Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс Организация международного туризма составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в...полностью>>
'Семинар'
Формирование контуров национальной российской инновационной системы стало в последнее время одной из самых популярных тем множества семинаров и конфе...полностью>>
'Документ'
Підтверджую ідентичність електронної та паперової форм інформації, що подається до Комісії, та достовірність інформації, наданої для розкриття в загал...полностью>>
'Документ'
в морской порт. Отправление на север восточного побережья острова Комодо к острову Саболан, по пути обед на лодке. Саболан - это небольшой красивый ос...полностью>>

Кошкина Надежда Борисовна многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Еще в 1970 году Международным институтом планирования образования, ЮНЕСКО было предложено два различных способа оценки качества. Один способ - качество как внутреннее свойство образовательной системы, определяемое с помощью ее собственных внутренних критериев (экзамены, итоговые работы и т.д.). Второй способ – качество на основе внешних критериев, то есть его соответствие нуждам общества. Если оценивать систему под столь разными углами зрения, то возможна ситуация, когда оценка качества по внутренним параметрам образовательного учреждения может быть высокой, а внешним – низкой. Специалисты института пришли к выводу, что требования к образованию (а значит и субъекту образования) «будут разумными и полезными, если их применять с учетом конкретной цели, места и времени» [58].

Учитывая обстоятельства и условия развития многоуровневой системы обучения, выбор критериев оценки качества готовности обучающегося к профессиональной деятельности актуален. Но есть еще одна особенность, отличающая обучение в образовательных учреждениях с многоуровневой системой подготовки – несовершенность самой структуры уровневой подготовки, содержания и сроков обучения на каждом уровне. Такое положение для переходного периода естественно, поскольку быстрая адаптация самой системы профессионального образования к изменившимся условиям происходит в условиях отставания науки от практики, и далеко не всегда получаются желаемые результаты. Мы исходим из положения: «образование должно создать условия для развития личности», и недостатки структурирования многоуровневой системы подготовки не должны отражаться на уровне развития. По этой причине и возникла проблема обеспечения условий успешности профессионального продвижения обучающихся со ступени на ступень.

Анализ деятельности существующих колледжей, техникумов, центров и других структурных форм многоуровневой подготовки показывает, что практически все они переводят обучающихся на более высокую ступень на основе результатов обучения на предыдущей ступени. Такой подход представляется недостаточно корректным. Выше шла речь о существенных различиях в содержании труда специалистов, получивших подготовку различных уровней. Рабочий, техник, инженер выполняют разную работу. И трудно, даже невозможно объективно определить, насколько прекрасно работающий рабочий справится с обязанностями техника, не говоря уже о деятельности инженера. Подтверждением могут служить примеры из практики. Часто квалифицированных рабочих на производстве назначают на инженерно-технические должности. И чаще всего такие эксперименты бывают неудачными. Еще более наглядный пример. Молодого, энергичного маляра назначают (выбирают) на должность бригадира. И получают плохой результат. Выдающийся спортсмен становится тренером, а дела в команде не только не улучшаются, а, напротив, становятся все хуже. Ряд примеров можно продолжать, но уже напрашивается закономерность: в каждом из них была сделана попытка оценить возможности человека выполнять новую для него работу с опорой на результаты его предшествующей деятельности.

И, тем не менее, по такому пути идут не только техникумы, давно работающие по многоуровневой системе, но и учебные заведения, начинающие такую подготовку. Это подтверждают публикации во многих изданиях. Одни техникумы выводят сумму баллов по всем предметам, изучаемым студентами ранее, другие – только по специальным предметам, третьи – определяют средний балл.

Более развернутую систему предлагает Институт профтехобразования [181]. Предпринята попытка увеличить число критериев, по которым делается вывод о возможности перехода обучающегося на более высокую ступень обучения. Предлагаемая система основана на пяти критериях:

  1. Уровень общеобразовательной подготовки (средний балл по общеобразовательным дисциплинам).

  2. Уровень специальной подготовки (оценка по квалификационному экзамену; оценка по производственной практике; разряд, присвоенный квалификационной комиссией: выполнение норм выработки во время производственной практики).

  3. Уровень сформированности умений и навыков (сложность выполняемой работы во время производственной практики; качество работы во время производственной практики, соблюдение правил безопасности труда; участие в конкурсах на звание «Лучший по профессии»).

  4. Отношение к труду и профессии (отношение к учебе, работе и к профессии).

