Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
МОУ «Никифоровская СОШ №2» принимает активное участие в реализации комплексного проекта модернизации образования. Основой для выполнения поставленных...полностью>>
'Документ'
Заслухавши та обговоривши довідку методиста методичного кабінету управління освіти Козак-Мельник О.Б. про стан організаційно-методичного забезпечення...полностью>>
'Документ'
Важным событием для Русской православной церкви в начале ХХ в. стало проведение Поместного собора, на котором рассматривались проблемы церковной жизни...полностью>>
'Документ'
1. Мы, главы государств и правительств и представители государств и правительств, собравшись в срочном порядке в Организации Объединенных Наций в пер...полностью>>

Кошкина Надежда Борисовна многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современный техникум является большой и сложной образовательной системой в силу многоцелевого характера своей деятельности, включающей подготовку специалистов, переподготовку кадров и целый ряд других направлений.

Становление рыночных отношений способствовало развитию интеграции техникумов с другими образовательными учреждениями. Неотъемлемой частью деятельности большинства техникумов становятся программы непрерывного образования. В педагогической литературе представлены следующие модели вертикальной интеграции различных уровней образования, предлагающие разные способы решения проблемы непрерывного образования, реализуемые совместно школами, учреждениями НПО, техникумами и вузами [111]:

- «школа – учреждение НПО»;

  • «школа - вуз»;

  • «школа - техникум»;

  • «техникум – вуз»;

  • «школа – техникум – вуз».

В рамках каждой модели возможна реализация нескольких образовательных программ. Наибольший интерес для нашего исследования вызывает модель «школа – техникум – вуз». Она представляет собой объединение двух моделей «школа - техникум» и «техникум – вуз». Эффективно организованное соединение этих моделей позволяет комплексно реализовать широкий спектр разноуровневых образовательных программ, что требует формирования адекватного механизма управления. Практика показывает, что формирование и реализация управленческого воздействия, направленного на обеспечение преемственности, взаимоувязанности и согласованности разноуровневых образовательных программ, наилучшим образом достигается в пределах единого образовательного учреждения (например, техникума), на базе которого осуществляется обучение по программам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Изыскания и опыт нашей работы показали, что управление многоуровневой образовательной системой в едином образовательном учреждении с позиции адаптивно-модульного подхода способствует успешному решению таких задач.

Рассмотрим сущность адаптивно-модульного подхода. Одной из составляющих данного подхода является понятие «адаптивность». Адаптация – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям [145 , 11]. Адаптация системы управления представляет свойство системы, характеризующее способность организации видоизменяться в зависимости от условий функционирования. Адаптивность – это такая форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде [145, 12]. Современные социально-экономические условия характеризуются быстрой сменой поколений техники, технологий, что влечет за собой изменение структуры занятости на рынке труда и обновление требований, предъявляемых к квалификации специалистов. В связи с этим перед учреждениями профессионального образования стоит задача учета новых требований и потребностей общества через постоянное обновление содержания профессиональной подготовки. Именно содержание образования имеет свойство стареть, становиться неактуальным, не отвечать изменяющимся запросам личности, общества и государства. По мнению С. А. Тангяна [192, 16] «учитывать означает не просто и не столько адаптироваться, сколько предвидеть, предвосхищать, влиять, направлять». При управлении системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов следует предусмотреть возможность разделения ее на отдельные изолированные части (модули), обладающие свойством заменяемости, для обеспечения гибкости реагирования на изменения требований профессиональной среды.

Вместе с тем внешняя (ориентированная на запросы общества) адаптивность образовательной системы является хотя и необходимой, но недостаточной. В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность образовательной системы, ее соответствие развивающимся запросам личности, поскольку центр этой системы и активный ее участник – человек – выступает не только объектом целенаправленных воздействий, но и субъектом своего развития. Анализ существующей образовательной практики показывает, что обеспечение многоуровневости в рамках одного техникума позволяет сделать систему профессионального образования более гибкой, дает возможность обучающемуся выбрать свою образовательную траекторию с учетом потребностей рынка труда в том или ином виде профессиональной деятельности. Один из путей решения данного вопроса – модульное построение системы профессиональной подготовки специалистов.

Термин «модуль» в этимологическом смысле означает сжатие, компоновку знаний в удобном для использования виде. В разных науках термин «модуль» трактуется по-разному, так как конкретное наполнение этого понятия определяется теми задачами, которые предполагают решать в той системе, элементом которой является модуль.

