Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Для увеличения доли бизнеса в государственном секторе экономики Эстонии необходимы глубокие знания рыночных механизмов, основ стратегического планиро...полностью>>
'Документ'
16 "Довгострокова дебіторська заборгованість",17 "Відстрочені податкові активи", 34 "Короткострокові векселі одержані",3...полностью>>
'Конспект'
Конспект лекцій з курсу «Технологія науково-дослідної діяльності» (для студентів 4 курсу денної форми навчання спеціальності 8.050201 – «Менеджмент о...полностью>>
'Реферат'
Іудаїзм – це перша й найдавніша монотеістична релігійна система. Всі три монотеістичні релігійні системи, що відомі історії світової культури тісно п...полностью>>

Русский поэт Марийской земли Шабдарова Л. В., учитель письма и чтения. Зайцева С. И., учитель письма и чтения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русский поэт Марийской земли

Шабдарова Л.В., учитель письма и чтения.

Зайцева С.И., учитель письма и чтения.

(Литературно-музыкальная композиция, посвящённая девяностолетию Сернурского района)

Цель:

  1. познакомить учащихся с жизненным и творческим путем поэта;

  2. выработка навыков выразительного чтения учащихся;

  3. воспитание любви к природе родного края к Родине.

Музыкальное сопровождение:

  1. романс на ст.Н.Заболоцкого «Зачарована, заколдована» в исполнении группы «Санкт-Петербург»;

  1. записи песен:

А.Молчанова «В этой роще березовой»,

А.Петрова «Облетают последние маки» (из фильма «Служебный роман»);

«Можжевеловый куст».

Наглядность:

Фотовыставка «Жизнь и деятельность поэта»;

Иллюстрации, фотографии, слайды.

Эпиграф:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Ход урока:

  1. Звучит романс на стихи Н.Заболоцкого «Зачарована, заколдована»

  2. Слово учителя

Прозвучал романс на стихи Н.Заболоцкого «Зачарована, заколдована» в исполнении группы «Санкт-Петербург». Имя Н.А.Заболоцкого известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Его стихи сейчас переводятся более чем на десять языков мира. Для нас, сернурцев, это имя особенно дорого, так как именно здесь в Сернуре провел свое детство этот замечательный поэт. Приехал Коля в Сернур в 1910 году семилетним мальчиком и до 1918 года жила семья Заболоцких в Сернуре. Пусть очень мало, всего семь лет, жил Николай в нашем селе, но это именно тот возраст, когда складывается мировоззрение. Чудесная природа Сернура, незабываемые детские годы оставили глубокий след в душе поэта. Спустя сорок лет поэт в своих стихах будет впоминать:

В государстве ромашек, у края,

где ручей, задыхаясь, поёт,

пролежал бы всю ночь до утра я,

запрокинув лицо в небосвод.

Перед Вами стенд с фотографиями Николая Алексеевича Заболоцкого

(рассказ ученика)

        1. Литературно-музыкальная композиция

Первый ведущий:

Был он тихим и скромным, не боялся быть незаметным. «От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нем даже некоторая важность. Он не признавал наигранности и лицемерия, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем не был уверен», - по воспоминаниям современников.

Второй ведущий:

Н.А.Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казанской губернии. Предки происходили из крестьян Уржумского уезда Вятской губернии.

В 1910 году семья переехала в село Сернур (ныне районный центр Республики Марий Эл). Отец получил место агронома на Епифаниевской ферме, опытно-показательном хозяйстве Сернурской волости Уржумского уезда.

Итак, Николай Алексеевич, тогда Коля, поступил учиться в Сернурское трехклассное училище сразу во второй класс. Это был удивительного ума и способности мальчик. Учился только на пять.

Первый ведущий:

В Сернуре Н.Заболоцкий окончил три класса начальной школы. «Здесь отложились в моем сознании первоначальные впечатления русской природы, здесь я начал писать стихи, семилетним ребенком я уже выбрал себе свою будущую профессию», - писал поэт.

Учась в третьем классе, он написал стихотворение: «Как во Сернуре большом раздается страшный гром». Он уже издает свой рукописный журнал и помещает стихи Пушкина, Лермонтова, а потом и свои. О Сернуре он писал в стихах: «Я воспитан природой суровой», «Игра в снежки», «Еще заря не встала над селом», «Поздняя весна».

Чтец:

стих «Я воспитан природой суровой»

Второй ведущий:

«Удивительные места были в этом Сернуре и его окрестностях! Мои первые, неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях, - писал в своих воспоминаниях Н.А.Заболоцкий. – Летом с друзьями мы ловили рыбу на Сердяжке, лазили по горам «Швейцарии» (так называли красивые места за Сернуром)».

Показываются слайды с изображением природы Сернура, его улиц, окрестностей поселка, здание музея.

Чтец. Стих «Поздняя весна»

Стих «Гроза».

