Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
00 – 1 .55 Коридоры Бизнеса (Консультационные столы*) + Кофе-брейк Кофе, дискуссии со спикерами и другими участниками Конгресса, возможность получить ...полностью>>
'Документ'
История развития исследований в Узбекистане по вычислительной технике, кибернетике и информатике берет начало с создания в 1956 г. Отдела вычислитель...полностью>>
'Реферат'
У середині XIX ст. почала формуватися близька до розгля­нутого утопічного соціалізму комуністична політико-правова ідеологія, засновниками якої були н...полностью>>
'Документ'
В предыдущей главе утверждалось, что народы не возникают естественным путем, как это предполагают натуралистические концепции общества, а складываютс...полностью>>

В. Д. Никифорова > В. Ю. Островская государственные и муниципальные ценные бумаги учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Следует отметить, что в первые годы рынок ГИО во многом ориентировался на ГКО/ОФЗ, в структуре рынка преобладали короткие дисконтные облигации. В 1998 году в связи с изменением экономической ситуации в стране Санкт-Петербург стал качественно менять структуру рынка своих долгов: были выпущены облигации с переменным купоном и правом досрочного предъявления к продаже Комитету финансов администрации города. При этом купоны были сориентированы на региональные рыночные процентные ставки.

Эти своеобразные аналоги индексируемых облигаций делали обслуживание долга относительно недорогим для эмитента и уменьшали процентный риск для инвесторов, а право досрочного предъявления к продаже вело к снижению у инвесторов кредитного риска. По мере стабилизации экономической ситуации в стране, выразившейся в экономическом росте, стабильности национальной валюты, снижении темпов инфляцией, изменяется отношение банков и кредитных учреждений к рынку государственного долга в целом, в том числе и долгу субъекта РФ – Санкт-Петербурга. На рынке стали появляться «длинные» инструменты, на которые начал проявляться спрос.

Номинал всех облигаций относительно небольшой (100 руб.) и дает возможность формировать разные портфели инвесторам, даже с небольшими средствами. Объемы выпуска варьируются от 300 млн. руб. до 800 млн. руб.

Высокий уровень доверия инвесторов позволил городу начать масштабный выпуск облигаций с фиксированными купонами и более длительными сроками погашения. Город уже больше не предлагал инвесторам опци­он на досрочную продажу. В 2001 г., впервые в России, Санкт-Петербург выпустил облигации с пра­вом досрочного погашения эмитентом (облигации со встроенным опционом для эмитента) и облигации с индексируемым купоном. Таким образом, город в своей эмиссионной политике старался найти компромисс между собственными интересами и ожиданиями участников рынка, оперативно реагиро­вал на изменения экономической ситуации в стране, предлагая инвесторам те инструменты, в которых они на тот момент были заинтересованы.

Основные показатели, характеризующие состояние рынка ГИО Санкт-Петербурга, за 1995—2002 гг. свидетель­ствуют, что общие тенденции на рынке развивались в выгодном для эмитента направлении (удлинялись сро­ки заимствований, снижались процентные ставки, рос­ли объемы эмиссии), и это сопровождалось расшире­нием рынка и увеличением числа инвесторов, см. таблицу 2.2.7.2.:

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

Объем рынка на конец года (по глобальным сертификатам), млрд. руб.

1,14

3,11

3,23

2,56

3,45

6,18

10,65

11,84

Оборот вторичных

2,35

11,75

12,82

6,95

5,88

8,58

8,36

9,65

Количество аукционов

19

46

44

24

40

33

32

12

Объем эмиссии, млрд. руб.

2,1

6,07

4,07

2,53

3,67

5,1

7,37

3,6

Объем привлечения на аукционах, млрд. руб.

1,05

2,91

1,95

0,88

0,94

0,99

1,87

1,53

Количество выпусков в обращении (на конец года)

8

18

30

27

31

31

43

42

Количество погашенных выпусков

9

21

23

23

27

23

14

10

Объем погашения, млрд. руб.

