Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
(указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента (иного лица, имеющего право действовать от имени эмитента...полностью>>
'Документ'
Солнечная дилогия, часть вторая.Хех, неужели Вы думали, что война уходит в небытие одновременно с соответствующими объявлениями в газетах? Для кого-то...полностью>>
'Урок'
Урок по теме «Место и роль картины в искусстве XX века» является одной из итоговых работ по теме III четверти «Великие темы жизни». Завершая изучение ...полностью>>
'Документ'
Для організації проведення фахового вступного випробування за освітньо-кваліфікаційним рівнем «магістр» кафедрою товарознавства та експертизи в митні...полностью>>

Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения Издательство бгуэп

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

СОЦИОЛОГИЯ

Конспекты лекций

для всех специальностей и всех форм обучения

Издательство БГУЭП

2002

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Составители: д-р экон. наук, проф. Н.М. Токарская (темы 11, 13), д-р экон. наук, проф. Б.Л. Токарский (темы 3, 5, 9), канд. филос. наук, доц. Л.Н. Синицына (темы 4, 7, 15), канд. экон. наук, доц. Т.Г. Бахматова (темы 1, 8, 14), канд. экон. наук, доц. И.С. Карпикова (темы 2, 6, 10, 12), ассист. Е.И. Нефедьева (темы 6, 10)

(кафедра социологии и социальной работы)

Социология: Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения / Сост.: Н.М. Токарская, Б.Л. Токарский, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.

Конспекты лекций составлены на основе Государственного образовательного стандарта РФ.

Предназначены для самостоятельного изучения курса социологии студентами всех факультетов и всех форм обучения.

 Издательство БГУЭП, 2002

Оглавление

Оглавление 3

Характеристика парадигм 5

Объективность 5

7

Социология и психология. Особенно трудно провести разграничение между социальной психологией и социологией личности, но такие различия можно сформулировать: 7

Исследование бедности в XX-м веке 32

Взаимосвязь экономической и социальной сфер находит свое отражение в протекании всех социально-экономических процессов. Каждый социальный процесс регулируется определенным социальным механизмом. 49

Социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп в экономической сфере. Сочетает в себе элементы как экономической так и социальной сфер. 49

Экономическая сфера представлена совокупностью отношений в сфере производства, экономическим положением социальных групп и результатами их экономической деятельности. 49

Социальная сфера представлена: социальной структурой, в которой различные группы занимают определенные места; активностью этих групп; социокультурными факторами, реглирующими активность; результатами социально-экономической активности. 49

Элементы организации (целевой подход): 54

Основные понятия, необходимые для построения 55

концептуальной схемы целевой организации: 55

Вопросы к зачету (экзамену) 60

Список основной литературы 63

Тема 1. Предмет социологии.

Структура социологического знания

План

  1. Предмет и объект познания социологии.

  2. Функции социологии. Структура социологического знания.

  3. Социология в системе социогуманитарных наук.

  1. Предмет и объект познания социологии

Соотношение объекта и предмета изучения науки может быть двояким:

1.Объект - то, на что направлено изучение в рамках данной науки. Предмет - наиболее значимое в данном объекте, отражающее его сущность.

2.Объект - реальность, существующая и развивающаяся по своим собственным законам, независимо от наших представлений, понимания. Предмет – результат абстрагирования, логических действий, основанных на опыте, знаниях исследователя, принадлежности к той или иной научной школе.

Объект изучения социологии – общество. Предмет изучения отражает специфику социологического знания и описывается в научных категориях социологии:

  • социальная общность – устойчивая совокупность людей, обладающих общими целями, признаками и взаимодействующих между собой. Именно в процессе взаимодействия возникает понятие «социальное»;

  • социальный институт – устойчивая форма деятельности по удовлетворению базовых человеческих потребностей. Основные социальные институты - религия, семья, образование, политика, экономика;

  • социальное действие – действие, ориентированное на другого (других), социально значимое;

  • социальный процесс – совокупность социальных действий;

  • социальная стратификация – структурированное неравенство.

