Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Все создается с какой-то целью. Придется разобраться, для чего же созданы модулированные сигналы. И почему на них не обратили внимание ни древние гре...полностью>>
'Конкурс'
Можно сказать, что очередной Пушкинский фестиваль в политехе в этом году начался еще до его официального торжественного открытия в оперном театре. И ...полностью>>
'Реферат'
Как неприятно это сознавать, но в работе персонального компьютера (ПК) часто встречаются различные сбои и неполадки, которые мало связаны с некачеств...полностью>>
'Пояснительная записка'
Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характе...полностью>>

Маскаева Светлана Николаевна

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Маскаева Светлана Николаевна,

г. Саранск, ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева»

Поэтика мордовской народной сказки

в художественной структуре сказок Ф.С. Атянина

Многочисленные произведения устно-поэтического творчества мордовского народа, вошедшие в обиход детей и созданные специально для них, передаваясь из поколения в поколение, шлифовались, оттачивались, приспосабливались к потребностям маленьких слушателей. Народное творчество послужило основой письменной литературы. В нем зарождались, определяясь и окончательно формировались особенности искусства, адресованные детям, учитывающего потребности и вкусы читателей этого возраста, искусства, служащего высоким воспитательным и образовательным целям.

Творчество Ф. С. Атянина развивалось под благотворным влиянием мордовского устного народного творчества. Многим он обязан и опыту русских писателей (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова- Щедрина, М. М. Пришвина и др.), умело использовавших фольклор.

Вспоминая свое далекое детство, писатель говорил: «В детстве я очень любил сказки. Отец знал очень много сказок и преданий. Каждый день он рассказывал нам новые сказки. Я до сих пор восхищаюсь впечатлением, оставшимся от ярких сказочных образов» (1,3).

Мысль создать произведения на сказочные сюжеты возникла у Атянина еще давно, но осуществил он ее лишь в 1960 годах. Писатель говорил: «Я не стремился повторить сказочные сюжеты. Пересказать сказку без творческого переосмысления было бы бессмысленно» (1,3).

Уже в первом варианте повести «Сельведь-богатырь» («Слеза-богатырь»), вышедшей отдельной книгой в 1956 году сказалось то умение писателя обращаться с фольклором, которое помогает ему творчески перерабатывать народные сюжеты. Правда, в этом варианте не все образы художественно завершены, местами произведение страдает нечеткостью и надуманностью ситуаций. Но тем не менее повесть была шагом вперед на путях обращения автора к богатствам устно-поэтического творчества народа.

После выхода на свет первого варианта повести «Слеза-богатырь» Ф. Атянин работает с огромным подъемом. Он стремится проникнуть в глубь народно-поэтических традиций. В частности, используя сюжет народных сказок и легенд, он создает свои сказки. Писатель обогащает фольклорные сказки новыми мотивами.

В 60-е годы Атянин основательно переработал повесть «Слеза-богатырь». Персонажи этой повести-сказки очень близки к фольклорным героям.

Например, Слеза-богатырь (главный герой) во многом попадает под определения, данные М. М. Бахтиным фольклорным персонажам в статье «Проблема исторической инверсии и фольклорного хронотипа». Говоря о сказочных образах, ученый пишет: «Человек рос за счет будущего, становился богатырем по сравнению с современными людьми, наделялся невиданной физической силой, трудоспособностью, героизовалась его борьба с природой, героизовался его трезвый, реальный ум, героизовались даже его здоровый аппетит и его жажда. Здесь идеальная величина и сила и идеальное значение человека никогда не отрывались от пространственных размеров и временной длительности. Большой человек был и физически большим человеком, широко шагавшим, требовавшим пространственного простора и долго жившим во времени реальной жизнью» (1, 185)

М. М. Бахтин, подчеркивая черты подлинного фольклорного произведения считает, что человек в нем велик сам, а не за чужой счет, он сам высок и силен, он один может победно отражать целое вражеское войско, он прямая противоположность маленького царя над большим народом, он и есть этот большой народ, большой за свой собственный счет. Он порабощает только природу, а ему самому служат только звери (да и те не рабы ему).

«Герой в этом мире «дома», он так же чудесен, как этот мир. Чудесно его происхождение, чудесны обстоятельства его рождения, его детства и юности, чудесна его физическая природа и т.д. Он - плоть от плоти и кость от кости этого чудесного мира, и он лучший его представитель» (1, 189).

Процитируем самого Ф. С. Атянина: «Стал Лесынька расти прямо на глазах у матери и превратился в могучего богатыря. Схватил он своими сильными руками змею, ударил ее о толстый дуб, убил гремучую. Смотрит Маруня на своего сына, диву дается, глазам своим не верит. Тут она вспомнила свои пролитые над сыном слезы, и те, которые проливал и проливает весь народ от врагов лютых: видно, эти слезы - ручейки слились в одну реку. В этой реке была сила народа по капельке собрана. Лесынька и искупался в этой реке. Это она дала ему силу богатырскую, чтобы победить врагов- змеев» (19,155).

А. Г. Борисов, характеризуя основных героев сказки - повести «Слеза- богатырь» отмечает: «Вечность, бессмертие народа воплощены в образе Слезы-богатыря, сына простой крестьянки Маруни и пастуха Игони.

В центре внимания Атянина не изображение огромной физической силы богатыря, а становление его личности. Писатель дает биографию Слезы-богатыря, объясняет, как и почему он выступает в защиту своего народа. Он проникнут чувством долга перед родиной, разделяет ее трагедию (2, 182- 183).

Есть в творчестве Ф. С. Атянина сказки, представляющие собой литературный пересказ слышанных автором легенд и преданий.

