Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Види інформації, що захищаються технічними засобами; демаскуючі ознаки об’єктів захисту; джерела й носії інформації, що підлягають захисту технічними...полностью>>
'Документ'
Робоча навчальна програма містить теми нормативного навчального курсу «Дизайн у рекламі», що вивчається студентами Інституту журналістики Київського н...полностью>>
'Программа'
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры теории функций, функционального анализа и прикладной матем...полностью>>
'Документ'
О, вы, которых ожидаетОтечество от недр своих,И видеть таковых желаетКаких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободреныРачен...полностью>>

Администрация Альменевского района Курганской области Стратегия социально-экономического развития Альменевского района до 2020 года Альменево

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация Альменевского района

Курганской области

Стратегия

социально-экономического развития

Альменевского района

до 2020 года

Альменево

2008 г.

Введение

3

1.

Место Альменевского района в экономике Курганской области

5

2.

Конкурентоспособность экономики района

6

3.

Основные итоги социально-экономического развития

Альменевского района в 2007 году

8

3.1

Основные результаты и современное состояние

8

3.2

Финансы и межбюджетные отношения

12

4.

Основная цель и задачи долгосрочного развития района

15

5.

Сценарии и этапы социально-экономического развития

44

5.1

Предпосылки разработки прогноза

44

5.2

Внешние и внутренние условия развития района

44

5.3

Инерционный сценарий

45

5.4

Энерго-сырьевой сценарий

46

5.5

Инновационный сценарий

46

6.

Варианты прогноза социально-экономического развития

47

7.

Угрозы и риски при развитии района на перспективу

51

8.

Повышение финансовой устойчивости района

55

9.

Приоритеты развития

57

9.1 Современная территориальная дифференциация района

57

9.2 Прогноз развития муниципальных образований

58

10.

Усиление имиджа Альменевского района

59

11.

Механизмы реализации Стратегии

59

Введение

Целью Стратегии социально-экономического развития Альменевского района на период 2008-2020 является определение задач, приоритетов, сбалансированных сценариев социально-экономического развития, путей и механизмов их оптимизации. Основные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности в увязке со стратегией социально-экономического развития Курганской области и концепцией стратегии социально-экономического развития Альменевского района.

В соответствии с этой целью:

- проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы:

- сформулированы цели и задачи развития района с учетом общих приоритетов развития и специализации Курганской области;

- разработаны базовые сценарии развития и макроэкономический прогноз на 2008-2020 и до 2030 года;

- определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей и социальной сферы;

- разработана система мер и предложений организационно-финансового характера, направленная на успешную реализацию основных положений Стратегии.

Ведущей идеей методологического подхода, реализованного в Стратегии развития Альменевского района, является идея о необходимости принятия и осознания обществом единой стратегии развития России, экономика которой носит сложный пространственный характер, определяемый разноуровневым комплексом вертикальных и горизонтальных связей между ее субъектами, в качестве которых выступают хозяйствующие структуры различных форм собственности и национальной принадлежности, федеральные и региональные органы государственной власти, муниципальные образования, население, социальные структуры и общественные объединения.

При этом осуществлена увязка проблем и задач Альменевского района с уровнем Курганской области, который является наиболее естественным для согласования и взаимной увязки интересов территориального и отраслевого развития, а также целей, задач, приоритетов и сценариев развития регионального и муниципального уровней.

В рамках разработанной Стратегии предполагается, что такое согласование и увязка должны осуществляться, прежде всего, по следующим основным блокам:

- цели, задачи, приоритеты, сценарии и прогнозная система контрольных параметров социально-экономического развития;

- ресурсное обеспечение: согласование уровня необходимого финансирования должно найти свое отражение в прогнозном финансовом плане и бюджетах всех уровней, должны предприниматься также необходимые меры для обеспечения трудовыми ресурсами (демография, социальная политика), электроэнергией, транспортным обеспечением и т.д.

- система наиболее значимых проектов регионального и муниципального уровней, осуществимая с использованием средств регионального и районного бюджетов и частных инвестиций;

Основными базовыми принципами разработки данной Стратегии являются:

  • преемственность программных документов;

  • принцип устойчивого развития;

  • комплексный и системный подход;

  • взаимоувязанность проблем и приоритетов, целей и задач, сценариев и вариантов прогноза с ожидаемыми результатами и выделяемыми ресурсами;

  • социальная ориентированность Стратегии;

  • принцип социальной ответственности;

  • опора на собственные ресурсы;

  • реализация принципа частно-государственного партнерства;

  • решение имеющихся проблем и преодоление рисков и кризисов, которые могут оказать сдерживающее влияние и ограничить реализацию потенциальных возможностей района.

Важнейшим инструментом реализации Стратегии развития Альменевского района до 2020 года является разработка системы документов, позволяющих дать в совокупности комплексную социально-экономическую оценку развитию территории, опираясь на: Доклад о результатах и основных направлениях социально-экономического развития Курганской области на 2009-2011 гг. Стратегия разработана администрацией Альменевского района.

