Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
центральные районные (городские) больницы, поликлиники; городские организации здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларус...полностью>>
'Документ'
00 Аскольда пізньо-зимовий середньо-росла 70,00 3 Гала маст зимовий середньо-росла 70,00 4 Глостер ранньо-зимовий середньо-росла 70,...полностью>>
'Программа'
Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Каждый компонент окружающей среды может быть объе...полностью>>
'Документ'
Фуряева Татьяна Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики детства КГПУ в течении 15 лет. Общий стаж профессио...полностью>>

Влияние института налогообложения на развитие и обеспечение экономической безопасности депрессивного региона россии (на примере Республики Калмыкия)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЯНЖИНОВА Наталья Алексеевна

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА РОССИИ

(на примере Республики Калмыкия)

Специальность: 05.13.10  управление в социальных и экономических

системах

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2006

Диссертация выполнена на кафедре национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор

Корнилов Михаил Яковлевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Алисов Александр Никитич

кандидат экономических наук

Савченко Виталий Михайлович

Ведущая организация Ростовский государственный университет

Защита диссертации состоится « » ___________2007 г. на заседании диссертационного совета ДСПР 502.001.02 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, ауд. _____ .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Резиденте Российской Федерации.

Автореферат разослан « » _____________ 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Мотин Ю.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, исторически сложившимся местом в национальном хозяйственном комплексе. Трансформации экономической и социальной структуры российского общества привели к тому, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Результатом структурного реформирования стало образование в стране большого числа проблемных, депрессивных и отсталых регионов, которые не могут в полной мере использовать свой экономический потенциал. В этой связи, условием перспективного развития регионов выступает необходимость преодоления ситуации, способствующей воспроизводству депрессивных процессов.

Разрабатываемые в настоящее время концепции и прогнозы развития регионов, как правило, не увязываются с проблемами экономической безопасности. Тем не менее, безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет ее способность к реализации жизненно важных интересов региона, обеспечению достойных условий жизни его населения. Недооценка регионального фактора относится к числу наиболее существенных причин, оказывающих негативное влияние на устойчивость и темпы развития российской экономики. В этой связи, наиболее актуальным представляется поиск путей, методов и инструментов достижения и повышения уровня экономической безопасности регионов как главного условия достижения устойчивости и позитивности развития территориальных образований.

В современной рыночной среде центральное место в регулировании социальных и экономических процессов принадлежит финансовым инструментам, важнейшим их которых выступает институт регионального налогообложения. В настоящее время региональное налогообложение в нашей стране не способно в полной мере реализовать свою стимулирующую функцию. Такая ситуация является не просто негативным фактором, мешающим экономическому росту депрессивных регионов, она дестабилизирует их развитие. Необходимость совершенствования института налогообложения как средства обеспечения экономической безопасности депрессивного региона и обусловила актуальность и предопределила выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Научное обоснование содержания и основных выводов данной работы предполагает обращение к различным источникам, отражающим все многообразие аспектов изучаемой проблематики. Влияние совокупности специфических региональных факторов на устойчивое развитие отдельных территорий нельзя рассматривать и вне контекста национальной и, в частности, экономической безопасности. Среди отечественных экономистов, занимающихся данной проблемой, следует выделить: Л. Абалкина, В. Алёшина, С. Батчикова, О. Белокрылову, С. Глазьева, Ю. Кобрина, А. Кокошина, М. Корнилова, В. Медведева, А. Прохожева, К. Самсонова, В. Сенчагова и др. В их работах анализируются проблемы и способы обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики. Однако применительно к современным реалиям российских регионов в современной научной литературе аспекты экономической безопасности представлены недостаточно четко и полно.

Важным направлением в разработке моделей экономического развития регионов выступает неоинституционализм Э. Де Сото. К числу российских экономистов, активно использующих экономико-правовой подход – теоретико-методологическую основу «десотианства», можно отнести В. Радаева, Р. Капелюшникова, А. Олейника и В. Тамбовцева.