Конкретное определение предмета социологии и социологии как науки зависит от их понимания в рамках той или иной научной парадигмы. Классификация научных социологических парадигм может быть осуществлена на основе различных критериев (таблица 1, рис. 1).

Существуют межстрановые различия и традиции в понимании предмета социологии. К середине ХХ века сложились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. В рамках европейской традиции особое значение уделяется надиндивидуальному в регуляции поведения человека и групп людей (проблемно ориентированная социология). Американская социология – наука преимущественно о человеческом поведении (предметно ориентированная).

Таблица 1

Характеристика парадигм1

Парадигма

Классика

Модерн

Постмодерн

Основной элемент

Объект познания

Метод познания

Субъект познания

Основной вопрос

Что? (познается)

Как? (познается)

Кто? (познает)

Основная проблема

Объяснение

Понимание

Описание

Основная ценность

Объективность

Рациональность

Креативность

Основное ограничение

Догматизм

Технократизм

Субъективизм

  1. Функции социологии. Структура социологического знания

Основные и универсальные функции: познавательная, практическая, прогностическая.

Дополнительные и специфические: гуманистическая, идеологическая, диагностическая, воспитательная, мировоззренческая и др.

I. Уровни социологического знания на основе идей Р. Мертона:

1. Уровень эмпирических (конкретно-социологических) исследований - эмпирия преобладает, теоретические идеи значимы на стадиях постановки проблемы, разработки гипотез исследования, интерпретации полученной информации.

2. Социологические теории среднего уровня – соотношение эмпирии и теории равнозначно. Цель - осмысление результатов, полученных на первом уровне, выявление и анализ причинно-следственных связей и отношений. Все основные социальные подсистемы изучаются соответствующей социологической теорией, имеющей свой объект и предмет изучения.

3. Высший уровень социологии - общесоциологические теории. Цель - изучение общества как системы.

II.

1. Фундаментальные (теоретические и эмпирические) исследования. Цель - приращение знаний, открытие новых закономерностей, составляющих основу социологии.

2. Прикладные социальные исследования. Цель - обоснование практических рекомендаций, направленных на изменение изучаемых объектов и решение проблем.

  1. Социальная инженерия. Цель - внедрение рекомендаций.

III.

1. Макросоциология. Предмет изучения - общество как целостный социальный организм, социальные институты, социальная структура.

2. Микросоциология. Предмет изучения – социальное поведение, взаимодействие.


Рис. 1. Классификация социологических парадигм1

3. Социология в системе социогуманитарных наук

Два подхода к пониманию места социологии в системе наук: первый - редукционизм, отрицающий специфику социологического знания и второй, в рамках которого социология считается наукой, имеющей специфический предмет и методы анализа, интегрирующей знания, получаемые в системе общественных наук.

Социология и философия. Критерии демаркации установлены в 20-30-е годы XX века:

  1. Основные положения социологии эмпирически проверяемы, в то время как многие философские идеи в принципе не проверяемы на практике.

  2. Одна из основных функций социологии – прикладная, философское же знание имеет только опосредованный выход на решение практических задач.

  3. Философия изучает проблемы, которые значимы для любого народа, эпохи, цивилизации. Социология имеет целью изучение и решение проблем современного реального общества, а не общества вообще.

  4. Объект изучения социологии уже, чем объект изучения философии.

  5. Социологический анализ основывается на собственном категориальном аппарате, соответствующем основным социологическим парадигмам.

  6. Пользуясь общенаучными философскими методами, социология, тем не менее, имеет свои особенные методы сбора и анализа информации.

Социология и психология. Особенно трудно провести разграничение между социальной психологией и социологией личности, но такие различия можно сформулировать:

  1. Социология выявляет типичные, повторяющиеся свойства и характеристики, психология - особенные, уникальные.

  2. Психология делает акцент на уровне «я», социология – на уровне «мы».

  3. Социология и психология имеют специфические эмпирические методы сбора информации.

  4. Объект психологии уже объекта социологии.

  5. Понятийно-категориальный аппарат социологии и психологии имеет свои особенности.

Социология и история:

  1. Социология, так же как и другие науки, использует исторический метод анализа информации.

  2. Социология делает акцент на анализе современного общества, рассматривая события и явления как результат предшествующих событий.