0,96

4,1

3,95

3,2

2,78

2,37

2,9

2,41

Средневзвешенный срок до погашения, дней

90

146

325

168

305

620

796

942

Число дилеров (на конец года)

28

49

56

45

35

35

49

55

Число инвесторов, имеющих ненулевые счета (в среднем за год)

1000

4000

3500

5000

2800

2600

4000

5300

Источник: Информация и расчеты «Инвестиционной Компании АВК»

Данные за 2002 г. приведены по состоянию на 1 октября.

Кроме ГИО, Санкт-Петербург эмитирует государственные сберегательные именные облигации Санкт-Петербурга (ГСО). Их размещение осуществляется среди физических лиц генеральным агентом займа – банком «Петровский». ГСО являются купонными, ставка купонов по ним ориентирована на текущую доходность на рынке ГИО Санкт-Петербурга. Сроки обращения выпусков составляет от одного года до пяти лет.

В соответствии с Законом «О государственном долге Санкт-Петербурга» на параметры городского долга накладываются более жесткие ограничения, чем в Бюджетном кодексе РФ. Максимальный уровень долга не может превышать 50%, а гарантии и поручительства – 20% доходов бюджета. Фактически на конец 2002 г. государственный долг Санкт-Петербурга составил 10,6 млрд. руб., в т.ч. внешний долг – 3,0 млрд. руб., из них 1,3 млрд. руб. – это гарантии и поручительства. По Закону о бюджете на 2002 г. величина долга предусмотрена в сумме 16,4 млрд. руб. Таким образом, показатель текущей долговой нагрузки как отношение долга к доходам бюджета составил 17,6%, максимальное его значение – 26%. Расходы по обслуживанию долга не превысили 5% расходов бюджета города.

В настоящее время спрос на ГИО Санкт-Петербурга превышает потребности городского бюджета в покрытии кассовых разрывов, финансировании коротких инвестиционных программ. Однако, можно ожидать, что в ближайшей перспективе основной целью города станет увеличение сроков заимствования, переход к более «длинным» выпускам со сроком до погашения 10 лет и более. Краткосрочные рыночные инструменты (дисконтные облигации со сроком обращения до одного года), несомненно, не исчезнут с рынка: во-первых, эмитент использует доходность по «коротким» бумагам как ориентир при определении ставок купонного дохода по новым «длинным» выпускам; во-вторых, профессиональным инвесторам требуются инструменты поддержания ликвидности и городу необходимо это учитывать.

2.2.8. Фьючерсы и другие производные инструменты

на государственные ценные бумаги.

Обращение срочных инструментов на рынке государственного внутреннего долга РФ возникло в 1996 г., когда Центробанком РФ был разработан Порядок инвестирования средств нерезидентов в ГКБО. Для регулирования оттока капитала иностранных инвесторов при репатриации средств, вложенных в ГКБО, Центробанк России ввел практику заключения срочных сделок. Обязательное для нерезидентов условие заключать форвардный контракт при выводе средств, давало Центробанку время для адекватного реагирования на отток капитала. В свою очередь, западные инвесторы могли с помощью валютных контрактов хеджировать валютные риски.

На первом этапе срочные сделки с нерезидентами заключал Центробанк России. Начиная с августа 1996 г., к этой процедуре стали подключаться крупные коммерческие банки. На рынке появились новые крупные дилеры и ведущие операторы, которые смогли расширить объемы арбитражных сделок с более мелкими участниками. Отсутствие законодательных ограничений снижало издержки вхождения на рынок форвардов, а - риски, связанные с форвардными сделками, не учитывались в банковских балансах, что не обеспечивало надлежащего контроля со стороны Центробанка за срочными сделкам с облигациями государственного займа РФ. По оценке Центробанка России, около 90% заключаемых срочных сделок являлись расчетными и не требовали поставки всего объема денежных средств.

