Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
пользоваться системой оценки качества знаний, умений и профессиональных компетенций студентов в условиях построения рабочих программ на основе модуль...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 28 июня 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д - 502.006.13 в Российской академии государственной службы при Пр...полностью>>
'Контрольная работа'
Перестрахование — это вторичное распре­деление риска, система экономических отно­шений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование ...полностью>>
'Документ'
1.1. Обязательные постановления по морским торговым портам Астрахань и Оля (далее – Обязательные постановления) изданы в соответствии с Постановление...полностью>>

В. Д. Никифорова > В. Ю. Островская государственные и муниципальные ценные бумаги учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 1883 году Министерство финансов России осуществило нововведение на рынке государственных заимствований, а именно, впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Облигации “Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту, приносящую по 6% на капитал” были выпущены на общую сумму по номиналу 50 млн. рублей золотом. По этим ценным бумагам государство обязывалась выплачивать ежегодный процентный доход. Этот непрерывный доход назывался рентой, а бессрочные облигации – рентными. Правительство оставляло за собой право погашать эти облигации по номинальной стоимости, тиражами, путем скупки долговых обязательств на бирже.

В итоге, новый финансовый инструмент позволил не только сбалансировать государственный бюджет, но и отказаться от осуществления новых заимствований для погашения ранее выпущенных займов. Следует отметить, что основной формой внутреннего государственного долга российского правительства в последующие годы становятся “рентные” займы, а также долгосрочные займы.

Проводя активную политику в экономике страны и используя благоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках как внутри страны, так и за рубежом, российское правительство приступило в 1889 году к реформированию долга государства. Была проведена обмена облигаций прежних выпусков на новые с золотым обеспечением, что позволило отсрочить погашение долгов. Одновременно с этим в новых выпусках облигаций были снижены размеры процентных выплат дохода. В результате в течение 1889-1894 годов с согласия кредиторов была осуществлена конверсия долга на общую сумму 2.644 млн. рублей вначале под 4% годовых, затем доходность по новым облигациям была снижена до 3% годовых. Облигации выпускались номиналом 125, 625 и 3.125 рублей, что было эквивалентно 500, 2.500 и 12.500 французским франкам и связано с тем, что основными кредиторами российского государства были французские инвесторы.

К началу 1911 года все государственные облигации были представлены двумя видами: именными и на предъявителя. Причем, последние по желанию владельца могли быть заменены именными за казенный счет, а расходы по обратной процедуре нес владелец облигаций. В составе государственного долга преобладали займы доходностью 4% годовых, которые были представлены твердопроцентными ценными бумагами государственной ренты (72%). Второе место (до 18%) после них занимали государственные облигации доходностью 5% годовых и третье – облигаций доходностью 3% годовых (7%). Облигации в основном выпускались с дисконтом, а при досрочном погашении их владельцы могли получить «погасительную» премию.

К началу первой мировой войны Российская империя пришла с весьма значительным государственным долгом - свыше 9 млрд. руб. Из них внешний долг составлял 4,3 млрд. руб. и в два раза превышал все иностранные капиталовложения в экономику. По величине государственного долга Россия ещё в начале ХХ столетия занимала второе место после Франции и первое по размеру платежей, связанных с займами.

Наиболее драматичными в Российской империи были последние выпуски займов 1915-1916 годов. Военные расходы вызвали дисбаланс государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета в 1915 году составил 8.561 млн. рублей, а в 1916 году 13.767 млн. рублей. Для его покрытия правительство вновь прибегло к массовому выпуску облигационных займов, в том числе и военных. В 1915 году были выпущены три внутренних займа на общую сумму 2.500 млн. рублей и проведена эмиссия билетов Государственного казначейства ("серий”) на сумму 2.500 млн. рублей доходностью 4% годовых; в 1916 году выпуск облигационных займов составил 2.000 млн. рублей, а “серий” — 6.500 млн. рублей.

В последующем, после прихода к власти в 1917 году Временного правительства, выпуск государственных облигационных займов не прекратился. Весной 1917 году выпускается так называемый “Заем Свободы”. Эти облигации имели доходность 5% годовых со сроком обращения 49 лет. Государственный заем был размещен на сумму около 4.000 млн. рублей. Одновременно с этим Временное правительство продолжило практику выпуска билетов Государственного казначейства (“серий”) доходностью 4% годовых. Однако денег явно не хватало, поэтому в августе 1917 года правительство выпустило новый заем, который стал последним в истории дореволюционной России. Это был 4,5% выигрышный Государственный облигационный заем. Данный заем интересен тем, что впервые в истории России его бланки были изготовлены не внутри страны, а в США.

