Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Действующие учебные программы выделяют в 9 классе на изучение раздела “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.” три урока. Материал достаточно сложны...полностью>>
'Закон'
Финансовое ведомство разъяснило, в связи с вступлением в силу изменений в п.1 ст. 283 НК РФ с 01.01.2011 которые предусматривают что убытки, понесенны...полностью>>
'Документ'
Как отмечают юристы, необходимость решать проблему призыва выпускников в армию назрела уже давно. "Весенний призыв у нас длится до 15 июля, а офи...полностью>>
'Анкета'
Справки из банков о месячных оборотах по расчетным счетам за последние 6 месяцев, о наличии картотеки №2, о кредитной истории и об остатке ссудной зад...полностью>>

Кошкина Надежда Борисовна многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дидактическая модель учебной дисциплины

Система знаний

Способы деятельности

Научные, проектные, междисциплинарные, методологические, философские, оценочные, технологические, конструкторские, экономические, экологические

Работа со специальной литературой, оборудованием, оснасткой и приборами; аннотирование и, конспектирование; расчетно-графические работы; проектный метод обучения; обобщение и систематизация материалов

Средства обучения

Формы обучения

ТСО, ПЭВМ, программно-методическое обеспечение компьютерных технологий, демонстрационное оборудование, учебные, справочные, другие печатные материалы, технологическая оснастка, дидактические обучающие комплексы, другое...

Конференции; деловые игры; реальное курсовое и дипломное проектирование; экспериментально-конструкторская деятельность; лабораторные и практические занятия; проблемные лекции; другие...

Методы обучения

Проблемно-поисковый, коллективной мыслительной деятельности (деловые игры, др.), самостоятельного добывания знаний, другие.

Классификация учебно-методических комплексов

(по характеру структуры формируемой профессиональной деятельности)

1. Формирующие

2. Формирующие

3 .Формирующие

практическую

образные компоненты

понятийно-логические

структуру

деятельности (кино- и

компоненты структуры

профессиональной

видеофильмы,

деятельности (учебно-

деятельности

диапозитивы,

технологические и

(тренажеры,

диафильмы,

инструкционные карты,

стенды, макеты,

кодограммы, слайды и

учебники, справочники,

полигоны и т.п.)

т.п.)

программированные

материалы)

Требования, предъявляемые к учебно-методическим комплексам:

  1. Входящие в состав рассматриваемых комплексов средства
    обучения должны способствовать лучшему усвоению как теоретических
    знаний, необходимых для высокопроизводительного труда, так и
    практических навыков производственной деятельности;

  2. Создаваемый учебно-методический комплекс должен обеспечить
    возможность моделирования технико-организационных условий выполнения
    различных операций и работ, характерных для данной специальности;

  3. Конструктивные особенности создаваемых средств обучения
    (макеты, модели, приспособления, инструменты и т.п.) должны обеспечить
    возможность отработки типовых операций, элементов производственного
    процесса;

  4. Создавать условия, обеспечивающие возможность отработки в
    лаборатории, мастерских приемов выполнения типовых операций с применением прогрессивных конструкций инструментов, оснастки и
    оборудования;

  5. Номенклатура средств, входящих в учебно-методический
    комплекс, должна обеспечивать формирование разных по характеру
    профессиональных навыков: технико-организационных, умственных,
    сенсорно-двигательных. Должна обеспечиваться возможность формирования
    рациональных методов труда. Можно порекомендовать преподавателю
    расчленить разработанную форму состояния методического обеспечения
    каждого занятия или темы на планируемые, разрабатываемые и разработанные
    средства обучения. Этот документ значительно облегчает творческую
    деятельность преподавателя;

6. Разрабатываемые системы методических комплексов должны иметь
научно-педагогическое обоснование и отвечать принципу необходимости и
достаточности: преподавателю делать только то, что требуется для подготовки
и проведения занятий. Полностью исключить дублирование программного
материала, предусмотреть технику исполнения, оформления, удобные формы
работы и хранения информации.