1. Место Альменевского района в экономике Курганской области

Альменевский район расположен в Юго-Западной части Курганской области в 160 км от областного центра г. Кургана. Район имеет границы: с запада с Сафакулевским, с севера Шумихинским, с востока Куртамышским, с юга Целинным районами Курганской области. Ближайшая железнодорожная станция – город Шумиха, расположена в 47 километрах от районного центра с. Альменева. Через территорию района, с севера на юг, проходит автомобильная дорога, связывающая автомагистраль «Байкал» (Шумихинский район) с пограничным переходом «Усть-Уйское» (Целинный район) на границе с Казахстаном.

Район состоит из 12 сельских муниципальных образований. На территории площадью 2,5 тыс.кв.км. расположены 33 населенных пункта, в которых проживают 13,5 тысячи человек.

Основным направлением развития экономики района является производство сельскохозяйственной продукции – зерна, молока, мяса.

Доля промышленного производства занимает скромный удельный вес, однако, его ежегодный рост имеет устойчивую тенденцию.

На территории района осуществляют деятельность 192 субъекта малого предпринимательства, в том числе 183 индивидуальных предпринимателя, 159 предприятий, организаций и учреждений различной формы собственности.

В сфере образования 8 дошкольных , 22 общеобразовательных учреждения и 1 училище.

Здравоохранение представлено больницей , поликлиникой и тридцатью фельдшерско- акушерскими пунктами.

В районе действует более 110 объектов торговли и общественного питания, основу которых составляет система потребкооперации, обслуживающая более половины населенных пунктов.

Место и роль района в экономике области характеризуется его удельным весом по экономическим показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1 - Место Альменевского района в экономике Курганской области в 2007 г.

Показатель

Значение показателя

Доля в области,

%.

Площадь территории, тыс.кв.м.

2,5

3,4

Численность населения, тыс.чел.

13,5

1,4

Численность занятых в экономике, тыс.чел.

5,8

0,7

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

74,2

0,4

Удельный вес Альменевского района в Курганской области по производству продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

-

2,0

Ввод жилья , тыс.кв.м.

1,3

0,7

Оборот розничной торговли, млн.руб.

306,8

0,6

Альменевский район в системе областного разделения труда специализируется на производстве продукции агропромышленного комплекса.

Промышленный профиль хозяйства района определяют производство и транспортировка

тепловой энергии, пиломатериалов, химизация полей. Доля района в областном объеме производства промышленной продукции за 2008 г. не превышает 0,1 % .

Альменевский район, как составная и неотъемлемая часть Курганской области - одного из важнейших сельскохозяйственных регионов Уральского федерального округа, производит продукцию сельского хозяйства.

Район специализируется на производстве зерновых культур (1,9% в объеме производства по Курганской области), мяса скота и птицы (0,2 %), молока (1,1%).

Для устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе,

стабильного опережения среднеобластных темпов, району необходимо формировать

материальные предпосылки: в сфере развития производственно-промышленного и

ресурсного потенциала, общехозяйственной и транспортной инфраструктуры.

Современная роль хозяйственного комплекса Альменевского района в экономике Курганской области, его вклад в основные экономические показатели региона во многом

предопределяют текущий уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования. Доля района в суммарном по области объеме собственных доходов консолидированных бюджетов районов, по данным за 2008 год, составляет 1,6 %. Этот уровень обеспечивает муниципальному образованию лишь 66 % от среднедушевых объемов собственных бюджетных доходов по совокупности всех 24 районов Курганской области.

2. Конкурентоспособность экономики района

Уровень использования экономического потенциала и современное состояние экономики Альменевского района обусловлены текущей конкурентоспособностью хозяйственного комплекса.

Ключевой характеристикой конкурентоспособности района в масштабах области, в существенной мере определяющей его общий уровень, является рейтинговая оценка 26 районов области по финансовым, экономическим, социальным, показателям и показателям динамичности экономики, достигнутым в 2007 году.

Реитинг района по финансовым показателям. По показателям наличия кредиторской и дебиторской задолженности предприятий на 1 работающего, район занимает 3 строчку среди 26 муниципальных образований и городских округов области, уступая по первому показателю только Мокроусовскому и Частоозерскому, а по второму показателю Шатровскому и Мокроусовскому районам.

Рейтинг по экономическим показателям на душу населения.

По количеству жилой площади, введенной в эксплуатацию, район занимает 15 позицию, оказанию платных услуг -16, обороту розничной торговли и производству молока – 21 среди районов области. Причем показатели динамичности развития экономики говорят о том, что в сравнении результатами 2006 года, район находится в первой половине муниципальных образований области. Так по росту объема оказанных платных услуг населению район занимает 14 место, по увеличению объема оборота розничной торговли -10, а по приросту вводу жилья уступает только 7 районам области.

Рейтинг по социальным показателям.

На фоне общего отрицательного коэффициента прироста населения области, район занимает 14 позицию. Причем при сравнительно невысоком коэффициенте смертности, Альменевский район имеет низкий, в сравнении с городскими территориями, коэффициент рождаемости. Среднемесячная зарплата тружеников района за последние три года ежегодно возрастала на 25-27 %, но пока значительно, на 40%, уступает среднеобластному показателю. Среди муниципальных образований области по уровню оплаты труда район занимает 19 позицию.

