Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Вышково 3 категории. Место нахождения: Тверская область, Лихославльск...полностью>>
'Урок'
Метод обучения является важнейшим компонен­том урока. Ю. А. Конаржевский определяет его как «ключ к дос­тижению триединой цели урока, самый подвижный...полностью>>
'Элективный курс'
Ряд разделов дисциплины «Биология» для 10-11 классов средней общеобразовательной школы («Клетка как биологическая система», «Размножение и индивидуал...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «12» ноября 2008 года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 при Волгоградском государственном университете...полностью>>

Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками / На уроке по развитию речи/ 13. 00. 01-Теория и история педагогики

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

научно-исследовательский институт

общих проблем воспитания академии

педагогических наук ссср

На правах рукописи ИВАНОВА Светлана Михайловна

ВОСПИТАНИЕ ПОЛНОЦЕННОГО

ВОСПРИЯТИЯ КИНОИСКУССТВА

МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

/ На уроке по развитию речи/

13.00.01-Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Москва—1978

Работа выполнена в Таганрогском государственном педагогическом институте и Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН СССР.

Научный руководитель — доктор психологических наук А.А. СТЕПАНОВ.

Официальные оппоненты

Член-корр. АПН СССР С.А.Герасимов

Кандидат педагогических наук И. И. Долецкая.

Ведущее учреждение- Курганский гос. педагогический институт .

Защита состоится 30 марта 1978 года в 13 час. на заседании специализированного совета. по присуждению ученых степеней кандидатов наук по теории и истории педагогики (специальность № 13.00.01) Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР. (г. Москва, Погодинская, 10).

Уч. секретарь М.В.Кабатченко.

Одна из первостепеннейших задач государства - воспитание человека. В сложном комплексе внешних средств воздействия, под влиянием которых формируется личность с раннего детства, кинематограф занимает значительное место. Особенности худо­жественных средств киноискусства и, соответственно, его вос­приятия юными зрителями выделяют кино среди всех искусств и обеспечивают ему большую силу воздействия на самую мно­гочисленную и активную часть зрителей — детей и подрост­ков: из 4,7 миллиарда кинозрителей в год около 2 миллиар­дов приходится на зрителей до 1,6—17 лет.*

.

* Лебедев Н.. Кино и зритель. М., 1969.

3

4

В процессе стихийного приобщения к искусству кино подростки к 10—11 годам успевают просмотреть 300-500 фильмов и более. Однако конкретно-социологические исследования дают основания утверждать, что уровень нравственно-эстети­ческого восприятия не прямо пропорционален количеству про­смотренных фильмов. Перенасыщенность впечатлениям», без­думное отношение к экрану со стороны тех или иных групп юных зрителей формируют потенциальную установку на вос­приятие фильма только, как зрелища, развлечения и таким образом снижают его воспитательное воздействие1.

Школа на протяжении многих лет использует кинофильмы в учебно-воспитательном процессе, но в основном — в качестве наглядного пособия, иллюстрации.

Невнимание к фильму как произведению искусства в системе школьного обучения и воспитания в конечном итоге куль­тивирует представление об искусстве кино как о самом элемен­тарном, не требующем к его восприятию особой подготовки, формирует примитивное отношение к его изучению.

Восприятие фильма (как и всякого произведения искусст­ва) — процесс творческий, активный со стороны воспринимаю­щего, это особый вид эстетической деятельности, к которой необходима соответствующая теоретическая и практическая подготовка. Первостепенная роль принадлежит здесь школе2.

В конце 20-х годов среди педагогической общественности (Н.К. Крупская, Ю. И. Менжинская, С. Н. Луначарская, Б. Д. Кандырин, Л. С. Сухаребский, А. Г. Гельмонт) остро встал вопрос о дурном влиянии на юного зрителя коммерче­ских лент. Уже тогда педагоги понимали, что кино может раскрыть свои потенциальные возможности и стать незаменимым орудием образования и воспитания, но

1 Исследование художественных интересов школьников. M., 1974. Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино.

Автореферат канд. диссертации. М., 1975.

