Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Основы теории международных отношений Современная внешняя политика Российской Федерации в контексте нового миропорядка Международное право Конституцио...полностью>>
'Документ'
г. Козельск, ул. Чкалова д. 24а, тел. (48442) 2-37-27, факс (48442) 2-39-98, Е-mail szak_koz@kaluga.ru; Уполномоченный орган администрация городского ...полностью>>
'Документ'
Деятельность педагогов школы основана на разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обуча­ющихся...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 24 июня 2010 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических ...полностью>>

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебная программа курса

Владивосток

2009

Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_________________________________________________________

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебная программа курса

для специальностей

060800 «Экономика и управление на предприятии»

060800 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2009

ББК 65.050.9(2)2

Учебная программа по дисциплине «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта России.

Предназначена для студентов III курса специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 060800Т «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» всех форм обучения.

Составители: Бараусова Е.А., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента;

Попова И.В., канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры менеджмента

Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента.

Рекомендована к изданию методическим советом ИПУ ВГУЭС.

© Издательство Владивостокский
государственный университет

экономики и сервиса, 2009

Введение

Переход к рынку потребовал проведения существенных преобразований в системе подготовки кадров для работы в деловых организациях. Принципиально новые условия и содержание деловой активности кардинальным образом изменили требования к качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие обучение и желающие заниматься управленческим трудом в сфере бизнеса.

Сегодня уже не достаточно иметь обширные, но застывшие знания, уметь использовать инструментарий логического анализа. В новых условиях менеджмент должен быть нацелен на создание будущего часто полностью вопреки прошлому и настоящему. На место логики пришли интуиция и творчество. Это, а также ряд других изменений потребовали пересмотра как содержания, так и методов обучения.

Обучение управлению в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это объясняется спецификой управления как преимущественно практической деятельности, в которой поведение, навыки и умения имеют большее значение, чем просто знания. Студенты учатся ставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия их решений и действий, выявлять и устранять проблемы, которые всегда ситуационны и конкретны. Решение таких задач требует не только наличия у человека определенных знаний, но в гораздо большей степени требует проницательности, способности к диагностике проблем, умения идентифицировать проблему, понять ее специфику, особенности и отличие от других проблем.

Значительный объем практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах.

При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, подготовка рефератов и курсовых работ.

В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры.

1 Организационно-методические указания

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Менеджмент» раскрывает теоретические основы управления социально-экономической системой, сущность, принципы, законы и способы организации управленческой деятельности, нацеленной на предпринимательский успех. Целью данного курса является формирование комплекса практических знаний и навыков организации и эффективного управления фирмой с учетом влияния различных внутренних и внешних факторов.

Основными задачами курса являются:

  • изучение основных концепций современного менеджмента, истории развития науки управления, основных подходов и принципов управления, методов принятия управленческих решений;

  • выработка умения анализировать и диагностировать конкретные ситуации, ставить цели, задачи и находить методы их решения;

  • способствовать усилению креативной составляющей личности студента путем организации дискуссий, обсуждения кейсов и стратегического анализа ситуаций.

1.2 Связь с другими дисциплинами

Среди дисциплин управленческого цикла дисциплина «Менеджмент» занимает одно из важнейших мест. Данный курс неразрывно связан с дисциплинами «Теория организации», «Экономика организации», «Экономическая теория», «Управление персоналом», «Деловое общение», «Социология» «Организационное поведение», «Финансовый менеджмент» и др., поскольку данные дисциплины, представляя собой характеристики отдельных аспектов управления организацией, являются составными частями теории управления.

1.3 Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие компетенции:

  • умение использовать знание основных понятий, принципов и методов менеджмента в практической деятельности;

  • умение ориентироваться во внешней макро- и микросреде бизнеса, применяя соответствующие методы их анализа;

  • умение анализировать конкретные ситуации, выбирать наиболее рациональные методы принятия управленческих решений и эффективные формы участия персонала в управлении;

  • умение работать в команде, внимательно слушать окружающих, использовать навыки коллективного принятия решений;

и знания о:

  • научных подходах и школах управления;

  • понятии и структуре внешней и внутренней сред организации;

  • содержании основных и специальных функций управления;

  • критериях рациональности управленческих решений;

  • эффективности коммуникационных процессов.

