Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Завершується 2009 рік, тож листопад і грудень були насиченими різноманітними фестивалями творчості для колективів художньої самодіяльності Центру худ...полностью>>
'Учебно-тематический план'
В целях организации переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации обучающих программ по ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения для изучения курса, предусмотренного учебным планом по специаль...полностью>>
'Программа курса'
Курс ориентирован на получение практических навыков по моделированию бизнеса компании, анализу и оценке бизнес-проектов в среде аналитической системы...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦМПАЛЬНОГО ПРАВА

ТЕОРИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Юридического факультета

(магистров)

Специальность: юриспруденция

Кредит 3

II семестр

Преподаватель: к.ю.н, профессор кафедры конституционного муниципального права Иванова В.И.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): четверг 13.30-14.30

Телефон: (8 495) 787 38 04

Программа подготовлена при информационной

поддержке Консультант-Плюс

Москва

2010 г.

Составители:

Иванова В.И. – к.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права РУДН

Одобрен (рекомендован) кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № от 2010 г.).

Утвержден на заседании Ученого совета юридического факультета (Протокол № от 2010 г.).

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..4

2.Программа…………………………………………………………………...5

3.Список рекомендованных источников и литературы…………………….6

4.Тематический план занятий………………………………………………...7

5.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей спецкурса……………………………………………………………...8

6. Оценка работы студентов ………………………………………………….9

7. Примерная тематика творческих и курсовых работ …………………….10

9. Примерная тематика дипломных работ…………………………………...10

10.Примерные вопросы для подготовки к аттестационным испытаниям…10

11.Сведения о преподавателе………………………………………………11

Введение (описание курса)

Актуальность темы данного спецкурса «Теория компетенции» объясняется ее сравнительной новизной. Юридическая наука разработала эту тему во всей совокупности только в последней четверти XX века.

Преподавание этого спецкурса на юридическом факультете РУДН даст возможность юристам не только углубить свои теоретические знания, но и воспользоваться выводами этой теории практически на любом, требующем юридических знаний, месте работы.

В общей части курса рассматривается история развития компетенции как публично правового института; даются доктринальные определения компетенции, ее виды и элементы, источники, закрепляющие и регулирующие различные виды компетенции.

В особенной части курса изучается субъект компетенции, существующий как внутри государства, так и в рамках международного сообщества.

Особое внимание уделено механизмам и гарантиям реализации компетенции, а также ответственности субъектов компетенции за ее недолжное исполнение.

Задачи изучения дисциплины заключается в том, чтобы студенты - юристы усилили интерес к правовым источникам и сумели правильно применять эти знания в практической работе, осознавая, что требования знания компетенции любого субъекта и контроль за должным ее исполнением - основа нормальной деятельности государства, в целом, и отдельных его частей, знаков, организаций.

Программа по спецкурсу

«Теория компетенции»

Данный спецкурс посвящен одной из новейших государствоведческих наук, сформировавших наиболее полное его определение во 2-ой половине XX- начале XXI вв.

Цель данного спецкурса вооружить его слушателей (студентов и аспирантов) знаниями в области доктринальных определений компетенции, ее видов и элементов, научить системному подходу к изучению этого вопроса, уметь различить компетенцию конкретных субъектов, которым она принадлежит. Особое внимание в курсе уделяется изучению механизмов и гарантии реализации компетенции.

Тема 1. Понятие компетенции.

  1. История развития компетенции как публично-правового института.

  2. Доктринальные определения компетенции.

  3. Виды компетенции и ее элементы.

  4. Регулирование компетенции, ее источники.

Тема 2. Системный подход к изучению понятия компетенции.

1. Вертикальное разделение компетенции между органами и государства.

2. Горизонтальное разделение компетенции между органами и государства.

Тема 3. Субъекты компетенции.

1.Компетенция государства и его составных частей.

2.Компетенция главы государства; законодательных органов; органов исполнительной власти; юрисдикции судов.

3. Компетенция местного самоуправления.

4. Компетенция общественных организаций и иных корпоративных структур, при реализации власти народа.

