Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Финансовый анализ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего професси...полностью>>
'Документ'
Барокко – художественный стиль в европейском искусстве конца XVI - первой половине XVIII в.в. – один из самых ярких и самых, казалось бы, изученных, ...полностью>>
'Тезисы'
В докладе описывается вейвлетный (рекурсивный, волновой) алгоритм сжатия данных. Этот алгоритм использует двумерное вейвлет-разложение (дискретное wa...полностью>>
'Документ'
В современном мире роль города как носителя культуры остается неизменной, а его многогранность открывает для каждого исследователя определенные смысл...полностью>>

Программа дня г. Петрозаводск Регламент: пр. К. Маркса, д. 19 Доклад 20 мин. Государственный Национальный театр Выступление 15 мин (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

16 СЕНТЯБРЯ.
РАБОТА СЕКЦИИ «ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
И ЕЁ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ: РЕСУРСЫ И УСЛУГИ,
СООТВЕТСТВИЕ ОЖИДАНИЯМ И КАЧЕСТВО».
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
(ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ И ЗАКРЫТИЕ ФОРУМА

ПРОГРАММА ДНЯ

г. Петрозаводск Регламент:

пр. К. Маркса, д. 19 Доклад – 20 мин.

Государственный Национальный театр Выступление – 15 мин.

Республики Карелия Открытый микрофон – 3–5 мин.

09.00–11.45. Секция «Публичная библиотека и её пользователи: ресурсы и услуги, соответствие ожиданиям и качество».

Ведущие:

  • Чуприна Надежда Тихоновна, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, кандидат педагогических наук (г. Белгород);

  • Фекличева Наталия Юрьевна, главный библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия (г. Петрозаводск).

09.00–09.15. Опыт диалога с читателями на страницах библиотечного сайта.

Сулимова Надежда Сергеевна, заместитель директора Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург).

09.15–09.30. Библиотека семейного чтения как центр информационной поддержки семьи.

Остапенко Светлана Ивановна, заведующая библиотекой «Дом семьи» муниципальной информационной библиотечной системы (г. Томск).

09.30–09.45. Дети во взрослой библиотеке: из опыта работы экскурсионно-краеведческой службы библиотеки № 37 ЦБС «Киевская».

Алимова Лариса Виллевна, заведующая библиотекой № 37 им. С. Перовской централизованной библиотечной системы «Киевская» (г. Москва);

Кузьмина Ольга Владимировна, заведующая экскурсионно-краеведческой службой библиотеки № 37 им. С. Перовской централизованной библиотечной системы «Киевская» (г. Москва).

09.45–10.00. Публичная библиотека в социокультурной инфраструктуре Нижневартовского района: опыт работы муниципального учреждения «Библиотечная система».

Ярушина Галина Петровна, директор муниципального информационно-культурного учреждения «Библиотечная система» (пос. Излучинск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ).

10.00–10.15. Организация библиотечного обслуживания в МУК «ЦБС» г. Петрозаводска.

Иванова Наталья Викторовна, директор МУК «ЦБС» г. Петрозаводска, член Совета Библиотечной Ассоциации Республики Карелия (г. Петрозаводск).

10.15–10.25. Городское информационное агентство «Открытый мир»: администрирование официального сайта муниципального образования «Костомукшский городской округ».

Германова Ирина Михайловна, директор Костомукшской централизованной библиотечной системы (г. Костомукша, Республика Карелия).

10.25–10.40. Проблемы модернизации сельских библиотек в современных социально-экономических условиях.

Пронина Людмила Александровна, директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького (г. Рязань).

10.40–11.00. Организация библиотечного обслуживания в Республике Карелия: ресурсы, услуги, качество.

Лапичкова Валентина Петровна, заместитель директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия (г. Петрозаводск).

11.00–11.20. Развитие библиотечных услуг для детей и юношества в Республике Карелия.

Сакина Валерия Алексеевна, директор Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия (г. Пет-розаводск).

11.20–11.40. «Философия качества» как основа организации библиотечного обслуживания населения: Белгородский аспект.

Чуприна Надежда Тихоновна, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, кандидат педагогических наук (г. Белгород).

11.40–11.45. Подведение итогов работы секции.

11.45–12.00. Кофе-пауза.

12.00–12.40. Пленарное заседание (заключительные доклады).

Председатели:

  • Бартова Светлана Федоровна, директор Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа, член Совета Российской библиотечной ассоциации, председатель секции публичных библиотек РБА (г. Новоуральск);

  • Добрынина Ирина Александровна, директор Национальной библиотеки Республики Карелия (г. Петрозаводск).