После Октябрьской революции декретом СНК от 3 февраля 1918 года были аннулированы все государственные займы России. Все ценные бумаги Временного правительства, а также часть ценных бумаг Российской империи стали обращаться в Советской России в качестве наличных денег практически до начала 20-х годов.

Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно. Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг в 1914г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. Практически ценные бумаги свободно не покупались и не продавались ценные бумаги с использованием механизмов самого рынка. В основном ценные бумаги распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом, произошло сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного финансового инструмента привлечения временно свободных денежных средств.

В 1922-1957 гг. в СССР, правопреемником которого стала Россия, было выпущено около 60 облигационных займов, в 1957-1990 гг. - 5. Государство размещало облигации среди населения и предприятий с целью покрытия расходов государственного бюджета. Например, в 1922 году были выпущены дисконтные облигации выигрышного государственного займа доходностью 6% годовых; в середине 20-х годов государство выпустило заем доходностью 8% годовых, в который предприятия обязаны были размещать не менее 60% своих резервных капиталов.

Практически по всем займам для населения, выпущенным в 1927-1945 гг., была проведена конверсия в облигации с более длительным сроком погашения и меньшими процентными ставками (например, вместо 10 лет - 20, вместо 6% - 3 и т.п.). Подавляющее большинство займов, выпускаемых в 1947-1957 гг., были в 1957 г. пролонгированы на срок в 20 лет, а фактически на больший срок, так как погашение по ним должно было происходить тиражами выигрышей еще 20 лет (погашение началось в 1974 г.).

Постоянно ухудшались условия облигационных займов для инвесторов. В 20-х годах преобладали займы кратко- и среднесрочного характера (до 1 года, до 5-6 лет), с конца 20-х и до середины 30-х годов наиболее распространенным сроком займа стали 10 лет; с 1 июля 1936 г. и до конца 80-х годов облигации выпускались (единственное исключение в 1957 г.) на срок 20 лет. Нерыночная ставка по облигационным займам понизилась на основе административных решений от 8-12% в 20-х - начале 30-х годов до 3-4% с середины 30-х до начала 50-х годов и 2-3% до конца 80-х годов. Практически все займы носили форму добровольно-принудительного изъятия части средств предприятий и доходов населения.

С 1941 по 1945 год государственный бюджет страны сводился с дефицитом, который покрывался частично за счет денежной эмиссии (выпуска новых денежных знаков). Другой формой пополнения бюджета стали военные займы, в размере не менее одной месячной зарплаты в год с каждого труженика. Возросли налоги: удвоен подоходный налог, введен налог на холостяков и бездетных, учрежден военный налог. Сбережения населения «добровольно» передавались в Фонд обороны. Многие колхозы, города и области передавали государству накопленные средства на изготовление "своего" танка или самолета (например, под названием "тамбовский колхозник"). Используя эти многообразные каналы, государство контролировало инфляцию.

Перенос выплат по облигациям послевоенного периода, а также снижение их доходности подорвало доверие населения к государственным ценным бумагам, и их выпуск на длительное время прекратился.

Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди населения возобновилось в 1982 году. Это были выигрышные займы с доходностью 3% годовых. В связи с повышением процентов оп вкладам населения в Сбербанке в 1990 г. условия получения дохода по этим облигациям были уточнены, а после денежной реформы (апрель 1991 г.) - на 40% был проиндексирован номинал облигаций. Кроме того, в 1990 г. были выпущены государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на 3 года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали размещаться государственные казначейские обязательства от 50 до 1000 руб., что делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности – 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, что вызвало необходимость изменения условий их обращения, а именно, срок обращения снижен до 8 лет, а годовая ставка дохода увеличена в два раза.

В соответствии с Законом СССР о Государственном бюджете СССР на 1990 г. были выпущены облигации государственного внутреннего займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006 года. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение десяти лет. Однако, высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили разместить значительную часть займа. Часть облигаций была размещена в РСФСР, а не размещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.

После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги, а Центральный банк России стал принимать активное участие в размещении государственных займов РФ.

2.2. Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего

займа РФ и субъектов РФ.

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России).

Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, средне- и облигации, аналогичные ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.

По данным Минфина РФ, в структуре государственного внутреннего долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами, наибольший удельный вес (52,7%) составляют ОФЗ-АД, а по состоянию на 1 апреля 2003 года на долю ОФЗ-ФК приходилось почти 32%; ОФЗ-ПД – 7,5%; ОФЗ-ПК – 3,6%; ГКБО –2,7%; ОГСЗ –1,7%.

Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регулируются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 г.; «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. с дополнениями и изменениями; а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального Банка РФ.

2.2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО).

Общие принципы функционирования российского рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их реализации в Центробанке России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКБО. В июле 1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКБО1.

_____________________

1 Основным документом, регулирующим этот рынок, стало постановление правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». В 1994 и 1998 годы в него вносились изменения и дополнения, а в 2000 г. оно утратило силу в связи с постановлением правительства РФ № 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Особую роль в регулировании рынка ГКБО играет приказ Центробанка России от 15 июня 1995 г. № 02-125 «Об утверждении новой редакции положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций в связи с началом региональных операций с ГКО» (последняя редакция от 17 сентября 1999 года).

#G0Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске ГКБО может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска.

Выпуск ГКБО оформляется глобальным сертификатом, который передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.

Коды государственной регистрации для ГКБО состоят из девяти значащих разрядов: Х1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х8Х9 , где

Х1Х2 – указывает на тип ценной бумаги:

«21» - для трехмесячной облигаций,

«22» - для шестимесячной облигаций,

«23» - для двенадцатимесячной облигаций;

Х3Х4Х5 – порядковый номер выпуска данного типа;

Х6Х7Х8 – буквы «RMF» (Russian Ministry of Finance) указывает на эмитента;

Х9 – буква «S» - указывает на то, что данная ценная бумага государственная.

В 1993-1998 г.г. ГКБО выпускались отдельными сериями, чаще всего на три-шесть месяцев. В 1994 г. был проведен 31 аукцион по размещению бескупонных ГКБО.: 18 – со сроком погашения три месяца, 10 – со сроком погашения шесть месяцев и 3 – один год. Начало 1995 года ознаменовалось скачкообразным ростом курса доллара, что потребовало дополнительных бюджетных расходов. На первичном рынке размещение облигаций осуществлялось по цене 70-80% от номинала, чем была достигнута некоторая устойчивость рынка. Уровень доходности рынка трех-шести месячных ГКБО достигал 105-155% годовых.

Растущие потребности государства в финансировании дефицита бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внутреннего долга РФ. В июле-августе 1998 года торговля ГКБО была прекращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои ГКБО, и решило принудительно переоформить их в государственные облигации с более длительными сроками погашения (три года и более). С февраля 1999 года выпуск и обращение ГКБО возобновились.

Спецификация и основные характеристики ГКБО представлены в виде таблицы 2.2.1.1.: Таблица 2.2.1.1.

 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО)

Эмитент

Правительство РФ

Форма эмиссии

документарная с обязательным централизованным хранением

Вид облигации

именная бескупонная

Валюта займа

рубль

Номинал

1 000 рублей

Срок обращения

до 1 года (3, 6 и 12 месяцев)

Размещение и обращение

ММВБ

По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку погашение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО.

В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие ситуации:

1) проводится аукцион по размещению облигаций без погашения предыдущих выпусков;

2) проводится аукцион по размещению облигаций с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций больше суммы погашения;

3) проводится аукцион по размещению облигаций с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций меньше суммы погашения;

4) происходит погашение выпусков облигаций без проведения первичного аукциона.

В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России определяются специальным договором. В первом случае Банк России обязан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после проведения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погашению предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в федеральный бюджет.

В третьем случае может возникнуть две ситуации. Если объем размещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в результате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает облигации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное покрытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для кредитования Банком России федерального правительства. В случае. Если этих мер будет недостаточно, или в случае 4), Минфин РФ направляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.

2.2.2. Облигации федерального займа (ОФЗ).

Облигации федеральных займов относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам сроком обращения от одного до пяти лет. Их выпуск стал осуществляться с июня 1995 года. Вначале выпускались облигации с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).1

____________________

1На основе постановления правительства РФ от 15 июня 1995 г. № 458, утвердившим «Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов», письма Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 52, утвердившим «Условия выпуска облигаций федерального займа с переменным купоном» и приказа Центробанка России от 9 июня 1995 г. № 02-123, утвердившим «Положение об обращении облигаций федерального займа с переменным купоном».

В этот период ОФЗ-ПК выпускались, как правило, сроком обращения на 1-2 года. Купон по ним выплачивался раз в полгода, либо ежеквартально и ставка его менялась в каждом новом купонном периоде. За семь дней до начала размещения ОФЗ-ПК Минфин РФ объявлял новую ставку, которая в 1995-1998 г.г. зависела от текущей доходности ГКБО.

