Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Налоговое право включает достаточно большую совокуп­ность финансовых норм, объединенных в определенную систе­му. Эта система разбита на определенные ...полностью>>
'Изложение'
«Автоматизированные системы функциональной диагностики» представляет материал, в котором проводится изложение всех этапов проектирования радиолокацио...полностью>>
'Документ'
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноге...полностью>>
'Документ'
Доктор медицинских наук, профессор Дергилев Александр Петрович, заведующий отделением лучевой диагностики Федерального Государственного бюджетного уч...полностью>>

Кошкина Надежда Борисовна многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1. Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Профессиональное образование – важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных профессиональных образовательных услугах, служит средством формирования, развития и самоутверждения личности.

Существующие в разных странах системы образования складывались исторически под влиянием социально-экономических процессов, развития общественной жизни, исторических факторов, национальных различий и др. Из всего многообразия образовательных систем можно выделить многоуровневую (многоступенчатую) систему образования и более консервативную моноуровневую.

Отдельные аспекты высшего образования в зарубежных странах изучались такими российскими исследователями как А. И. Галаган, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. Г. Кинелев, З. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Л. Никандров, К. И. Салимова и др. Анализ «американской», «европейской» систем образования, а также системы, сложившейся в России, дается в работе В. Г. Кинелева [85]. На основе проведенного анализа автор делает заключение о том, что в большинстве развитых стран Европы и в США к концу 80-х годов прошлого столетия уже сложилась многоуровневая система образования.

Сформировавшаяся после 1917 года в СССР образовательная система была преимущественно моноуровневой. Обучающийся не мог завершить свое образование на каком-то промежуточном этапе, избрать свою индивидуальную траекторию обучения. Образовательные программы были унифицированы по срокам обучения, по выдаваемым выпускникам документам, а образовательные учреждения были связаны с жесткими учебными планами, разрабатываемыми централизованно. Такая система была ориентирована на массовую подготовку специалистов, готовых главным образом к репродуктивному воспроизведению информации. Выпускники образовательных учреждений оказывались слабо подготовленными к творческой профессиональной деятельности. У них не формировалась потребность к постоянному самообразованию после окончания техникума или вуза.

Наметившиеся в 80-х годах XX в. тенденции мирового развития обусловили существенные изменения в системах образования. К числу основных тенденций относятся следующие:

  • ускорение темпов развития мирового сообщества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

  • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  • рост значения человеческого потенциала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что обусловливает интенсивное опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Развитые страны (США, Великобритания, страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки) проводят реформы систем образования, ориентированные на текущие и перспективные потребности общества.

Исследования показали, что слабые стороны российской моноуровневой системы образования не позволили приспособить эту систему к новым потребностям практики, потому что она:

  • консервативна и поэтому с опозданием откликается на запросы общества. Это приводит, с одной стороны, к опасности появления «квалификационной пропасти», когда может не оказаться необходимых для общества специалистов. С другой стороны, в условиях быстрого старения информации и быстрой смены технологий есть риск выпуска специалистов, пополняющих ряды безработных, то есть система становится экономически неэффективной;

  • недостаточно демократична, и ей в значительной степени присуща авторитарность преподавания, жесткая регламентация педагогического процесса;

  • обладает недостаточно выраженной направленностью на самообразование, не способствует в должной мере воспитанию готовности к социальной динамике, которая может в течение жизни многократно заставить менять профиль деятельности;

  • не может обеспечить достаточного разнообразия подготовки [129].

В результате коренных изменений в мировой науке, технике, технологии, а также в результате процессов, связанных с информатизацией и автоматизацией, не учтенных при осуществлении в стране политики в области образования, российская система образования перестала отвечать требованиям времени. Поэтому наметившаяся в 90-х годах тенденция к глубокой реформе образования в России явилась закономерным процессом, призванным преодолеть недостатки существующей системы, сделать ее более многообразной, лучше приспособленной к внутренним потребностям страны, к изменениям в экономике, социальной и общественной жизни, а также с целью интегрировать ее в мировую систему образования.

В. Г. Кинелев [85] отмечает, что «реформы вызваны в жизнь необходимостью повышения социальной защищенности и благосостояния граждан России через формирование условий, в которых естественно и свободно развивались бы творческие и профессиональные способности каждого человека …. А это значит, что реформирование должно пройти через все звенья системы образования: структуру и содержание образовательных и профессиональных программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием».

По мнению А. И. Михайлушкина [116], начавшееся в 90-х годах реформирование системы образования направлено на решение следующих основных задач:

  • создание многоукладной системы образования, развития многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;

  • целенаправленная ориентация системы образования на спрос не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;

  • преодоление деформации в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений, вызванных прежней ведомственной организацией образовательной системы, прежде всего – профессионального образования;

  • устранение диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них на рынке труда;

  • оптимизация сети образовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов образовательных учреждений.