12.00–12.20. Задачи библиотек в современном многообразном мире.

Чаднова Ирина Васильевна, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, заведующая сектором отдела межбиблиотечного взаимодействия с Россией и странами СНГ (г. Москва).

12.20–12.40. «И на Марсе будут яблони цвести…»: новые проекты секции публичных библиотек РБА.

Бартова Светлана Фёдоровна, директор Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа, член Совета Российской библиотечной ассоциации, председатель секции публичных библиотек РБА (г. Новоуральск).

12.40–13.00. Подведение итогов работы форума, обсуждение Обращения участников форума. Закрытие V форума публичных библиотек России «Библиокараван–2006».

13.00–14.30. Обед.

14.30–16.00. Автобусная экскурсия по городу Петрозаводску. (Отъезд групп от Национального театра Республики Карелия, г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, д. 19).

16.00–17.00. Посещение Карельского государственного краеведческого музея. (г. Петрозаводск, пл. Ленина, д. 1).

После 17.00. Отъезд участников форума.

РАБОТА СЕКЦИИ
«ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА И ЕЁ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ:
РЕСУРСЫ И УСЛУГИ, СООТВЕТСТВИЕ ОЖИДАНИЯМ
И КАЧЕСТВО»

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

Остапенко С. И.
заведующая библиотекой «Дом семьи»
МУ «Муниципальная информационная библиотечная система»
(г. Томск)

Библиотека семейного чтения
как центр информационной поддержки семьи

Муниципальная информационная библиотечная система (МИБС) города Томска была образована
в 1998 году в результате объединения трёх муниципальных учреждений: Централизованной библиотечной системы (ЦБС), детско-юношеской библиотеки «Фламинго» и городской библиотеки № 7. В 1999 г. открыта уникальная для города библиотека «Компьютерный мир». В 2002 году с открытия новой муниципальной библиотеки «Энергетик» МИБС начала реализацию мегапроекта по развитию библиотечного обслуживания «Открой свою библиотеку». В рамках проекта в 2003 г. были открыты библиотеки «Степановская» и «Радуга», а в 2005 г. – библиотека «Солнечная». В 2005 году в связи с расширением границ города в состав МИБС вошли библиотеки: «Алые паруса» (пос. Светлый), «Бригантина» (с. Дзержинское), «Лесная» (с. Тимирязево) и «Лукоморье» (с. Лоскутово).

Сегодня МИБС – это:

  • 24 публичные библиотеки, каждая из которых имеет собственное имя, свой профиль комплектования и является центром общественной и культурной жизни микрорайона;

  • 7 функционально-технологических отделов и администрация;

  • более 65 тысяч томичей – наши читатели, из них более 22 тысяч – дети до 14 лет;

  • каждый 7-й житель нашего города – пользователь муниципальных библиотек.

Основная цель деятельности МИБС – предоставление жителям города возможности свободного и открытого доступа к информационным и культурным ресурсам.

Сегодня всё чаще во главу угла ставится семья, семейные ценности. Возрождаются существовавшие ранее традиции семейной медицины, семейной педагогики, семейного чтения. Для ребенка и его семьи
в современном мире библиотека является тем элементом информационного пространства, которое способствует вхождению в культуру нации и мира. Разнообразные формы работы библиотек с семьёй ориентированы на всестороннее читательское развитие ребенка, организацию межличностного общения и сотрудничества детей и взрослых, раскрытие творческих способностей детей, семейное чтение.
Одной
из распространённых форм деятельности библиотек стала в нашей стране трансформация некоторых филиалов ЦБС в библиотеки семейного чтения. Есть такая библиотека и в МИБС.

В 2005–2006 году нами было проведено исследование на тему: «Библиотека семейного чтения как центр информационной поддержки семьи». Объектом исследования стала библиотека семейного чтения. Предмет исследования – деятельность библиотеки по информационной поддержке семьи. Цель данного исследования – оценить возможности библиотеки по удовлетворению информационных потребностей семьи.

Исходя из поставленной цели, нам потребовалось решить следующие задачи:

  • изучить кадровые, материальные ресурсы и библиотечное окружение МБ «Дом семьи»;

  • сделать анализ её документных ресурсов;

  • проанализировать предлагаемые библиотекой продукты и услуги;

  • составить портрет пользователей библиотеки.

В процессе исследования нами были использованы методы:

  • статистический;

  • социологический;

  • анализ отчётности.