Тема № ________ Наименование темы

Занятие №

Наименование

дидактического материала

Разработано

Отпечатано, изготовлено

Скомплектовано, размножено

1

2

3

4

План занятия

Лист ориентации занятия

Плакаты

Индивидуальные схемы-плакаты

Модели

Слайды

Кодограммы

Диафильм

Кинофильм

Видеофильм

Аудиозапись

Карточки-задания № 1,2 (объяснение)

Карточки-задания № 1,2 (объяснение)

Карточки-задания «А» (закрепление групповое)

Карточки-задания «Б» (закрепление по вариантам - 4 задачи)

Карточки-задания «В» (закрепление индивидуальное -30 задач)

Карточки-задания «Г» (задачи на дом)

Карточки-задания «Е» БМПО (30 вариантов -практический вариант)

Карточки-задания «Ж» (самостоятельная работа студентов на занятии - 4 задачи)

МПО - машинный программированный опрос; БМПО – безмашинный программированный опрос.

Эффективность учебно-методических комплексов:

  1. Даются указания, организующие действия студентов;

  2. Процесс познания основан на системе последовательно
    чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;

  1. Знания не передаются в готовом виде, организуется активная
    мыслительная деятельность, развиваются творческая активность и
    самостоятельность студентов;

  2. Повышается доступность обучения;

  3. Повышается темп изложения программного материала;

  4. Снижается утомляемость студентов, наблюдается повышенный
    интерес к занятию;

  5. Происходит переключение сэкономленного времени на
    творческую деятельность, увеличение доли времени на самостоятельную
    работу;

  6. Возникают предпосылки создания (на начальном этапе работы
    преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы
    кабинета;

  7. Обеспечивается возможность целенаправленного педагогического
    воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, на их
    ускоренное формирование, на выполнение разнохарактерных заданий,
    освоение рациональных форм организации учебного труда. Труд студентов
    становится более качественным и производительным, резко сокращаются
    сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях
    самостоятельной трудовой жизни;

  8. Теория приближается к практике;

  9. Изменяются структура учебного занятия, соотношение между
    рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией (показом) преподавателя.

Названное выше выражает сущность развивающего обучения:

  1. Студент из объекта педагогического воздействия превращается в
    субъекта активной познавательной деятельности;

  2. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не
    на эксплуатации памяти;

  3. Процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа
    познания, на движении мысли от общего к частному, на обобщениях.

С помощью учебно-методических комплексов возможно:

  1. Прогнозирование уровней обучения на разных этапах конкретного
    занятия и поэтапного изучения темы учебной программы дисциплины в
    соответствии с конкретизируемыми целями обучения;

  2. Определение приоритетности проблем;

  3. Обеспечение единых требований к профессиональной подготовке
    будущих специалистов; оптимальное логически оправданное планирование
    средств обучения;

  4. Определение путей достижения целей обучения;

  5. Повышение уровня преподавания и профессиональной
    компетенции преподавателя;

  6. Отражение планируемого и достигнутого уровней преподавания
    дисциплины;

  7. Целостное видение образовательного процесса.

Этапы создания системы учебно-методических комплексов:

  1. Анализ учебной программы дисциплины;

  2. Отбор содержания образования;

  3. Составление паспорта кабинета;

  4. Разработка календарно-тематических планов учебных занятий;

  5. Создание банка идей (накопительные папки преподавателя по
    каждой теме или занятию);

  6. Подготовка системы дидактических материалов;

  7. Изучение педагогической, методической, специальной литературы
    по интересующей проблематике;

  8. Создание системы индивидуальных методических папок
    студентов.

Состав учебно-методических комплексов:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студента.