Реформирование системы образования направлено на построение многоуровневой системы с ее возможностью дифференцированного обучения, усилением индивидуального подхода к обучающимся, воспитанием личности, самостоятельно контролирующей свою деятельность. Организация обучения теряет строго унифицированные черты как следствие разнообразия спроса студентов на образовательные услуги. В новых экономических условиях становится необходимой и возможной многовариантность профессионального образования по срокам, набору дисциплин, квалификации, приобретаемым знаниям. При этом следует заметить, что многоуровневая система подготовки есть форма обновления профессионального образования и не означает изменение его существа, которое заключается в том, чтобы обеспечить получение обучающимися соответствующей квалификации и знаний, адекватных требованиям времени и индивидуальным запросам личности.

В условиях перехода страны к рыночной экономике появляется острая необходимость в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. В связи с этим утверждается идея о необходимости усилить акцент в сторону фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, более консервативно и которое при его правильном формировании позволяет перейти «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [85]. Образование через всю жизнь («life long education») рассматривается как единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях.

По мере развития материально-технической базы общества, его техники и технологии, по мере усложнения отношений участников общего трудового процесса объективно растут требования со стороны производства и сферы услуг к адекватному уровню профессиональной подготовки специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» профессиональных знаний и опыта. По данным экономистов, ежегодно обновляется 5% фундаментальных и 20% профессиональных знаний [199, 64].

В США установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов – так называемый «период полураспада компетентности», термин, означающий продолжительность времени с момента окончания техникума или вуза, когда в результате появления новой научно-технической информации компетентность специалиста снижается на 50%. В течение последних десятилетий этот период быстро сокращается. Так, если 50-процентное устаревание знаний инженера, выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. – через 8 – 10 лет, 1970 г. – через 5 лет, а сегодня это оценивается экспертами в 2-3 года [199].

Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

Дискретно организованная система образования уже не отвечает требованиям времени, потому что она «отличается ограниченностью диффузного продвижения по ней личности, не имеет системно воплощенного коммулятивного характера с развитым образовательным правом, обеспечивающего последовательное и индивидуально-приемлемое по формам и темпам накопления личностью своего образовательного капитала, который удостоверяется на каждом этапе общего и профессионального образования соответствующим документом. При этом каждый такой документ признается как социально значимый в обществе и на рынке труда элемент преемственности и непрерывности» [196].

Альтернативой существовавшей ранее дискретной системе образования выдвигается непрерывное образование как конструкция, соответствующая потребности личности в постоянном накоплении и обновлении знаний с повышением образовательного уровня или степени квалификации и получении образования для изменения сферы деятельности. Смысл непрерывности заключается «в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном во времени, темпам и направленности; в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования» [104, 66].

Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на Форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком Ж. Делором и вызвала огромный теоретический и практический интерес [58]. В предложенной трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах античных авторов. На идее о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране, которые определяют всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории непрерывного образования и образовательного общества, а лучше, на наш взгляд, - сообщества, явилась глобальная концепция «единства мира», согласно которой все структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой преломления всех процессов, происходящих в мире.

Основным для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Жака Делора [58], определившего принципы непрерывного образования, которые включают: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; связь между изучаемыми предметами; связь между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни; вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования – дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.); универсальность и демократичность образования; возможность создания альтернативных структур для получения образования; увязка общего и профессионального образования; самовоспитание, самооценку; акцент на самоуправление; акцент на самообразование, индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; динамичный подход к знаниям; способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; реализация творческого и инновационного подходов; облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающегося общества; учиться для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.

Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных систем образования в мире (США, Япония, Германия, Великобритания, Корея).

Исследованием проблем непрерывного образования в 70-80-е гг. прошлого столетия занимались зарубежные (Х. Гуммель, Ж. Делор, Ф. Кумбс и др.) и отечественные (А. А. Вербицкий, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, Е. В. Калинкин, В. И. Купцов, В. С. Леднев и др.) ученые.

Развитие концепции непрерывного образования осуществлялось формулированием, уточнением и развитием его основных функций. Первоначально рядом авторов (А. П. Владиславлев, В. И. Купцов и др.) непрерывное образование рассматривается как проблема образования взрослых. Его предназначение видится в компенсации недостатков, упущений в предшествующей подготовке (компенсаторная функция) либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии (переподготовка и повышение квалификации). При этом «непрерывность» трактуется как система доучивания и переучивания работника после получения и на основе официального свидетельства (аттестата, диплома) о законченном базовом образовании, которая реализуется через различного рода курсы, последипломные и другие формы учебы, направленные на обновление, расширение и актуализацию профессиональной информации.