Номер государственной регистрации ОФЗ-ПК имел следующую структуру:

24Х3Х4Х5 RMFS, где

Х3Х4Х5 – порядковый номер выпуска.

Необходимость появления ОФЗ-ПК была вызвана тем, что попытки размещения годовых ГКБО потребовали сверхнизкой цены отсечения (аукционная доходность ГКБО сроком обращения год составила в 1994 г. – 450%), что увеличивало цену обслуживания государственного долга РФ. Поэтому Минфин пришел к выводу о размещении среднесрочных бумаг, построенных по принципу ГКБО, он с выплатой плавающей купонной ставки (после августа 1998 г. их выпуск был прекращен). При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

В 1997-1998 г. наряду с выпуском ОФЗ-ПК правительство РФ стало прибегать к выпуску ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), по которому купон выплачивался раз в год и определялся на все время обращения этих облигаций.1 Номер государственной регистрации ОФЗ-ПД имеет следующую структуру:

25 Х3Х4Х5 RMFS, где

Х3Х4Х5 – порядковый номер выпуска.

В 1999 году на рынке среднесрочных государственных облигаций РФ появляются ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Их выдавали владельцам

___________________________

1 Операции с ОФЗ-ПД регулировались письмом Минфина РФ от 28 июня 1996 г. № 60, утвердившим «Условия выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом». В1997 г. в него вносились изменения и дополнения, а в 2001 г. оно утратило силу в связи с приказом Минфина РФ № 65н (последняя редакция 26 сентября 2002 года). Согласно этим условиям, на ОФЗ-ПД распространяется действие постановления правительства РФ № 458, регулирующего обращение облигаций федерального займа с переменным купоном (#G0последняя редакция 27 февраля 1999 года) .

ГКБО и ОФЗ-ПК, замороженных в августе 1998 г., в порядке новации. Срок обращения ОФЗ-ФД устанавливался, как правило, на 4-5 лет, купон по ним выплачивается раз в три месяца, и ставка купона с каждым годом понижается (с 30% в первый год до 10% к концу срока). В ходе реструктуризации внутреннего государственного долга РФ было осуществлено 12 выпусков ОФЗ-ФД со сроком погашения до 2004 г. Условиями новации предусматривалось, что для резидентов посредством ОФЗ-ФД обмениваются 50-70% прежних долговых обязательств РФ (в зависимости от групп инвесторов). При этом сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости государственных облигаций, подлежащих новации, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска.

Следует также отметить, что предусматривался выпуск ОФЗ с нулевым купоном со сроком обращения три года для обмена на прежние долговые обязательства РФ в объеме 20-30% (в зависимости от групп инвесторов) от дисконтированной номинальной стоимости государственных облигаций .1

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) является сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены правительством РФ в 22 мая 2002 г. в день погашения новационной серии ОФЗ 27002 (объем в обращении около 10 млрд. руб.). Главная особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты, при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. Срок обращения этих облигаций может быть от одного года до 30 лет (ближайший год погашения ОФЗ-АД, обращающихся в настоящее время, - 2006г.).

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода

__________________________

1 в соответствии с распоряжением правительства РФ от 12 сентября 1998 г. № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам», а также Положением о порядке осуществления новации по государственным ценным бумагам

пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг» для специальности 030501. 65- юриспруденция Автор: преподаватель А. В. Реут

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению дисциплины «Правовые основы регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг», студенты должны знать конституционное, административное, гражданское и финансовое право в том объеме, в котором эти отрасли
  2. Кошелем Денисом Евгеньевичем, доцентом кафедры государственного и муниципального права, кандидатом юридических наук программа (1)

    Программа
    входит в число обязательных дисциплин федерального компонент (или дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента; или дисциплин по выбору студента; или дисциплин специализации; выбрать нужное)
  3. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (2)

    Учебное пособие
    Настоящее издание является необходимым учебным материалом для организации самостоятельной работы студентов по спецкурсам «Государственные и муниципальные ценные бумаги» и «Корпоративные ценные бумаги» в рамках осуществления модульного обучения.
  4. Учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы становления российского фондового рынка, деятельность профессионалов и непрофессиональных участников, сегменты и инструменты рынка.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит (7)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины: 1. формирование у студентов представления о функционировании государственного и муниципального долга; 2. углубление теоретических знаний в области возникновения и погашения государственного внутреннего и

Другие похожие документы..