Легенда - это «…один из прозаических жанров фольклора. В легенде чудесное, фантастическое лежит в основе повествования и определяет его структуру, систему образов и изобразительных средств. Один из путей возникновения легенды - превращение в нее предания. Рассказчик, излагая факты, дополняет их своим воображением или соединяет с известными ему легендарными мотивами, и реальная основа отходит на задний план или исчезает совсем и принимает характер необыкновенного. Легенды могут превращаться в сказки. Легенды не обязательно создаются на основе рассказа очевидца или предания, а могут появиться из соединения других легенд» (3, 171).

Такие произведения Атянина, как «Серебряное озеро» и «Дочь пастуха» можно назвать сказками-легендами. В них автор также ставит перед собой цель - создать произведение, близкое по своему звучанию к фольклорному. «Дочь пастуха», например, напоминает легенд о браке земной девушки с громом.

В любой легенде в обязательном порядке должны присутствовать какие- то реальные картины, персонажи, события. Писатель вводит в произведение рассказчика (в сказке-легенде «Дочь пастуха» - это старик Прохор, в «Серебряном озере» рассказчиком является дедушка). Они рассказывают слушателям истории (якобы имевшие место в действительности о том, откуда на горе взялись дуб и береза (в сказке «Дочь пастуха») или почему лесное озеро называется Серебряным (в сказке «Серебряное озеро»)

Введение в произведение реальных образов - своеобразное связующее звено с реальной действительностью. Что необходимо для создания легенды. Но в произведениях наряду с реальными героями выступают и сказочные образы, например, в сказке «Дочь пастуха» - это гневный Гром, огненная Молния, грозная Туча, седой Дождь, а в «Серебряном озере» - Вирява,- царица леса, ее дочь Цяцяня, злая колдунья Ватыкай, ее сын Куеньбря .

Таким образом, сказка повесть, «Слеза-богатырь» сказки – легенды, «Серебряное озеро», «Дочь пастуха» являются произведениями, основанными на фольклорных традициях. Однако значение фольклора для автора не исчерпывается лишь употреблением отдельных элементов. Ф. С. Атянин в своей деятельности опирался на народно-эстетические и этические нормы, а также на некоторые творческие принципы.

Сказки писателей слились в сознании людей всех поколений со сказками народа. Это происходит потому, что каждый писатель, каким бы оригинальным не было его произведение он непосредственно держит связь с фольклором. Даже творя собственные сюжеты поворот в народной сказке может дать толчок к созданию новой, фантастической истории. При всем том, на сказочной литературе лежит печать следования и переработки традиций народных сказок, но, обращаясь к единому источнику - фольклору, каждый писатель превращал усвоенное из него в своеобразное золото.

Но известность и славу Атянин как детский писатель получил благодаря выходу сборника «Серебряное озеро», куда вошли одни из наиболее читаемых ребятами сказок «Слеза- богатырь», «Серебряное озеро», «Дочь пастуха». Эти сказки явились результатом сложной творческой переработки фольклорного материала, в них автор соединил в себе национальный колорит произведений мордовского устно - народного творчества, высокие и светлые гуманистические идеи, обаятельность и убедительность образов героев, а вместе с тем увлекательность сюжетов и богатство фантазии. Все это создало его сказкам неизменный успех в детской аудитории вот уже на протяжении нескольких десятилетий.

Опыт русской и мировой классики убеждает, что лучшие сказки вырастают из окружающей действительности. На основе жизненных фактов созданы и многие сказки Атянина, например, его сказочная повесть «Тайна ущелья», где казалось бы, автор рассказывают об обычных сельских ребятишках, в которых юные читатели могут легко узнать себя. И вот эти обыкновенные дети выполняют не совсем обычное дело - они отправляются на поиски волшебной богатырь-травы и находят ее в результате многих приключений, так интересно и увлекательно рассказанных писателем.

Многие произведения Ф. С. Атянина помогают формированию не только любви к родной природе, но и вдумчиво, пытливого отношения к ней, учат заботиться о животных и птицах, как это делают, например, герои из рассказов «Ласточка», «Жульба», сказок «Новоселы», «Тайна ущелья» и других.

Литература

1. Атянин Ф. С. В новогоднюю ночь. Стихи и сказки для детей младшего школьного возраста.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.- 56с.

2. Атянин Ф. С. Серебряное озеро.- Саранск: Мордов.кн.изд-во,1970.-192с.

3. Бахтин М. М. Литературно- критические статьи / сост.: С. Г. Бочаров и В. В. Кожинов.- М.: Худож. Лит., 1986.-542 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Трушкина Юлия Ивановна, канд филол наук, ст преподаватель. Кирдяшова о. С. (502 гр.) Семантика темного в цикле рассказ

    Рассказ
    КУМАНЁВА И. А. (503 гр.) - «П.С. Кирилловонь поэзиянть жанрань ды тематикань келейчизэ (Жанровое и тематическое своеобразие поэзии П. С. Кириллова)».
  2. Секция: Летопись родного края Кабинет№5

    Документ
    Председатель жюри: Юнг Е.Л., методист кафедры филологического образования ГОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
  3. Номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр

    Документ
    Красносельцов-ский производственный кооператив "Союз" (Краснов Вадим Николаевич, Яковлев Александр Николаевич,Кравченко Вячеслав Юрикович, Акамов Дмитрий Александрович,
  4. Бюллетень новых поступлений 2005 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. «Согласовано»

    Расписание
    Проблематика группы: теория окказиональности, окказиональные и потенциальные слова, индивидуально-авторские новообразования, новообразования в детской речи,

Другие похожие документы..