2 Кино и дети //Правда. 1976. 29 авг.

5

для этого необходимо «создание научно обоснованных методов киноработы»1. .

В последнее десятилетие вопросам киновоспитания и кинообразования посвящены педагогические исследования в различных аспектах: кино как фактор эстетического воспитания во внеклассной работе (О. А. Баранов, Ю. Н. Усов), кино в процессе преподавания литературы (Ю. Н. Рабинович, Р Г. Рабинович), кино как средство активизации мыслитель­ ной деятельности на уроках русского языка (Л П Прессман, Н. Арнольд), вино как фактор социального формирования личности (И. С. Левшина). В основном объектом этих иссле­дований являются старшеклассники.

Педагогический опыт нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами экранного искусства накапливается в основном за счет работы учителей-энтузиастов2. В масшта­бах страны он очень мал - школьные лекции и факультативы по кино посещают 1 % старшеклассников, кинокружки — 0,5% 3. Только в школах Эстонии элементы киноискусства включены в программу по литературе 5—10-х классов.

В отдельных школах Российской Федерации в старших классах велись факультативные занятия по экспериментальной программе, подготовленной советом по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР (авторы - Ю. М. Рабино­вич, Ю. Н. Усов, М. Шатерникова, под ред. И. В. Вайсфельда), на основе которой с 1976—77 учебного года рекомен­довано ввести факультатив «Основы киноискусства» для старшеклассников4.

Для младших подростков, самых активных зрителей, в школе нет никаких форм работы, знакомящих с основами киноискусства, подготавливающих к восприятию фильма. Коллективные посещения кинотеатра проходят чаще всего без последующего обсуждения. Опыт работы по киновоспитанию младших подростков очень невелик и мало освещен в нашей литературе.

Работы, посвященные формированию зрительской культуре

1 Гельмонт А.Г. Кино как фактор воспитания//Вестник просвещения. 1927. № 5

2 Вайсфельд И.В. Поэзия педагогического поиска//Искусство кино. 1974. № 3. Информационный бюллетень комиссии по междуна­родным связям. М., 1976. № 75, 76

3 Исследование художественных интересов школьников. М., 1974.

4 Постановление Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и Госкино СССР «О повышении роли, кино в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи». М., 1975.

6

младших подростков очень малочисленны и ограничены изучением внеклассных и внешкольных форм киновоспитания. Педагогические исследования A. С.. Карасик и Н.В. Гончаро­вой1 внесли много ценного и интересного в изучение особен­ностей восприятия фильма учащимися 5—7-х классов, в раз­работку некоторых методов и приемов работы с юными зри­телями во внеурочное время.

На наш взгляд, проблема киновоспитания младших подростков не может быть решена вне урочной системы. Мы не случайно сосредоточили свое внимание на данной возрастной группе, избрав ее объектом нашего исследования, ибо это тот возраст, когда происходит не только физическое созревание, но и «интенсивное нравственное формирование личности»2.

Практическая актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания младших подростков средствами киноис­кусства в условиях учебно-воспитательной работы школы, ее неразработанность в педагогической науке определили пред­мет нашего исследования: процесс формирования полноцен­ного восприятия фильма младшими подростками.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы, создать систему педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы, способствующую повышений) зрительской культуры младших подростков.

Знакомство автора с теоретическими работа, связанными с темой диссертации, состоянием вопроса в практике школ, собственный многолетний опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы, завуча, инспектора школ, помогли нам выдвинуть следующую гипотезу: воспитательное воздействие киноискусства зависит от уровня художественного вос­приятия фильма, который обусловлен сформировавшейся потенциальной нравственно-эстетической установкой. Установка на полноценное восприятие, фильма как произведений искусст­ва может быть сформирована при условии: I) развития образ­ной; и эмоциональной памяти, воссоздающего воображения; 2) ..знакомства с общеэстетическими понятиями, на .основе ко­торых формируются критерии оценки произведений литерату­ры и кино 3) развития нравственных и эстетических чувств; 4) отношения к фильму как творческому отражению жизни;

1 Карасик А.С.. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися V—VI классов. Канд. дисс.. М., 1965; Гончарова Н.В.. Формирование оценочного отношения к художественный фильмам у уча­щихся V—VII класса. Канд. дисс. Иркутск, 1970.