Первый ведущий:

«В начальной школе я учился старательно. Но школа была бедная и скудная, ученики – крестьянские мальчики, и среди них много марийцев, изнуренных нуждой». Отец Алексей Агафонович любил вечерами вести беседы с марийскими мужиками, сидя на бревнах и дымя самокрутками. Семья была большая, и жилось довольно нелегко. Сельский агроном и его друзья, марийские литераторы – просветители Г.Леонтьев, А.Канаков, И.Романов решили открыть в деревне бесплатные столовые для голодающих ребят. Алексей Агафонович обратился за помощью к известному певцу Федору Шаляпину, который тоже был уроженцем этого края (Уржумского уезда). Шаляпин откликнулся на эту просьбу, прислал деньги, столовые были открыты.

Второй ведущий:

Доброй наставницей для детей, душой семьи была мать поэта – Лидия Андреевна Дьякова, бывшая учительница. Занималась она домашними делами и воспитанием детей. Их было шестеро: Коля, Вера, Маруся, Наталья, Алексей, Миля. «Мама была очень хорошим, умным и справедливым человеком», - писала сестра Мария. Любовь к детям, отвращение к лжи, обману внушали им с детства.

Родители будущего поэта очень любили художественное слово, приучали детей читать, ценить книгу. На одной из полок книжного шкафа висел плакат, написанный рукой отца: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги – плод ума человеческого. Если книга тебе не нужна, передай ее другому, чтобы она сеяла должное»……..

В последствии поэт вспоминает: «Здесь, около книжного шкафа, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события!»

Чтец. Стих «Голубиная книга»

Первый ведущий:

Летом 1956 года поэты-марийцы, приехав в Москву, на вечере марийской поэзии встретились с Н.Заболоцким. Николай Алексеевич сразу вспомнил свое босоногое детство, друзей – мальчишек из Сернура и сказал: «Вместе с марийскими детьми я зимой катался с гор, летом ловил в реке Сердяжке рыбу. Так крепко подружился с ними, что даже научился говорить по-марийски».

Марийская песня.

О прекрасной поре детства, о ярких впечатлениях, когда он вместе с крестьянскими мальчишками устраивал снежные баталии написано стихотворение.

Чтец. Стих «Игра в снежки»

Второй ведущий:

В 1913 году агроном А.Заболоцкий отвез своего сына в Уржум, находящийся в 60-ти верстах от Сернура. Домой Николай приезжал только на каникулы. «Чудесные зимние дороги – одно из лучших моих воспоминаний. Предстоял целый день пути при 20-25 градусах мороза. Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел, пел и визжал под полозьями, дребезжал колокольчик, хрипели лошади, развевая свои гривы. Ямщик похож был на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и непостижимое».

Чтец. Стих «Еще заря не встала над селом»

Первый ведущий:

Стихи поэта мелодичны. И не случайно многие композиторы впоследствии обратились к творчеству Н.А.Заболоцкого и зазвучали песни на стихи поэта с экранов кинотеатров и в художественных коллективах.

Песня А.Молчанова «В этой роще березовой»

Второй ведущий:

В 1920 году Николай Алексеевич стал студентом Московского университета, а через год – студентом Ленинградского педагогического института. В 1927 году (после окончания института и службы в армии) работает в Ленинградском отделе государственного издательства по детской литературе, пишет стихи и рассказы для детей, работает над книгой «Столбцы», которая вышла в 1929 году. Сам поэт писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей». («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба», «Народный дом»).

Однако Заболоцкий не ограничивается темой быта и жизни города. Зарождается и получает философскую окраску тема природы, которая становится важнейшей в творчестве поэта в следующее десятилетие. Поэт видит все явления природы живыми, несущими в себе человеческие черты.

Чтец. Стих «Вечер на Оке»

(В очарованье русского пейзажа….)

Первый ведущий:

Человек – единственное в мире существо, наделенное даром слова, и, так как человек – часть природы, то и слово его должно быть в гармонии с тем, что без слов выражает природа.

Чтец. Стих «О красоте человеческих лиц»

Есть у Заболоцкого тема, которая пронизывает все стихотворения зрелого поэта, мастера красоты. И в стихотворениях «о красоте человеческих лиц», «Неудачник», «Портрет», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» ставится вопрос: «Что есть красота?»

Чтец. Стих «Некрасивая девочка»

Гибель красоты в мире – в человеке, в природе – воспринимается поэтом как трагедия. Как трагедия воспринимается гибель внутренней красоты – измена самому себе.

Чтец. Стих «Журавли»

Звучит запись песни «Облетают последние маки»

Ст. Н.Заболоцкого, музыка А.Петрова из фильма «Служебный роман»

Второй ведущий:

В марте 1936 года Н.А.Заболоцкий жил и работал под Ленинградом в доме творчества писателей в Елизаветино. В то время атмосфера в городе была тяжелой. Часто звучало зловещее слово: «Взяли». Произносили его шепотом, нервно оглядываясь по сторонам. Заболоцкому казалось, что эти страхи к нему не относятся – нужно добросовестно свое дело и, глядишь, все обойдется. Но он ошибся – его очередь была уже совсем близко.

