Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ (виды юридических лиц, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные ...полностью>>
'Программа'
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Современные технологии гальванической обработки металлов. Ток Л.Д., г. Москва, ООО НПП «Экомет», главный инженер, доцент, к....полностью>>
'Пояснительная записка'
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и ...полностью>>
'Документ'
Информационная война – это коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание. В информационной войне можно выделить две составляющих: те...полностью>>

И. В. Брылина конфликтология в социальной работе учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Томский политехнический университет

И.В. Брылина

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебное пособие

Томск – 2009

ББК 88

М 31

Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. Учеб. пособие./ Том. политехн. ун-т.

Учебное пособие по конфликтологии в социальной работе, включающее в себя конспект лекций, контрольные вопросы, практические задания, а также список рекомендованной литературы, подготовлено доцентом кафедры философии Брылиной Ириной Владимировной. Оно предназначено студентам ТПУ для подготовки к зачету.

Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки бакалавров, утвержденного Министерством образования РФ.

Рецензенты:

Е.Б. Лукиева – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Томского политехнического университета;

О.Г. Мазаева – кандидат философских наук, доцент, зав.кафедрой истории философии и логики Томского государственного университета.

© Томский политехнический университет, 2009

оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объект и предмет конфликтологии

Отражение конфликта в философии, религии, искусстве

История становления отечественной конфликтологии

Основные этапы развития зарубежной конфликтологии

ГЛАВА II. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Основные виды социальных конфликтов

Основные стадии развития конфликта

Функции социального конфликта

ГЛАВА III. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Проявления внутриличностного конфликта

Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации

Разрешение внутриличностных конфликтов

ГЛАВА IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Стратегии поведения в межличностном конфликте

Причины межличностных конфликтов

Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Сферы межличностных конфликтов

ГЛАВА V. ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Внутригрупповой конфликт

Межгрупповой конфликт

ГЛАВА VI. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

ГЛАВА VII. КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Конфликты по вертикали

Инновационные конфликты

ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие социального конфликта

Социально - экономические конфликты

Политические конфликты

Международные конфликты

Межэтнические конфликты

ГЛАВА IX. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Управление конфликтами

Формы завершения конфликта

Переговоры

Медиация как форма завершения конфликта. Понятие медиации

Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История человечества насыщена различного рода конфликтами. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества. Это не принесло желанных результатов, однако, изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

Структура курса построена таким образом, чтобы перейти от характеристики сущности и структуры конфликта в целом к изучению его основных видов: внутриличностных конфликтов, которые имеют место в душе одного человека, и социальных конфликтов, в которых задействованы большие массы людей, к изучению конфликтов со все более расширяющимся составом участников.

В первой главе рассматриваются предмет конфликтологии как науки и история ее становления.

Во второй главе рассматривается общая теория конфликта, типология конфликтов и их социальная роль.

В третьей главе рассматриваются внутриличностные конфликты. Такого рода конфликты целесообразно рассмотреть прежде всех остальных видов конфликтов, поскольку именно человек со своими проблемами является действующим лицом в любой конфликтной ситуации. Более того, люди, имеющие внутренние проблемы, склонны выносить их вовне, провоцировать конфликты или быть их активными участниками.

С четвертой по восьмую главы представлен анализ социальных конфликтов и их разновидностей: межличностных и групповых конфликтов, которые в наибольшей степени затрагивают людей эмоционально, поскольку происходят в сфере непосредственного общения, а также конфликты между большими социальными группами, которые для большинства людей являются фоновыми по отношению к их повседневной жизни. Чаще всего такие конфликты не затрагивают личных интересов и имеют значение постольку, поскольку люди идентифицируют себя с определенными социальными группами.

В девятой главе приводятся способы предупреждения и разрешения конфликтов, поскольку это имеет как теоретическое, так и практическое значение для деятельности социального работника.

ГЛАВА I

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объект и предмет конфликтологии

Конфликтология – это наука о конфликтах.

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты. При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.

Цели и задачи конфликтологии в социальной работе:

  • исследование конфликтов, связанных с деятельностью социального работника;

  • организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:

  • преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний в сфере социальной работы;

  • создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области социальной работы;

  • разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности социального работника.

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.

Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.

Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

Что изучает конфликтология?

Понимание конфликта зависит от общих мировоззренческих установок и связано с пониманием природы самого человека. С древних времен существует две точки зрения на этот вопрос. Первая восходит к Аристотелю, который, размышляя о соотношении общества и индивида, отдает явное предпочтение обществу. Человек – часть более широкого целого, и без него утрачивает свой смысл и сущность. Такой взгляд в науках о человеке преобладал довольно долго. К решению этого вопроса в пользу человека впервые пришел английский философ Т. Гоббс в XVII в. Он полагал, что естественное состояние общества – «война всех против всех». Природа создала людей равными, и это порождает равенство надежд и возможностей, люди добиваются одного и становятся врагами. Государство существует для защиты людей друг от друга не по природе, а в силу общественного договора.