2 Крутецкий В.Л.. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

7

б) понимания художественных средств фильма как способа проникновения в авторскую мысль.

Задачи исследования заключались в следующем:

  1. выявить состояние художественного развития младших подростков в области киноискусства и их нравственно-эстетические установки на восприятие художественного фильма;

  2. определить психолого-педагогические условия полноценного восприятия художественного фильма младшими подростками;

  3. установить межпредметные, связи «Основ киноискусст­ва» с гуманитарными дисциплинами школьной программы;

  4. разработать эффективные пути и средства воспитания полноценного восприятия-фильма учащимися 4-6-х классов.

Восприятие фильма в его психологическом, социологичес­ком, эстетическом содержании рассматривается в настоящей работе прежде всего как проблема педагогическая, как одна из актуальных проблем теории и практики эстетического воспитания, - решение которой возможно при условии тесных ,кон­тактов педагогики с другими науками, в их взаимосвязях и на прочной основе методологии.

В своем исследовании автор диссертации опирался на тео­ретические работы педагогов и психологов по об­щим проблемам воспитания; отдельным вопросам нравственно-эстетического совершенствования лич­ности, по психологии подростка (Н. И. Болдырев, Л.И. Божович, 3. И. Васильева, Н. К. Гончаров, В, А. Крутецкий, А. Краковский, Т. Е. Конникова, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, А. А. Люблинская, И. Л. Любинский, И. С,.Марьенко, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Харчев, И. Ф.Харламов, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин). Большое внимание также уделено трудам ученых освещающих закономерности процесса художественного восприятия в самых различных аспектах: социологическом, психологиче­ском, эстетическом, педагогическом (Л. В. Благонадежина, Л. С. Выготский, А. Л. Вахеметса, В. И. Волков,. М. С. Каган, Л. Н. Коган, Н. А. Леонтьев, Н. Лебедев, Б. С. Мейлах, О. И. Никифорова, Ю. И. Рубина, Б.М.Теплов, Н. А. Хренов, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон).

В нашем исследовании можно условно выделить три этапа.

I этап - подготовительный. На этом этапе работа велась по следующим направлениям:- изучение трудов классиков философии и официальных документов, имеющих основополагающее

8

методологическое значение, наследия Н. К. Крупской и других выдающихся педагогов; Изучение научной литературы, передового опыта учителей по использованию ки­ноискусства в школе в целях воспитания, материалов, опубли­кованных в печати; анализ школьных программ по русскому языку, литературе и другим гуманитарным дисциплинам.

II. этап. Изучение художественного развития, интересов и запросов школьников 4—6-х классов, особенностей их восприятия художественного фильма.

III этап. Осуществление разработанной нами системы воспитания полноценного восприятия фильма на уроках по раз­витию речи и занятиях кинокружка. Отбор литературного и кинематографического материала, проверка эффективности методов и форм работы.

Основным методом нашего исследования был эксперимент, который проводился более десяти лет (1963—1974). В процессе экспериментальной работы уточнялась методика исследова­ния; отрабатывалось содержание кинематографического и киноведческого материала, проверялись приемы и методы рабо­ты с учащимися по формированию полноценного восприятия, фильма младшими подростками. Базой исследования явились сначала 5—6-е классы восьмилетней школы № 29 г. Ташкента, где диссертант работал в качестве учителя русского языка и литературы, затем 4—6-е классы школы № 22 г. Та­ганрога.