Муниципальная библиотека «Дом семьи» основана в 1935 году. Она была одной из первых библиотек города. В 1978 году библиотека влилась в сеть ЦБС и стала филиалом № 1, а с 1998 года, после реорганизации ЦБС, является структурным подразделением Муниципальной Информационной Библиотечной Системы (МИБС) г. Томска и называется «Дом семьи». Библиотека занимает первый этаж жилого пятиэтажного дома. Общая площадь помещения составляет 700 м2 , из них под хранение фонда занято 400 м2. На сегодняшний день библиотека оснащена компьютерной, аудио-, видео- и оргтехникой. Для комфорта сотрудников создана комната отдыха.

Библиотека действует на основании «Положения о муниципальной библиотеке “Дом семьи”». Обслуживание пользователей библиотеки регламентируются «Правилами пользования муниципальной библиотекой “Дом семьи”». Согласно штатному расписанию в библиотеке работает 14 человек, из них библиотечных работников – 5. Основным источником финансирования деятельности библиотеки являются бюджетные средства. Важное значение в деятельности библиотеки имеют внебюджетные средства, которые полностью идут на её развитие и совершенствование.

В ходе нашего исследования был сделан анализ библиотечного фонда. Был выявлен состав фонда
по видам документов (рис. 1).

Рисунок 1. Состав фонда по видам документов

В рамках документного обслуживания сохраняются традиционные виды услуг: выдача документов
на дом и предоставление их для работы в читальном зале, однако за последнее время они претерпели существенные изменения под влиянием новых информационных технологий. Как мы уже отмечали выше,
в связи с разнообразным типовидовым охватом носителей информации качественно изменилось и документное обслуживание. Частым стало использование полнотекстовых документов в электронной форме. Ещё одной из традиционных услуг является библиографическое обслуживание. Большое значение в массовом информировании пользователей имеет выставочная деятельность библиотеки.

В библиотеке ведётся традиционное справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Для качественного обслуживания используются все составляющие СПА библиотеки, её фонд, а также возможности Центральной Информационной Службы МИБС. Для обучения пользователей работе с каталогами
и картотеками библиографом проводятся индивидуальные и групповые консультации. Для популяризации книги, семейного чтения, а также для привлечения детей к чтению в библиотеке уже третий год работает программа «Помогайка» – цикл библиотечных уроков, рассчитанных на дошкольников и младших школьников.

В последнее время всё большее значение библиотека уделяет культурно-досуговой работе с населением. В настоящее время в библиотеке действует семейный клуб «Семейка», а также клубы для пожилых людей «У самовара» и «Добрый вечер».

Кроме бесплатных услуг библиотека оказывает своим пользователям целый ряд платных услуг. Платные информационные услуги регламентируются «Положением об организации платных услуг МИБС».
Из всего выше сказанного видно, что библиотека предоставляет своим пользователям широкий спектр информационных услуг. Для составления портрета пользователей читателям библиотеки было предложено ответить на вопросы анкеты.

Уважаемый читатель!

Для детального изучения читательских потребностей,
а также для улучшения качества обслуживания
просим Вас принять участие в нашем анкетировании.

  1. Ваш возраст: _________лет

  2. Ваш пол: (нужное отметить)

□ муж.

□ жен.

  1. Ваш род занятий: (нужное отметить)

□ дошкольник

□ работающий

□ школьник

□ не работающий

□ студент ВУЗ, СУЗ

□ пенсионер

  1. Как давно вы посещаете нашу библиотеку _________________________________________________

  2. Кто из членов Вашей семьи посещает нашу библиотеку______________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. Как часто Вы посещаете библиотеку: (нужное отметить)

□ ежедневно

□ несколько раз в неделю

□ раз в неделю

□ изредка

□ только по необходимости

  1. С какой целью Вы посещаете библиотеку: (нужное отметить)

□ образовательная

□ самообразование

□ повышение квалификации

□ сервисные услуги

□ досуговое чтение

□ другая______________________________________________________________________________

8. Литература какого содержания вас интересует: (нужное отметить)

□ учебная

□ отраслевая

□ общественно-политическая

□ научно-популярная

□ художественная

□ досуговая

□ оперативно-деловая

  1. Литература по каким из предложенных отраслей знания Вас интересует: (нужное отметить)

□ право

□ рукоделие

□ медицина

□ сельское хозяйство

□ психология (семейная)

□ домоводство

□ педагогика (семейная)

