Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится «29» ноября 2006 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 по экономическим наукам в Ростовском государст...полностью>>
'Документ'
Департамент образования города Москвы информирует Вас о мероприятиях, запланированных Московскими музеями в дни зимних каникул 2011-2012 учебного год...полностью>>
'Документ'
прогнозная (прогнозируется развитие компании в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, принимаются превентивные меры по антикризисному управлен...полностью>>
'Задача'
Рассмотрена задача создания современного программного коплекса для промышленных расчетов на параллельных ЭВМ системы уравнений фильтрации вязкой сжим...полностью>>

В. Д. Никифорова > В. Ю. Островская государственные и муниципальные ценные бумаги учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.Д. НИКИФОРОВА

В.Ю. ОСТРОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2003

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

Кафедра денег и ценных бумаг

В.Д. НИКИФОРОВА

В.Ю. ОСТРОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Учебное пособие

Издательство

Санкт-Петербургского университета

экономики и финансов

2003

ББК 65.9 (2)262

Н 65

Авторы: Никифорова В.Д., проф., д.э.н. , Островская В.Ю., асс., к.э.н.

Государственные и муниципальные ценные бумаги: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003 г. - с.

Учебное пособие содержит основной материал по курсу «Государственные и муниципальные ценные бумаги» в соответствии с действующим государственным стандартом. В нем дается классификация государственных ценных бумаг; освещается мировой опыт выпуска и обращения государственных ценных бумаг; рассматривается история их возникновения в России; анализируется современное состояние рынка государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ.

Особое внимание уделяется инфраструктуре рынка государственных облигаций, методам определения ценовых параметров, доходности и инвестиционных рисков по ценным бумагам РФ и субъектов РФ. Раскрываются национальные особенности регулирования и саморегулирования рынка государственных ценных бумаг, а также региональные условия обращения ценных бумаг Санкт-Петербурга как субъекта РФ.

Для студентов и аспирантов экономических и финансово-экономических вузов, слушателей институтов переподготовки и повышения квалификации, а также преподавателей, специалистов фондового рынка.

Рецензенты:

1. Государственный долг и займы муниципалитетов в РФ.

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, #G0включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг федерального правительства является основной составляющей совокупного государственного долга.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен договором между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны. В последнем случае долг существует в форме несекъюритизированных кредитов или займов и оформляется, как правило, путем регистрации в Государственной долговой книге РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Государственная долговая книга – это перечень, в которую заносится информация о долговых обязательствах РФ. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Аналогичные книги ведут субъекты РФ.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по сроку погашения на основной и текущий. Основным государственным долгом выступает сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не подлежит предъявлению к оплате в течение данного периода. Текущим государственными долгом является задолженность государства по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил.

Все долговые обязательства РФ можно подразделить на краткосрочные (сроком до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет).

В целях регулирования размера государственного долга РФ устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Как правило, государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. С позиций долгосрочной исторической перспективы можно утверждать, что основными причинами для этого являются войны и экономические спады. Очевидно, что во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастают расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих.

Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег, либо использовать заемные средства. Увеличение налогового бремени может отрицательно сказаться на трудоспособности населения и привести к снижению оборонного и военного потенциала страны. С другой стороны, эмиссия дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться государством за счёт заимствования средств.

Второй предпосылкой возникновения государственного долга – это экономические спады, неизбежные для любой экономики. Это связано с тем, что в периоды сокращения национального дохода налоговые поступления также сокращаются, что приводит к росту бюджетного дефицита. В этих условиях для финансирования государственных расходов наиболее эффективным становится привлечение государством заемных средств, что, несомненно, приводит к росту государственного долга. Некоторые экономисты предлагают в качестве мер по борьбе с увеличением объема государственного долга сокращение государственных расходов и урезание статей бюджета, однако эти меры нередко приводят к усилению спадов в экономике. При этом, разработка и осуществление программы подобных мер занимает определенное время.

Чем обременительнее для страны накопленный долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внутреннего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, дают возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график выплат по внешним и внутренним долговым обязательствам государства.

Объем погашения государственного долга в период с 2004 по 2005г. составит более 29,3 млрд. долл., в том числе внешнего долга – 18,9 млрд. долл., внутреннего долга – около 10,4 млрд. долл. Объем внутреннего долга в 2004 – 2005 гг. рассчитан исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги, и будет возрастать до одного триллиона рублей (6,7% ВВП) на начало 2005 г. и до 1,2 трлн. руб. (7,3% ВВП) на начало 2006 г.

1.1. Государственный внутренний долг: понятие, структура

и основные тенденции

Государственный внутренний долг в РФ – это обязательства российского государства и ее субъектов перед физическими и юридическими лицами, #G0иностранными государствами, международными финансовыми организациями, #G0 выраженные в валюте РФ. Практически все страны мира к настоящему моменту накопили существенный государственный долг, однако, в странах с развитой рыночной экономикой, в основном, преобладает государственный внутренний долг, поскольку государство заимствует, преимущественно, у резидентов. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.1 В России этот показатель составляет менее 15%.

Внутренний долг РФ регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации» и обслуживается Центральным Банком РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

Внутренние государственные долговые обязательства делятся на рыночные, существующие в форме государственных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет

________________________

1 Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 1999 г., стр. 393.