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

Дисциплина «Менеджмент» изучается студентами III курса в течение 5 семестра. Курс завершается экзаменом. Также в ходе изучения дисциплины «Менеджмент» предусмотрено написание курсовой работы, по результатам написания и защиты которой выставляется отдельная оценка.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является посещаемость лекционных и практических занятий, активная работа на практических занятиях, выполнение всех индивидуальных и групповых заданий, положительная оценка на промежуточной аттестации.

1.5 Виды контроля занятий студентов по дисциплине и способы их проведения

Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения производится в виде устных опросов по теории курса, дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций, написания индивидуальных самостоятельных работ на практических занятиях.

Промежуточные аттестации проводится на 8 и 16 учебных неделях в форме бланкового теста. Итоговая аттестация проводится в форме компьютерного тестирования. Оценка выставляется по сумме баллов, набранных студентом в течение семестра и на экзамене.

Распределение баллов:

Аттестация I 40 баллов

Аттестация II 40 баллов

Экзамен 20 баллов

Итого: 100 баллов

Если по итогам двух промежуточных аттестаций студент набрал менее 40 баллов, он отстраняется от дальнейшего изучения дисциплины в рамках данного семестра.

Контроль знаний студентов недневных форм обучения проводится в виде бланкового или компьютерного тестирования по всем темам курса.

2 Содержание дисциплины

2.1 Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Введение в менеджмент
Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Методы управления. Организация как объект управления. Понятие об уровнях управления. Функции и роли руководителя. Требования к профессиональной компетенции менеджера. Представление о различных школах и моделях менеджмента. Новейшие исторические тенденции. Особенности российского менеджмента
Тема 2. Внутренняя и внешняя среды организации

Характеристика целей, структуры, задач, технологий и трудовых ресурсов – основных внутренних ситуационных переменных организаций. Корпоративная культура в современных условиях. Определение внешней среды организации. Основные факторы внешней среды и их взаимосвязь. Характеристики внешней среды. Международная среда бизнеса. Выход на международные рынки. Менеджмент в глобальном масштабе.

Тема 3. Постановка целей и планирование в организации

Понятие, сущность и функциональное назначение планирования и прогнозирования в организации. Классификация целей и планов в организации. Процессы установления организационных и индивидуальных целей. Критерии эффективности целей. Формы организации планирования. Типы и модели планирования. Методы планирования и прогнозирования. Внедрение планирования в масштабах организации.

Тема 4. Стратегическое управление

Общая характеристика стратегического управления. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии бизнеса. Стратегический выбор. Выполнение и оценка стратегии.

Тема 5. Организация как функция управления

Суть и содержание функции организации. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Факторы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи в организации и координация; масштаб управляемости; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Последовательность этапов разработки организационных структур. Типы организационных структур: преимущества и недостатки.

Тема 6. Мотивация деятельности

Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Модель мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу; теория ERG К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания; теория справедливости (равенства); теория постановки целей; теория Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждения.

Тема 7. Контроль в системе менеджмента

Контроль, его место и значение в ряду функций управления. Этапы процесса контроля. Виды и формы контроля. Стадии контроля: предварительный, текущий и заключительный. Подходы к контролю качества. Всеобщее управление качеством (TQM). Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

Тема 8. Информационно-коммуникационное обеспечение
менеджмента

Роль коммуникаций в процессе управления. Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Слухи как неформальная информационная система. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации. Коммуникационные сети и стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Развитие индивидуальных навыков коммуникации. Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информационные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем.

Тема 9. Принятие управленческих решений

Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема. Классификация управленческих решений. Модели принятия решения. Индивидуальные стили принятия решения. Этапы разработки и принятия рационального решения. Методы принятия и обоснования решений. Эффективность управленческих решений. Побуждение сотрудников к принятию управленческих решений.

Тема 10. Групповая динамика и руководство

Определение групп и команд. Формальные и неформальные группы. Развитие неформальных групп и их характеристика. Управление неформальными организациями. Основа эффективной работы в формальной группе. Внутренняя структура группы. Социальные роли членов группы. Групповая социометрия. Этапы формирования команды. Факторы, влияющие на эффективность работы команды. Типы рабочих команд. Преимущества и недостатки работы в командах. Целесообразность инвестиций в формирование команд. Управление с помощью комитетов. Управление конфликтами в организации.

Тема 11. Власть и влияние

Понятие власти и влияния на других людей. Источники власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная (легитимная) власть; эталонная власть (харизматическая); экспертная власть, власть информации; власть связей. Влияние путем убеждения. Делегирование полномочий как способ укрепления власти. Программы участия работников в управлении.