Концептуальные проблемы институциональных преобразований экономики регионов и социально-экономической санации депрессивных территорий стали предметом изучения многих отечественных ученых, таких как: Н. Аитов, М. Бантман, В. Веденский, М. Виткин, В. Винслав, Ю. Винслав, Н. Гликман, А. Гранберг, Л. Иванченко, О. Иншаков, Н. Кетова, Ю. Колесников, Н. Ларина, В. Лексин, А. Любанин, Н. Маркова, В. Овчинников, А. Швецов, Б. Штульберг. Представляется, однако, что уровень разработки проблем остается недостаточным для целостного осмысления механизмов преодоления депрессивного состояния российских регионов, обеспечения высокой степени их экономической безопасности. Институт регионального налогообложения, как показывает мировой опыт, является наиболее действенным инструментом, способным минимизировать угрозы социально-экономической стабильности депрессивных территорий.

Все вышеизложенное обусловило постановку в настоящем исследовании следующей научной задачи: теоретическое обоснование путей эффективного использования налогообложения для экономического развития и обеспечения экономической безопасности депрессивного региона России.

Объектом исследования выступают процессы экономического развития и обеспечения экономической безопасности депрессивного региона России (на примере Республика Калмыкия).

Предметом исследования является трансформация системы налогообложения для обеспечения экономической безопасности и устойчивого экономического развития депрессивного региона.

Цель исследования состоит в разработке направлений использования института налогообложения для экономического развития и обеспечения экономической безопасности депрессивного региона.

Для достижения поставленной цели был решен ряд взаимосвязанных исследовательских задач:

- определение критериев социально-экономической ситуации в регионе, воздействующих на уровень его экономической безопасности;

- выявление институциональных особенностей налогообложения как экономического инструмента, нивелирующего степень региональной поляризации;

- раскрытие корреляционной зависимости и взаимообусловленности процессов санации депрессивного региона и обеспечения его экономической безопасности;

- исследование механизма взаимообусловленности между налоговой политикой и обеспечением экономической безопасности депрессивного региона;

- обоснование роли налогового стимулирования как важнейшего условия реализации приоритетных направлений экономического развития региона;

- рассмотрение возможностей индикативного планирования как инструмента контроля уровня экономической безопасности региона.

Теоретическую базу настоящего исследования составили фундаментальные научные источники, прежде всего, упомянутых выше авторов, в которых нашли свое отражение различные теоретико-методологические аспекты и направления предметной области, заявленной в теме диссертации.

Методологической основой диссертации являются общефилософские и общенаучные приемы и способы изучения социально-экономических явлений и процессов: системный подход, сравнительный и экономико-статистический анализ, включающий методы прогнозирования динамики изменения ряда индикаторов, экспертные оценки, способы табличного и графического представления эмпирических данных.

Нормативно-правовую базу исследования составляют федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, региональные законодательные акты, в частности Указы Президента, Постановления Правительства Республики Калмыкия по вопросам экономической безопасности, экономической и налоговой политики, создания и функционирования особых экономических зон и др.

Информационную базу исследования составляют официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, экспертные оценки независимых исследователей, материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати, а также аналитические материалы, разработанные с участием автора по месту его работы в органах ФНС по Республике Калмыкия.

Новизна исследования состоит в следующих его основных результатах:

1. Выявлены и обоснованы критерии депрессивности такого субъекта (региона) Российской Федерации как Республика Калмыкия, которые позволяют оценить состояние его экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

2. Сгруппированы показатели оценки региональной экономической безопасности, что позволило определить место института налогообложения в системе экономической безопасности региона.

3. Определены объективные условия эффективного проведения санации региона в целях снижения степени его депрессивности, снятия социально-экономической напряженности, повышения уровня экономической безопасности.

4. Обоснована взаимозависимость совокупного экономического потенциала региона и института регионального налогообложения, благодаря чему стало возможным предложить способы рационального использования этой связи для комплексного решения задачи стабилизации социально-экономической ситуации в регионе, снижения степени его депрессивности и повышения уровня экономической безопасности.

Основными результатами исследования, выносимыми на защиту, стали:

1. Обоснование необходимости разграничения налоговых сборов между уровнями власти и перераспределения налоговых поступлений между регионами с различными экономическими потенциалами для предоставления возможности проявления налоговой инициативы региональным органам власти с целью создания условий устойчивого развития экономики на местах.