В зависимости от позиции наблюдается и разный подход к пониманию конфликта:

  • конфликт обусловлен неправильным общественным устройством (неправильным распределением благ, отсутствием меры и справедливости), следовательно, построение совершенного общества приведет к исчезновению конфликтов;

  • конфликт обусловлен самой природой человека и естественным равенством людей, а значит неизбежен.

Этот спор остается актуальным и в наши дни. Европейская традиция либерализма придает большое значение свободному рациональному выбору человека, обладающего свободой воли, самостоятельно строящего свою судьбу, отвечающего за свои неудачи и достижения, добивающегося своих целей. Либерализм – основание активного отношения к жизни.

Противоположная точка зрения ориентирована на внешние обстоятельства. Чтобы жизнь стала богаче, лучше и интереснее, нужно сделать общество более справедливым. На практике это приводит к подавлению личной свободы и ответственности, к формированию иждивенческой психологической установки.

Человек не может выжить без общества, но, становясь взрослым и самостоятельным, он осознает и свою зависимость от общества, и противоположность своих интересов во многих важных для него вопросах. Интересы людей изменчивы и подвижны, постоянно возникают отношения конкуренции, несовместимости позиций, а значит, конфликт должен быть понят как частный случай социального взаимодействия.

Попытки создать бесконфликтное общество постоянно повторялись в истории, но все они потерпели неудачу. Когда наличие конфликта отрицается, у людей нет возможности научиться управлять им и достойно из него выходить. Они либо до конца отстаивают свою точку зрения, либо загоняют конфликт вглубь, где он вызывает тяжелые переживания и исподволь разрушает отношения. Оба эти варианта малоэффективны. И на самом деле социальные системы отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а тем, как они умеют с ними справляться. Очень важно, чтобы люди ориентировались не только на достижение своих целей, но и на сохранение отношений.

Человечество на протяжении последних веков особенно активно искало средства управления конфликтами. В различных обществах сложились свои традиции их разрешения.

Начиная с XVII в. жизнь в Европе была довольно бурной. Во второй половине XIX в. широко распространился и стал довольно влиятельным марксизм с его теорией классовой борьбы как главной формы конфликта. Благодаря этому европейское общество к сегодняшнему дню накопило большой опыт примирения конфликтующих сторон и выработало культуру компромисса как основу европейской политики.

В США XIX в. – век индивидуализма и конкуренции – дал тип личности, ориентированной на себя. Соединенные Штаты более децентрализованы, чем Европа. Местные власти, а также фирмы, компании пользуются большим влиянием. Развитие бизнеса учило учитывать интересы других людей, а экономическая депрессия побудила к экспериментам в области организации производства, в результате которых возникла новая теория человеческих отношений, отвергающая догматический марксизм. Признание человека личностью, а не функцией производства привело к изменению социально-психологического климата и взятию курса на профилактику конфликта. Поскольку каждый имеет право отстаивать свои интересы, но обострение наносит ущерб всем сторонам, то лучший выход – открытый переговорный процесс, в котором противники становятся партнерами и сотрудничают.

В России XIX в. основной конфликт не классовый, а общедемократический – между произволом монархии и гражданскими правами населения, и в отношении к нему характерен максимализм. В русской религиозной философии принцип соборности являлся одним из важнейших, и он утверждал, что человек – часть целого и конфликт является ересью, преследуется и наказывается. Революционная доктрина поощряла конфликт (революция – локомотив истории). Для российского национального сознания не характерна терпимость к инакомыслию, идеалы духовности требовали самопожертвования, а не примирения. В советской России утвердился догматический марксизм, для которого человек – материал истории, винтик механизма. Конфликты на более низких уровнях, чем классовая борьба, не имели самостоятельного значения и были невозможны в справедливо организованном обществе. Таким образом, в России наиболее распространенными формами борьбы с конфликтами стали насилие и отрицание, замалчивание. Это объясняет, почему широко распространившиеся сейчас западные (главным образом – американские) методики разрешения конфликтов не очень хорошо приживаются на нашей почве.

Итак, в XX в. накопившиеся знания о конфликтах потребовали выделения их в отдельную область. Сначала наука о конфликтах развивается в рамках социологии, в контексте крупномасштабных социологических теорий. Постепенно изучение конфликта стало принимать практическую направленность: поиск способов и средств профилактики и урегулирования конфликтов, и в разработку этой проблемы активно включились психологи.

Социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений.