  5. Уровень общественной активности.

К положительному в данной методике можно отнести увеличенное количество критериев оценки подготовки специалиста. Но трудно согласиться с тем, что данный набор критериев является необходимым и достаточным для перехода обучающегося на следующий уровень обучения. Во-первых, информацию для определения критериев полностью получают из анализа результатов учебной деятельности на предыдущем этапе. Во-вторых, большое сомнение вызывает содержание показателей.

Несколько иные критерии оценки качества обученности разработаны в ходе эксперимента в Новокузнецком торгово-экономическом техникуме. Они предполагают несколько этапов оценки качества. Первый этап очень похож на предыдущий. Оцениваются: уровень общеобразовательной подготовки; уровень сформированности умений и навыков; уровень творчества и активности умственной деятельности; групповая оценка личности.

Два последних параметра отличаются от указанных выше и, на наш взгляд, удачны, так как в большей степени отвечают требованиям самостоятельности в решении профессиональных задач, но характер задач неизвестен, и поэтому трудно судить об объективной оценке уровня активной мыслительной деятельности. Однако вызывает интерес второй этап (шаг), когда оценивается уровень формирования умений когнитивной деятельности, где представлено шесть уровней развития данной деятельности обучающегося. За основу взята теория Б. Блума [239] об уровнях развития профессионального образования. Критерии выглядят оценкой умений: слушать (сосредотачивать свое внимание в течение всего времени передачи информации); сравнивать (выделять главные, общие и различные признаки процесса, явления); выделять главное, обобщать (устанавливать законы, закономерности, принципы изучаемых процессов); критически оценивать полученную информацию (иметь свою аргументированную позицию); доказывать (определять цель доказательства, аргументы, ранжировать их, выбирать форму доказательства); творчески решать учебную проблему (своим, необычным способом).

Техникум осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии с возможностью повышенного уровня квалификации. Но профессиональное обучение может быть эффективным лишь при наличии у обучаемых положительной мотивации к овладению избранной специальностью.

Именно мотивация определяет стремление личности найти наиболее адекватные способы для самореализации на допрофессиональной и профессиональной стадиях становления, причем настолько, что можно утверждать: профессиональная адаптация есть результат профессионального самоопределения человека.

Критерии оценки подготовленности к труду выпускников техникума должны соответствовать требованиям конкретной профессиональной деятельности, востребованной заказчиком на рынке труда.

Профессиональные способности, знания, умения и навыки, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта. К основным оценкам профессионального мастерства выпускника относятся:

  • самостоятельность в профессиональной деятельности, безошибочность выбора оптимальной технологии;

  • способность диагностировать производственную ситуацию, принимать целесообразное решение, уметь осуществлять регулярный самоконтроль;

  • выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;

  • производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;

  • профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;

  • культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способа работы, соблюдение технологической дисциплины;

  • ответственность за выполнение профессиональных заданий.

Таким образом, профессиональная подготовка студентов определена следующими задачами:

  • овладение концептуальными основами курса, теоретического материала и практической работы должна опираться на ориентировочную основу действий с высоким уровнем обобщений. Необязательно, чтобы преобладал объем времени на освоение теории, важно, чтобы вся проводимая работа была подчинена овладению учащимися знаний концептуального характера;

  • второй основной задачей является овладение практическими умениями и навыками на основе концептуальной подготовки учащихся. Этот этап не исключает присутствия в учебном процессе как нового концептуального компонента, так и иследовательских или других компонентов обучения;

  • третья задача состоит в организации частично-поисковой деятельности учащихся и предполагает овладение как общеинтеллектуальными технологиями, так и предметными, включая творческие;

  • творческая работа. Как видно из сказанного выше, творческая работа учащихся должна иметь место и на предыдущих этапах, но ее результатом на этих этапах может быть реализация задач, необязательно трактуемых как творческие. В техникуме используется и технология рейтинговых оценок. Наиболее эффективна эта технология по компьютерным дисциплинам, организации и управлению предприятий сферы обслуживания.

Подводя итоги, следует отметить, что решение каждой из поставленных задач завершается этапом контроля, самоконтроля или взаимного контроля.

Выводы по 1 главе

  1. Показано, что система профессионального образования в России, опираясь на отечественные традиции глубокой фундаментальной подготовки, в современных социально-экономических условиях имеет тенденцию к переходу на многоуровневую и многовариантную структуру организации образовательного процесса, которая позволяет удовлетворить потребности развивающейся личности и обеспечить выполнение социального заказа на подготовку специалистов разного уровня квалификации.