□ другое______________________________________________________________________________

  1. Какие жанры произведений художественной литературы вызывают Ваш интерес: (нужное отметить)

    □ детектив

    □ сентиментальный роман

    □ фантастика

    □ исторический роман

    □ фэнтези

    □ современная проза

    □ поэзия

    □ русская классика

  2. Изданиями какого вида Вы чаще всего пользуетесь: (нужное отметить)

    □ книги

    □ CD-ROM

    □ газеты

    □ DVD-ROM

    □ журналы

    □ игры

    □ видеокассеты

    □ пользуюсь всеми

  3. Как вы оцениваете фонд библиотеки:

□ богатый

□ достаточный

□ скудный

  1. Всю ли необходимую информацию вы можете получить в библиотеке:

□ Да

□ Не всегда

□ Могу получить в другом месте

  1. Какие отделы библиотеки Вы посещаете:

□ детский отдел

□ абонемент

□ читальный зал

  1. Какими сервисными услугами из предлагаемых библиотекой Вы пользуетесь: (нужное отметить)

    □ ксерокопирование

    □ распечатка

    □ сканирование

    □ брошюрование

    □ набор текста

    □ ламинирование

  2. Посещаете ли Вы досуговые мероприятия в библиотеке:

□ да, всегда

□ да, иногда

□ нет

  1. Устраивает ли Вас качество обслуживания в отделах библиотеки:

□ да

□ не всегда

□ нет

  1. Ваши рекомендации и пожелания ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Анкетирование ставило перед собой следующие задачи:

  • выявить возрастной состав пользователей библиотеки;

  • установить, какая информация необходима сегодня читателям библиотеки;

  • выявить каковы информационные приоритеты семейных читателей;

  • установить степень удовлетворённости семьи – потребителя информации – источниками информации и уровнем обслуживания.

Объём выборки составил 500 человек, однако при обработке данных оказалось, что основные тенденции развития отношений в системе «библиотека и семья» можно установить уже при анализе 300 анкет (что составляет более 2/3 объёма).

По результатам проведённого нами исследования, большинство ответивших составляют молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет – 35 %, на втором месте – дети в возрасте до 14 лет – 24 %, на третьем – люди в возрасте от 25 до 50 лет – 18 % (рис. 4).

Рисунок 2. Анализ пользователей по возрасту

При анализе ответов на вопрос анкеты «Кто из членов Вашей семьи посещает нашу библиотеку?» мы установили, что библиотеку «Дом семьи» чаще всего посещают представители полных семей (оба родителя и дети – 30 %), а также всей «большой семьёй» (деды, родители и дети – 10 %), 20 % и 4 % соответственно посещают библиотеку с мамой, или с отцом. И только 36 % из опрошенных, являются читателями только сами. Таким образом, рассмотрев результаты опроса, представленные в виде диаграммы, можно сделать вывод о том, что 64 % пользователей библиотеки – семейные читатели (рис. 3).

Рисунок 3. Посещение библиотеки

Анализ читательского спроса на профильную литературу показал, что большим спросом пользуется литература по семейной педагогике (26 %), семейной психологии (20 %) и организации семейного досуга (15 %) (рис. 4).




Рисунок 4. Анализ читательского спроса на профильную литературу

Анализ информации, интересующей респондентов по тематике показал, что интересы у взрослых и детей совершенно различны. Единственное совпадение интересов и тех и других только в том, что на первом месте ими была обозначена художественная литература (62 % и 65 % соответственно). На втором месте детьми была отмечена учебная литература (55 %), у взрослых – общественно-политическая (51 %).
На третьем месте дети поставили досуговую информацию (30 %) и научно-популярную (28 %). Взрослых же в большей степени интересует также досуговая (32 %) и оперативно-деловая (29 %) информация (рис. 5).

Рисунок 5. Анализ информации по содержанию

Ещё одной задачей анкетирования было определение наиболее популярных жанров художественной литературы. Данные анализа свидетельствуют, что и детей, и взрослых больше всего привлекают детективы (40 % и 63 % соответственно). На втором месте у детей фантастика и фэнтези (37 %), у взрослых – женские романы (51 %). Третью позицию и у тех и у других занимает русская классика (27 % и 32 % соответственно) (рис. 6).