Научно-педагогической базой методических комплексов является системная дидактика. Ее составляют: диагностичная постановка целей обучения по содержанию и структуре учебной информации, по качеству ее усвоения, научности знаний и универсальности умений студентов, овладение всеми студентами современными умениями и навыками, эффективной самостоятельной работой, обучение будущих специалистов техническому творчеству.

Эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы проектируем для реализации поставленной образовательной задачи. Проектирование методики технологии обучения предполагает постановку дидактической задачи и комплексную разработку системного дидактического процесса.

Система комплексов включает методические комплексы занятия, темы, раздела, дисциплины, внеклассной работы, специальности.

Учебно-методический комплекс занятия: Составляющие комплекса:

1. Цели занятия:

1.1. Цели обучения (дидактические) и цели воспитания (воспитательные). Цели нужно задавать диагностично, предполагая в формулировке возможности объективной проверки их реализации, выявление причин недоработок и установление путей их устранения.

2. Перспективно-тематический план занятия.

Некоторые преподаватели разрабатывают сценарий (при предельно кратком плане) занятия.

3. Лист ориентации занятия (раздается каждому студенту).

  1. Раздаточные материалы индивидуального пользования. Наглядные
    пособия - ценнейший источник знаний для студентов в вопросах познания
    теории и практики обучения.

  2. Материалы, руководящие и регламентирующие поэтапную
    деятельность студентов на всех этапах занятия. Дидактическая деятельность
    преподавателя протекает синхронно с познавательной деятельностью
    студентов и в полном соответствии с планом занятия.

  3. Библиография основная и дополнительная. В комплект входят:
    носители информации, алгоритмы, пособия для использования ЭВМ,
    тренажеры, тесты, методические указания по выполнению разных видов
    познавательной деятельности, материалы различных видов актуализации,
    закрепления и контроля знаний, самопроверки, задания для самостоятельной
    работы на занятии, для домашней работы, другие материалы.

Учебно-методический комплекс каждого занятия должен быть строго систематизирован. Для этого все материалы (рукописные, машинописные) собираются в отдельную папку, брошюруются, номеруются. Вкладываются и чистые листы для периодических дополнений, изменений, анализа и коррекции.

На каждого студента готовится своя методическая папка (индивидуальный обучающий комплект), которой присвоен номер (шифр). Наряду с материалами группового пользования в папке находится комплект материалов индивидуального пользования: задачи, задания, тесты, другие материалы.

Динамические объемные средства обучения (модели, технологическая оснастка, инструменты и т.п.), входящие в состав учебно-методического комплекса, строго систематизированы и сосредоточены в секционных методических шкафах, стеллажах кабинета.

Плоскостные пособия (учебники, задачники, чертежи, графики, кинематические схемы, плакаты, индивидуальные схемы-плакаты, методические рекомендации, разработки и др.) как компоненты методического комплекса также систематизированы, зашифрованы и находятся в специальных (учебного пользования) методических шкафах.

Названные материалы должны занимать строго определенное место в структуре учебно-методического комплекса. На занятии недопустимы нерациональные потери времени на поиск какого-то средства обучения. Продуманная система хранения пособий должна обеспечить оперативный поиск требуемого в любой момент занятия.

Методический комплекс темы состоит из комплексов занятий, составляющих данную тему, и графа учебных элементов темы со спецификацией. Граф вместе со спецификацией, как известно - это наглядное изображение содержания, структуры и целей изучения темы.

Методический комплекс дисциплины. Основу этого комплекса составляют методические комплексы всех тем этой дисциплины. В него включены: учебная программа дисциплины (основной руководящий документ), методическая карта дисциплины (компактный проект методических комплексов всех занятий по дисциплине способен заменить

календарно-тематический план), учебные и методические материалы (учебники, учебные пособия, задачники, сборники упражнений, методические указания к лабораторным и практическим работам, по курсовому и дипломному проектированию, методические разработки и т.д.), материалы для рубежного и итогового контроля, материалы для внеклассной работы по дисциплине (предметные недели, научно-технические конференции, конкурсы, олимпиады, кружковая работа). Целесообразно для методического комплекса дисциплины завести специальную папку, в которой сброшюровать учебную программу дисциплины, методическую карту, перечни учебно-методических материалов.