Тема 12. Лидерство

Природа, определение и содержание понятия лидерства. Лидерство и управление. Четыре подхода к изучению лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход, ситуационный анализ эффективного поведения лидера, ситуационный анализ характера эффективного лидера. Теории лидерских качеств. Исследования Ральфа Стогдилла и Уоррена Бенниса. Концепции лидерского поведения. Исследования стилей руководства К. Левина. Четыре системы лидерства Р. Лайкерта. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Блейка и Моутон. Концепция вознаграждения и наказания. Заменители лидерства. Ситуационные модели лидерства. Модель Танненбаума-Шмидта. Модель Фидлера. Модель «путь-цель» Митчелла и Хауза. Теория жизненного цикла Херсея и Бланчарда. Модель Стинсона-Джонсона. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Новое в теориях лидерства. Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформирующего) лидерства или лидерство для изменений. Интерактивное руководство. Сервисное руководство. Коучинг.

Тема 13. Самоменеджмент и формирование имиджа
руководителя

Понятие самоменеджмента. Формулирование жизненных целей и планирование карьеры, принципы саморекламы, адаптации в новом коллективе и закрепления успеха. Управление временем и информацией: принципы рационального использования времени, правила личной организованности и самодисциплины. Планирование рабочего дня, рациональная организация работы руководителя. Общая модель качеств современного руководителя. Природа и суггестия имиджа, методы формирования и перестройки имиджа. Методики тренировки памяти, интеллекта и навыков делового общения, способы управление стрессом.

Тема 14. Управление человеческими ресурсами

Стратегические цели управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы. Формирование человеческих ресурсов: планирование потребности в персонале, набор и профессиональный отбор кадров, определение заработной платы и льгот, подготовка кадров, оценка результатов деятельности. Развитие человеческих ресурсов: профессиональная ориентация и адаптация, подготовка кадров, оценка результатов деятельности. Управление деловой карьерой специалистов. Подготовка руководящих кадров. Кадровая политика в организации. Повышение качества трудовой жизни.

Тема 15. Эффективность менеджмента

Эффективность управления. Факторы, определяющие эффективность управления. Роль персонала управления в успешном менеджменте. Принципы эффективного менеджмента. Оценка и регулирование эффективности менеджмента. Тенденции изменения эффективности. Социально-экономическая эффективность менеджмента.

2.2 Перечень тем практических занятий

Занятие 1. Введение в теорию управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие менеджмента. Субъект и объект управления

  2. Организация как объект управления

  3. Роль менеджера в организации

  4. «Научный менеджмент» Ф. Тейлора

  5. Административная теория А. Файоля

  6. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера

  7. Процессный подход к управлению

  8. Школа «человеческих отношений»

  9. Системный подход к управлению

  10. Ситуационный подход к управлению

Ситуация для анализа: Предприниматель или менеджер?

Самостоятельная работа: Навыки управляющего

Занятие 2. Внутренние переменные и внешняя среда организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные внутренние переменные организации

  2. Корпоративная культура

  3. Факторы микроокружения организации

  4. Факторы макроокружения организации

  5. Характеристики внешней среды

Ситуация для анализа: Внешняя среда в бизнесе

Индивидуальная письменная работа:

Факторы внешней и внутренней среды организации

Изменчивость внешней среды

Занятие 3. Постановка целей и планирование в организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность планирования в организации

  1. Виды целей и планов на предприятии

  2. Установление индивидуальных целей работника в организации

  3. Установление общеорганизационных целей

  4. Формы организации планирования на предприятии

Самостоятельная работа: Связь планирования и среды организации
Занятие 4. Стратегическое управление

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и история развития стратегического управления

  2. Этапы процесса стратегического управления

  3. Миссия: понятие, уровни, элементы, роль для развития бизнеса

  4. Понятие и роль стратегии для развития организации

  5. Уровни стратегий в организации

  6. Эталонные (базовые) стратегии бизнеса

Ситуация для анализа: Стратегическое планирование и действие

Ситуация для анализа: Стратегия «Макдональдс»

Индивидуальное письменное задание: Анализ миссии предприятия

Самостоятельная работа: Стратегическое управление в организации

Занятие 5. Организация как функция управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Суть и содержание функции организации

  2. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность

  3. Типы организационных структур

  4. Централизованные и децентрализованные организации: преимущества и недостатки

Ситуация для анализа: Организационные изменения

Занятие 6. Мотивация как функция управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения

  2. Современные содержательные теории мотивации

  3. Современные процессуальные теории мотивации

  4. Принципы эффективной мотивации

Ситуация для анализа: Усиление и методы мотивации

Самостоятельная работа: Удовлетворенность работой

Занятие 7. Контроль в организации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие контроля. Этапы процесса контроля

  2. Виды контроля в организации

  3. Характеристики эффективного контроля

  4. Методы и приемы всеобщего управления качеством (TQM)

Самостоятельная работа: Связь контроля с другими функциями управления

Занятие 8. Информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и виды коммуникаций в организации

  2. Коммуникационный процесс: элементы, этапы, обратная связь

  3. Коммуникационные сети

  4. Коммуникационные стили

  5. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления

Самостоятельная работа: Организационные и личностные коммуникации

Промежуточная аттестация: Бланковое тестирование по темам 1-8

Занятие 9. Принятие управленческих решений

Вопросы для обсуждения:

  1. Управленческие решения: природа, классификация

  2. Модели принятия решений

  3. Индивидуальные стили принятия решений

  4. Этапы процесса принятия решений

Ситуация для анализа: Принятие управленческих решений в условиях кризиса

Самостоятельная работа: Управленческие решения в организации

Занятие 10. Групповая динамика

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль групп в организации

  2. Хотторнский эксперимент

  3. Формальные группы: типы, структура, значение

  4. Использование комитетов в управлении организацией

  5. Развитие неформальных групп и их характеристики

  6. Факторы, влияющие на эффективность работы группы

Ситуация для анализа: Роли и их значение

Самостоятельная работа: Формальные и неформальные группы

Занятие 11. Власть и влияние

Вопросы для обсуждения:

  1. Власть и влияние. Источники власти в организации

  2. Формы власти и влияния

  3. Влияние путем убеждения

  4. Делегирование полномочий как способ укрепления власти

Групповая работа: Степень влияния

Самостоятельная работа: Власть и влияние

Занятие 12. Лидерство в организации (часть 1)

Вопросы для обсуждения:

  1. Природа, определение и содержание понятия лидерства

  2. Лидерство и управление

  3. Подходы к определению лидерства

  4. Теории лидерских качеств

Ситуация для анализа: Лидер или нет?

Занятие 13. Лидерство в организации (часть 2)

Вопросы для обсуждения:

Концепции лидерского поведения

  1. Ситуационные модели лидерства

  2. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства

  3. Новые теории лидерства

  4. Программы участия работников в управлении

Самостоятельная работа: Стили лидерства

Занятие 14. Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие самоменеджмент и его основные функции.

  2. Значение самоменеджмента в профессиональной и досуговой деятельности людей.

  3. Характеристика основных принципов сохранения времени.

  4. Понятие инвентаризации временных затрат.

  5. Имидж руководителя в современной организации

Самостоятельная работа: Анализ видов деятельности и расхода времени

Занятие 15. Управление человеческими ресурсами

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение управления человеческими ресурсами в организации

  2. Набор и отбор персонала в организации

  3. Оценка результатов труда

  4. Управление деловой карьерой

Занятие 16. Эффективность менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы, определяющие эффективность управления.

  2. Социально-экономическая эффективность менеджмента

  3. Принципы эффективного менеджмента.

  4. Роль персонала управления в успешном менеджменте.

  5. Оценка и регулирование эффективности менеджмента.

Промежуточная аттестация: Бланковое тестирование по темам 9-15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа дисциплины Владивосток 2009

    Программа дисциплины
    Учебная программа по дисциплине «Устройства формирования и генерирования сигналов» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта России.
  2. Учебная программа курса Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Ведение в специальность» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 03020165 (020200) «Политология».
  3. Шульга Владимир Иванович, кандидат юридических наук, доцент рабочая программа

    Рабочая программа
    Аннотация: Курс предназначен для изучения основных положений теории уголовного права и уголовного законодательства, а также для ознакомления с иными нормативно-правовыми материалами и судебной практикой, особенно в области налогообложения.
  4. Общая часть (3)

    Программа дисциплины
    Учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Общая часть» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 030501.
  5. Учебная программа курса по специальностям 08010565 «Финансы и кредит»

    Учебная программа курса
    Международный валютный рынок Форекс является крупнейшим и самым ликвидным мировым финансовым рынком. В настоящее время ежедневные обороты международного валютного рынка превышают три триллиона долларов, что в сотни раз превосходит

Другие похожие документы..