Тема 4. Механизмы и гарантии реализации компетенции.

  1. Роль закона в реализации компетенции.

  2. Роль административно–правовых актов в реализации компетенции.

  3. Роль правоохранительных органов, в первую очередь судебных, в реализации компетенции.

  4. Ответственность субъектов компетенции за ее нереализацию или недолжное исполнение.

Литература ко всем темам спецкурса

1. Основные нормативные акты
  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

  2. Федеративный договор о разграничении компетенции между РФ и республиками. 1992г.

  3. Федеративный договор о разграничении компетенции между РФ и краями, областями, городами федерального назначения. 1992 г.

  4. Федеративный договор о разграничении компетенции между РФ и автономными областями и автономными округами. 1992 г.

  5. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г., с послед. изменениями на 2001 г.

  6. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г., с послед. изменениями на 2002 г.

  7. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., с послед. изменениями на 2002 г.

  8. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г.

  9. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1998 года. с изм. 2001 г., 2003г.

  10. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2002 года.

  11. Указ Президента РФ «О федеральной службе безопасности». 2001г.

  12. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 2004 г.

  13. Постановление Правительства РФ «Положение о полномочиях представителей Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ» 2002 г.

  14. Конституции и Уставы субъектов РФ.

  15. Устав ООН 1945г.

  16. Устав Совета Безопасности ООН 1945г.

  17. Конституции Зарубежных стран (особенно США, Китайская Народная Республика, ФРГ).

2. Учебная и научна литература

1. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов. М,2002 г.

2. Виноградов В.А. Конституционная ответственность. Вопросы теории и практики регулирования, М., 2000г.

3. Концепция стабильности закона, М., 2000г

4. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления, М., 1972г.

5. Романов В.А.Проблема основных прав и обязанностей государства, международный правопорядок и концепция мира в XXI веке. «Правоведение» №1 2000г.

6. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, М., 1998г.

7. Таненбаум В.О. Государство: система категорий. 1971г.

8.Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2004 г.

9.Тихомиров Ю.А. Теория компетенция. М., 2004 г.

10.Чиркин В. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997г.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (в часах)

(по учебному плану)

Очная

Общая трудоемкость

44

Аудиторные занятия

36

Семинары (практические занятия)

8

Самостоятельная работа (в часах)

36

НИРС

36

Консультации

9

Рубежная аттестация

6 часа

Итоговая аттестация

6 часа


Итого: 133.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий

Лекция

Семинар

1

Тема 1. Понятие компетенции.

10

4

2

2

6

2

Тема 2 Системный подход к изучению понятия компетенции.

6

3

Тема 3.Субъекты компетенции.

6

4

Тема 4. Механизмы и гарантии реализации компетенции.

4

ВСЕГО:

26

14

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского (практического) занятия

Очная

Тема 1. Понятие компетенции.

2

Тема 2.Системный подход к изучению понятия компетенции: а) горизонтальное разделение

б) вертикальное разделение

2

2

Тема 3. а) Компетенция государства и его составных частей

б) компетенция негосударственных организаций

2

2

ИТОГО:

16


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Рекомендации по работе с источниками и литературой

Нормативно-правовая база-главный источник изучения данной темы. Студенту необходимо, используя систему «Гарант» познакомиться с наибольшим количеством законодательных актов различных государств.

Студенты 5 курса обязаны знать научную литературу по данной теме и, изучая ее, подходить критически к высказываемым понятиям и предложениям, воспитывая в себе как необходимо юристам, глубину понимания специфику юриспруденции.

2. Рекомендации по написанию курсовых, дипломных работ, докладов.

Для деятельности юриста принципиально необходимо не только усвоить определенные темы, но и уметь излагать свои мнения устно и письменно.

Самые первое условие этого-выбор темы, определение правовых и научных источников и разработка плана доклада или письменной работы. Все это можно сделать, воспользовавшись соответствующими консультациями, советами руководителя спецкурса (лектора).

Письменная работа должна быть оформлена в соответствии с предъявленными к ней требованиями – титульный лист, план работы, введение, главы, заключение и список использованной литературы. Использованные при написании работы источники должны быть обозначены и в тексте – путем указания автора, названия работы, года издания и страницы.