Рисунок 6. Жанровые предпочтения

При анализе ответов читательской оценки фонда библиотеки, мнения респондентов вновь разошлись. Большинство детей (80 %), считают фонд библиотеки богатым, с ними согласны 25 % взрослых, в то же время большинство взрослых респондентов (68 %) находят фонд библиотеки достаточным. И лишь незначительная часть респондентов (3 % и 7 % соответственно) считают, что фонд библиотеки скудный (рис. 7).

Рисунок 7. Читательская оценка фонда библиотеки

Как ни печально, но большинство респондентов отметили, что в библиотеке получают только часть необходимой им информации (60 % и 75 % соответственно). В то же время 35 % взрослых и 15 % детей ответили, что могут получить информацию в другом месте (рис. 8). Причина недополучения информации респондентами традиционна – отсутствие в библиотеке необходимого количества новых поступлений, связанного с недостаточным финансированием.



Рисунок 8. Получение необходимой информации

И, конечно же, нас интересовало, как читатели оценивают качество обслуживания в библиотеке. Ответы наших читателей порадовали. 78 % ответили, что качество обслуживания их устраивает всегда, 20 % –устраивает не всегда, и лишь 2 % ответивших сказали, что их не устраивает качество обслуживания,
но удобно тем, что библиотека находится рядом с домом или работой (рис. 9).

Рисунок 9. Анализ качества обслуживания

На основании проведённого нами исследования можно сделать следующие общие выводы по деятельности муниципальной публичной библиотеки «Дом семьи»:

  • фонды библиотеки хорошо укомплектованы отраслевой и художественной литературой;

  • библиотека предоставляет широкий спектр информационных услуг;

  • в основном читатели библиотеки «Дом семьи» – семейные читатели;

  • несмотря на разнообразные информационные потребности библиотека является для читателей основным центром информационной поддержки.

А в перспективе библиотеки работа с уже действующими программами и клубами, а также работа по проекту создания «Гостиной семейного чтения». С 1 октября 2006 года при содействии психологов и врачей – педиатров в библиотеке начнёт действовать «Школа молодых мам».

Сегодня вместе с изменяющимся миром меняется и библиотека. Произошло многое, чего не могли предусмотреть ни В. Н. Татищев, ни Н. Ф. Федоров, в частности, появились технологически новые носители и источники информации. Как будет развиваться библиотека семейного чтения в новой общественной ситуации? Что брать из прошлого в настоящее? От чего стоит отказываться? Вопросов не счесть, а они широкое поле для дальнейших исследований.

Алимова Л. В.,
заведующая библиотекой № 37 им. С. Перовской
МУК «ЦБС "Киевская"»
(г. Москва)

Кузьмина О. В.,
заведующая информационной экскурсионно-краеведческой службой
библиотеки № 37 им. С. Перовской МУК «ЦБС "Киевская"»
(г. Москва)

Дети во взрослой библиотеке:
из опыта работы экскурсионно-краеведческой службы библиотеки № 37
им. С. Перовской

В течение многих лет одним из ведущих направлений работы нашей библиотеки было краеведение.
В конце 90-х годов оно получило здесь новый импульс, когда в структуре библиотеки появилась информационная экскурсионно-краеведческая служба (ИЭКС). Управа района Дорогомилово профинансировала ИЭКС, утвердив ещё в 1999 году (фактически за год до появления известного президентского постановления) целевую программу «Героико-патриотического воспитания молодёжи и доведения историко-краеведческой информации до населения». Эта программа и стала основой работы службы.

По сути, работа ИЭКС начиналась с нуля. Вот почему из широкого спектра краеведческих проблем были выбраны историко-культурные аспекты жизни Москвы и района Дорогомилово как части московской социокультурной среды. Формируя свою краеведческую коллекцию книг, периодики, видео и электронных изданий, создавая электронные базы данных, сотрудники занялись оформлением историко-художественной экспозиции, посвящённой истории района «Дорогомилово: История московского полуострова». Содержание экспозиции составляют старинные планы и карты Москвы, копии картин, гравюр, фотографии и открытки
с изображением улиц, памятников архитектуры, старые путеводители, справочники, а также вещи и документы, подаренные жителями района.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дня г. Петрозаводск Регламент: пр. К. Маркса, д. 19 Доклад 20 мин. Государственный Национальный театр Выступление 15 мин (2)

    Программа
    Чаднова Ирина Васильевна, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, заведующая сектором отдела межбиблиотечного взаимодействия с Россией и странами СНГ (г.
  2. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  3. Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

    Документ
    Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 15 (22) «Безопасность библиотечных фондов» Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 15 (22). Безопасность библиотечных фондов / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. В. П.

Другие похожие документы..