В исследовании применялась нами комплексная методика: наблюдение, анкетирование, собеседование, различные виды письменных работ, «срезы». Данные, полученные одним методом, уточнялись и проверялись другим. Мы наблюдали непо­средственную реакцию зрителей-подростков в момент просмот­ра фильма. Изучали, какое впечатление произвел тот или иной фильм. Анкетирование (784 анкеты) дало возможность полу­чить определенные сведения о самом исследуемом подростке, критериях его оценки фильма и героя. Различные виды пись­менных работ {862 сочинения) помогли нам составить пред­ставление, насколько развита образная и эмоциональная па­мять, какие фильмы и герои вызывают симпатии младших подростков, насколько прочны и продолжительны следы, ос­тавленные «любимыми» героями в сознании подростков. Весь материал, собранный различными методами, в совокупности и сопоставлении дает известное представление о типичных приз­наках восприятия киноискусства младшими подростками.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и

9

библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется состояние исследуемой проблемы в научной литературе и практике школ. Формулируется цель, зада­чи исследования, гипотеза, определяется объект и предмет исследования и его методика.
Первая глава — «Психолого-педагогические условия полноценного восприятия киноискусства младшими подростками».
В ней рассматриваются теоретические вопросы, связанные с
закономерностями художественного восприятия, развитием
психических механизмов этого процесса, определяются психолого-педагогические условия, способствующие полноценному восприятию младшими подростками художественного фильма как произведения искусства. Обосновывается возможность воспитания зрительской культуры учащихся IV—.VI классов на уроках по развитию речи в сочетании с вне­классными формами работы.

Процесс восприятия фильма протекает по общим психологическим законам восприятия любого предмета или явления окружающего нас мира, хотя имеет и свои специфические особенности, зависящие как от художественно-образной структу­ры произведения киноискусства, так и от нравственно-эстети­ческого уровня развития зрителя.

«Полноценное восприятие предмета предполагает, что мы правильно охватываем предмет в его частях и элементах. Ес­ли этого нет, то происходит известный сдвиг в восприятии предмета «составляющих его элементах. Это обстоятельство наглядно показывает единство ощущений и мышления в процессе восприятия»1.

Художественно-образное отражение действительности в фильме ставит перед зрителем сложные задачи: восприятия не только изображенных событий, характеров, человеческих взаимоотношений (содержательная сторона), но и постиже­ния художественных средств (изобразительное решение фильма) как способа проникновения в психологию героя, выявления авторской позиции.

Время непосредственного общения с фильмом ограничено условиями его просмотра, однако психические процессы, которые происходят в глубинах духовного мира человека, про­текают в течение более длительного времени. Происходит «дозревание» (В.И. Немирович-Данченко), осмысливание фильма, на основе конкретно-чувственного образа, созданного силою воображения и памяти, что дает возможность заново 1

1 Якобсон П.М.. Психология художественного восприятия. Л., 1964.

10

«просмотреть» фильм или его отдельные эпизоды. «Видеть и осмысливать увиденное — это единый процесс, осуществляющийся в акте длительного или мгновенного восприятия»1.

Психология утверждает, что на высоком художественном
уровне развития стадии «непосредственного эмоционального
восприятия» и «обдумывающего восприятия» не имеют интервала во времени, протекают почти одновременно. У детей же между этими стадиями может существовать большой промёжуток во времени. «Обдумывающее восприятие» (понятийный анализ), как правило, стимулируется учителем (например, на уроках литературы) и без его помощи может не осущест­виться. .

Понятийный анализ произведения искусства на разных
этапах художественного восприятия имеет различный характер:
на первом этапе — это.«анализ, направленный на воссоздание,
образов во всех их неповторимых особенностях, анализ, воспитывающий и развивающий непосредственное эмоциональное восприятие». 2

Второй этап — формирование понятий на основе закрепленного Художественного образа. Только такой анализ «не иссушает образное, а обогащает ученика»3.

Работа образной памяти и воображения помогает через
значительный промежуток времени воссоздать в нашем создании изобразительный ряд фильма. Возникшие в нашем сознании образы-представления (репродуцируемые образы) в ре­зультате мыслительной деятельности, направленной на закрепление или формирование художественного образа, вызывают эмоционально-эстетические переживания.
Воздействие фильма «будет тем. глубже, чем прочнее
представления, идеи, образы, вызванные им, войдут в сознание человека, включатся в сложившуюся систему временных
связей, получат то или иное преломление в его жизненной
практике»4.