  2. Установлено, что в федеральных программах модернизации и развития российского образования указывается на необходимость обновления управления системой профессионального образования многоуровневой структуры, обеспечивающего устойчивость и динамическое развитие этой системы в изменяющихся внешних условиях.

В наше время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.

Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.

  1. Выявлены организационно-педагогические условия, способствующие целенаправленному управлению многоуровневой образовательной системой. К педагогическим условиям относятся принятие педагогическим коллективом концепции многоуровневого профессионального образования модульной структуры и наличие у его членов готовности к выбору адекватных методов обучения и коммуникаций; построение системы повышения профессиональной квалификации преподавателей; формирование у обучающихся готовности к активной самостоятельной деятельности; наполнение образовательного процесса учебно-методической литературой и программным обеспечением учебного назначения; создание условий для творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий имеет целью обеспечение прогноза, планирования, организации, координации, регулирования и контроля образовательного процесса.

4. В главе раскрыты различные подходы к управлению многоуровневым учреждением профессионального образования: функциональный; проблемно-функциональный; системный; человекоцентристский; ситуационный; исследовательский; рефлексивный.

Установлено, что при всей важности и необходимости названных подходов, в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов они в разной степени ограничены по результату.

В этой связи нами разработан адаптивно-модульный подход к управлению системой подготовки специалистов в техникуме, который основывается на объединении традиционных подходов и является более продуктивным в получении оптимального уровня управления профессиональным образованием в современной социально-экономической среде. Он позволяет обеспечить в управлении многоуровневой образовательной системой техникума адаптацию к внешним изменениям и дает возможность, соединяя составляющие непрерывной профессиональной подготовки специалистов, сохранить целостность и сформировать новое качество этой системы.

5. В ходе исследования была разработана модель специалиста-выпускника техникума, в основе которой лежат принципы саморазвития, самоорганизации и возможности корректировки и совершенствования процесса многоуровневой подготовки конкурентоспособного выпускника на основе мониторинга результатов исследования развития личности. В работе были учтены особенности структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; необходимость самообразования в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; важность интеграции формальной и неформальной составляющих жизненного образовательного процесса. При построении модели выпускника использовалась традиционная технология, когда в терминах деятельности отражается описание общегосударственной цели подготовки специалиста. Таким образом, модель личности специалиста-выпускника - это совокупность квалификационных характеристик, требований к интеллектуальным свойствам специалиста (психограмма), требований к социальным свойствам личности.

6. Были определены критерии оценки качества подготовки выпускников на основе преемственности уровней профессиональной подготовки (готовность к продолжению образования на следующем уровне обучения; дифференциация студентов, позволяющая обеспечить обучение в системе непрерывного многоуровневого образования: уровень общеобразовательной подготовки; уровень сформированности профессиональных умений и навыков; уровень творчества и активности умственной деятельности; уровень когнитивной деятельности).

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ И 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ТЕХНИКУМА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

2.1. Модель многоуровневой подготовки специалистов

торгово-экономического профиля

Как отмечалось выше, в § 1.1., основой главного противоречия и кризиса образовательной системы является неадекватность качества и эффективности технологического и социально-экономического развития образовательных услуг по сравнению с темпами интенсификации общественного производства.

Решение этих проблем при наблюдаемых процессах интеграции науки, техники, содержания труда и образования с одновременными процессами дифференциации личности, общества, темпов, форм обучения требует создания нового методолого-теоретического базиса профессионального образования. Изучение методологических исследований С. Я. Батышева [20], А. П. Беляевой [25] позволили поставить следующую методологическую задачу исследования: построение модульной теории многоуровневой непрерывной, гибкой профессиональной подготовки, изучение существующей общности в характере и содержании труда рабочего, техника и инженера в постиндустриальном обществе, а также социально-экономических и физиолого-медицинских факторов и их влияния на профессионализацию личности.