На наш взгляд, такой подход в определении непрерывного образования больше ориентирован на решение практической задачи – добиться более эффективного участия человека в производстве и имеет некоторые недостатки. В частности, он недооценивает необходимость развития личности. Это отмечают и другие исследователи. Так, Б. С. Гершунский пишет: «Непрерывное образование не может сводиться лишь к образованию взрослых. Это не простая, механическая достройка существующей структуры новыми звеньями, призванными усилить компенсационные и адаптационные функции образования с учетом динамичных социально-экономических и особенно научно-технических и производственно-технических потребностей … Объективно существует сверхзадача непрерывного образования, которая имеет четкую не только экономическую, но и социально-политическую направленность: создание необходимых условий для всестороннего, гармоничного развития каждого советского человека … с обязательным учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных установок» [45, 58].

В 90-х гг. началась новая волна исследований по проблемам непрерывного образования. Большой вклад в совершенствование концепции непрерывного образования внесли С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Г. Н. Жуков, Н. Э. Касаткина, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, Н. Н. Нечаев, А. М. Новиков, П. Н. Новиков, В. Г. Онушкин, Т. С. Панина и др. В публикациях этих авторов прослеживается более широкая точка зрения на непрерывное образование, в соответствии с которой профессиональное и общее образование взрослых органично сочетается (интегративная функция). Отмечается, что образование человека, реализуемое через общую и профессиональную подготовку, представляет собой не просто этап, во время которого он готовится к настоящей жизни, а является неотъемлемой составной частью этой жизни и перманентно продолжается на протяжении всего его существования [129, 142]. Стратегическая цель непрерывного образования определяется общими задачами обновления общества. В то же время решение задач социально-экономического развития общества в значительной мере связано с интеллектуальным развитием личности, фундаментализацией общего образования, совершенствованием трудового воспитания и профессиональной подготовки. Вот как характеризует систему непрерывного образования С. Я. Батышев: «Система непрерывного образования должна рассматриваться как процесс и результат развертывания конкретно-исторических потребностей человека в образовательных услугах, в той или иной степени обеспечивающих и реализацию жизненных планов развивающейся личности, и поступательное развитие самого общества. Создание гибкой системы или сферы образовательных услуг означает возникновение условий, в которых образование становится прежде всего процессом удовлетворения образовательных потребностей личности, а не потребностей государства в рабочей силе определенной квалификации» [20, 47]. Цель такого образования – квалификация не только как «приспособление» к профессии, но и как основание для успешной адаптации к условиям жизни в постоянно меняющемся обществе (адаптивная функция). Признавая учение нормальной и необходимой деятельностью человека во все периоды его жизни, концепция непрерывного образования подразумевает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность. Следовательно, как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемерного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической, общественно-политической, научной, технической информации, расширения общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня (функция самореализации личности).

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать основные признаки непрерывного образования:

    1. увеличение временной протяженности образовательного процесса на весь жизненный цикл;

    2. вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

    3. ориентация на поступательное формирование и обогащение творческого потенциала личности.

Изучение накопленного опыта по исследуемой проблеме показало, что непрерывное образование рассматривается в литературе как «процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека» [197, 49].

Система профессионального образования является частью общей системы образования человека в течение всей его жизни. Формирование системы непрерывного профессионального образования обусловлено изменениями социально-экономической среды, в которых она реализуется. Факторы среды определяют совокупность обстоятельств – социально-педагогических условий, способствующих эффективному функционированию системы непрерывного профессионального образования.

Анализ современной социально-экономической сферы позволяет выделить следующие характерные для нее факторы и адекватные им социально-педагогические условия (рисунок 1).

Факторы социально-экономической среды

Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования

* Высокая скорость устаревания профессиональных знаний

  1. Направленность на образование и самообразование в течение всей жизни

  2. Построение профессионального образования на фундаментальной основе

* Сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда

  1. Многоуровневость структуры профессио-нального образования

* Структурные изменения в сфере занятости

  1. Вариативность образовательных программ

  2. Готовность личности к социальной динамике

*Изменение спроса со стороны государства, личности, рынка

  1. Вариабельность структуры и объема подготовки специалистов

* Ограниченность временных и материальных ресурсов личности

  1. Адаптивность уровней образования

Рис. 1. Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования

Структурная организация системы непрерывного профессионального образования представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев профессионального образования, совместно решающих задачи воспитания, обучения и развития каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Формирование структуры непрерывного образования осуществляется через расширение образовательных возможностей для каждого человека реализовать свои потребности в новых знаниях. По мнению А. М. Новикова, возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство. А. М. Новиков предлагает назвать это «вектором движения вперед» (рисунок 2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.
  2. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Бюллетень новых поступлений нб кубгу за февраль 2005 год

    Бюллетень
    Bibliographic Call Number: ДAuthor Number: А18Author: Авакимян, Наталья Николаевна.Title: Исследование процессов неустойчивости на границе жидкость - пар вблизи сильно перегретой поверхности / Авакимян Наталья Николаевна ; науч.
  4. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 4 (11): Краеведческая деятельность библиотек: традиции и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия, Нац. б-ка Респ.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..