Учебно-методический комплекс внеклассной работы по дисциплине необходим при организации и проведении кружковой работы по конкретной дисциплине, по техническому творчеству, при подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства, дисциплинарных недель, олимпиад, научно-технических конференций, при планировании и разработке докладов, рефератов. Названные материалы хранятся в отдельной папке преподавателя.

Методический комплекс специальности состоит из методических комплексов всех дисциплин, включенных в учебный план, и собственно самого учебного плана.

Таким образом, интерес преподавателей к системному, целостному подходу в образовательном процессе не случаен. Прежде всего он вызван серьезными трудностями, с которыми преподаватели постоянно сталкиваются при планировании и организации процесса обучения. Надо учитывать множество разнообразных факторов, определяющих эффективность учебной деятельности, все время преодолевать слабую профессиональную направленность учебного материала на конечные результаты подготовки студентов, - несогласованность учебного содержания и приоритетных средств обучения, формируемых качеств личности и средств контроля.

В сложной дидактической системе, каким по современным научно-практическим представлениям признается учебно-воспитательный процесс, осознание целей деятельности - дидактической и познавательной - залог успеха.

Содержание комплексного УМО

образовательного процесса по специальности

Нормативная и учебно-методическая документация

  1. ГОС СПО по специальности.

  2. Примерный учебный план.

  3. Примерные учебные программы по всем дисциплинам и производственным практикам.

  4. Примерный перечень кабинетов, лабораторий.

  5. Профессиональная образовательная программа техникума по специальности:

    1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (федеральный компонент).

    2. Требования техникума к выпускнику.

    3. Рабочий учебный план.

    4. Рабочие учебные программы по дисциплинам и производственным практикам.

    5. Программа итоговой Государственной аттестации выпускников по специальности.

Средства обучения

  1. Перечень основных аудитивных, визуальных, аудиовизуальных технических средств обучения, используемых на занятиях и производственной практике.

  2. Перечень основных приборов, инструментов, оборудования и материалов, необходимых для занятий и производственной практики.

Средства контроля

  1. Экзаменационные билеты по дисциплинам.

  2. Варианты обязательных контрольных работ и срезов знаний по дисциплинам.

  3. Средства контроля по практикам.

Содержание комплексного УМО

образовательного процесса по дисциплине

Нормативная и учебно-методическая документация

  1. ГОС СПО по дисциплине.

  2. Примерная учебная программа.

  3. Рабочая учебная программа по дисциплине для реализации федерального и регионального компонентов.

  4. Календарно-тематический план.

  5. УМО по отдельным темам.

Средства обучения

  1. Учебно-методическая литература (полный перечень по дисциплине).

  2. Учебно-наппядные пособия (полный перечень изобразительных, натуральных средств, перечень дидактических материалов).

  3. Лабораторное и учебно-производственное оборудование, приборы, инструменты и материалы (полный перечень).

  4. Технические средства обучения (полный перечень).

Средства контроля

  1. Форма входного контроля по дисциплине, его обеспечение.

  2. Форма итогового контроля по дисциплине, его обеспечение.

  3. Обязательная контрольная работа, варианты.

  4. Срез знаний по дисциплине.

Содержание комплексного УМО образовательного процесса по темам

Нормативная и учебно-методическая документация

  1. Номер и название темы по рабочей программе.

  2. Содержание качественных уровней усвоения темы «иметь представление», «знать», «уметь», «владеть навыками».

  3. Межпредметные и внутрипредметные связи, необходимые для освоения темы.

  4. Формы организации занятий по теме.

  5. Частные методики обучения.по теме.

