Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову
Ларец мудрости
(встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову)
Вступительное слово. Жизнь и творчество И. А. Крылова.
Поэт и мудрец сложились в нём воедино.
Н.В. Гоголь
Ведущий.
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в литературной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена известному поэту баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, которому 2 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения.
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери — это герои его басен.
О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство? Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года, в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. В Твери у детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали их разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Этот дом в Твери слыл «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь Крылов впервые почувствовал склонность к литературному творчеству.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец.. Пришлось Ване в 11 лет поступить на службу в Тверской губернский суд — подканцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали уже иногда называть Иваном Алексеевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машинок в то время ещё не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовались для письма. Потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были и арабские сказки, и произведения русских писателей, басни, стихи.
Позже, в 1782 году, семья — Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой — перебралась в Петербург. Ему удалось выучить французский язык, а позднее он выучил и итальянский, и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Басни же Крылов начал писать позже, когда ему было уже 37 лет. Они сразу всем понравились, о них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «НАВИ ВОЛЫРК». Но, если вы прочитаете это имя задом наперёд, сразу всё поймёте.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен.
Популярность басен Ивана Андреевича Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и императоры Александр I и Николай II, ими зачитывались. Почему? А потому, что в этих баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
Сокровища народной мудрости.
... Ох! Басни, смерть моя!
Насмешки вечные над львами!
Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.
А.С. Грибоедов. Горе от ума. (Слова Загорецкого)
Ведущий.
Начав свою литературную деятельность как драматург — автор произведений для театра, — прославился Иван Андреевич Крылов своими баснями. Но басни изобрёл не Крылов, их писали и раньше. Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками. Эта основная поучительная мысль называется мораль.
Две с половиной тысячи лет назад жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни — открыл язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намёками. Басни Эзопа были написаны в прозе, а персонажи были — животные. Животные в произведениях Эзопа говорят, думают, действуют, как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный приём называют аллегорией (иносказанием), а ещё его — по имени «изобретателя» — называют эзоповым языком. Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. Но, несмотря на это, многие из них покажутся вам знакомыми. Например, такая: «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: "Он ещё не дозрел".
Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
Вспомнили басню И.А. Крылова на этот же сюжет? Верно, это «Лисица и виноград».
В России басня стала широко распространяться с середины XVIII века. Басни писали русские поэты Василий Кириллович Тредиаковский, Антиох Кантемир, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков. А в то время, когда Иван Алексеевич Крылов начинал свою литературную деятельность, в России пользовались популярностью басни Ивана Дмитриева. Именно ему показал свои первые басни Крылов, и тот их одобрил.
Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой создал в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Для своих учеников он написал специальные «учебные книги», половину которых занимали басни.
Басни писатели сочиняют и сегодня, древним эзоповым языком повествуют о недостатках современников. Всем хорошо известный поэт Сергей Владимирович Михалков тоже пишет басни.
Литературная викторина по басням И. А. Крылова.
Его басни переживут века.
К.Н. Батюшков
1 ученик.
Назовите басни Крылова о:
Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осёл»);
Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и Работник »);
Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
2 ученик.
Кому принадлежат слова?
«Всё про очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них». (Слова Мартышки из басни «Мартышка и Очки»);
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум...» (Слова Волка из басни «Волк на псарне»);
«Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Слова Мартышки из басни «Квартет»).
3 ученик.
К кому обращены эти слова?
«Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище» (к Соловью из басни «Осёл и Соловей»);
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? (к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»);
«Соседка, перестань срамиться, — Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?»
(к Моське из басни «Слон и Моська»).
4 ученик.
Вспомните пропущенное слово в названии басни.
«Лягушка и ...» (вол);
«Волк на ...» (псарне);
«... и Ягнёнок» (Волк);
«Кот и ...» (Повар);
«Свинья под ...» (дубом);
«Бумажный ...» (змей).
5 ученик.
В какой басне:
«Кому-то принесли от мастера Ларец...» («Ларчик»);
«Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло» («Щука и Кот»);
«Голодная кума залезла в сад...» («Лисица и виноград»).
6 ученик.
В какой басне была такая мораль?
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»);
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»);
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»);
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад...» («Щука и Кот»);
«Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться» («Ларчик»);
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»).
1 ученик.
«Кавардак из басен Крылова».
Эта басня составлена из строчек басен И.А. Крылова, их восемь. Назовите басни и строчки из них:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала…(«Свинья под дубом»);
А Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. («Кот и Повар»);
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться. («Волк и Ягненок»);
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем, уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала. («Ворона и Лисица»);
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». («Демьянова уха»);
У кумушки глаза и зубы разгорелись. («Лисица и виноград»);
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. «Что, кумушка, беды! — он говорит. — Ни косточкой не мог нигде я поживиться; Меня так голод и морит» («Волк и Лисица»);
«Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» («Стрекоза и муравей»);
«Бедняжка куманёк! Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог: Я куму услужить готова». И серый рыцарь мой, Обласкан по уши кумой, Пошёл домой. («Волк и лисица»);
Сыр выпал — с ним была плутовка такова. («Ворона и лисица»).
Ведущий.
А здесь перемешаны строчки из пяти басен:
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой.