Первый ведущий:

И вот мы читаем трагическое повествование поэта:

«Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 года……..». Н.Заболоцкий пришел домой квартиру на канале Грибоедова в сопровождении двух сотрудников НКВД, которые предъявили ему ордер на арест…. Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг.

На основании ложных, нелепых обвинений в контрреволюционной деятельности особым совещанием без суда и следствия он был приговорен к пяти года исправительных работ. С февраля 1939 года по май 1943 года он находился в исправительно-трудовом лагере на Дальнем Востоке и в Алтайском крае.

Второй ведущий:

Николай Алексеевич не любил рассказывать о трудных годах заключения, но от тех лет осталась около ста писем к жене Екатерине Васильевне и детям, в которых отразились черты лагерного быта, душевные переживания поэта, вера в справедливость.

Письма ж. «Знамя» №1 1989 год.

Первый ведущий:

Да, Н.Заболоцкий был незаслуженно репрессирован. Это наложило отпечаток и на его стихи, и на всю оставшуюся жизнь. Умер поэт, прожив всего 55 лет, не перенеся третьего инфаркта.

В последнее собрание сочинений он включил 170 стихов, 3 поэмы. Он известен как переводчик. Его переложение «Слова о полку Игореве» до сих пор считается непревзойденным образцом.

Одним из последних его стихов было своего рода поэтическое завещание, лебединая песня его творчества, последний его шаг в бессмертие.

Чтец. Стих «Не позволяй душе лениться!»

Второй ведущий:

14 октября 1958 года Н.А.Заболоцкий скончался. Проходят годы. Все новые и новые люди листают страницы книг Н.Заболоцкого. они шепчут голосом поэта:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь,

ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я недовершил.

(Завещание)

Учитель:

Глубоко чтит и помнит своего земляка земля марийская. В поселке Сернур на школьном здании, где когда-то учился Н.Заболоцкий установлена мемориальная доска. В здании открыт Историко-литературный музей. В классе, где учился поэт, в 1989 году открыта экспозиция о жизни и творчестве Н.Заболоцкого. Три раза на юбилейные торжества в честь поэта приезжали гости из Уржума и сын поэта Никита Николаевич Заболоцкий, который является членом Союза писателей г.Москвы. Он написал о своем отце книгу «Жизнь Николая Алексеевича Заболоцкого» и сделал подарок музею и школе. В 2003 году школе №2 присвоено имя поэта – классика Н.А.Заболоцкого.

Литература:

    1. Македонов А.В. Николай Заболоцкий;

    2. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий;

    3. Турков А.М. Николай Заболоцкий;

    4. Пастухова Л.Н. «Не позволяй душе лениться». / ж. «Литература в школе» №6 1993 год;

    5. ж. «Знамя» №1,2,3 1989 год («Письма»);

    6. газета «Правда» 16 января 1918 года.

Стихи:

* * *

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Всё текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звёзды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Всё лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

1953

Поздняя весна

Осветив черепицу на крыше

И согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше

Запоздалое солнце весны.

В розовато-коричневом дыме

Не покрытых листами ветвей

Весь пронизан лучами косыми

Бьет крылом и поет соловей.

Как естественно здесь повторенье

Лаконически медленных фраз,

Точно малое это творенье

Их поет специально для нас!

О любимые сердцем обманы,

Заблужденья младенческих лет!

В день, когда зеленеют поляны,

Мне от вас избавления нет.

Я, как древний Коперник, разрушил

Пифагорово пенье светил

И в основе его обнаружил

Только лепет и музыку крыл.

1948

Еще заря не встала над селом

Еще заря не встала над селом,

Еще лежат в саду десятки теней,

Еще блистает лунным серебром

Замерзший мир деревьев и растений.

Какая ранняя и звонкая зима!

Еще вчера был день прозрачно-синий,

Но за ночь ветер вдруг сошел с ума,

И выпал снег, и лег на листья иней.

И я смотрю, задумавшись, в окно,

Над крышами соседнего квартала,

Прозрачным пламенем своим окружено,

Восходит солнце медленно и вяло.

Седых берез волшебные ряды

Метут снега безжизненной куделью

В кристалл холодный убраны сады,

Внезапно занесенные метелью.

Мой старый пес стоит, насторожась,

А снег уже блистает перламутром,

И все яснее чувствуется связь

Души моей с холодным этим утром.

Так на заре просторных зимних дней

Под сенью замерзающих растений

Нам предстают свободней и полней

Живые силы наших вдохновений.

1946

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье,

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

1955

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958

ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(Литературно-музыкальная композиция)

Подготовила и провела:

Шабдарова Л.В

с. Казанское, 2011 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кначалу сороковых годов прошлого века Марийская автономия за два десятилетия со времени своего образования прошла огромный созидательный путь

    Документ
    К началу сороковых годов прошлого века Марийская автономия за два десятилетия со времени своего образования прошла огромный созидательный путь. Была создана промышленность, коренным образом изменилось сельское хозяйство, перешедшее

Другие похожие документы..