В работах А. П. Беляевой [24], Г. В. Лавреньтьева, Л. М. Перминовой, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, М. А. Чошанова. П. А. Юцявичене прослеживается различное понимание модуля и технологии его построения. Модули могут строиться с учетом следующих требований [72, 27]: 1) целевого назначения информационного материала; 2) сочетания комплексных, т.е. интегрирующих, и частных дидактических целей; 3) полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов (блоков) модуля; 5) реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала.

В своем исследовании мы опираемся на понятие «деятельностного модуля», введенное А. А. Вербицким [38]. Речь идет о системном качестве специалиста, обеспечивающем ему возможность эффективно решать определенный круг профессиональных задач и проблем. Деятельностный модуль включает в себя теоретическую, практическую, методическую и социальную составляющие, которые в совокупности представляют собой некое единство. Такое понимание модуля позволяет формировать в нем целостное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. В исследованиях [38] модуль определяется как этап непрерывной профессиональной подготовки специалиста, связанный с освоением последним определенной профессиональной образовательной программы, которая обеспечивает ему повышение уровня профессиональной квалификации и конкурентоспособности на рынке труда. Причем, каждый этап может быть связан с освоением как основной образовательной программы (тогда речь идет о смене уровня образования и квалификации), так и дополнительной профессиональной образовательной программы (тогда в рамках того же уровня образования расширяется и углубляется имеющаяся квалификация или меняется ее профиль).

В исследовании мы рассматриваем систему многоуровневой профессиональной подготовки специалистов как логическое соединение нескольких модулей с повышающимся уровнем квалификации. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, нацеленных на решение конкретной задачи в общей системе профессиональной подготовки специалистов. Содержание модулей соответствует определенному уровню профессионального образования и предусматривает реализацию образовательных программ, обеспечивающих разную степень профессиональной компетентности специалиста.

Гибкость и вариативность многоуровневой системы образования позволяют прервать и продолжить образование на любом уровне и в любом образовательном учреждении аналогичного профиля. Каждому желающему и имеющему возможности предоставляется право на получение более одной специальности одинаковой или разной квалификации. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования проявляется в реализации различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования. Системы образования становятся открытыми.

Предлагаемая модель многоуровневой образовательной системы, формируемая в рамках техникума по профильным специальностям, включает модули начального профессионального образования, модули среднего профессионального образования, модули высшего профессионального образования, модули дополнительного профессионального образования. На наш взгляд, такая интеграция способна обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.

Построение целостной многоуровневой образовательной системы модульной структуры предусматривает переход от разработки на каждом уровне обоснованных, единичных профессиональных программ к формированию единой, взаимосвязанной системы профессиональных программ. Требования к организации и технологии образовательного процесса, реализуемого в рамках одного модуля, складываются из требований, предъявляемых государством к знаниям и умениям обучающихся на данном уровне профессионального образования, и требований, предъявляемых на следующем уровне к начинающим обучение. Органичное сочетание этих двух аспектов создает предпосылки непрерывности профессионального образования. Но для реализации условий непрерывной профессиональной подготовки специалистов в рамках одного техникума механическое соединение модулей различного уровня и направленности не является достаточным основанием непрерывности. Поэтому необходимо обеспечить преемственность различных этапов профессиональной подготовки. В целостной образовательной системе можно выделить ряд взаимосвязанных и напрямую взаимодействующих модулей, между которыми должна быть осуществлена сквозная вертикальная преемственность, предусматривающая последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Преемственность модулей проявляется в нескольких направлениях:

  • преемственность в становлении личности (проявляется в динамике личности, предполагающей изменение ее качеств в процессе усвоения социального опыта и развития);

  • преемственность в содержании обучения (предполагает разработку, рациональный отбор и совершенствование учебно-программной документации и дидактических материалов);

  • преемственность в методах, формах и средствах обучения (преемственность в методах обучения предусматривает сохранение отдельных методов и дидактических приемов, выдержавших проверку и имеющих положительные результаты на предшествующих этапах обучения; преемственность в формах и средствах обучения предусматривает их совершенствование на каждом последующем этапе обучения с целью решения более сложных практических задач).

Все эти составляющие преемственности модулей действуют одновременно, взаимообусловливая и взаимодополняя друг друга. Происходит своего рода интеграция методов, организационных форм и средств обучения, используемых в разных модулях. Преемственная связь между отдельными модулями и их интеграция в единое целое достигается посредством надлежаще построенного образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание модуля (рисунок 5). Структурные элементы каждого модуля – это: цель модуля, которая обусловливает определение цели преподавателя, реализуемой во взаимодействии с обучающимся и с учетом его цели, достижение которой позволяет получить прогнозируемый конечный результат.