По совокупности показателей рейтинговой оценки конкурентоспособности экономики, можно заявить, что Альменевский район может быть отнесен к числу муниципальных образований, располагающихся во втором десятке общего списка.

Проблема повышения конкурентоспособности экономики района налицо. В данном случае важным звеном роста может выступить кардинальное улучшение положения в секторе малого предпринимательства. Ожидаемый быстрый рост этого сектора экономики позволит заметно повысить реальные денежные доходы населения, финансовые поступления в бюджет, а также в значительной степени решить проблемы занятости. Наличие экономических трудностей предопределяется низким объемом собственных доходов районного бюджета и крайне низкой инвестиционной активностью частных инвесторов.

Важным фактором, понижающим конкурентоспособность района является отсутствие на его территории богатой минерально-сырьевой базы. Она представлена небольшими объемами подземной пресной воды и нерудными строительными материалами, в основном глиной.

Сравнительный анализ рейтинговой оценки показывает, что Альменевский район уступает , прежде всего, более крупным районам с развитой инфраструктурой, имеющим серьезное промышленное производство и выгодное территориальное месторасположение, что еще раз подтверждает особую актуальность развития предпринимательства для нормализации экономического положения.

Важнейшим фактором, который может поддержать конкурентоспособность района является наличие плодородных сельскохозяйственных угодий, которые в настоящее время используются не полностью. Низкая эффективность использования этого потенциала , отсутствие переработки продукции на местах, является причиной низкой конкурентоспособности агропромышленного комплекса района в настоящее время. Производством продукции агрокомплекса в районе заняты 4565 личных подсобных хозяйств, 18 крестьянских (фермерских) хозяйств, 14 предприятий.

По итогам работы в 2007 году, производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств района в расчете на единицу пашни составило 4,1 тыс.руб., выручка сельскохозяйственных предприятий от реализации продукции, работ, услуг в расчете на одного работника оказалась на уровне 192 тыс.руб., что ниже среднеобластных показателей, а себестоимость производства зерна (249 руб.), мяса ( 7062 руб.), молока (453 руб.) соответственно были выше среднеобластного уровня.

Во многом на это влияют не современные технологии производства, морально и физически устаревший машино-тракторный парк, отсутствие квалифицированных кадров.

Поэтому актуальным остается вопрос эффективного использования земельных ресурсов для сельскохозяйственного производства, развитие животноводства, а также обеспечение всех населенных пунктов качественной питьевой водой из подземных источников.

Весь комплекс факторов и условий, сильных и слабых сторон района, его конкурентных преимуществ и имеющихся ограничений экономического развития проработан на основе SWOT-анализа..(таблица 2). Реализация направлений повышения конкурентоспособности экономики района и обеспечения его устойчивого социально-экономического развития должна осуществляться как на муниципальном, так и региональном уровнях. Деятельность органов местного самоуправления при реализации стратегии социально-экономического развития на основе оценки приведённых элементов заключается в том , чтобы максимально использовать сильные стороны экономики района и благоприятные факторы для её развития , по возможности устранить слабые стороны и смягчить воздействие негативных факторов, в полной мере использовать открывающиеся возможности экономического роста при поддержке на региональном уровне и сообща минимизировать влияние возникающих угроз.

Таблица-2. SWOT-анализ социально-экономического развития Альменевского района на период до 2020 года

Сильные стороны

Слабые стороны

-стабильные, добрососедские межнациональные отношения;

-наличие личного подсобного хозяйства в большинстве дворов;

- большие площади лесов;

- наличие озёр для промышленного зарыбления и рыболовства;

-наличие плодородных земель сельхозназначения;

- экологически чистая территория;

-низкий уровень экономического развития;

-низкое качество жизни населения;

-низкий уровень конкурентоспособности экономики;

-удалённость от основных транспортных магистралей и железной дороги;

-низкая инвестиционная привлекательность территории;

-дефицит квалифицированных кадров;

-высокий уровень износа основных средств;

-низкий уровень собственных доходов районного бюджета ;

-низкий уровень развития социальной инфраструктуры;

- высокая степень изношенности коммунальных сетей;

Возможности

Угрозы

-наращивание промышленного и сельскохозяйственного потенциала;

-эффективное использование природных, земельных и людских ресурсов;

- привлечение инвестиций в развитие промышленности и АПК;

- совершенствование системы межбюджетных отношений и укрепление доходной базы местных бюджетов;

-создание благоприятного климата для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование условий для легализации бизнеса

-неблагоприятное влияние мирового финансового кризиса

-сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства

-низкая инвестиционная привлекательность экономики района

- миграция экономически активного населения в другие регионы;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Шумихинского района до 2020 года

    Реферат
    Раздел 2 Социально-экономическое развитие Шумихинского района за 2 -2007гг и целевая динамика основных показателей на перспективу (на 2010,2015,2020гг) 15
  2. Программа Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года" Основания для разработки

    Программа
    В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области",
  3. Ой области «Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 2012 годы» (далее Программа модернизации) согласно приложению к настоящему постановлению

    Программа
    В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №85 «Об утверждении Правил
  4. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Другие похожие документы..