Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В те­ат­раль­ной тра­ди­ции Ир­кут­ской гу­бер­нии спек­так­ли, в ко­то­рых де­ти мог­ли быть ре­жиссёра­ми и актёра­ми, за­ни­ма­ют дос­та­точ­но бол...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 17 октября 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212. 162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный ар...полностью>>
'Программа'
Организация групповых занятий обучения плаванию в бассейне. Адаптация авторской программы при плавании с детьми с синдромом ДЦП и другими нарушениями ...полностью>>

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года Настоящий закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2002 N 80-З "О демографической безопасности Республики Беларусь"

Текст документа приведен по состоянию октябрь 2009 г.

Зарегистрировано в НРПА РБ 9 января 2002 г. N 2/829







Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности.

Статья 1. Основные понятия и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:

демографическая безопасность - состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами;

демографические угрозы - демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

национальные демографические интересы - совокупность сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности на основе конституционных прав граждан Республики Беларусь;

демографические интересы государства и общества - формирование типа воспроизводства населения, основными характерными чертами которого являются отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение родительских поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы, укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания;

демографические интересы личности - формирование условий, обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию существующей индивидуальной потребности в детях, свободу территориальных перемещений;

демографическая политика - деятельность республиканских органов государственного управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения;

репродуктивные права - возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности

Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Демографические угрозы и их показатели

Демографическими угрозами являются:

депопуляция;

старение населения;

нерегулируемые миграционные процессы;

деградация института семьи.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

нетто-коэффициентом воспроизводства населения;

коэффициентом депопуляции;

суммарным коэффициентом рождаемости;

коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;

ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;

коэффициентом старения населения;

сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;

численностью нелегальных мигрантов;

коэффициентами брачности и разводимости.

Перечень и показатели демографических угроз пересматриваются Правительством Республики Беларусь в связи с изменениями демографической ситуации.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет показателей демографических угроз в Республике Беларусь и разработку научно обоснованных величин показателей демографических угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности.

Статья 4. Принципы обеспечения демографической безопасности

Основными принципами обеспечения демографической безопасности являются:

самостоятельность Республики Беларусь в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов;

приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения;

информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности.

Статья 5. Цель и задачи демографической безопасности

Целью демографической безопасности является создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз.

Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются:

улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения;

поэтапное обеспечение и совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания;

оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения;

противодействие нелегальной миграции;

содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину (по месту рождения);

стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности;

формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе;

обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения.

Статья 6. Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности

Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности

Правительство Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности:

определяет государственную политику в данной области;

утверждает Национальную программу демографической безопасности и обеспечивает ее финансирование;

осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной области;

обеспечивает совершенствование законодательства в области народонаселения и демографической безопасности;

развивает межправительственное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляет мониторинг демографической безопасности в Республике Беларусь и определяет степень демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство по разработке программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц;

организует информационное обеспечение Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, населения в данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения демографической безопасности

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляют мониторинг демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в данной области;

обеспечивают реализацию программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц и контроль за их реализацией;

информируют население и общественные организации (объединения) о демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

осуществляют иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Национального комитета по народонаселению в области обеспечения демографической безопасности

Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по проблемам государственной политики в сфере народонаселения, осуществляет координацию политики в области демографической безопасности и выработку согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона.

Положение о Национальном комитете по народонаселению и его состав утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 11. Программы демографической безопасности

Основной формой реализации настоящего Закона являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц.

Программы демографической безопасности разрабатываются за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.

В программах демографической безопасности должны быть отражены:

1. Оценка демографического развития и демографической политики за предыдущий период и характеристика демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные демографические угрозы.

3. Основные направления программ демографической безопасности на пятилетний период.

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей, в том числе:

обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;

оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;

воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;

формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе;

повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

совершенствование здравоохранения для достижения качественного медицинского обслуживания населения;

увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;

предупреждение и искоренение вредных для здоровья привычек, профилактика, в первую очередь среди групп повышенного риска, психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространения заболеваний, передающихся половым путем;

совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:

всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав;

создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда;

обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;

обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;

совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика в области уровня и качества жизни, в том числе:

создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения;

социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях;

обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан;

создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

формирование условий удовлетворения потребности граждан в жилье;

обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики;

защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из Республики Беларусь;

использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития Республики Беларусь;

сочетание прав иммигрантов, прибывающих в Республику Беларусь и получивших соответствующий правовой статус, с интересами государства в части их регионального расселения и обустройства;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов.

9. Международное сотрудничество, в том числе:

обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их реализации;

привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии.

Национальная программа демографической безопасности разрабатывается и утверждается Правительством Республики Беларусь, программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц - областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Национальная программа демографической безопасности используется при разработке:

национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;

основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу.

Национальная программа демографической безопасности является составной частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.

Программы демографической безопасности подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 12. Финансирование программ демографической безопасности

Финансирование программ демографической безопасности осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета;

местных бюджетов;

целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

внесенных в виде добровольных взносов от юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Участие юридических лиц и граждан в решении вопросов демографической безопасности

Юридические лица и граждане имеют право вносить предложения в государственные органы и оказывать им содействие в осуществлении мероприятий по обеспечению демографической безопасности.

Государственные органы должны рассматривать предложения юридических лиц и граждан при принятии решений в области демографической безопасности.

Юридические лица и граждане имеют право запрашивать в установленном порядке у соответствующих государственных органов полную, достоверную, своевременную и общедоступную информацию, касающуюся вопросов демографической безопасности.

Статья 14. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области демографической безопасности

Международное сотрудничество Республики Беларусь в области демографической безопасности осуществляется в целях координации усилий государства и международных организаций для стабилизации и улучшения демографической ситуации.

Международное сотрудничество в области демографической безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 15. Государственный контроль в области демографической безопасности

Государственный контроль в области демографической безопасности осуществляется с целью обеспечения соблюдения республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности.

Государственный контроль в области демографической безопасности осуществляется республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными органами в пределах их компетенции в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о демографической безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года Настоящий закон (1)

    Закон
    1. Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы
  2. Одобрен Советом Республики 19 декабря 2008 года Настоящий закон (1)

    Закон
    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое
  3. Одобрен Советом Республики 19 декабря 2008 года Настоящий закон (2)

    Закон
    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое
  4. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года Изменения и дополнения: закон (1)

    Закон
    Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463) – новая редакция
  5. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года Изменения и дополнения: закон (2)

    Закон
    безопасность товара (работы, услуги) – совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), при которых товар (работа, услуга) не является вредным и не представляет опасности для жизни,

Другие похожие документы..