Психология конфликта ориентирована на анализ межличностных и внутриличностных противоречий и связана с нахождением психологических средств и способов разрешения конфликтов.

Конфликтология объединяет в себе оба эти подхода, являясь особой областью знаний о конфликтах и способах их урегулирования. Это прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности по урегулированию конфликтов.

Конфликтология пользуется данными, теоретическими моделями, методами других наук, особенно тесно связана с социологией и психологией. Другие науки – история, культурология, правоведение, педагогика, политология – дают материал и служат полем приложения для ее концепций.

Традиционно область интересов конфликтологии образуют следующие проблемы:

– сущность социального конфликта;

– классификация конфликтов;

– эволюция конфликтов;

– генезис конфликтов;

– структура конфликта;

– функции конфликта;

– информация в конфликте;

– динамика конфликта;

– диагностика конфликта;

– предупреждение конфликта;

– завершение конфликта.

Разные исследователи, давая свои определения конфликта, все же улавливают его сущность сходным образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.

Отражение конфликта в философии, религии, искусстве1

История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела, лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора, - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения - это уже гораздо больше напоминает животное "стая на стаю". И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм. Логично поэтому заменить наше предположение о том, что конфликт - постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт - постоянный спутник всего живого на земле. Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.

Из известных сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся к VII-VI вв. до н. э. Все мы знаем, что конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше, в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), содержатся уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Позднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок. 610 - 547 г.г. до н.э.), Гераклит (кон. VI - нач. V в.в. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения:

«Следует знать, что война всеобща, и правда - борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости».

«В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.), Геродот (ок. 490-425 гг. до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур.

Цицерон же (106-43 гг. до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

Аврелий Августин Блаженный (354-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него - всегда грех.

Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.

Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.

Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов.

Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил хорошо известную вам теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга.

Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». Естественно, в этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации.

Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено».

Георг Гегель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.

Размышления о конфликте содержатся в работах Фридриха Ницше. Его размышления о морали «Утренняя заря» проникнуты мыслью о том, что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако, в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представит нам другой идеал - своеобразный итог развития человеческого духа - Сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

 Но не только философы размышляли над проблемой конфликта. Так или иначе, эта тема запечатлелась в религиозных учениях. Рассмотрим некоторые из них.

В христианстве отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо.

Противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового заветов. С одной стороны проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой - в книге "Исход" мы встречаем определение Бога как "мужа брани". Воззвание же к богу приносит победу в сражениях.

Анализ текста Библии, проведенный Анцуповым, Калаевым и Шипиловым, показал, что из 12407 понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39 %). Наиболее часто употребляемая в группе "насилие" категория - это категория "наказание" и производные от нее (25.9 %). Призывы убить, убивать составляют 20.8 % группы, "насилие", ненависть и злоба - 13.3 %.

Среди категорий группы "мир и согласие" наиболее часто употребляется группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Негативное отношение христианства к войнам - достаточно современное образование. Лишь в нашем веке официальная католическая церковь обратилась к идее отрицательного отношения к насилию, а в самое последнее время то же наблюдается и в православии. Причина такого противоречия кроется, очевидно, в истории этого религиозного учения. Первоначально оно сформировалось как религия рабов и должна была защищаться, лишь позднее из гонимой властями секты она перешла в государственную религию Римской империи. Необходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиеся в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в Европе. Достаточно вспомнить крестовые походы ХI-ХIV вв.

Кроме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. Существует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представлять.

Позиция Ислама в вопросе о конфликтах также противоречива. С одной стороны, ненасилие проповедуется как идеал социальной жизни. С другой - приветствуется борьба за расширение геостратегического пространства Ислама и даже борьба между единоверцами. В Коране читаем: "А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить." Причина таких противоречий кроется в изначальной многовариантности, которая обусловлена волей Аллаха.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 521100 «Социальная работа» Томск-2004

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального
  2. Учебное пособие по согласованию интересов и управлению конфликтами включает в себя конспект лекций, контрольные вопросы, а также список рекомендованной литературы, подготовлено на кафедре философии тпу.

    Учебное пособие
    Согласование интересов и управление конфликтами: учебное пособие / И.В. Брылина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 110 с.
  3. Н. В. Слинкина, Н. Ф. Сгибнева ббк 78

    Документ
    Свердловский хронограф—2012 / Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского. Отд. краевед. лит.; сост.-ред. Н. В. Слинкина, Н. Ф. Сгибнева. — Екатеринбург : Б-ка им.
  4. Образовательный стандарт томского политехнического университета по направлению подготовки Специальность 080505. 65 "Управление персоналом"

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера высшей квалификации по специальности 080505.65 - “Управление персоналом” при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..