На основании анализа влияния социально-экономических и научно-технических тенденций определены основные требования не только реформирования, но и создания качественно новой системы непрерывного, многоуровневого профессионального образования:

  • подготовка конкурентоспособного работника на внутреннем и международном рынке труда, профессионально мобильного рабочего, техника, инженера;

  • ориентация на требования мировой коммерческой системы и прогнозов развития науки, техники, экономики;

  • расширение объема межотраслевой, межпрофессиональной подготовки, подготовка по интегрированным профессиям;

  • изменения профессионально-квалификационной структуры работающих, рост потребителей профессий торгово-экономической сферы, рост уровня образования;

  • ликвидация ограничений для самопроявления потенциальных профессиональных возможностей личности в социальной и экономической сферах, а также в культурной и образовательных системах;

  • усиление социальной защиты личности, населения путем повышения его профессионализма;

  • формирование информационной (компьютерной) грамотности, дополнительных знаний, умений, навыков, норм, ценностей (иностранные языки, деловое общение и т.д.);

  • повышение уровня общей и профессиональной культуры, формирование новых ценностных ориентиров;

  • формирование мотивации к труду, четкое определение жизненных целей;

  • приобретение знаний, умений и навыков предпринимательской деятельности и успешности жизнедеятельности.

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания оптимальных условий для такого движения.

Под механизмом управления образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов нами понимается способ организации управления системой, представляющей собой совокупность методов и средств воздействия на образовательные процессы, осуществляемые в отдельных модулях многоуровневой образовательной системы, и их регулирование. Механизм управления представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Механизм управления образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.

Основу механизма управления составляют образовательные цели, которые ставит перед собой техникум, организующий многоуровневую профессиональную подготовку специалистов. Цели задаются требованиями государства к знаниям и умениям специалистов конкретного образовательного уровня, с одной стороны, и требованиями профессиональной практики в определенных социально-экономических условиях - с другой стороны. Образовательная цель каждого уровня распадается на конкретные задачи, решение которых дает возможность достижения поставленной цели. Решение задачи связано с принятием соответствующего управленческого решения, опирающегося на систему принципов и условий организации в техникуме многоуровневого образовательного процесса.

Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает его целостность, то есть не механическое приращение элементов, а гибкая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием [69].

Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа, как раньше в жестко централизированной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного профессионального образования, который означает приоритетность построения содержания такого образования перед ее организационными формами.

Можно выделить три принципа построения состава «содержания», соответствующих разным направлениям движения человека в образовательном пространстве: принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип маневренности.

Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт СПО является инструментом управления качеством профессионального образования и определяет, насколько качество удовлетворяет запросам личности и общества в целом.

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации».

Ступень квалификации – это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.

Сложность и наукоемкость профессионального поля определяет требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе многоуровневого профессионального образования Новокузнецкого торгово-экономического техникума можно выделить пять основных ступеней квалификации (таблица 5).

Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Таблица 5

Уровни подготовки специалистов Новокузнецкого

торгово- экономического техникума.

Профессионально-значимые качества будущего специалиста

Квалификация

Уровень профессиональной подготовки

Блоки учебных дисциплин

Профессиональные жизненно-личностные перспективы как часть профессионального самоопределения

Рабочий

1. На базе основной школы.

Общепрофессиональный, специальный

Профессиональное самоопределение в меняющихся условиях производственной среды; усиление творческой направленности

Рабочий

II. на базе основной и средней школы

Общегуманитарный; социально-экономический; естественно-научный; общепрофессиональный

Многосторонняя квалификация; участие в развитии и управлении производством; готовность к повышению профессионального мастерства

Техник

III. На базе НПО, а также полной средней школы

Социально-экономический, обще-профессиональный, специальный, математический

Умение правильно оценить свои силы, совмещение управленческих и исполнительных функций; готовность к исполнению высшего профессионального образования; умение создать собственное производство

Техник повышенного уровня

IV. После базового уровня СПО

Специальный, общепрофессиональный, социально-экономический

Способность творчески учиться; умение разбираться в сложных производственных ситуациях; готовность к выполнению организаторских функций в условиях сферы обслуживания

Специалист

V. На базе уровня СПО, после уровня вуза

По программам вуза.

Вторая ступень – основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы и по программе начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего образования и профессионального образования базового уровня.

Четвертая ступень предполагает получение профессионального образования на повышенном уровне техникума.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.
  2. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Бюллетень новых поступлений нб кубгу за февраль 2005 год

    Бюллетень
    Bibliographic Call Number: ДAuthor Number: А18Author: Авакимян, Наталья Николаевна.Title: Исследование процессов неустойчивости на границе жидкость - пар вблизи сильно перегретой поверхности / Авакимян Наталья Николаевна ; науч.
  4. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 4 (11): Краеведческая деятельность библиотек: традиции и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия, Нац. б-ка Респ.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..