Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Учебное пособие состоит из программы дисциплины, конспекта лекций, заданий к выполнению контрольной работы и вопросов к зачету. В конспекте лекций при...полностью>>
'Доклад'
на коллегию при департаменте ЖКХ Костромской области по вопросу «О финансовом состоянии предприятий жилищно-коммунального хозяйства Костромской облас...полностью>>
'Книга'
В первых двух частях "Каббалистической астрологии" (книгах "Тонкие тела" и "Знаки Зодиака") автор описывал общую структу...полностью>>
'Закон'
Талапина Эльвира Владимировна - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член-корреспондент Международ...полностью>>

Проектные и исследовательские работы на уроках информатики Фролова Е. А

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проектные и исследовательские работы на уроках информатики

Фролова Е.А

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 г.Томска

Современный этап развития общества определяет достаточно высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, которая и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

Основными целями программы «Информатика и ИКТ» являются: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На уроках информатики за счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент следует ставить на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно - требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 8-9 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Кроме тематических проектов, программой курса информатики и ИКТ для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, филология, математика, искусство и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю информатики рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Например, подбор материала и составление интеллектуальных игр по информатике, биологии, истории, литературе, изобразительному искусству и др.

Для такой игры подбираются вопросы, разные по сложности; участник игры выбирает на игровом поле рубрику и цену вопроса ( в дальнейшем – это полученные баллы за правильный ответ), так разыгрываются все вопросы на игровом поле, побеждает тот, кто набрал больше баллов. На примере создания таких интеллектуальных игр учащиеся 8-9 классов очень хорошо усваивают тему: построение презентаций, применение гиперссылок, работа над мультимедийным продуктом. Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету. Например, проект «Создание сайта по физике», сайт по биологии «В мире животных », сайт по информатике «Учебное пособие «Работа в электронных таблицах», сайт «Шедевры мировой культуры» и др. Сайты выполняются в программе-конструкторе сайтов Microsoft Office FrontPage. На таких уроках учащиеся учатся строить сайты и одновременно используют дополнительные материалы из других областей знаний.

На уроках информатики осваиваются и другие программные продукты, например Captivate, с помощью которого можно создавать интерактивные обучающие пособия, например «Технология работы с информацией в среде СУБД ACCESS»

В старшей школе в курсе "Информатика и ИКТ" программой предполагается проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью. Например, проект «О вреде курения» в 10-11 классах. В проекте предполагается, что учащиеся, разбившись на подгруппы рассмотрят этот социально важный вопрос с точки зрения медицины, химии, биологии, вовлекут в обсуждение проблемы учащихся школы, составят анкеты и проведут соцопросы. На первом этапе идёт сбор информации, подпор материалов. На втором этапе – подготовить комплект документов в бумажном и электронном варианте. Создаются презентации в программе Microsoft PowerPoint:

Буклеты о вреде курения в программе Microsoft Office Publisher:

Анкеты для учащихся и их родителей в программе Microsoft Office Word:

Вопрос

Да

Нет

Примечания

Курите ли вы?

14

6

Никогда не пробовал

Пытались ли выбросить курить?

8

12

Никогда не хотелось

Почему вы начали курить?

Курили друзья

Что мешает вам бросить курить?

привязанность

Знаете ли вы о вреде курения?

14

6

 

Что вы об этом знаете?

Убивает лёгочную ткань

Курят ли у вас родители?

8

12

Курят ли родители при вас?

7

13

 

Знают ли родители, что вы курите?

2

12

догадываются

Как они к этому относятся?

отвратительно

Почему, если вы хотите бросить курить, вы не обращаетесь к родителям?

Страшно

Какая стоимость сигарет, которые вы курите?

21-31

Откуда вы берете деньги?

Беру у родителей

Есть ли затруднения с покупкой сигарет?

нет



Анкеты, созданные Microsoft Office Excel :

Вопросы:

Варианты ответов

1.Курите ли вы?

Да

Нет

Не знаю

 

 

 

2.Во сколько лет вы начали курить?

8-10

10-14

14-18

 

 

 

3.Выбирете причину, по которой вы курите?

Курят друзья

Курят родители

Это модно

Другое

4.Хотели бы вы бросить курить?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

 

 

 

5.Знаете ли вы о вреде курения?

Да

Нет

 

 

 

 

6.Как часто вы курите?

Редко

Часто

Не замечаю

 

 

 

 

7.Вы занимаетесь спортом?

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

8.У вас есть проблемы со здоровьем?

Да

Нет

Не знаю

 

 

 

 

9.Как относятся родители к тому что вы курите?

Отрицательно

Положительно

Им всё равно

Они не знают

 

 

 

 

10.Много ли средств вы тратите на покупку сигарет?

Много

Мало

Не замечаю

 

 

 

 


Для построения графиков и диаграмм используется программа Microsoft Office Excel:

Третий этап - презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на школьной, областной конференции. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Сайты, созданные на языке программирования НТМL:

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием -- медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000

2. Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007.

3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. F научно-исследовательская работа

    Научно-исследовательская работа
    В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области в 2011 – 2012 учебном году обучается 1102 человека.
  2. Тематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.

    Урок
    1. Формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время.2. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.3. Содержание, формы и методы работы методических объединений учителей химии (городских , районных,
  3. Отчет о проведении конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Школьная планета мид»

    Публичный отчет
    В 2010-2011 учебном году была продолжена работа по организации и проведению конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Школьная планета МИД», реализуемом под патронажем Отдела заграншкол Департамента кадров МИД РФ.
  4. Анализ состояния и эффективности методической работы моу сош №1 с. Доброе за 2010/2011 учебный год

    Анализ
    В 2010/2011 учебном году в связи с оптимизацией общеобразовательных учреждений в районе к нашей школе были присоединены два филиала: бывшие Замартыновская СОШ и Кривецкая СОШ.
  5. Анализ работы моу дпо цимпо за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Образование должно быть приоритетным направлением в развитии государства. Российское образование должно быть фактически равнодоступным и бесплатным, фундаментальным по содержанию и воспитывающим человека, ответственного за свою Родину.

Другие похожие документы..