  3. Историки пользуются социологическими концепциями и теориями для понимания исторических фактов.

  4. Социология - более абстрактная наука, чем история.

Социология и политология (общая экономическая теория)

Данные дисциплины соотносятся как часть и целое, так как социология изучает все социальные институты, их функции, дисфункции и т.д.

Литература

  1. Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. – Введение, Гл. 12.

  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – Тема 1. Тема 2.

  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 1999. – Гл. 2.

  4. Зинченко Г.Г. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – Гл.1, 2.

  5. Качанов Ю.Л. Начало социологии. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 2000. – Предисловие, Гл. 1.

  6. Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001 – Гл. 1, 2.

  7. Мендра А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой. – М.: Nota Bene, 2000. – Введение.

  8. Миллс Ч. Социологическое воображение: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Стратегия», 1998. – Гл. 1.

  9. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию: Пер. со швед. - М.: Весь мир, 1994. – Гл. 3, 5-8.

  10. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. – СПб.: Алетейя, 2001. – Гл.1,2.

  11. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Чуланова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – Разд. 1.

  12. Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 1.

Контрольные вопросы

  1. Как можно определить предмет социологии? В чем состоит проблема предмета социологии?

  2. Какое знание можно классифицировать как теоретическое?

  3. Что является основанием для выделения теорий среднего уровня?

  4. Какие функции социологии являются в большей степени специфически социологическими?

  5. Нужно ли проводить четкий водораздел между науками, составляющими систему наук об обществе? Если «да», то с какой целью?

  6. Какие категории являются основными для социологии?

Тема 2. История развития социологической мысли

План

  1. Предпосылки возникновения социологии. Европейская социология в XIX – начале XX веков.

  2. Зарубежная социология XX веков.

  3. История русской социологии.

1. Предпосылки возникновения социологии.

Европейская социология в XIX – начале XX веков

Различают две группы предпосылок возникновения социологии:

  • социально-исторические: формирование нового капиталистического способа производства, урбанизация, возникновение множества новых социальных проблем (безработица, обнищание населения, рост преступности и т.д.);

  • естественнонаучные: формирование новых научных направлений в естествознании, развитие социальных наук, накопление эмпирических фактов.

Необходимость осмысления новых общественных явлений приводит к появлению новой науки – социологии.

«Предвестник» появления этой науки – французский философ Шарль Луи Монтескье. Предпринял первую попытку осмыслить и систематизировать все разнообразие социальных явлений.

Огюст Конт (французский философ) – автор термина «социология», основоположник научного направления «позитивизм». Впервые термин «социология» появился в 30-х годах XIX века. В его работе «Курс позитивной философии». Конт обосновывает необходимость появления новой науки об обществе, описывает логику ее возникновения (закон трех состояний), ее структуру и место в классификации наук, методы познания общества.

Одним из основоположников социологии также является Натур Герберт Спенсер, английский естествоиспытатель и ученый. Основатель натуралистической школы. Понимает общество как организм (подобно живому биологическому организму) и выдвигает идею социальной эволюции, схожую с теорией биологической эволюции Ч. Дарвина.

Карл Маркс (немецкий обществовед) разработал свою концепцию развития общества – исторический материализм. Согласно этой концепции развитие общества представляет закономерный прогрессивный процесс, в основе которого – развитие производительных сил, а замена одних общественных формаций другими происходит на основе противоречия между представителями прогрессивных и устаревших производственных отношений. Способ разрешения противоречия – революция.

Необходимо рассмотреть роль марксизма как важнейшего идеологического направления в истории человечества.

Наиболее значимый вклад в развитие европейской социологии на рубеже XIX – XX веков внесли Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Эмиль Дюркгейм (французский социолог) заложил основу структурно-функционального подхода к пониманию общества как социального организма. Наиболее важным положением теории Дюркгейма можно считать его определение предмета и метода социологии (работа «Правила социологического метода»), согласно которым предметом социологии являются социальные факты, которые необходимо рассматривать как объективную реальность, и изучать посредством анализа причин их возникновения в обществе, сопоставлением одних социальных фактов с другими (методом сравнительного анализа).