Основываясь на этой психологической закономерности процесса художественного восприятия, мы определили нашу пер­вую педагогическую задачу по воспитанию полноценного восприятия фильма младшими подростками — развитие образной памяти и воображения — как одно из необходимых условий,

1 Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. Л., 1964. 2 Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., 1959. 3. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966. 4. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М., 1971.

11

способствующих формированию художественного кинематографического образа.

Воображение всегда участвует в процессе художественного восприятия как на первой стадии — чувственного восприя­тия — в момент просмотра фильма, так и на последующих этапах его «обдумывающею» восприятия. Без работы вообра­жения нельзя мысленно «перенестись» и почувствовать, себя на месте героя, понять его состояние, радоваться или огорчаться вместе с ним.

В диссертации рассматривается вопрос развития «психологических механизмов» художественного восприятия в онтогене­зе. В процессе развития ребенка происходит трансформа­ция от игровой деятельности к эстетической, которая обус­лавливает возможность развития художественного восприятия1.

Способность человека в моменты восприятия произведений искусства перевоплощаться в героев произведения, «заражаться» их чувствами — специфическая особенность процес­са художественного восприятия, благодаря .которой осуще­ствляется воспитательное воздействие. «Перенесение» или идентификация — сложный процесс перевоплощения зрителя; читателя) в действующее лицо. У зрителей-подростков развит «самый ранний и самый действенный вид «перенесе­ния» — «на героя»2. Значительным преимуществом киноискусства является особая приспособленность его изобразительно-выразительных средств к организации прямого «пе­ренесения».

Конкретно-социологические исследования подтверждают,, что в девяти из десяти случаев зрительский опыт ребенка или подростка обогащается за счет тех сторон фильма, которые непосредственно связаны с образами людей, их характерами, особенностями и судьбами3. Степень отождествления с героем обусловлена жизненным и художественным опытом, возрастом, полом, организацией нервной системы, развитием образной и эмоциональной памяти, воображения, а так­же мерой соответствия жизненных устремлений подростка действиям и поступкам экранного героя. «Перенесение» осу­ществляется на тот персонаж, в образе которого подросток хотел бы себя чувствовать. Чаще всего это взрослый герой. Такое предпочтение объясняется психологическим новообразованием

1. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Проблемы развития психики. М, 1959.

2 Марков М. Искусство как процесс. М., 1970.

3 Парамонова К.К. В зрительном зале - дети. М., 1967.

13

12

подростка - чувством «взрослости». Для зрителя-
подростка исключительно важна сюжетная композиция
фильма, активность персонажа, действенность его. И не менее важно обаяние актера, особенно, когда еще нет понима­ния иных сторон актерского исполнения.

Внимание к переживаниям и качествам собственной личности, к самооценке также протекает под влиянием героев литературы и кино. Но «обогащение» за счет героя зависит не только от того, кто выбран «в герои», на кого происходит «перенесение», но, в первую очередь, от глубины проникновения в.его духовный мир.

Недостаточно иметь представления и понятия о моральных качествах человека, чувства возникают только в про­цессе эмоционального отклика — отношения на определенный поступок (ситуацию). «Надо помочь ребенку через ис­кусство, — писала Н. К. Крупская, — глубже осознать свои чувства и мысли, яснее мыслить и глубже чувствовать, надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других»1. Такую возможность дает киноискусство.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научные исследования в области медиаобразования в области медиаобразования в России (1960-2008)* по материалам собрания авторефератов диссертаций на сайте электронной научной библиотеки «Медиаобразование»

    Автореферат
    * Данная статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 08-06-12103в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование».
  2. А. В. Федоров главный редактор (3)

    Документ
    Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.
  3. А. А. Новикова медиаобразованиЕ в ведущих странах Запада

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.
  4. Медиаобразование в зарубежных странах

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, кинематографа, видео, прессы, Интернета и т.
  5. С. В. Доронина, И. Ю. Качесова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.

Другие похожие документы..