Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Для студентов ИЭУТС заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)»специализации управление финансами предп...полностью>>
'Документ'
2.2. Привлечь учащихся школы, педагогов и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом для укрепления их здоровья и формирован...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса: целью курса является изучение систем управления реляционными БД, применение прикладного программного обеспечения в делопроизводстве и на ...полностью>>
'Программа'
Предлагаемая программа профилированного курса физики учитывает содержание профессиональной подготовки учащихся по специальностям металлообрабатывающе...полностью>>

Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (2)

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

«Молодильные яблоки» из тридевятого царства.

Значение яблок в мифах и сказках народов мира

Исследовательская работа

Авторы: Фокичева Полина,

Юрьева Полина,6 класс.

Научный руководитель:

Данилова Р.И., учитель

русского языка и литературы

НОУ СОШ «Росинка»

Москва

2010

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Образ яблока в мировой художественной культуре.

6

1.1. Изучение ботанических особенностей яблока.

6

1.2. Образ яблока в мифологии и Библии.

8

1.3. Особенности образа в сказках (русские народные, зарубежные).

10

1.4. Образ яблока и яблони в отдельных произведениях классической литературы.

12

1.5. Обзорное исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока.

14

Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на определение роли и смысла образа яблока и яблони в литературе.

16

2.1. Организация и методы исследования.

16

2.2. Описание и анализ результатов исследования.

18

2.3. Описание продукта исследовательской работы.

19

Приложения

22

Приложение 1. Анкета

23

Приложение 2. Таблица обработки данных анкеты

25

Приложение 3. Сценарий внеклассного мероприятия

27

Введение

Кто из нас не любит или не читал сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом.

Настолько ярок, выразителем, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, в сказках всё имеет особый смысл, хранит тайну.

Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть. Тема нашего исследования «Молодильные яблоки» из тридевятого царства. Значение яблок в мифах и сказках народов мира».

В исследовательской работе встретятся основные понятия, знание которых необходимо:

СКАЗКА, и, ж

1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. Стану сказывать я сказки. Лермонтов. Не за былью и сказка гоняется. Пословица. Сказка — складка, песня — быль. Пословица. || Литературное произведение того же характера. С. о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена. || перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а с. 2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.). — Что мне врать? Положим, наш брат, бродяга, сказки рассказывать мастер. М. Горький. 3. Список, реестр (истор.). Ревизские сказки. 4. Официальное показание о чем-н. (офиц. старин.). Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. Пушкин1.

МИФ, а, м. [греч. mythos].

1. Древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). Мифы классической древности. М. об Антее. М. о Прометее. || Легенда, сказание, как составная часть религиозного исповедания (книжн.). Христианский м. М. о воплощении божества. 2. перен. Что-н. легендарное, фантастическое, баснословное; вымысел, выдумка. Его сведения оказались мифом. Это чистейший м.

Наше исследование посвящено малоизученному сказочному образу – яблоку. Яблочко «наливное, молодое, золотое…», молодильные яблоки: «…съест человек яблочко – вмиг помолодеет…», «кто поймает яблочко, тот жених принцессе будет», «… покати яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…». Но иногда это яблочко другое: «…сорвал яблоко, съел, и в тот же миг выросли на голове рога…», «…надкусила царевна яблоко и тут же умерла…»

Почему именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается в сказках? Что кроется за этим символом? Случаен ли этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев? Где его корни? Есть ли продолжение?

Актуальность данной работы заключается в том, что образ яблока изучен недостаточно, данное исследование поможет определить его смысл и значение, познакомит детей и взрослых с образом ЯБЛОКА, привьёт любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества. Эта работа поможет научиться анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Проект реализуется в предметных рамках литературы, лингвистики и МХК.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский, внутришкольный, межпредметный, годовой.

Объектом исследования являются ЯБЛОКО.

Предметом исследования является история возникновения образа ЯБЛОКА.

Гипотеза исследования: образ ЯБЛОКА в литературе - это важный образ, который несет в себе глубокий человеческий смысл.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: определить роль и смысл образа яблока и яблони в литературе.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Познакомиться с мифами и сказками народов мира, а также с произведениями, в которых упоминается этот образ, выявить сходства и отличия.