Длительность большинства контрактов, заключенных нерезидентами до октября 1997 г., составляла один год. Цены по контрактам были привязаны к параметрам валютного коридора Центробанка России и не коррелировали с разницей между внутренними и внешними процентными ставками. По некоторым оценкам, с одним форвардным контрактом при арбитражных операциях на российском рынке заключалось 5-8 сделок, что характеризует уровень вовлечения банков в проведение спекулятивных операций.

Фьючерсы на поставку валюты заключались главным образом на ММВБ, в меньшем объеме - на других валютных биржах. Банки, либо их посредники в интересах нерезидентов, предпочитающих поставочные форвардные контракты, осуществляли хеджирование валютных рисков при помощи фьючерсов, которые требовали дополнительного отвлечения средств для резервирования так называемой депозитной маржи - разницы между текущим и форвардным курсом - на специальном счете в клиринговой палате. На ММВБ фьючерсные контракты составляли менее 1% от общего объема срочных контрактов. На Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) торговались также фьючерсные контракты на ГКБО-ОФЗ (выпуски со сроком обращения 6 и 12 месяцев и их доля в биржевом обороте была не выше 3%.

К началу 1998 г. Центробанк России полностью отказался от своего участия на срочном рынке для снижения давления на валютные резервы. Постепенно ликвидность рынка форвардных контрактов снижалась, ограничивая для банков возможность заключать встречные сделки. Среднедневной оборот заключаемых форвардных сделок в первой половине 1998 г. был ниже аналогичного показателя 1997 г. (примерно в 20 раз). Несмотря на то, что средний уровень незастрахованной позиции по срочным сделкам в ведущих банках не превышал 5% обязательств, для отдельных банков он достигал 30%. В таких условиях колебания валютного курса усиливали риск системного кризиса.

Тенденцию нарастания кризисных явлений в банковской системе наглядно отражало заметное сокращение общей суммы остатков свободных рублевых средств коммерческих банков на корсчетах в Центробанке России. По оценке Института международных финансов, накопленные российскими банками обязательства перед нерезидентами (даже без учета форвардных контрактов) к концу июня составляли 16 млрд. дол., из которых 13,8 млрд. - краткосрочных. По данным на 1августа 1998 г., величина открытой валютной позиции для 30 крупнейших банков составляла в среднем 38,6% от капитала, что более чем вдвое превышало установленный норматив Центробанка России.

Ведущие банки разделились на две группы: первая стремилась продать свой пакет государственных ценных бумаг, вторая - заложить его под кредиты Центробанка России. К середине второй недели августа первичные дилеры отказались котировать предназначенные им выпуски облигаций. В результате, иностранные банки закрыли кредитные линии для Сбербанка, являвшегося одним из основных источников рублевого денежного предложения, и др. российских банков. Нарушение обязательств рядом банков на межбанковском валютном рынке привело к его фактической остановке.

В целях снижения давления на валютные резервы Центробанк РФ принимает решение о расширении границ валютного коридора, а также введение 90-дневного моратория на выплаты частных российских банков и компаний нерезидентам по кредитным обязательствам, внесению страховых взносов по сделкам “репо”, по срочным валютным контрактам. Однако этих мероприятий оказалось недостаточно.

Отсутствие предложения на валютном рынке привело к его полной дестабилизации. Начиная с 17 августа 1998 г. на ММВБ были прекращены все расчеты по фьючерсным сделкам. Объем невыплаченных фьючерсных контрактов оценивался в один миллиард долларов США, из которых на долю нерезидентов приходилось около одной трети. Биржевой совет ММВБ принял решение закрыть все имеющиеся фьючерсные позиции по курсу доллара на 14 августа 1998 г. При этом лишь небольшое число нерезидентов было согласно на курс, который был бы близок к верхней границе старого валютного коридора (7,1-7,4). Большинство же требовало исполнения условий договоров и расчетов по текущему курсу ММВБ.