Рис. 5. Структура модуля

Движение от целей образования к его результатам реализуется посредством педагогического процесса, под которым в педагогике понимается специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся с целью передачи знающими и умеющими и освоение незнающими и неумеющими определенного социального опыта, необходимого для жизни и трудовой деятельности в обществе. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство всех его компонентов при относительной их автономности. Исследования показывают, что успешность обучения будет зависеть от того, насколько все содержание педагогического процесса, его формы, оснащение и условия протекания отвечают поставленным целям, насколько будут адекватны этим целям используемые методы и средства. Таким образом, можно говорить о необходимости осуществления дидактической адаптации при организации взаимодействия компонентов внутри каждого модуля. Под дидактической адаптацией будем понимать целенаправленный процесс согласованного взаимодействия субъектов обучения (с учетом их возможностей) с дидактической средой. В образовательном учреждении дидактическая среда представляет собой совокупность условий существования и развития субъектов образования, включающая цели, содержание, формы, методы, средства обучения. В каждом модуле своя дидактическая среда. Содержание ее составляющих определяется на основе согласования интегрирующих и частных дидактических целей, что обусловливает целесообразность использования тех или иных педагогических средств, направленных на развитие личности. Результатом дидактической адаптации является гармоничное преобразование государственных целей в педагогические, направляющие деятельность преподавателя. Последующий согласованный перевод педагогических целей в психологические цели обучаемых определяет успешность совместной деятельности преподавателей и студентов [145, 12].

Таким образом, непрерывная профессиональная подготовка специалистов как педагогическая система представляет собой единство целей, содержания, методов, приемов, средств и форм приобретения, углубления и расширения профессионального образования, профессиональной компетентности специалиста, приобретенных им в организованном процессе самообразования.

На основе изучения теоретических исследований и педагогического опыта установлено, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает системное согласование целей всех уровней профессиональной подготовки специалистов, обеспечение преемственности этих целей. В таблице 2 сформулированы образовательные цели, которые достигаются при получении профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного – на основе результатов исследований, представленных в работе [72].

Таблица 2

Образовательные цели (уровни) профессионального образования

Начальное

Среднее

Высшее

Послевузовское

Дополнительное

Получение профессиональных знаний и навыков профессионального выполнения предписанных трудовых операций с конкретными объектами и продуктами в предписанной материальной (материализованной) деятельности

Достижение уровней развития индивида и формирование его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуальную профессиональную деятельность по предписанным алгоритмам

Достижение уровней развития индивида и формирования его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуальную профессиональную деятельность, не имеющую полного предписания, творческое развитие личности

Достижение уровней развития индивида и формирования его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуальную профессиональную деятельность по созданию и апробированию новых гипотез построения профессиональных задач

Расширение или углубление уровней развития индивида и формирования его личности, мировоззрения, совершенствование профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуальную деятельность по модернизации действующих подходов к решению профессиональных задач

Процесс образования, в том числе профессионального, считается составной частью социализации личности, рассматриваемой социологией как приобщение индивида к культуре, как направленное обучение (со стороны социума) и мотивированное усвоение (со стороны индивида) социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Отсюда следует, что цели преподавателя могут быть достигнуты в процессе учебно-воспитательной деятельности с использованием педагогических средств передачи социального опыта. Аналогично, цели обучающегося реализуются в процессе его собственной учебно-познавательной деятельности с использованием личностных средств усвоения социального опыта.

Г. М. Андреева подчеркивает двусторонний характер процесса социализации, включающего «не только усвоение социального опыта индивидом в результате воздействия на него социальной среды, но и воздействие индивида на эту среду в процессе активного воспроизводства социальных связей с помощью деятельности» [4, 276]. Известно, что деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Следовательно, выступая в качестве субъекта образовательной деятельности, обучающийся сознательно становит цель усвоить накопленные знания, умения, занимает при этом активную позицию во взаимодействии с преподавателем и, тем самым, развивается как личность. Развитие личности совершается в ходе деятельности, управляемой системой потребностей и мотивов, присущих данному индивиду. В субъект-субъектной системе профессионального образования преподаватель и обучающийся мотивированы на достижение общей социальной цели: развитие личности социально-профессионального уровня, обеспечивающего конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Для успешного управления учебной деятельностью обучающихся большое значение имеет профессиональная квалификация преподавателя. Она определяет правильное и всестороннее понимание им сущности процесса, позволяет ему овладеть методами организации и обеспечения этого процесса, правильно оценить складывающиеся условия, учесть влияние привходящих факторов, оптимальным образом их распределить, установить рациональные принципы учебной работы, выявить наиболее эффективные методы и средства для достижения поставленных целей обучения.