  3. Провести обзорное исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока.

  4. Изучить ботанические особенности яблока.

  5. Создать представления об образе яблока в мифах и сказках народов мира, а также в произведениях классиков.

Практические:

Подготовить и провести урок внеклассного чтения.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретические

1. Анализ литературных источников.

2. Анализ и сравнение литературного образа.

3. Обобщение результатов исследования.

Эмпирические

  1. Анкетирование учащихся.

  2. Моделирование: подготовить разработку урока по внеклассному чтению

Практическую значимость данной работы будет иметь разработка урока по внеклассному чтению.

Глава 1. Образ яблока в мировой художественной культуре

    1. Изучение ботанических особенностей яблока

Фру́кт (лат. fructus — плод) — сочный, обычно съедобный, плод дерева или кустарника. «Фруктом» обычно называют любой плод, состоящий из мякоти и семян и образовавшийся из завязи цветка.2

По мнению ботаников, все плоды, содержащие семена, являются фруктами.

Фрукты являются важной составляющей пищи человека и многих животных.

Я́блоко — плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков.

Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. Яблоки - самый привычный фрукт в нашей стране и очень приятно, что именно яблоки крайне полезны и необходимы для нашего здоровья. Полезные и лечебные свойства яблок объясняются их целебным составом. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, каротин, калий, железо, марганец, кальций, пектины, сахара, органические кислоты. Также в состав яблок входит большое количество микроэлементов: калий, фосфор, магний, натрий, сера, алюминий, бор, ванадий, железо, йод, медь, молибден, никель, фтор, хром и цинк. В составе плодов содержится 84—90% воды.

Яблоки способствуют нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы.

Яблоки снижают уровень холестерина в крови из-за содержания пектина и соответствующих волокон. Одно яблоко с кожурой содержит 3,5 гр. волокон, т.е. более 10% суточной нормы волокон, необходимых организму. Нерастворимые молекулы волокон прикрепляются к холестерину и способствуют выводу его из организма, тем самым, уменьшая риск закупорки сосудов, возникновения сердечных приступов.

Полезные свойства яблок. Лечение яблоками

Яблоки применяются при авитаминозе, понижении уровня витамина С.

Яблоки обладают хорошими диетическими свойствами и используются как диетический продукт при расстройстве пищеварения, авитаминозе, малокровии и как мочегонное средство. Яблоки оказывают общеукрепляющее действие и повышают устойчивость организма к действию радиации.

Лучше употреблять яблоки свежими, так как они содержат вещества, способные окислять витамин С, а термическая обработка приводит к уничтожению этих веществ и уменьшению в организме витамина С.

Сок яблок хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему, полезен людям умственного труда. В соке много кроветворных элементов.3

    1. Образ яблока в мифологии и Библии

Яблоко во все времена обладало большим символическим значением.

Яблоко - символ жизни, рождения, бессмертия.

Яблоко издавна вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека. Древние люди, действительно, вкладывали в этот образ определенный смысл. Почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая атласная кожица, которая скрывает сочный плод – с тайной и богатством; сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов - это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной. Таким деревом в мифах чаще всего была яблоня или яблоки.

Так, например, в необыкновенных садах древнегреческого рая, росли чудесные золотые яблоки, дающие вечную молодость.

В скандинавской мифологии магическое яблоко богини Идуны (владелица волшебной корзины, наполненной яблоками юности) - олицетворение времени года между мартом и сентябрем; поедание яблок богами наполняло их новыми силами, давало вечную молодость.

Средневековые предания рассказывали о том, что Александр Македонский, искавший в Индии "живую воду", однажды оказался в яблоневом саду, и узнал, что питающиеся яблоками из этого сада, обретают долговечность.

Яблоки во многих мифах связаны с раем или райским садом. Старое название яблони «серебряный сук» происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия.

По ирландскому поверью, яблоко - это фрукт, который обеспечивает бессмертие: если его разрезать надвое, можно увидеть пятиконечную звезду - пентаграмму, символизирующую пять состояний от рождения до смерти, а затем новое рождение.

Древние германцы верили, что яблони пользуются покровительством всех богов, - даже молнии их не трогают, - и поэтому окружали спои жилища яблоневыми садами.