2. Обоснование проведения социально-экономической санации депрессивного региона путем совершенствования налогового механизма и либерализации налоговой политики, способствующих реализации в регионе инновационных программ.

3. Представление рационального налогового планирования в качестве одного из важнейших экономических ресурсов, направленного на сокращение налоговых расходов хозяйствующих субъектов на основе предоставления им налоговых льгот на региональном уровне.

4. Разработка на примере Республики Калмыкия научно обоснованных рекомендаций по налоговому стимулированию, способствующему наращиванию экономического потенциала депрессивного региона и преодолению им своего депрессивного состояния.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что ее положения дополняют и развивают представление о роли института налогообложения депрессивных регионов в преодолении кризисных тенденций, в процессе социально-экономической санации и обеспечении на этой основе их экономической безопасности.

Практическое значение имеют выводы и концептуальные положения, изложенные в диссертации, которые применимы при оптимизации деятельности органов управления (федерального, регионального и местного уровня), разработке и реализации социально-экономических программ, в практике соответствующих налоговых служб и подразделений органов государственного управления.

Основные положения диссертации могут также применяться в учебном процессе при изучении ряда разделов курсов «Региональная экономика», «Налоги и налогообложение», «Управление налогообложением региона», а также ряда социально-экономических и научных дисциплин, связанных с обеспечением национальной (экономической) безопасности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях в гг. Элиста (17-21 мая 2005г. Юбилейный международный конгресс «Азия в Европе: взаимоотношение цивилизаций» посвященный 35-летию Калмыцкого государственного университета, 8 декабря 2005г. Юбилейная региональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию доктора экономических наук, профессора Л.Ц-М. Бадмахалгаева), Ростов-на-Дону (март 2005г. Юбилейная межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 5-летию образования НФ РГУ), Шахты (сентябрь 2004г. Юбилейная межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 35-летию образования ЮРГУЭС), а так же на совещаниях-семинарах руководителей ФНС по Республике Калмыкия в марте, ноябре и декабре 2005г.

Структура диссертационной работы. Диссертация общим объемом 7,2 п.л. состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников и 4 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень разработки его темы предшественниками, формулируются цели и задачи, методологические основы и новизна исследования, его практическая значимость.

В первой главе «Методический подход к обеспечению экономической безопасности депрессивного региона мерами регионального налогообложения», прежде всего, рассматриваются критерии экономической безопасности депрессивного региона.

Традиционно основными критериями депрессивности региона являются: темпы спада производства; снижение уровня жизни населения; нарастание негативных тенденций в сфере занятости. В России депрессивным регионом считается субъект РФ или локальное территориальное образование, характеризующееся устойчивым отставанием от других регионов по главным социально-экономическим показателям.

Особенно трудная обстановка складывается в нашей стране в тех депрессивных регионах, которые к моменту начала рыночных реформ имели недостаточно диверсифицированную отраслевую структуру экономики; слабый научно-технический потенциал; низкую интенсивность хозяйственной деятельности; низкий уровень развития социальной сферы. Обобщенными показателями депрессивности экономики этих регионов следует признать низкую конкурентоспособность продукции и существующий продолжительное время отток экономически активного населения.

Применительно к таким депрессивным регионам необходимо особенным образом подходить к обеспечению их экономической безопасности. Как показывают расчеты, для достижения уровня ВРП на душу населения, соответствующего средним показателям по РФ, даже по самым оптимистическим прогнозам этим регионам потребуются десятки лет. Для оптимистических прогнозов по этим регионам нет достаточных оснований, так как основными их проблемами продолжают оставаться: спад производства, хронически трудоизбыточная конъюнктура регионального рынка труда, недостаточная бюджетная обеспеченность социально-экономических программ, сворачивание экономической активности, нарастание социальной напряженности. К числу таких регионов относится и Республика Калмыкия.

Представляется, что для определения уровня депрессивности региона важное значение имеют не сами упомянутые показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение значений которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Автором настоящего исследования были разработаны для Республики Калмыкия пороговые значения основных ее социально-экономических показателей, которые приведены в табл. 1.