М. Т. Громкова так оценивает роль профессиональной квалификации преподавателя: «Подготовка молодых специалистов к вхождению в новые общественные отношения состоит в осознании того, что всякое взаимодействие в социуме есть обмен совокупным продуктом (материальным, интеллектуальным, эмоциональным). Чтобы быть готовым к этому, надо его производить и предъявлять во взаимодействии. В этом и упражняет учебный процесс, если им управляет педагог-профессионал» [54]. Умение преподавателя самостоятельно мыслить и учить творчески относиться к получению знаний должно исходить из понимания им всех уровней образовательного процесса как сложной системы.

Каждый из представленных модулей профессиональной подготовки специалистов является законченной педагогической системой и обеспечивает готовность выпускника к деятельности в конкретной сфере. Степень профессиональной квалификации выпускника проявляется в специфических видах профессиональной деятельности, которые он в состоянии выполнять и которые выступают в данном случае в качестве эталонных. Характеристики таких эталонных деятельностей, соответствующих каждому их четырех уровней профессиональной квалификации выпускника, приведены в таблице 3. Следует отметить, что деятельность первого уровня является в основном материальной, технологической, а деятельность всех остальных – интеллектуальной. Представленные характеристики основных видов профессиональной деятельности увязываются с целями соответствующих уровней профессионального образования, сформулированными в таблице 3.

Конечным результатом реализации образовательного процесса на каждом уровне профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, удовлетворяющая потребностям личности и общества.

Таблица 3

Особенности профессиональной деятельности

по уровням подготовленности специалистов

Уровни профессиональной квалификации

Примерная характеристика основных видов

профессиональной деятельности

Первый уровень – рабочая квалификация

Деятельность по заданному алгоритму, характеризующаяся однозначным набором хорошо известных, ранее отработанных сложных операций с использованием ограниченных массивов оперативной и запасенной информации

Второй уровень – специалист со средним профессиональным образованием

Деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования или с частичным конструированием решений, требующая оперирования значительными массивами оперативной и запасенной информации

Третий уровень – специалист с высшим образованием

Деятельность с использованием сложных алгоритмов, требующая конструирования решений, характеризующаяся применением элементов научного творчества, а также оперированием большими массивами оперативной и запасенной информации

Четвертый уровень - исследователь

Информационно-продуктивная деятельность по созданию ранее не известных теоретических моделей, требующая от человека способностей, обеспечивающих формулировку проблемы в сложных ситуациях, выдвижение и проверку гипотез, оперирование предельными массивами информации, превышающими уровень ранее познанного в соответствующей области

Гуманизация профессионального образования является важной чертой социального заказа в новых социально-экономических условиях. Она проявляется в направленности образования как социального института не только на подготовку профессионала, но и на воспитание ценностей и идеалов будущего специалиста, формирование его мировоззрения, возможностей продуктивного взаимодействия с окружающими людьми и социальной ответственности перед обществом.

Условия учебной деятельности в психолого-педагогическом словаре определены как «совокупность обстоятельств, предпосылок, в которых она осуществляется». Таким образом, организационно-педагогические условия определяются как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных обстоятельств, способствующих осуществлению образовательной деятельности [206].

Исходя их этой трактовки будем рассматривать организационно-педагогические условия с точки зрения обстоятельств, реализация которых способствует осуществлению образовательного процесса.

Под педагогическими условиями образовательной деятельности мы понимаем совокупность взаимосвязанных обстоятельств, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов [102, 145].

К педагогическим условиям мы относим следующие:

  • принятие педагогическим коллективом концепции многоуровневого профессионального образования модульной структуры и наличие у его членов готовности к выбору адекватных методов обучения и коммуникаций;

  • построение системы повышения профессиональной квалификации преподавателей;

  • формирование у обучающихся готовности к активной самостоятельной деятельности;

  • наполнение образовательного процесса научной, учебной и методической литературой; программным обеспечением учебного назначения;

  • приобщение участников образовательного процесса к творческой интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим содержание вышеназванных педагогических условий.

На управленческую деятельность преподавателей в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов оказывает влияние понимание ими основных положений построения модели многоуровневого профессионального образования модульной структуры, готовность членов педагогического коллектива к преобразующей деятельности, связанной с внедрением изменений в организацию образовательной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.
  2. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Бюллетень новых поступлений нб кубгу за февраль 2005 год

    Бюллетень
    Bibliographic Call Number: ДAuthor Number: А18Author: Авакимян, Наталья Николаевна.Title: Исследование процессов неустойчивости на границе жидкость - пар вблизи сильно перегретой поверхности / Авакимян Наталья Николаевна ; науч.
  4. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 4 (11): Краеведческая деятельность библиотек: традиции и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия, Нац. б-ка Респ.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..