Яблоко - символ ссоры и спора. В основе выражения «яблоко раздора» лежит миф: богиня раздора Эрида, обидевшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (дающих бессмертие). И с надписью «Прекраснейшей» подкинула на свадебный пир. Поднялся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Судьей между ними был избран троянский юноша Парис. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Памятью об этом мифе осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей. Говорят также иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса».

В христианстве яблоко символизирует, с одной стороны, соблазн и грехопадение, с другой - в связи с Девой Марией и Христом - нового Адама и спасение.

Яблоко - запретный плод, символ познания.

В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества, и оно изображается в руках Адама или Евы. Яблоко было запретным плодом, но Ева не только сорвала яблоко и попробовала сама, но и передала Адаму. Следствием стало изгнание из рая на Землю. Таким образом, яблоко здесь сыграло роковую роль. Обретя роль запретного плода, яблоко стало выражением первородного греха. "Яблоко Адама" - кадык, который бывает только у мужчин, согласно легенде, кусочек запретного плода, который застрял у Адама в горле. Одно из самых ходовых монашеских присловий в средние века было: "Mala mali malo mala contulit omnia mundo" (лат. ), т. е. «Яблоко принесло миру все зло».

В Библии можно обнаружить множество мест, в которых не найдешь объяснения: о каких именно яблоках идет речь; упоминаются несколько раз только гранаты. Поэтому в истории соблазнения Евы Змием, говорится не о яблоне, а о некоем дереве: "мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая" (Бытие 3: 1-6).

Яблоко в роли запретного райского плода стало называться позднее, после чего оно и стало считаться символом познания Добра и Зла, отправной точкой для последующего создания "шкалы" оценок и норм морали. И приблизило людей к богам. В китайской символике «обезьяна с яблоком во рту» означает грехопадение.

    1. Особенности образа в сказках (русские народные, зарубежные)

Часто магические растения используются в сказках.

Яблоня и яблоки занимают центральное место во многих русских сказках. Во-первых, дерево яблоня ассоциировалась у русского народа с плодородием, богатством, добротой.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает девушке, которая спасает своего брата. Когда девушка только отправлялась на поиски брата к бабе Яге, она помогла яблоне, собрав спелые яблоки, распрямила её ветки, а на обратном пути яблоня укрыла в своих ветвях девушку и её брата.

Часто яблоки выступают в сказке как целительная сила. Например, из сказки об «Иване-царевиче и сером волке» мы узнаем, что на Руси существовали «молодильные» яблоки: если скушать три из них – становишься сразу молодым и красивым.

В другой сказке рассказывается о юноше, мечтавшем быть богатым, умным и жениться на царской дочке. Тогда его подвели к яблоне, на которой висело три яблока: одно сморщенное жёлтенькое – яблоко мудрости, другое, красное и наливное – яблоко богатства, а третье, ещё зелёное и неспелое, – яблоко счастья. Юноша выбрал жёлтое и сморщенное, потому что был не глупым и догадался, что если быть мудрым человеком, то и богатство и счастье своё можно устроить, если быть счастливым, но бедным и глупым, то это как-то и вправду глупо, а если быть богатым, но глупым и несчастным – то вообще никуда не годится. Царь подивился мудрости юноши и отдал в жёны свою дочь и полцарства впридачу. Таким образом, яблоки в этой сказке могли придавать человеку какие-то качества, то есть обладали волшебными свойствами, улучшающими жизнь человека, преобразующими её, а также влияющие на характер и мировоззрение.

Таким образом, в русских сказках яблоко выступало в качестве символа молодости и мудрости.

Исходя из этих сказок, можно сделать вывод, что яблоки были в русских сказках одними из самых распространённых волшебных плодов, а яблоня – магическим растением.

Часто у многих народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка благодаря съеденному яблоку, как например, в итальянской сказке «Яблоко и Кожура». … В семье вельможи долгое время не было детей. Однажды он встретил на улице волшебника.

«- Синьор волшебник, как нам быть? Уж мы так хотим сына.

Волшебник протянул ему яблоко и сказал:

- Дай это яблоко своей жене, и ровно через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик».