Макс Вебер (немецкий социолог) ввел иное понятие предмета социологии. В соответствии с его концепцией социология – это наука о социальном поведении отдельных индивидов. Понять мотивы их поведения – значит понять суть происходящих в обществе процессов. Поэтому социологию Вебера называют «понимающей».

2. Зарубежная социология XX века

В начале XX века центр социологической мысли перемещается из Европы в США. Причины этого:

  • быстрое распространение социологии в США, формирование научных школ, профессионализация социологии;

  • развитие эмпирической (практической) социологии, формирование и совершенствование методов прикладных социологических исследований.

Социология начинает играть важную роль в изучении социально-экономических процессов. Значительное развитие получают исследования в области труда и управления.

В 20-30-х годах формируется индустриальная социология. У истоков ее находился Фредерик Тейлор, создавший систему научного управления трудом (НОТ) на основе комплексных социальных исследований.

Однако непосредственно появление индустриальной социологии связано с именем Элтона Мейо, психолога и социолога. В конце 20-х годах под его руководством был проведен так называемый хоторнский эксперимент, имевший целью поиск дополнительных факторов роста производительности труда. Результатом стало появление нового научного направления – «школы человеческих отношений», определившего значимость межличностных отношений в процессе труда.

30-50-е годах – развитие теорий трудовой мотивации (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и др.). Мотивация работника рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения его трудовой отдачи.

Середина XX века характеризуется появлением новых течений в теоретической социологии, зародившихся в США. К этому подтолкнуло бурное развитие эмпирической социологии, накопление обширного массива социологической информации.

К наиболее значимым направлениям американской теоретической социологии можно отнести структурный функционализм, представители – Толкотт Парсонс и Роберт Мертон.

Т. Парсонс является автором теорий социальной системы и социального действия. Он рассматривал общество как социальную систему во взаимосвязи всех ее элементов и функций. В центре исследовательской концепции Парсонса находятся индивиды и их действия. Созданная им концепция объясняет законы функционирования любого общества, но отличается высоким уровнем научной абстракции.

В противоположность Парсонсу Р. Мертон является основоположником концепции, получившей название «теории среднего уровня». Созданные им теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и др. основаны на результатах эмпирических исследований, в то же время их отличает высокий уровень теоретических обобщений. Таким образом, концепция Мертона позволила объединить теоретический и эмпирический уровни социологического знания.

60-70-е годы – начало современного этапа развития зарубежной социологии. Основные теоретические направления этого периода:

  • теории конфликта, наиболее видные представители – американские социологи Райт Миллс, Льюис Козер, немецкий социолог Ральф Дарендорф, функционирование общества рассматривается через призму конфликтов, которые считаются неотъемлемой чертой общественного развития;

  • теория социального обмена, основоположники – американские социологи Джордж Хоуманс, Ричард Эмерсон, обмен понимается как взаимодействие людей и рассматривается как основа структурных преобразований в обществе;

  • символический интеракционизм, его основоположник – американский социолог Герберт Мид, рассматривает межличностные взаимодействия и динамику развития личности;

  • этнометодология, основатель направления – американец Гарольд Гарфинкель, центральная идея – использование особой методологии исследования, позволяющей осознать социальную реальность через призму взглядов и опыта самого индивида.

Все эти и другие направления развиваются до настоящего времени.

3. История русской социологии

В возникновении и развитии социологии в России прослеживаются некоторые особенности:

  • тесная связь социологии с идеологией;

  • неприятие социологии официальными властями;

  • отставание в развитии социологической мысли, связанное с насильственным прерыванием социологической традиции в 30-50-е годы XX века.

В развитии социологии в России выделяют несколько этапов:

  • дореволюционный период (80-90-е гг. XIX в. – 1917 г.),

  • 1917 г. – конец 20-х годов XX века,

  • 60 - 80-е годы XX века,

  • современный этап (конец 80-х годов – до настоящего времени).

Теоретическая социология в России на первом этапе развивалась в рамках двух основных течений: западническом и славянофильском.

Западническое течение было представлено множеством направлений, из которых в наибольшей степени получили развитие позитивизм и марксизм.

