». «Артисты» при этом остаются на своих местах, а «режиссеры» сразу же называют 5 своих критериев выбора. Если окажется, что одного человека выбрали обе группы, он в выборах больше не участвует, а группы выбирают себе другого «артиста». Дважды выбранному ученику ведущий может сделать комплимент.

6. Для оценки более удачных критериев выбора все варианты критериев (двух групп «режиссеров» и класса) могут быть выписаны на доске, после чего можно устроить небольшое (5–7 минут) обсуждение. Каждая группа соглашается с тем, что другие критерии более удачны, или отстаивает свой вариант. Чтобы спор не затягивался, решающее слово может сказать ведущий.

7. При наличии достаточного количества времени можно играть не с двумя командами, а с тремя и даже четырьмя. В этом случае в игре будет участвовать большее количество школьников.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ»

Цель игры: знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.

Ход игры

1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали на необитаемый остров где-то в южных широтах. Когда нас спасут – не известно. Перед нами стоят 2 задачи: первая – выжить, вторая – остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения…».

2. Участники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске.

3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2-й и 3-й этапы закончить в течение 5–10 минут.

4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап – 3–5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать число желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. (Если времени на игру мало, можно остановиться на этом этапе, организовав после него дискуссию по теме «Несоответствие потребностей общества и профессиональных намерений школьников».)

6. Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь и через 3 минуты он умрет». За это время надо выбрать из участников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», ведущий сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, ведущий предлагает совету организовать дальнейшее выживание, а сам уходит на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп; 3) пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно-гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д. Если Совет неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство ведущего может и не понадобиться.

9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости ведущий может и сам ответить на эти вопросы.

10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься каким-либо одним ее аспектом (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры – обеспечение конкретных потребностей задач выживания.

Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения:

  • хочешь сказать – подними руку;

  • один говорит – все молчат;

  • время на высказывания – 15–20 секунд.

Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно предложить делать одному из учащихся.

При наличии достаточного количества времени в ходе игры можно обсуждать вопросы соответствия качеств участника требуемой работе и даже организовать игровые группы подготовки кадров.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «А ВОТ И Я»

Цель упражнения: смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Количество участников – от 6 до 20 человек, время проведения – от 30 до 50 минут.

Ход игры

1. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5–7 главных правил поведения для поступающего и 5–7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5–7 минут.

2. Ведущий предлагает двум игрокам в течение 7–10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто – руководителя учреждения. Желательно, чтобы вакантное место было достаточно престижным, но в то же время реальным для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, которому досталась роль руководителя. Другой игрок – претендент на вакантное место – сразу же уточняет, какими основными качествами обладает его герой, например, указывает его возраст, пол, образование, жизненный опыт.

3. Во время разыгрывания сценки остальные участники внимательно наблюдают за действиями игроков, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

4. После разыгрывания ситуации слово дается главным игрокам. Они оценивают себя, соотнося свои действия с выписанными ранее правилами поведения. Затем могут высказаться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5–7 минут.

5. Перед тем как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление, и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на правила, выделенные Д. Карнеги:

– искренне интересуйтесь другими людьми;

– улыбайтесь;

– помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

– будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

– говорите о том, что интересует вашего собеседника;

– внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее:

– не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества).

– не переоценивать «красноречие» претендента, которое не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

– не переоценивать различные дипломы «с отличием» (они вполне могут быть «купленными» или полученными без особого труда);

– при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю и побольше слушать претендента;

– даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней;

– руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы хорошо выполнять работу или обучаться по конкретной специальности).

6. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с приемной комиссией.

7. Доброволец сам определяет, в какое учебное заведение и на какую специальность он собирается поступать, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

8. Роль членов приемной комиссии будут играть все остальные участники. При этом, для большей остроты игры, все делятся на две команды, то есть беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две приемные комиссии на конкурсной основе. Каждая комиссия располагается за отдельным столом. Члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5–7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).

9. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена приемной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного упражнения. Например: после разыгрывания ситуации собеседования в паре всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию. В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами приемных комиссий.

Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Классный руководитель в россии: страницы истории

    Реферат
    ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2. Советы классному руководителю, воспитателю, родителям и учителю проблемы воспитания: поиски и решения

    Документ
    Да, образование переживает в мире затяжной кризис; да, причины кризиса таятся в бездарной социокультурной политике; да, общество не понимает, не осознает степени угрозы, нарастающей вслед и параллельно дремучести его членов, но в
  3. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя (2)

    Документ
    В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества.
  4. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями 1-4 классов /родительские собрания

    Документ
    С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации семилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного
  5. Журнал классного руководителя класса

    Документ
    Журнал содержит информационные материалы, которые позволят рационально организовать регистрацию сведений об учащихся класса и их родителях, сосредоточить всю документацию классного руководителя, а также оказать педагогическую поддержку

Другие похожие документы..