Предсказание исполнилось, но появилось два мальчика: «один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, а другой – у служанки, съевшей кожуру. У служанки – румяный, как яблочная кожура, а у дамы – бледнолицый, как очищенное яблоко».4

Очень часто в сказках яблоко не только символ начала жизни, но и символ здоровья, юности.

В русских народных сказках интересен сюжет о молодильных яблоках: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой…»Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

    1. Образ яблока и яблони в отдельных произведениях классической литературы

Образ яблони и яблока отражается и в литературных сказках, так как ее корни в фольклоре, мифологии.

Например, у А. С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…» 5

Как сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать, что и сделала доверчивая царевна – и умерла. Почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления злых замыслов мачехи? Безусловно, Пушкин знал, что яблоко – образ философский, символ соблазна. Яблоко в его сказке – традиционно фольклорное, это плод древа познания.

Образ яблока встречается и в творчестве В. А. Жуковского («Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»).

«…Сев на яблоню, Жар-птица

За дело принялась и нарвала

С десяток яблок…»

Опять перед нами образ яблока и пера, потерянного у яблони Жар-птицей, который открывает герою мир приключений, помогая добыть блага жизни: богатство, невесту-красавицу. Яблоня снова здесь выступает как дерево судьбы, от которого зависит благополучие, любовь.

    1. Обзорное исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока

Подтверждение данным выводам можно найти и в произведениях живописи. На полотнах и фресках художники часто изображали райские яблоневые сады (В. Тициан «Адам и Ева», П. Рубенс «Адам и Ева в райском саду» и др.).

Яблоко на многих полотнах – символ грехопадения (Я. Госсарт «Грехопадение»), часто яблоко рядом с младенцем Христом (Ф. Беллини «Мадонна с младенцем».

"Яблони в цвету" — это символ чистой, светлой и долгой любви, воспеваемый в произведениях, представляющих романтическое направление в искусстве.

Цветы яблони - весна, начало года, начало любви; цветок юной девушки.
Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

Выводы

Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. Яблоки - самый привычный фрукт в нашей стране и очень приятно, что именно яблоки крайне полезны и необходимы для нашего здоровья. Полезные и лечебные свойства яблок объясняются их целебным составом.

Яблоко во все времена обладало большим символическим значением. 

Яблоко издавна вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно связано с мировоззрением древнего человека. Древние люди, действительно, вкладывали в этот образ определенный смысл.

Яблоко - символ жизни, рождения, бессмертия.

Яблоко - символ ссоры и спора.

Яблоко - запретный плод, символ познания.

Яблоня и яблоки занимают центральное место во многих сказках.

Часто яблоки выступают в сказке как целительная сила.

Яблоки в сказках не только символ начала жизни, но и символ здоровья, юности ( «молодильные яблоки»).

Образ яблони и яблока отражается и в литературных сказках, так как ее корни в фольклоре, мифологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (1)

    Исследовательская работа
    Каждый Новый год с замиранием сердца ждут ребятишки в России появления Деда Мороза и Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
  2. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» Менеджмент и стратегия корпораций: на примере компании

    Исследовательская работа
    Тема настоящей работы «Менеджмент и стратегия корпораций: на примере компании “The Coca-Cola Company”» является интересной и актуальной в настоящее время.
  3. Ноу средняя общеобразовательная школа «росинка» Пираты вчера и сегодня Авторы работы: Меламуд Дарья, Ягубов Эйюб

    Документ
    Данная работа посвящена изучению пиратского кодекса и обычаев. Интересно выяснить, как с древнейших времён до сегодняшнего дня менялись наши представления о пиратстве, какова эволюция кодекса пиратской чести с древнейших времён до наших дней.
  4. «Росинка»

    Исследовательская работа
    Социологический опрос в Великобритании показал, что 17% англичан получили в 2007 году 1 любовное письмо, а за последние 5 лет отправили такие письма 28% респондентов.
  5. Муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №4» Раздел I

    Документ
    Телефоны: (395-5) 51-94-40 (приемная), (395-5) 51-94-30 (информационно-методический центр), (395-5) 51-94-50 (бухгалтерия), (395-5) 51-92-00 (завхоз), (395-5) 51-94-22 (вахта, столовая), (395-5) 51-94-70 (начальная школа), (395-5)

Другие похожие документы..