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
На ту беду Лиса близёхонько бежала («Ворона и лисица»)
За ней другая, там ещё две-три, и вмиг («Прохожие и собаки»)
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться... («Слон и Моська»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял. («Прохожие и собаки»)
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки! («Зеркало и обезьяна»)
«И, полно, братец! — тут другой ему сказал, —
Собак ты не уймёшь от лаю. Лишь пуще всю раздразнишь стаю... («Прохожие и собаки»)
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком, на свою ты силу не надейся! («Лев и Комар»)
Словарь языка басен И. А. Крылова.
Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте встречаются в них непонятные слова и выражения.
Давайте попробуем вместе разобраться, что означают, например, слова:
квартет,
альт,
бас,
Кунсткамера,
мурава,
лесть,
кафтан,
камзол,
фалды,
неймёт,
яхонты.
Если дети не могут объяснить, что означают эти слова, предложите им прибегнуть к помощи «Словаря языка басен Крылова», заранее оформленного в виде книжечки или картотеки:
СЛОВАРЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА
АЛЬТ - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки». Басня «Квартет»).
АНБАР - то же, что амбар, строение для хранения зерна, муки, припасов. («Мышей в анбаре половить». Басня «Щука и Кот»).
БАС - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (Басня «Квартет»).
БАТРАК - наёмный работник, часто в деревне для полевых работ. («Старик Крестьянин с Батраком шёл под вечер леском». Басня «Крестьянин и Работник»).
ВПРОК - то, что может пойти на пользу, или про запас. («А проку на волос нет в них». Басня «Мартышка и очки»).
КАМЗОЛ - короткая поддёвка, фуфайка без рукавов. («Хоть носит он кафтан такой, которого длиннее и камзолы». Басня «Тришкин кафтан»).
КАФТАН - старинная мужская долгополая верхняя одежда. (Басня «Тришкин кафтан»).
КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх музыкантов, музыкальное произведение для четырёх исполнителей. ( «А всё-таки квартет нейдёт на лад». Басня «Квартет»),
КУНСТКАМЕРА - музей, собрание редкостей, диковинных предметов. ( «Где ты был? В кунсткамере, мой друг!» Басня «Любопытный»).
ЛЕСТЬ, ЛЬСТИТЬ - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. ( «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...» Басня «Ворона и Лисица»).
МУРАВА - молодая трава. («До того ль голубчик, было? В мягких муравах у нас...». Басня «Стрекоза и Муравей»).
НЕИМЕТ - не имеет («Хоть видит око, да зуб неймёт» Басня «Лисица и Виноград»).
ОВЧАРНЯ - хлев, помещение для овец («думая залезть в овчарню, попал на
псарню». Басня «Волк на псарне»).
ПЛУТОВКА, ПЛУТ - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («с ним была плутовка такова». Басня «Ворона и Лисица»).
ПОЛДЮЖИНЫ - половина дюжины - 6, а дюжина - 12 («очков с полдюжины она себе достала». Басня «Мартышка и очки»).
ПРОК - выгода, польза.
РДЕЛИСЬ, РДЕТЬ - резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть. («В нём винограду кисти рделись». Басня «Лисица и виноград»).
УДРУЧЕНА - огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена». Басня «Стрекоза и Муравей»).
ФАЛДЫ - задняя пола мужской одежды, снизу разрезана. («О, Тришка, малый непростой! Обрезал фалды он и полы». Басня «Тришкин кафтан»),
ЯХОНТЫ - старинное название рубина и сапфира, рубин — красный, сапфир — синий или голубой. («Кисти сочные, как яхонты, горят». Басня «Лисица и виноград»).
Ведущий.
Наша литературная встреча подошла к концу, мы с вами прощаемся и надеемся, что вы ещё не раз обратитесь к книгам И.А. Крылова, перечитаете его басни и поразмышляете над ними.
А пока наше жюри совещается и выбирает команду-победителя, давайте вспомним некоторые из басен Ивана Андреевича Крылова, и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеётесь... А может быть, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь... Далее следует инсценировка басен:
«Осёл и Соловей»
«Мартышка и очки»
«Зеркало и Обезьяна»
«Квартет»
«Ворона и лисица»
Подведение итогов. Награждение победителей.
Похожие документы:
Новикова Елена Евгеньевна. Литературная гостиная «Не сдергивайте абажур с лампы!» (по произведениям М. А. Булгакова) Ахметшина Анна Ильинична, Соколова Анна Валерьевна. Литературная викторина
ВикторинаЛучанинова Светлана Николаевна, Массная Оксана Ивановна. Урок-презентация «Любовь, что движет солнце и светила» (по произведениям И.Бунина, А.Куприна)Занятий литературной гостиной
Учебно-методическое пособиеУчебно – методическое пособие составлено из разработок занятий Литературной гостиной, проведенных в различных формах. Данная работа - это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мирВстатьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии
СтатьяВ статьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии. Читатель найдёт здесь и критические обзоры, и теоретические раздумья, познакомится с суждениями оПодготовленная Пушкинским Домом ан СССР «История русской литературы» в четырех томах обобщающий проблемный историко-литературный труд, участники которого ставили своей главной задачей исследование
ИсследованиеАвторы первой части 1-го тома— «Русская литература X — первой четверти XVIII века»: Л. А. Дмитриев (глава третья, глава четвертая), Д. С. Лихачев (Введение, Заключение), Я.Выступления (2)
ДокументУчебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.