26 августа 1998 г. падение курса привело к остановке торгов по доллару США на ММВБ. Официально плавающий курс был введен 3 сентября. К 8 сентября биржевые котировки на покупку достигали 30 руб./долл. США, что соответствовало девальвации рубля почти в 5 раз. Дальнейшее резкое обесценение было остановлено введением обязательной продажи 50% валютной экспортной выручки, блокировкой вкладов в «проблемных» банках и перестройкой механизма валютной торговли, ограничившей возможность покупки банками валюты для спекулятивных целей.

В результате массированной игры на повышение в середине сентября, всего за четыре дня официальный курс рубля вырос с 8,7 до 20,8 руб./долл. США, а затем упал до 16,4 руб./долл. США. Это позволило некоторым банкам не только рассчитаться по сентябрьским форвардам, но и заработать прибыль на валютных спекуляциях. Однако большая часть контрактов осталась неоплаченной, и такие крупные операторы срочного рынка, как Онэксим-банк, Инкомбанк, СБС-Агро отказались выполнять свои обязательства, что послужило поводом для ареста зарубежными банками части их валютных корсчетов.

Организация торговли срочными контрактами на курс российского рубля на Чикагской товарной бирже (Chicago Mercantile Exchange) позволяет рассматривать их одним из инструментов хеджирования валютных рисков для нерезидентов, работающих на рынке ГКБО-ОФЗ. Предусматривается, что торговля форвардными контрактами на курс российского рубля на чикагской бирже будет проводиться при непосредственном взаимодействии с ММВБ. Для оценки торговых позиций участников и проведения взаимозачетов будет использоваться курс рубля к доллару, формирующийся на ММВБ. Котировки рубля к основным мировым валютам ежедневно фиксируются на торгах ММВБ, где заключаются реальные сделки с участием большого количества банков. При этом информация о торгах является предельно открытой, поэтому именно курс ММВБ будет использоваться в Чикаго как базовый ориентир.

Следует отметить, что наряду с рассмотренными выше срочными контрактами, хеджирующих валютные риски, на рынке ГКБО получали развитие торговля фьючерсными контрактами на курс ГКБО., опционами на ГКБО, а также сделки «репо», которые рассматриваются как инструмент срочного рынка. На рынке ОГВВЗ особое развитие получили опционы, операции «репо» в форме одновременного заключения договора покупки ОГВВЗ с обратной их продажей через определенный срок. Опционом оформлялась покупка операторами внебиржевого рынка ОГВВЗ у региональных держателей, которая позволяла формировать торговые пакеты, удовлетворяющие стандарту в 1 млн. долл. США по номиналу для межбанковского рынка. Опционные и форвардные контракты получили распространение и на рынке ОГСЗ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг» для специальности 030501. 65- юриспруденция Автор: преподаватель А. В. Реут

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг», студенты должны знать конституционное, административное, гражданское и финансовое право в том объеме, в котором эти отрасли
  2. Кошелем Денисом Евгеньевичем, доцентом кафедры государственного и муниципального права, кандидатом юридических наук программа (1)

    Программа
    входит в число обязательных дисциплин федерального компонент (или дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента; или дисциплин по выбору студента; или дисциплин специализации; выбрать нужное)
  3. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (2)

    Учебное пособие
    Настоящее издание является необходимым учебным материалом для организации самостоятельной работы студентов по спецкурсам «Государственные и муниципальные ценные бумаги» и «Корпоративные ценные бумаги» в рамках осуществления модульного обучения.
  4. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы становления российского фондового рынка, деятельность профессионалов и непрофессиональных участников, сегменты и инструменты рынка.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит (7)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины: 1. формирование у студентов представления о функционировании государственного и муниципального долга; 2. углубление теоретических знаний в области возникновения и погашения государственного внутреннего и

Другие похожие документы..