Средства обучения

  1. Учебная литература с указанием страниц (учебники, учебные пособия, справочники, задачники, каталоги, альбомы, конспекты лекций).

  2. Методическая литература (метод.пособие, метод.рекомендации, метод.разработка по теме, метод.указания, рекомендации для самостоятельной работы).

  3. Учебно-наглядные пособия для освоения темы.

  4. Лабораторное и учебно-производственное оборудование, приборы, инструменты и материалы для освоения темы.

Средства контроля

  1. Вид контроля входящая, текущего, итогового по теме с указанием формы контроля (устная, письменная, практическая).

  2. Носитель контроля:

    • на бумажном носителе (контрольные вопросы, кроссворды, зачетные задания, условия допуска к лабораторно-практическим работам и др.);

    • на техническом носителе (компьютерные тесты, компьютерные контролирующие программы).

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Нормативно-организационный

Дидактико-методическнй

Информационно-проблемный

  1. Нормативная документация.

  2. Учебные планы и программы.

  3. Повышение квалификации.

  4. Аттестация.

  5. Кабинет и учебный процесс.

  6. Содержание и формы работы
    методического кабинета.

  7. Руководителю.

  8. Информация о АСПК

  9. …..

  1. Основные аспекты организации

учебных занятий.

  1. Проблемы методического анализа.

  2. Современные педагогические теории и технологии.

  3. Преподавание в начальных классах.

  4. Контроль и оценка знаний студентов.

  5. Семинары, конкурсы, конференции.

  6. ….

  1. Организация и проведение педагогического исследования.

  2. Проблема саморазвития и самореализации личности.

  3. Педагогическое творчество.

  4. Вопросы планирования.

  5. Общение и взаимоотношения в педагогическом
    процессе.

  6. Система многоуровневой подготовки.

  7. Диагностика и педагогический процесс.

  8. Организация познавательной деятельности.

  9. Современные проблемы специальной психологии и
    коррекционной педагогики.

  10. ….

Воспитательная работа

Дополнительная квалификация

Практическая подготовка

Литература

  1. Нравственно-эстетическое воспитание.

  2. Классному руководителю.

  3. Страницы истории.

  4. О профессии воспитателя.

  5. Традиционные мероприятия.

  6. Проблемы воспитания на современном этапе.

  7. ….

  1. Руководитель физического воспитания.(0313).

  2. Руководитель детского изотворчества (0312,0313).

  3. Руководитель малокомплектного дошкольного образовательного учреждения (0313).

  4. Руководитель музыкального вос­питания (0312, 0313).

  5. Воспитатель детей с недостатками речевого развития (0313).

  6. Дополнительная подготовка в об­ласти русского языка и литературы (0312).

  7. Дополнительная подготовка, в об­ласти психологии (0312).

  8. ...

  1. Планы практики.

  2. Руководителю практики.

  3. Преддипломная практика.

  4. Показательная практика.

  5. Семинары, конференции.

  6. ….

  1. Программа и методические рекомендации.

  2. Психология.

  3. Педагогика.

  4. Коррекционная педагогика и специальная психология.

  5. Основные аспекты деятельности преподавателя.

  6. Альтернативные программы Д/У.

  7. История педагогической мысли.

  8. Учебные пособия по предметам.

  9. Начальная школа.

10. …

Изучение и обобщение опыта

Именной блок

  1. Проблема изучения и обобщения опыта.

  2. Опыт работы творчески работающих преподавателей.

Именные модули преподавателей



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.
  2. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Бюллетень новых поступлений нб кубгу за февраль 2005 год

    Бюллетень
    Bibliographic Call Number: ДAuthor Number: А18Author: Авакимян, Наталья Николаевна.Title: Исследование процессов неустойчивости на границе жидкость - пар вблизи сильно перегретой поверхности / Авакимян Наталья Николаевна ; науч.
  4. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 4 (11): Краеведческая деятельность библиотек: традиции и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия, Нац. б-ка Респ.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..