Представители позитивизма – Н. Кареев, П. Лавров, М. Ковалевский и др.

Марксистские взгляды развивали П. Струве, Н. Бердяев, Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др. Впоследствии марксизм становится официальной идеологией в России.

В рамках славянофильства наиболее значимым являлось религиозно-консервативное течение, представители – В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Обосновывали особый путь исторического развития России, связывая его с особыми условиями жизни и национальными чертами русского народа.

После революции 1917 года развитие социологии в России характеризовалось следующими процессами:

  • формирование системы социологического образования, создание кафедр и отделений социологии в ряде российских университетов, издание учебников;

  • широкое распространение получили эмпирические социологические исследования, особенно в области социальных проблем труда.

Один из видных социологов-теоретиков этого периода – Питирим Сорокин, основатель кафедры социологии в Петроградском университете. В 20-х годов XX века П. Сорокин эмигрировал, работал в США, где приобрел мировую известность. П. Сорокин является создателем ряда основополагающих социологических концепций: социокультурной динамики (рассматривает исторический процесс как смену типов культур), интегральной теории человеческой личности и общества, теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В 30-50-х годов развитие социологии в Советском Союзе было прервано. В годы массовых репрессий был нанесен огромный ущерб сообществу российских социологов.

Возрождение социологии начинается на рубеже 50 - 60-х годов в условиях политической «оттепели». Характерной чертой этого периода является жесткая зависимость социологии от официальной идеологии – возрождение социологии происходило в условиях идеологического контроля. В этот период возобновляются эмпирические исследования, особенно в сфере труда. Происходит дальнейшая институционализация социологии: создана Советская социологическая ассоциация (1962 г.), кафедра социологических исследований в МГУ (1964 г.), Институт социологических исследований (1969 г.), журнал «Социологические исследования» (1974 г.). Создаются социологические службы на предприятиях.

Современный этап начался в период перестройки и экономических реформ (конец 80-х годов). Его характерные черты:

  • развитие социологического образования, подготовка профессиональных социологов;

  • расширение контактов с зарубежными социологами, знакомство с зарубежной социологической литературой;

  • резкий рост количества эмпирических исследований, в том числе в новых для российской социологии сферах (маркетинговые, политические исследования и т.п.), совершенствование методики социологических исследований.

Литература

  1. Антология русской классической социологии: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – Разд. 2.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Издательская группа Прогресс, 1993.

  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Книжный дом «Университет», 1997. – Лекции 3-7.

  4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 1999. – Гл. 1.

  5. Громов И. А. и др. Западная теоретическая социология. – СПб.: Ольга, 1996. – Гл. 1-6.

  6. История социологии в Западной Европе и США. Учеб. для вузов. – М.: Норма-Инфра, 2001. – Гл. 1-10, 14-17.

  7. Кареев Н.И. Основы русской социологии. – СПб.: «Издательство Ивана Лимбаха», 1996. – Предисловие.

  8. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Разд. 1.

  9. Курбатов В.И.Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2001. – Ч. 3-8.

  10. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Минск: ЗАО «Экономпресс», 2000. – Гл. 1.

  11. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во « Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – Разд. 2.

  12. Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 2-4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бизнес-планирование Учебно-методический комплекс Иркутск Изд-во бгуэп 2005

    Бизнес-план
    Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы
  2. Учебно-методический комплекс Иркутск Издательство бгуэп 2006

    Учебно-методический комплекс
    Содержит программу курса, формы контроля и оценки знаний, список рекомендуемой литературы и учебно-методические материалы по изучению дисциплины: краткие конспекты лекций, пример теста для контроля знаний.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский управленческий учет» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит / сост.
  4. Рубцова Наталья Владимировна учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»: учеб пособие Иркутск: Изд-во бгуэп, 2009. 167 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080507 Менеджмент организации, утвержденного 17 марта 2 г.
  5. Федеральное агентство по образованию российской федерации (2)

    Документ
    Выполнен в соответствии с контрактом №А1/019/S/3.1 на научно-исследовательские работы (разработка реформы управления вузом) между БГУЭП и НФПК. Использованы материалы стажировок в университетах г.

Другие похожие документы..