финансирования образовавшейся задолженности. В странах с развитой рыночной экономикой в среднем до 97% внутренней государственной задолженности выражено в рыночных ценных бумагах. В РФ этот показатель находится на уровне 93%, но Правительство РФ стремится к максимальному сокращению доли нерыночных обязательств в объеме внутреннего государственного долга РФ (см. таблицу 1.1.1.).

Таблица 1.1.1.

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации,

млрд. руб.

Показатели

На 1.01.2000г.

На 1.07.2000г.

На 01.07.2003г.

Удельный вес, %

Государственный внутренний долг Российской Федерации

583,6

571

703,6

100

В том числе:

1.Долговые обязательства Российской Федерации (всего)

529,8

532,4

665

94,5

В том числе:

-облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и амортизацией долга

402,2

392,2

418,7

59,5

-облигации федеральных займов с фиксированным доходом

112,4

118,9

215,9

30,7

-государственные бескупонные краткосрочные облигации

7,4

13,2

18,0

2,6

-государственный сберегательный заем

4,9

0,9

0,9

0,1

-облигации нерыночных займов

2,7

7,2

11,5

1,6

-прочие долговые обязатель-ства

0,122

0,087

0,087

0,01

2. Векселя Минфина (всего)

27,6

27,6

27,6

3,9

3.Прочие виды государствен-ного внутреннего долга

26,2

11,0

11,0

1,6

Источник: www. (сайт Минфина РФ)

В программе государственных внутренних заимствований РФ на
2003-2005 годы предусматривается ежегодный рост расходов на
погашение долговых обязательств. На это предусмотрено
соответственно 25.6 млрд. руб., 31.5 млрд. руб. и 38.4 млрд. руб. Большую
часть этой суммы (от 84% до 91%) составят расходы на погашение
задолженности перед населением по восстановлению
дореформенных сбережений и по товарным обязательствам по
облигациям целевых беспроцентных займов 1990 года.

На макроэкономическом уровне для привлечения средств в бюджет неоспоримое преимущество получают заимствования посредством ценных бумаг по сравнению с увеличением налогов. Оно состоит, прежде всего, в том, что организовать государственный заем всегда значительнее быстрее и проще, чем вносить изменения в налоговую политику государства.

Несомненно, для того, чтобы не допустить неэффективного роста внутреннего государственного долга, необходимы меры по управлению долгом.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом предполагает воздействие на различные параметры долга, в том числе на доходность обязательств.

В РФ система правового регулирования государственного долга в течение длительного времени не содержала норм, ограничивающих возможности органов, управляющих государственным долгом, завышать доходность размещаемых ценных бумаг. Лишь в 1996 г. появилось распоряжение Правительства РФ от 8 июля 1996 г., которое предписывало Минфину: «при осуществлении политики внутренних заимствований руководствоваться исключительно требованиями приведения уровня доходности государственных ценных бумаг в соответствие с фактическим уровнем инфляции».

В процессе управления государственным долгом можно выделить три стадии: привлечение, размещение и погашение. При этом управление долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год.

Различают три способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

1) финансовое размещение, когда за счет внешнего источника займа осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики. Данный способ является наиболее распространенным для стран с развивающейся экономикой, однако, он практически не используется в развитых странах в связи с налагаемыми тяжелыми обязательствами по обслуживанию такого рода заимствований;

2) бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых ресурсов – наименее эффективный из существующих – используется в основном в странах, экономика которых не справляется с выплатами ранее взятых на себя обязательств;

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. Такой способ принят в странах с развитой рыночной экономикой, где средства, получаемые государством благодаря займам под государственные долговые обязательства, идут не только на текущие нужды, но и закладываются в долгосрочные программы использования, причем не только в масштабе страны, но и в европейском масштабе.

Российский рынок характеризуется недостаточной информационной эффективностью, и, следовательно, для эффективного управления государственным долгом требуется как управление объемом долга, так и стоимостью заимствований. Законодательно в настоящее время установлен лишь один инструмент управления внутренним государственным долгом — предел внутреннего государственного долга и объемов заимствований.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.

Динамика реального государственного внутреннего долга определяется двумя основными факторами: во-первых, долей дефицита; во-вторых, соотношением процента по внутренним и внешним обязательствам, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП. Так, экономический подъем, ведущий к реальному повышению курса отечественной валюты, способен снизить долю внешнего долга по отношению к доле внутреннего.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг» для специальности 030501. 65- юриспруденция Автор: преподаватель А. В. Реут

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг», студенты должны знать конституционное, административное, гражданское и финансовое право в том объеме, в котором эти отрасли
  2. Кошелем Денисом Евгеньевичем, доцентом кафедры государственного и муниципального права, кандидатом юридических наук программа (1)

    Программа
    входит в число обязательных дисциплин федерального компонент (или дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента; или дисциплин по выбору студента; или дисциплин специализации; выбрать нужное)
  3. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (2)

    Учебное пособие
    Настоящее издание является необходимым учебным материалом для организации самостоятельной работы студентов по спецкурсам «Государственные и муниципальные ценные бумаги» и «Корпоративные ценные бумаги» в рамках осуществления модульного обучения.
  4. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы становления российского фондового рынка, деятельность профессионалов и непрофессиональных участников, сегменты и инструменты рынка.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит (7)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины: 1. формирование у студентов представления о функционировании государственного и муниципального долга; 2. углубление теоретических знаний в области возникновения и погашения государственного внутреннего и

Другие похожие документы..