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется обязательное посещение лекций и семинаров, участие в аттестационных испытаниях, выполнение творческой работы в виде реферата или письменной работы с последующим докладом1, активная работа на семинарах. На оценку влияет наряду с посещением лекционных и семинарских занятий, качество подготовки творческой работы и доклада по ней, успешное выполнение аттестационных заданий, активная работа на семинарах. Особо оценивается активная работа на семинарах, правильные ответы на предлагаемые вопросы по темам курса.

Шкала оценок:

(Оставляется строка, которая соответствует количеству кредитов)

Кол-во кредитов

Оценка

Неудовлетвор.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX(2+)

E(3)

D(3+)

C(4)

B(5)

A(5+)

Мак. сумма баллов

3

108

Менее 37

37-54

55-63

64-72

73-90

91-99

100-108

Балльная структура оценки:

Формы контроля:

Посещение лекционных занятий – 2 балла за одно занятие (всего в семестр максимально: – 26 баллов)

Посещение семинарских занятий - 2 балла за одно занятие (всего в семестр максимально: – 6 баллов)

Работа на семинаре – 8 баллов за одно занятие (всего в семестр максимально: – 24 балла)

Рубежная (внутрисеместровая) аттестация – 16 баллов (в форме контрольной работы или тестов на основе пройденного материала и по основным источникам и литературе)

Творческая работа (реферат с последующим докладом или письменная работа с последующим докладом2) – 18 баллов

Итоговая аттестация - 18 баллов

Всего – 108 баллов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДИПЛОМНЫЕ

  1. История развития науки о теории компетенции.

  2. Связь теории компетенции с развитием государства.

  3. Субъекты теории компетенции.

КУРСОВЫЕ

  1. Виды компетенции по горизонтали.

  2. Виды компетенции по вертикали.

  3. Правовая гарантия реализации компетенции.

  4. Различие проявления компетенции в зависимости от видов государственных органов.

  5. Особенности закрепления компетенции в корпоративных структурах.

  6. Закрепление компетенции государственных органов в РФ.

  7. Закрепление компетенции муниципальных органов в РФ.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИОННЫМ ИСПЫТАНИЯМ

  1. Публично-правовая характеристика понятия компетенции.

  2. История развития теории компетенции.

  3. Связь понятия компетенции с историческим развитием государства.

  4. Источники компетенции.

  5. Способы регулирования компетенции.

  6. Разграничение компетенции.

  7. Субъекты компетенции.

  8. Особенности компетенции органов законодательной власти.

  9. Особенности компетенции органов исполнительной власти.

  10. Особенности компетенции органов судебной власти.

  11. Компетенция местного самоуправления.

  12. Компетенция в общественных организациях.

  13. Компетенция в корпоративных структурах.

  14. Охрана компетенции, гарантии ее реализации.

Сведения о преподавателе

Лектор курса – Иванова Валентина Ивановна, профессор кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, 20 названий изданных работ, около 100 авторских листов, подробнее сведения на странице кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета РУДН сайта РУДН по адресу: /web-local/kaf/kaf_179/

Candidate of Laws, Professor, Ivanova V.I.,

summary of the program of the special course

«The theory of the competence »

(5-th year of a magistracy)

The special course is devoted to one of the newest legal sciences which have generated its final definition in the second half of the XX century.

The purpose of the course is to arm the listeners (students and post-graduate students) with the knowledge in the field of doctrinal definitions of the competence, its kinds and elements, to teach the system approach to studying of the question, to be able to distinguish the competence of certain subjects that possess it. The special attention in the course is given to studying of the mechanisms and a guarantee of realization of the competence.

1 Об отличиях реферата с последующим докладом от письменной работы с последующим докладом см. в разделе «Методические рекомендации для студентов»

2 Об отличиях реферата с последующим докладом от письменной работы с последующим докладом см. в разделе «Методические рекомендации для студентов»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № 17 от 24 июня 2008 г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Другие похожие документы..