Анализ выбранных показателей и сравнение их с пороговыми значениями позволил сделать вывод о том, что в Калмыкии в 1999-2004 гг., сложилась критическая ситуация с точки зрения экономической безопасности.

Таблица 1

Пороговые значения основных социально-экономических показателей Республики Калмыкия

Наименование показателей

Уровень пороговых значений

Реальные значения показателей

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Темпы роста ВРП к предыдущему году (в соп. ценах, %)

160

94,0

180,2

97,6

94,2

75,9

113,8

Индекс физичес-кого объема про-мышленного про-изводства к преды-дущему году, %

150

82,3

114,6

117,1

86,6

107,6

96,1

Уровень безрабо-тицы (по методике МОТ), %

5

2,7

1,9

2,7

2,9

3,2

3,6

Численность насе-ления с доходами ниже прожиточно-го минимума, в % к общей численности населения

10

61,4

67,7

53,9

58

53,8

55,1

Рассчитано по: Калмыкия в цифрах. Стат. сб. Территориальный орган федеральной службы гос. стат. по Республике Калмыкия. – Элиста: АПП «Джангар», 2006.

Достижение среднероссийских значений приведенных в таблице 1 показателей возможно в Калмыкии лишь при экстремальных темпах роста ВРП, а таких темпов можно добиться только при создании благоприятных условий извне.

Наличие устойчивых территориальных диспропорций препятствует укреплению основ Российского государства. Только обеспечение высокого уровня и качества жизни населения любой из территорий страны способствует сохранению ее целостности, созданию единого социального и экономического пространства. Через создание действенного механизма федеративных отношений, обеспечивающего функционирование национальной экономики как единого целого возможно гармонизировать интересы государства и составляющего его регионов.

Важнейшей задачей государства является стимулирование таких регионов, каким является Калмыкия, к саморазвитию путем создания в них условий для притока капитала в приоритетные инвестиционные проекты. А самые действенные рычаги влияния на социально-экономические процессы находятся в бюджетной и налоговой сферах.

В настоящее время важно направить реформирование процесса межбюджетных отношений на образование региональных и муниципальных финансовых ресурсов, способных эффективно служить целям управления социально-экономической сферой, в частности способствовать разрешению депрессивных ситуаций. Для достижения указанной цели необходимо перманентное совершенствование бюджетной и налоговой политики в интересах наращивания экономического потенциала региона. Однако в действительности после серьезных изменений налогового законодательства в 2003 г. условия развития депрессивных регионов ухудшились. Сложившаяся ситуация хорошо видна на примере Калмыкии.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кириллов А. Д. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника К43 политического развития, 1990-1997 гг.)

    Документ
    Бурные события конца восьмидесятых—девяностых го­дов, связанные с формированием принципиально новой по­литической системы в России, которые оказали решающее влияние не только на историю России, но и на развитие всего мира, долго будут
  2. Институт международных экономических связей сборник научных трудов москва 2005 Научный редактор

    Документ
    Ситуация в сфере образования в современной России характеризуется резким ростом спроса на образовательные услуги. Их удовлетворяют государственные и негосударственные высшие учебные заведения, которые, естественно, находятся в конкурентных отношениях.
  3. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (26)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: К другим темам. Завтрашнее заседание ГД будет посвящено мерам по снижению цен на топливо и электроэнергию для сельских хозяйств. Об этом сегодня по окончании совета Думы сообщил спикер палаты Борис Грызлов.
  4. Доклад о стратегии развития международных и внешнеэкономических связей субъектов рф со странами атр, а также Индией

    Доклад
    К началу 3-го тысячелетия Азиатско-тихоокеанский регион на деле превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мировой экономики. На долю стран этого региона мира, который включает в себя две наиболее крупные национальные экономики
  5. Экономические науки (2)

    Документ
    В последнее десятилетие XX в. демографические процессы, происходившие в нашей стране, имели ярко выраженный негативный характер. Рост населения в России прекратился с 1991 г.

Другие похожие документы..